МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Шпаргалка по методике естествознания

    уровня подготовки учащихся изучение естествознания может строиться по-

    разному.

    ^Для определения обязательного минимума знаний по естествознанию разработан

    образовательный стандарТ . Обучение по любой общеобразовательной~программе,

    которая составлена на основе образовательного стандарта, обеспечивает

    обучающимся необходимую обязательную естественнонаучную подготовку. Любое

    среднее учебное заведение обязано исходить в обучении из базового

    содержания предметной области образования, которое должно быть качественным

    и полноценным. Все программы сориентированы на то, чтобы к концу обучения в

    начальной школе обеспечить единый уровень минимальных достаточных

    требований к подготовке учащихся по естествознанию.

    На реализацию образовательного компонента «Окружающий мир» в четырехлетней

    начальной школе базисным учебным планом общеобразовательных учреждений

    России предусмотрено следующее количество часов в неделю: I и II классы -

    один час, III и IV классы - два часа.

    В настоящее время для начальной школы разработаны 4 основные

    общеобразовательные программы по естествознанию: 1. «Зеленый дом», автор

    А.А.Плешаков; 2. «Природа и люди», автор З.А.Клепинина; 3. «Окружающий

    мир», авторы Н.Р.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов; 4. «Мир и

    человек», авторы А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан; Кроме того,

    имеются специальные программы: программа «Естествознание», авторы Е.В.Чуди-

    нова, Е.Н.Букварева, по методике Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова; программы

    «Естествознание», «География», авторы Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец,

    А.В.Казаков, по методике Л. В. Занкова.

    Требования образовательного стандарта

    Кроме знаний учащиеся должны овладеть и определенными умениями: '

    - различать обьекты природы и предметы, созданные руками человека, объекты

    живой и неживой природы; описывать объекты природы;

    - различать основные группы растений и животных, изученных представителей

    каждой группы; распознавать растения и животных из различных сообществ,

    природных зон; определять сельскохозяйственные растения и животных края;

    ухаживать за комнатными растениями, размножать их одним из изученных

    способов;

    - вести самостоятельные наблюдения в природе; пользоваться термометром;

    выполнять несложные опыты, пользоваться простейшим лабораторным

    оборудованием;

    - ориентироваться на местности, определять стороны горизонта по компасу,

    солнцу и другим признакам; определять стороны горизонта на глобусе и

    географических картах; читать план и карту, находить географические объекты

    на картах;

    - различать основные полезные ископаемые родного края;

    - выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в быту и при

    проведении опытов; оказывать простейшую помощь при повреждениях кожи;

    - объяснять взаимосвязи в природе, выполнять правила поведения в ней,

    выполнять посильную работу по охране природы и окружающей среды;

    Для определения уровня достижения требований программы предлагается

    проводить устную и письменную проверку знаний, практическую проверку

    выработанных умений. Для объективной оценки знаний используются тестовые

    задания. Методы проверки знаний учащихся в началъное школе рассмотрены в

    соответствующей главе. Полученные знания и умения необходимы учащимся для

    дальнейшего изучения дисциплин естествеинонаучного цикла в среднеи школе.

    Межпредметные связи и приемственость общенаучн образования

    Межпр. Св. по опр-ю Федорва пред-т –отражение в сод-е учебных дисциплин

    взаим-ей , к\е сущ-т объективно познаются совр науками.

    Преемственность предполагает опр последовательность ЗУН , способов Дея-ти

    к\е предстоит овладеть ученику в пр-е об-я «по вертикали»

    1. нео-о озаглавить свои соотношения м\у частями данной обр-ой обл.

    на разных этапах об-я.

    2. н\о продумать общие м\ы , приемы, об\я,

    3. н\о выд-ть опр-ие постепенно возрастающие требования к

    результативности об-я ,вос-я, разв-я.

    Методика, формирование и развитие начальных естественно-научных понятий

    билет 5

    Понятие как пед категория

    он основополагающий, т.е. целью каждого урока явл формирование понятия и

    представления.

    Проблема форм и развития понятий, позволяет решать важн вопросы методики –

    взаимоотношение между содержанием и м/м.

    Понятие – это категория, кот рассматривается педагогикой, психолог,

    философ.

    Понятие (с т.з. Ф) – форма мышления, отражающая существенные св-ва, связи и

    отн-е предметов и явл в их противоречии и развитии; мысль или система

    мыслей, обощающая, выд-я пр-ты некот класса по определ-м общ-м и в

    совокупности специф-м для них признаков.

    Понятие (с т.з. пед-ки) – форма объед-го и научн мышления, результатом

    обобщения св-в пред-в некот класса и мысленного выд-я этого класса по опред-

    м совокупностям общих для предметов этого класса отличит-х признаков.

    Вывод: П – есть обобщенное знание, отражающ. сущест. св-ва предметов и

    явлений.

    П. характеризуется содержанием, объемом, динамичностью.

    I) по содержанию естест-н П. бывают:

    Гр№1 – экологические

    общие: природное общество, культурное сообщество, цепь питания, условия

    жизни; охрана природы, экол., безопасности.

    Гр№2 – физические

    явл, тело, вещ-во, св-ва, газ, пар.

    Гр№3 – биологические

    Гр№4 – геологические

    почва, песок, горн породы, рельефы

    Гр№5 – с/х понятия

    овощи, фрукты, удобрения

    II) Классиф-я по объему

    Объем П харак-ся кол-вом обобщенности включенных в него элементов знаний.

    Простые – река, звезда, Солнце, спутник, Луна

    Сложные (общие) – реки, города, горы

    Собирательные – реки Московской области

    В шк. использ. в основном простые понятия.

    III) Динамика П м/т б. горизонтальной и вертикальной

    кажд П. по отн-ю к др П м/т б либо единичным, либо собирательным.

    Уральские горы – единичное по отношению к горам, но общее по отношению к

    гори Народная.

    Динамика П по вертикали хар-ся развитием П.

    Стадии развития П.

    Стадия №1 – необх. наличие чувст-го опыта, живого созерцания в рез-те форм-

    я элементарн первонач-е П.

    Стадия №2 – происходит расширение и абстрагирование

    Стадия №3 – высш степень разв-я П., оно приобретает статус закона,

    закономерности.

    Образование естественно-научных понятий

    Сначала формир. понятие

    Каждое П, усв-е уч-ся при из-ии нач. естест-я, д/о хар-я таким числом

    признаков, к-е было бы достаточно, чтобы трактовать его как первоначальное.

    Вместе с тем оно д\о иметь объем эл-в зн необходимых для дальн. развития.

    Кажд. П. было подтверждено опт. кол-вом фактов, д\ы б. расм-ы взаимосвязи

    П., к. ук-т на связанную сис. П.

    Т.о. П д.б. простым, включать много эл-в познания для дальн разв-я, д.б в

    развитии.

    Методика есть отражение в учебном пр-е философ теории познания – от живого

    созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике > важный пед

    принцип > вести детей к знанию общего ч-з из-ие единичного, особенного.

    Общий ход образ-я П

    1) восприятие

    Исходный момент этого пра- восприятие пред-в и явл природы всеми органами

    чувств > в рез форм-я ощущения.

    В рез интегрированной дея-и мозга ощ-я складываются в единый образ и обр-я

    восприятие.

    Восприятие – всегда целостно, конкретно, явл чувственным отражением действ-

    и, образом пр-а или явл-я его присутствия.

    Чем богаче, разностороннее восприятие, тем выше кач-во основы пр-а

    познания.

    2) Возникновение представления

    Представление – образ пр-та или явл в отсутствии такого

    обл-т выс степенью обобщенности, главное в прест-и – взаимопроникновение

    наглядного и обобщенного

    связано с чув-м опытом (восприятие); с обобщением опыта в пр-е мышл-я, а

    затем и в речи.

    Важность представления

    «Все д.б. представлено для воспр-я высш-м чув-м, а именно видимо зрению,

    слышимо слуху, обоняемо обонянию, вкушаемо вкусу, осязаемо осязаемому. Если

    что-н. м.б. воспринято несколькими чув-ми, то и представляя этот пр-т

    нескольким чув-м.»

    Вывод: представление явл необх предпосылкой для сознат-го усвоения данных

    зн о природе; важным источником позн-х, нрав-х, культуролог-х кач-в Л., они

    явл условием разв-я мышл и вообр-я шк-в.

    Форм-е представлений обеспечивает у детей фактич-х образных зн.,

    способствующих их умственному, нрав-му, эстетич-му и физич-му разв-ю.

    3) Формирование представления

    1 – необх. выявить наличие у уч-я к-л представления о данном предмете

    2 – выявляем кач-во представлений

    3 – орг-я непосредственной работы детей с явл-ми и предметами

    наблюдение, эксперимент, прак или лаб раб, экскурсия

    При отсутствии самого объекта исп изображение, но в этом случае обяз-о исп

    прием сравнения с привлечением опыта уч-ся.

    При отсутствии изображения исп слово .

    4) Закрепление представления

    в форме разл видов дея-ти: зарисовать, смоделировать (сложить гриб).

    На основе сов-ти представлений форм. понятий.

    В рез-е осмысления, обобщения предс-й выд-я общ, сущ-е признаки предметов и

    явл. Рез-м этого пр-а и явл. понятие.

    Напр.: у ребенка есть представление о березе, липе и др. С помощью мыслит

    деят реб выд-т их сущ-е признаки: один толстый высокий ствол, крона > у реб

    форм понятие «дерево»

    Механизм обр-я понятия

    1) наличие представлений об исследуемом объекте

    2) с пом вопросов на выд-ие общих св-в, приз-в, взаимосв-и пр-в и явл-й,

    выявляем его пре-я.

    3) необх вычленить сущ-е признаки и отд-ть от несущ-х; добавить нов эл-ы

    зн. и в рез-те абстрагирования сформ-ть понятие, для этого исп приемы

    сравнения, противопоставления, классификация, беседа.

    Развитие понятия

    этот пр-с необх рассматривать как их движение от элементарных первонач зн к

    более сложным по объему, т.е. как переход к нов высокому качеству понятия.

    Пример: понятие «осень» для различных классов.

    Классификация методов об-я. Билет6

    Кл-я методистов-естествознателей Боровецкова Телюзина

    1) методы из-я пред-ы преподаванием (рассказ, лекция, беседа)

    2) методы с\р у-я (наблюдение, опыт, трудовые действия, работа с учебником)

    Классификация Райкова

    Бинарная номенклатура методов

    1) словесные методы (иллюстр; исследоват)

    2) наглядные методы (иллюстр; исследоват)

    3) моторные методы (иллюстр; исследоват))

    Классификация по Верзимеру

    1) словесные

    2) наглядные

    3) практич

    Словесные методы:

    рассказ – последоват изложение учебного материала. Используется, когда

    необх сообщить что-то новое, когда тема не случалась ранее.

    Отсутствие набл за описываемым объектом.

    Требования к рассказу:

    продолжительность к 4 кл – 5-7 мин.

    Требования к речи уч-ля:

    эмоциональность, четкая, ясная, выделение голосом, не использование

    большого кол-ва терминов и фактов.

    Наглядность исп по необходимости.

    Происходит разв познават интереса, развитие умения слушать, внимание,

    воображение, память.

    Минусы: 1) передаются отвлеченные знания, не связанные с жизненной

    практикой; 2) пассивность учащихся.

    Беседа

    Метод постановки целенаправленных вопросов, кот мобилизуют зн и прак опыт

    уч-ся и приводят к новым знаниям.

    Виды вопросов:

    1) Группа вопросов, треб воспроизв фактич сведений

    2) Кто это? Что это? Какой? Что делает? Направлены на осмысление сведений.

    3) отработка знаний (давайте вспомним, повторим)

    Беседа строится индуктивно (несколько сходных объектов, а в конце вывод) и

    дедуктивно (даются общие положения, кот в дальнейшем подтверждаются и

    развиваются нов фактами)

    Наглядные методы

    Демонстрация нат-х объектов:

    натурал объекты – крупные коллекционные образцы, располаг на спец

    подставках > учащимся видно.

    Мелкие коллекции дают в руки уч-ся.

    Любой демонстр образец нужно пустить по рядам.

    Практические методы об-я ест-я. Билет 7.

    Явл относит молод методом, нач представл словесных и наглядных.

    Они позволяют в наиб степени реализовать пр-п дидактики – деятельный подход

    и гуманизация пр-а об-я

    Реб из объекта научения превр в субъект собств деят-ти.

    Субъект позиция явл характерной чертой развивающего об-я.

    Что разв-т

    + аналитико-синтетическая деятельность; логич мышление; творческие

    способности; самостоят, набл –ть, речь, внимание.

    - несовершенство матер условий

    Этапы исп. прак метода

    1) уч получ предмет для изучения (каждый уч получ в руки)

    Пр-ы и методы бывают разные в завис от класса.

    Вывод

    1. В 1кл т\о одинаковые, во 2кл –м\о разные

    2. 2) уч получ задание, котор опред вид деят с предметом. Разные пр-ы –

    разные задания.

    3. 3) самостоятельная деятельность уч-ся

    4. 4) обсуждение выводов. Выводы у всех м.б. разные.

    5. 5) форм-м общий вывод.

    Форма орг-ии деят-ти уч-я, где примен практ методы

    1) экскурсия

    2) предметные уроки (практ, лаб раб)

    3)игра

    Виды практ методов

    Метод распознавания и определения признаков

    Основа метода – анализ внешн морфолог и частично анатом особенностей

    предметов.

    Применяется при работе с раздаточ материалом, когда возникает необх

    составить характеристику предметов, явл, выделить их признаки, опр-т место

    дан пр-а, явл. При исп метода необходим инструктаж.

    Например: изучение особенностей растений, изучение термометра

    Метод Опыт, эксперимент

    Эксп примен, когда в естеств. пр-с привносится искусственный элемент.

    Виды:

    кратковрем

    длительн

    Опыты на пришкольном опытном участке:

    - длительные опыты, идущие весь вегетативный период

    - необх вести спец тетради для набл, где все фиксируется

    Выводы:

    + форм научно-исследоват деятельности

    - материально-техническая база

    Метод Моделирование

    Виды:

    материальные (глобус)

    идеальные (умозрительные, мысленно построенные) – образные (строятся из

    чувственно наглядных элементов) и знаковые (условные обозначения)

    Т.о., ребенок на основе созданного образа сам делает модель.

    Сочетание методов об-я

    Способствует:

    1) целостности орг-ции уч процесса

    2) разностороннему развитию уч-ся

    3) форм позитивный интерес

    билет8

    Метод Наблюдение

    Непосредственное целенаправление восприятия предметов и явл окр мира всеми

    органами чувств.

    Проводится в классе или на природе.

    Дети набл самостоятельно или под непосредственным контролем учителя.

    Требования.

    1) Конкретность

    2) Систематичность

    Набл – важный источник знаний об окр мире. Они дают основу, на кот в

    дальнейшем строятся мыслит операции.

    Набл явл средством развития мышления.

    Любые набл начинаются с постановки цели, определения объекта.

    Важн усл набл явл разумный отбор объектов.

    Этапы наблюдения

    1) Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление

    об объекте)

    2) Работа по рассмотрению частей объекта

    3) Обобщение увиденного

    Приемы закрепления Н.

    1) Рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить.

    2) Имитация.

    3) Сравнение.

    4) Работа с иллюстрацией.

    5) Самостоятельное проведение Н.

    Н. за изменениями погодых условий(календарь погоды и труда)

    биоет 9

    Словесные методы:

    рассказ – последоват изложение учебного материала. Используется, когда

    необх сообщить что-то новое, когда тема не случалась ранее.

    Отсутствие набл за описываемым объектом.

    Требования к рассказу:

    продолжительность к 4 кл – 5-7 мин.

    Требования к речи уч-ля:

    эмоциональность, четкая, ясная, выделение голосом, не использование

    большого кол-ва терминов и фактов.

    Наглядность исп по необходимости.

    Происходит разв познават интереса, развитие умения слушать, внимание,

    воображение, память.

    Минусы: 1) передаются отвлеченные знания, не связанные с жизненной

    практикой; 2) пассивность учащихся.

    Беседа

    Метод постановки целенаправленных вопросов, кот мобилизуют зн и прак опыт

    уч-ся и приводят к новым знаниям.

    Виды вопросов:

    1) Группа вопросов, треб воспроизв фактич сведений

    2) Кто это? Что это? Какой? Что делает? Направлены на осмысление сведений.

    3) отработка знаний (давайте вспомним, повторим)

    Беседа строится индуктивно (несколько сходных объектов, а в конце вывод) и

    дедуктивно (даются общие положения, кот в дальнейшем подтверждаются и

    развиваются нов фактами)

    Билет 10

    Наглядные методы

    Демонстрация нат-х объектов:

    натурал объекты – крупные коллекционные образцы, располаг на спец

    подставках > учащимся видно.

    Мелкие коллекции дают в руки уч-ся.

    Любой демонстр образец нужно пустить по рядам.

    Значение демонстрации мат-х объектов

    исп этого м-да позв исп оснон принцип – принцип наглядности

    обеспеч полное представление о предмете или явл. (+ словесный метод)

    способствует систематизации обогащенного зн уч-ся

    актив-я зн

    более глубокое запоминание изуч-го предмета

    разв наблюдат-ти, произ-го внимания

    разв речи

    форм познават интерес к предмету

    повышение самостоятельности

    Метод демонстрации природных объектов и явлений

    используется, когда отсутствует нат. объект или его дем-я противоречит

    основ-м законам экологии.

    Ценность метода в том, что дает воз-ть из-ть объ-ы природы в окр их среде и

    взаимосвязи с этой средой

    Основной принцип экологии

    Использование этого метода не всегда форм-т точные представления у уч-ся >

    необх исп доп методы и приемы, позв добиться более полных зн.

    Метод демонстрации опытов

    примен, когда пр-т или явл необх изучить в условиях, котор искусственно

    измен или в них привносятся некотор искусственные элементы.

    Позв наглядно из-ь объект\явл, недоступные для набл в ест условиях

    показать пр-с за очень кор время

    разв нав исслед деятельности у детей

    Опыты

    кратковременные (за один урок)

    длительные (опыт закладывается на уроке, либо дем-я конечный рез-т)

    билет 11

    Средства обучения

    те или иные пред-ы с пом к-х уч-ль орг-т учебн деят-ть.

    Ср. об. н. ест-я – естеств или искусст пр-ы, а также эксп-ы, вкл в уч пр-с

    для реш обр-х задач.

    Зуев о ср. обуч.: “При рассуждении о какой-л. вещи уч-ль пок-т оную в

    натуре и по картинке.”

    Голуб: “Ср обуч пред-т единую сис, звенья кот взаимосв-ы. Связи опр-я сед-

    м, методикой преп-я, особ-мя усв-я пред-а, а также функциональными св-ми

    отд-х ср обуч: такие связи порождают целостность, структурность и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.