Шпаргалка по методике естествознания
уровня подготовки учащихся изучение естествознания может строиться по-
разному.
^Для определения обязательного минимума знаний по естествознанию разработан
образовательный стандарТ . Обучение по любой общеобразовательной~программе,
которая составлена на основе образовательного стандарта, обеспечивает
обучающимся необходимую обязательную естественнонаучную подготовку. Любое
среднее учебное заведение обязано исходить в обучении из базового
содержания предметной области образования, которое должно быть качественным
и полноценным. Все программы сориентированы на то, чтобы к концу обучения в
начальной школе обеспечить единый уровень минимальных достаточных
требований к подготовке учащихся по естествознанию.
На реализацию образовательного компонента «Окружающий мир» в четырехлетней
начальной школе базисным учебным планом общеобразовательных учреждений
России предусмотрено следующее количество часов в неделю: I и II классы -
один час, III и IV классы - два часа.
В настоящее время для начальной школы разработаны 4 основные
общеобразовательные программы по естествознанию: 1. «Зеленый дом», автор
А.А.Плешаков; 2. «Природа и люди», автор З.А.Клепинина; 3. «Окружающий
мир», авторы Н.Р.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов; 4. «Мир и
человек», авторы А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан; Кроме того,
имеются специальные программы: программа «Естествознание», авторы Е.В.Чуди-
нова, Е.Н.Букварева, по методике Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова; программы
«Естествознание», «География», авторы Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец,
А.В.Казаков, по методике Л. В. Занкова.
Требования образовательного стандарта
Кроме знаний учащиеся должны овладеть и определенными умениями: '
- различать обьекты природы и предметы, созданные руками человека, объекты
живой и неживой природы; описывать объекты природы;
- различать основные группы растений и животных, изученных представителей
каждой группы; распознавать растения и животных из различных сообществ,
природных зон; определять сельскохозяйственные растения и животных края;
ухаживать за комнатными растениями, размножать их одним из изученных
способов;
- вести самостоятельные наблюдения в природе; пользоваться термометром;
выполнять несложные опыты, пользоваться простейшим лабораторным
оборудованием;
- ориентироваться на местности, определять стороны горизонта по компасу,
солнцу и другим признакам; определять стороны горизонта на глобусе и
географических картах; читать план и карту, находить географические объекты
на картах;
- различать основные полезные ископаемые родного края;
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в быту и при
проведении опытов; оказывать простейшую помощь при повреждениях кожи;
- объяснять взаимосвязи в природе, выполнять правила поведения в ней,
выполнять посильную работу по охране природы и окружающей среды;
Для определения уровня достижения требований программы предлагается
проводить устную и письменную проверку знаний, практическую проверку
выработанных умений. Для объективной оценки знаний используются тестовые
задания. Методы проверки знаний учащихся в началъное школе рассмотрены в
соответствующей главе. Полученные знания и умения необходимы учащимся для
дальнейшего изучения дисциплин естествеинонаучного цикла в среднеи школе.
Межпредметные связи и приемственость общенаучн образования
Межпр. Св. по опр-ю Федорва пред-т –отражение в сод-е учебных дисциплин
взаим-ей , к\е сущ-т объективно познаются совр науками.
Преемственность предполагает опр последовательность ЗУН , способов Дея-ти
к\е предстоит овладеть ученику в пр-е об-я «по вертикали»
1. нео-о озаглавить свои соотношения м\у частями данной обр-ой обл.
на разных этапах об-я.
2. н\о продумать общие м\ы , приемы, об\я,
3. н\о выд-ть опр-ие постепенно возрастающие требования к
результативности об-я ,вос-я, разв-я.
Методика, формирование и развитие начальных естественно-научных понятий
билет 5
Понятие как пед категория
он основополагающий, т.е. целью каждого урока явл формирование понятия и
представления.
Проблема форм и развития понятий, позволяет решать важн вопросы методики –
взаимоотношение между содержанием и м/м.
Понятие – это категория, кот рассматривается педагогикой, психолог,
философ.
Понятие (с т.з. Ф) – форма мышления, отражающая существенные св-ва, связи и
отн-е предметов и явл в их противоречии и развитии; мысль или система
мыслей, обощающая, выд-я пр-ты некот класса по определ-м общ-м и в
совокупности специф-м для них признаков.
Понятие (с т.з. пед-ки) – форма объед-го и научн мышления, результатом
обобщения св-в пред-в некот класса и мысленного выд-я этого класса по опред-
м совокупностям общих для предметов этого класса отличит-х признаков.
Вывод: П – есть обобщенное знание, отражающ. сущест. св-ва предметов и
явлений.
П. характеризуется содержанием, объемом, динамичностью.
I) по содержанию естест-н П. бывают:
Гр№1 – экологические
общие: природное общество, культурное сообщество, цепь питания, условия
жизни; охрана природы, экол., безопасности.
Гр№2 – физические
явл, тело, вещ-во, св-ва, газ, пар.
Гр№3 – биологические
Гр№4 – геологические
почва, песок, горн породы, рельефы
Гр№5 – с/х понятия
овощи, фрукты, удобрения
II) Классиф-я по объему
Объем П харак-ся кол-вом обобщенности включенных в него элементов знаний.
Простые – река, звезда, Солнце, спутник, Луна
Сложные (общие) – реки, города, горы
Собирательные – реки Московской области
В шк. использ. в основном простые понятия.
III) Динамика П м/т б. горизонтальной и вертикальной
кажд П. по отн-ю к др П м/т б либо единичным, либо собирательным.
Уральские горы – единичное по отношению к горам, но общее по отношению к
гори Народная.
Динамика П по вертикали хар-ся развитием П.
Стадии развития П.
Стадия №1 – необх. наличие чувст-го опыта, живого созерцания в рез-те форм-
я элементарн первонач-е П.
Стадия №2 – происходит расширение и абстрагирование
Стадия №3 – высш степень разв-я П., оно приобретает статус закона,
закономерности.
Образование естественно-научных понятий
Сначала формир. понятие
Каждое П, усв-е уч-ся при из-ии нач. естест-я, д/о хар-я таким числом
признаков, к-е было бы достаточно, чтобы трактовать его как первоначальное.
Вместе с тем оно д\о иметь объем эл-в зн необходимых для дальн. развития.
Кажд. П. было подтверждено опт. кол-вом фактов, д\ы б. расм-ы взаимосвязи
П., к. ук-т на связанную сис. П.
Т.о. П д.б. простым, включать много эл-в познания для дальн разв-я, д.б в
развитии.
Методика есть отражение в учебном пр-е философ теории познания – от живого
созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике > важный пед
принцип > вести детей к знанию общего ч-з из-ие единичного, особенного.
Общий ход образ-я П
1) восприятие
Исходный момент этого пра- восприятие пред-в и явл природы всеми органами
чувств > в рез форм-я ощущения.
В рез интегрированной дея-и мозга ощ-я складываются в единый образ и обр-я
восприятие.
Восприятие – всегда целостно, конкретно, явл чувственным отражением действ-
и, образом пр-а или явл-я его присутствия.
Чем богаче, разностороннее восприятие, тем выше кач-во основы пр-а
познания.
2) Возникновение представления
Представление – образ пр-та или явл в отсутствии такого
обл-т выс степенью обобщенности, главное в прест-и – взаимопроникновение
наглядного и обобщенного
связано с чув-м опытом (восприятие); с обобщением опыта в пр-е мышл-я, а
затем и в речи.
Важность представления
«Все д.б. представлено для воспр-я высш-м чув-м, а именно видимо зрению,
слышимо слуху, обоняемо обонянию, вкушаемо вкусу, осязаемо осязаемому. Если
что-н. м.б. воспринято несколькими чув-ми, то и представляя этот пр-т
нескольким чув-м.»
Вывод: представление явл необх предпосылкой для сознат-го усвоения данных
зн о природе; важным источником позн-х, нрав-х, культуролог-х кач-в Л., они
явл условием разв-я мышл и вообр-я шк-в.
Форм-е представлений обеспечивает у детей фактич-х образных зн.,
способствующих их умственному, нрав-му, эстетич-му и физич-му разв-ю.
3) Формирование представления
1 – необх. выявить наличие у уч-я к-л представления о данном предмете
2 – выявляем кач-во представлений
3 – орг-я непосредственной работы детей с явл-ми и предметами
наблюдение, эксперимент, прак или лаб раб, экскурсия
При отсутствии самого объекта исп изображение, но в этом случае обяз-о исп
прием сравнения с привлечением опыта уч-ся.
При отсутствии изображения исп слово .
4) Закрепление представления
в форме разл видов дея-ти: зарисовать, смоделировать (сложить гриб).
На основе сов-ти представлений форм. понятий.
В рез-е осмысления, обобщения предс-й выд-я общ, сущ-е признаки предметов и
явл. Рез-м этого пр-а и явл. понятие.
Напр.: у ребенка есть представление о березе, липе и др. С помощью мыслит
деят реб выд-т их сущ-е признаки: один толстый высокий ствол, крона > у реб
форм понятие «дерево»
Механизм обр-я понятия
1) наличие представлений об исследуемом объекте
2) с пом вопросов на выд-ие общих св-в, приз-в, взаимосв-и пр-в и явл-й,
выявляем его пре-я.
3) необх вычленить сущ-е признаки и отд-ть от несущ-х; добавить нов эл-ы
зн. и в рез-те абстрагирования сформ-ть понятие, для этого исп приемы
сравнения, противопоставления, классификация, беседа.
Развитие понятия
этот пр-с необх рассматривать как их движение от элементарных первонач зн к
более сложным по объему, т.е. как переход к нов высокому качеству понятия.
Пример: понятие «осень» для различных классов.
Классификация методов об-я. Билет6
Кл-я методистов-естествознателей Боровецкова Телюзина
1) методы из-я пред-ы преподаванием (рассказ, лекция, беседа)
2) методы с\р у-я (наблюдение, опыт, трудовые действия, работа с учебником)
Классификация Райкова
Бинарная номенклатура методов
1) словесные методы (иллюстр; исследоват)
2) наглядные методы (иллюстр; исследоват)
3) моторные методы (иллюстр; исследоват))
Классификация по Верзимеру
1) словесные
2) наглядные
3) практич
Словесные методы:
рассказ – последоват изложение учебного материала. Используется, когда
необх сообщить что-то новое, когда тема не случалась ранее.
Отсутствие набл за описываемым объектом.
Требования к рассказу:
продолжительность к 4 кл – 5-7 мин.
Требования к речи уч-ля:
эмоциональность, четкая, ясная, выделение голосом, не использование
большого кол-ва терминов и фактов.
Наглядность исп по необходимости.
Происходит разв познават интереса, развитие умения слушать, внимание,
воображение, память.
Минусы: 1) передаются отвлеченные знания, не связанные с жизненной
практикой; 2) пассивность учащихся.
Беседа
Метод постановки целенаправленных вопросов, кот мобилизуют зн и прак опыт
уч-ся и приводят к новым знаниям.
Виды вопросов:
1) Группа вопросов, треб воспроизв фактич сведений
2) Кто это? Что это? Какой? Что делает? Направлены на осмысление сведений.
3) отработка знаний (давайте вспомним, повторим)
Беседа строится индуктивно (несколько сходных объектов, а в конце вывод) и
дедуктивно (даются общие положения, кот в дальнейшем подтверждаются и
развиваются нов фактами)
Наглядные методы
Демонстрация нат-х объектов:
натурал объекты – крупные коллекционные образцы, располаг на спец
подставках > учащимся видно.
Мелкие коллекции дают в руки уч-ся.
Любой демонстр образец нужно пустить по рядам.
Практические методы об-я ест-я. Билет 7.
Явл относит молод методом, нач представл словесных и наглядных.
Они позволяют в наиб степени реализовать пр-п дидактики – деятельный подход
и гуманизация пр-а об-я
Реб из объекта научения превр в субъект собств деят-ти.
Субъект позиция явл характерной чертой развивающего об-я.
Что разв-т
+ аналитико-синтетическая деятельность; логич мышление; творческие
способности; самостоят, набл –ть, речь, внимание.
- несовершенство матер условий
Этапы исп. прак метода
1) уч получ предмет для изучения (каждый уч получ в руки)
Пр-ы и методы бывают разные в завис от класса.
Вывод
1. В 1кл т\о одинаковые, во 2кл –м\о разные
2. 2) уч получ задание, котор опред вид деят с предметом. Разные пр-ы –
разные задания.
3. 3) самостоятельная деятельность уч-ся
4. 4) обсуждение выводов. Выводы у всех м.б. разные.
5. 5) форм-м общий вывод.
Форма орг-ии деят-ти уч-я, где примен практ методы
1) экскурсия
2) предметные уроки (практ, лаб раб)
3)игра
Виды практ методов
Метод распознавания и определения признаков
Основа метода – анализ внешн морфолог и частично анатом особенностей
предметов.
Применяется при работе с раздаточ материалом, когда возникает необх
составить характеристику предметов, явл, выделить их признаки, опр-т место
дан пр-а, явл. При исп метода необходим инструктаж.
Например: изучение особенностей растений, изучение термометра
Метод Опыт, эксперимент
Эксп примен, когда в естеств. пр-с привносится искусственный элемент.
Виды:
кратковрем
длительн
Опыты на пришкольном опытном участке:
- длительные опыты, идущие весь вегетативный период
- необх вести спец тетради для набл, где все фиксируется
Выводы:
+ форм научно-исследоват деятельности
- материально-техническая база
Метод Моделирование
Виды:
материальные (глобус)
идеальные (умозрительные, мысленно построенные) – образные (строятся из
чувственно наглядных элементов) и знаковые (условные обозначения)
Т.о., ребенок на основе созданного образа сам делает модель.
Сочетание методов об-я
Способствует:
1) целостности орг-ции уч процесса
2) разностороннему развитию уч-ся
3) форм позитивный интерес
билет8
Метод Наблюдение
Непосредственное целенаправление восприятия предметов и явл окр мира всеми
органами чувств.
Проводится в классе или на природе.
Дети набл самостоятельно или под непосредственным контролем учителя.
Требования.
1) Конкретность
2) Систематичность
Набл – важный источник знаний об окр мире. Они дают основу, на кот в
дальнейшем строятся мыслит операции.
Набл явл средством развития мышления.
Любые набл начинаются с постановки цели, определения объекта.
Важн усл набл явл разумный отбор объектов.
Этапы наблюдения
1) Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление
об объекте)
2) Работа по рассмотрению частей объекта
3) Обобщение увиденного
Приемы закрепления Н.
1) Рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить.
2) Имитация.
3) Сравнение.
4) Работа с иллюстрацией.
5) Самостоятельное проведение Н.
Н. за изменениями погодых условий(календарь погоды и труда)
биоет 9
Словесные методы:
рассказ – последоват изложение учебного материала. Используется, когда
необх сообщить что-то новое, когда тема не случалась ранее.
Отсутствие набл за описываемым объектом.
Требования к рассказу:
продолжительность к 4 кл – 5-7 мин.
Требования к речи уч-ля:
эмоциональность, четкая, ясная, выделение голосом, не использование
большого кол-ва терминов и фактов.
Наглядность исп по необходимости.
Происходит разв познават интереса, развитие умения слушать, внимание,
воображение, память.
Минусы: 1) передаются отвлеченные знания, не связанные с жизненной
практикой; 2) пассивность учащихся.
Беседа
Метод постановки целенаправленных вопросов, кот мобилизуют зн и прак опыт
уч-ся и приводят к новым знаниям.
Виды вопросов:
1) Группа вопросов, треб воспроизв фактич сведений
2) Кто это? Что это? Какой? Что делает? Направлены на осмысление сведений.
3) отработка знаний (давайте вспомним, повторим)
Беседа строится индуктивно (несколько сходных объектов, а в конце вывод) и
дедуктивно (даются общие положения, кот в дальнейшем подтверждаются и
развиваются нов фактами)
Билет 10
Наглядные методы
Демонстрация нат-х объектов:
натурал объекты – крупные коллекционные образцы, располаг на спец
подставках > учащимся видно.
Мелкие коллекции дают в руки уч-ся.
Любой демонстр образец нужно пустить по рядам.
Значение демонстрации мат-х объектов
исп этого м-да позв исп оснон принцип – принцип наглядности
обеспеч полное представление о предмете или явл. (+ словесный метод)
способствует систематизации обогащенного зн уч-ся
актив-я зн
более глубокое запоминание изуч-го предмета
разв наблюдат-ти, произ-го внимания
разв речи
форм познават интерес к предмету
повышение самостоятельности
Метод демонстрации природных объектов и явлений
используется, когда отсутствует нат. объект или его дем-я противоречит
основ-м законам экологии.
Ценность метода в том, что дает воз-ть из-ть объ-ы природы в окр их среде и
взаимосвязи с этой средой
Основной принцип экологии
Использование этого метода не всегда форм-т точные представления у уч-ся >
необх исп доп методы и приемы, позв добиться более полных зн.
Метод демонстрации опытов
примен, когда пр-т или явл необх изучить в условиях, котор искусственно
измен или в них привносятся некотор искусственные элементы.
Позв наглядно из-ь объект\явл, недоступные для набл в ест условиях
показать пр-с за очень кор время
разв нав исслед деятельности у детей
Опыты
кратковременные (за один урок)
длительные (опыт закладывается на уроке, либо дем-я конечный рез-т)
билет 11
Средства обучения
те или иные пред-ы с пом к-х уч-ль орг-т учебн деят-ть.
Ср. об. н. ест-я – естеств или искусст пр-ы, а также эксп-ы, вкл в уч пр-с
для реш обр-х задач.
Зуев о ср. обуч.: “При рассуждении о какой-л. вещи уч-ль пок-т оную в
натуре и по картинке.”
Голуб: “Ср обуч пред-т единую сис, звенья кот взаимосв-ы. Связи опр-я сед-
м, методикой преп-я, особ-мя усв-я пред-а, а также функциональными св-ми
отд-х ср обуч: такие связи порождают целостность, структурность и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|