МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Шпаргалка по методике естествознания

    по естествознанию, она становится формой общеклассной работы. В этом случае

    она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса.

    Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда ее

    проводят с группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся.

    Значение экскурсий. Велико педагогическое значение экскурсий. Следует

    прежде всего отметить ее огромное общеобразовательное значение. Экскурсия

    конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания

    учащихся.

    Различают следующие виды экскурсий:

    - в природу;

    - в музеи и на выставки;

    - на сельскохозяйственные производства, станции юннатов, опытные станции.

    Важное место в плане работы педагога-естественника занимают экскурсии в

    природу, где учащиеся могут увидеть взаимоотношения природных объектов и их

    связь со средой обитания.

    Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений,

    учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи

    организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу

    представляют способ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных

    объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь

    открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся,

    инициативы и наблюдательности. На экскурсиях, как и на практических

    занятиях, у учащихся формируются навыки самостоятельной работы. Они

    знакомятся со сбором материалов и с сохранением сборов, а также с

    обработкой экскурсионного материала (на занятиях в классе после экскурсии).

    Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения

    своего края.

    Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся

    воспитываются интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся

    видеть ее красоту, понимают необходимость бережного отношения к природе.

    Это так называемая эмоциональная сторона экскурсий. Знания, полученные в

    этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую

    память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания

    учащихся.

    Кроме того, экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают

    у них самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни

    развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке,

    сообразительность в различных затруднительных положениях. Таким образом,

    экскурсии имеют немаловажное значение для воспитания коллективистских

    навыков.

    Экскурсии имеют большое значение и для физического развития учащихся.

    Пребывание на чистом воздухе, в естественной природной среде содействует

    закалке и укреплению здоровья учащихся. Это особенно проявляется в

    многодневных экскурсиях, но и при организации однодневных экскурсий цели

    физического развития не должны быть забыты.

    Существенное значение при изучении естествознания имеют также экскурсии в

    музеи, на выставки, опытные станции и т.д.

    Итак, экскурсии имеют огромное значение в деле образования и воспитания

    подрастающего поколения и являются составной частью школьной работы.

    Место экскурсий в школьном курсе естествознания. Экскурсии - очень важная

    органическая составная часть нормальной работы школы, они должны быть тесно

    связаны со всем ходом обучения. Их нельзя рассматривать как случайное,

    эпизодическое явление, мало связанное со всем ходом преподавания, нечто

    вроде весенних школьных прогулок.

    Экскурсии - это те же уроки, но уроки в природе или в музее, на выставке и

    т.д., т.е. в иной внешней обстановке. Поэтому и отношение школ к экскурсиям

    должно быть такое же, как к урокам. Они введены в план школы, связаны с

    программой курса, занимают определенное место в годовом и тематическом

    планировании учебного предмета в каждом классе.

    Расписание экскурсий должно быть согласовано таким образок, чтобы экскурсия

    по одному предмету не срывала других уроков. Планирование экскурсий дает

    возможность осуществить их без срыва других занятий.

    Тематика экскурсий определяется программой по природоведению или

    естествознанию. Анализ различных программ по курсу естествознания в

    начальной школе показывает, что экскурсии включены во все программы и имеют

    сходную тематику. По тематике все экскурсии можно разделить на следующие

    группы:

    - ознакомление с многообразием органического мира, наблюдения за явлениями

    природы в различное время года;

    - ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности,

    топонимикой, полезными ископаемыми своей местности;

    - экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде

    обитания, различных видов природных сообществ, ознакомлению с природным

    богатством своего края и проблемами охраны окружающей среды;

    - экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства.

    Доя каждого класса в программах определены темы экскурсий с учетом

    возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся. В начале

    изучения курса природоведения - это проведение наблюдений за явлениями

    природы, знакомство с правилами поведения в природе. По мере накопления

    знаний тематика усложняется, на заключительном этапе проводят экологические

    экскурсии, изучают взаимоотношения организмов в сообществах, связь живой и

    неживой природы, использование природных богатств человеком и его

    воздействие на природу. Неотъемлемая часть любой экскурсии вне зависимости

    от ее тематики - природоохранная направленность.

    Рассмотрим методику проведения экскурсий в природу, так как они наиболее

    сложны в организационном и методическом в плане и требуют специальной

    подготовки.

    Подготовка к экскурсии. Каждая группа экскурсий имеет свою специфику и

    требует серьезной предварительной подготовки руководителя и учащихся.

    Подготовка начинается с составления тематического и годового плана, где

    определяются время и тематика экскурсий. Перед проведением конкретной

    экскурсии учитель должен ознакомиться по литературным источникам и

    имеющимся методическим разработкам с материалом экскурсии и наметить

    ориентировочный план. После этого он знакомится с местом будущей экскурсии,

    намечает маршрут, пункты остановки, исправляя намеченный план на основе

    непосредственного ознакомления с местом экскурсии. Кроме того, определяются

    объекты, которые будут рассмотрены на экскурсии, и составляется их

    описание.

    Даже перед экскурсией в музей, куда детей приводят ежегодно, есть смысл

    предварительно его посетить. Экспонаты часто оказываются передвинутыми на

    другое место, часть их может быть удалена или заменена новыми, и

    преподаватель может попасть в затруднительное положение.

    Изучив маршрут экскурсии, составив план и наметив пути и методы его

    осуществления, преподаватель определяет содержание и составляет конспект

    экскурсии. Кроме того, необходимо определить, какую конкретную работу

    учащиеся будут выполнять на экскурсии, и составить карточки-задания для

    организации их самостоятельной работы. При составлении конспекта необходимо

    предусмотреть вопросы для заключительной беседы с учащимися, форму записи

    результатов, выводы, т.е. окончательное оформление проделанной на экскурсии

    работы.

    Оборудование экскурсии. Для успешного проведения экскурсии необходимо

    предусмотреть экскурсионное оборудование или снаряжение. Некоторые предметы

    необходимы каждому экскурсанту, часть снаряжения выдают небольшим группам

    учащихся, а часть может быть взята на весь класс.

    Каждому ученику на любой экскурсии необходимо иметь блокнот или тетрадь для

    записей, карандаш, ластик, цветные карандаши. Остальное снаряжение для

    каждой экскурсии определяется тематикой и характером заданий.

    Снаряжение для географических и геологических экскурсий.

    Компас, план местности, геологический молоток, лопата, рулетка, бечевка,

    термометр, угломер, транспортир.

    Снаряжение для биологических и экологических экскурсий.

    Копалка, нож, секатор, бечевка, лупа, пинцет, 1-2 банки для сбора

    материала, папка с листами газетной бумаги, сачок водяной, сачок воздушный,

    морилка, эмалированное корытце для демонстрации объектов, энтомологические

    пробирки.

    В зависимости от тематики и цели экскурсии данный примерный список

    оборудования может изменяться и дополняться.

    Методика проведения экскурсии. Перед началом экскурсии учитель

    предварительно в классе сообщает учащимся цель, план и маршрут экскурсии,

    раздает задания для самостоятельной работы. Кроме того, необходимо провести

    инструктаж о правилах поведения в природе, о движении на маршруте, о

    поддержании определенной дисциплины.

    Тогда же необходимо разбить учащихся на группы для выполнения

    самостоятельной работы и продиктовать им списки нужных для экскурсии

    пособий. Общие задания лучше сообщить всей группе, а более конкретные

    индивидуально каждому учащемуся. Необходимо объяснить, что и как нужно

    подготовить экскурсантам, какие должны быть сделаны записи, как оформить

    результаты наблюдений.

    Для успешного проведения экскурсий во избежание промахов и недочетов,

    которые в значительной мере могут обесценить экскурсию, начинающим

    педагогам следует помнить о некоторых правилах.

    Основное требование - это организовать активную работу экскурсантов, не

    оставлять их только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует

    давать индивидуальные самостоятельные задания, такие, как отыскивание, сбор

    и распределение материала, наблюдения за теми или иными явлениями природы,

    выполнение конкретных замеров и прочие.

    Далее необходимо организовать просмотр собранного материала, беседу для

    объяснения причин тех или иных наблюдаемых явлений. Работу эту окончательно

    завершают и обобщают уже в школе. Иногда предварительное обобщение делают

    сразу после экскурсии, а окончательное подведение итогов проводят после

    оформления рeзультатов. Обычно учащиеся наиболее активны в тех

    случаях,1когда на экскурсии применяется исследовательский метод. Он требует

    от экскурсантов больше инициативы в вьшолнении работы, проведении

    наблюдений за объектами' явлениями, более самостоятельных выводов на

    основания увиденного и изученного на экскурсии. Но вследствие необходимости

    в краткий срок охватит» большее количество материала на экскурсиях обычно

    пр» обладает иллюстративный метод. Однако там, где можно, исследовательские

    методы работы вводить необходимо. К этому должен стремиться учитель,

    совершенствуя методику организации экскурсий по мере накопления опыта и

    знаний у детей.

    Второе правило, вытекающее из первого, - конкретность материала, изучаемых

    объектов и заданий. Длинных словесных объяснений и всяких отступлений от

    основной темы и объектов экскурсии лучше избегать. Если же необходимы более

    продолжительные словесные пояснения, то лучше их делать не во время самой

    экскурсии, а до или после нее во время обработки результатов.

    Не следует также перегружать экскурсантов множеством специальных терминов и

    названий тех или иных объектов. Следует иметь в виду, что детям свойственно

    желание узнать название того или иного предмета - это совершенно

    естественное стремление соотнести предметное и словесное представление о

    конкретном объекте. Но, как правило, на экскурсиях с младшими школьниками

    целесообразно рассмотреть не более 8-10 объектов. Задача экскурсии -

    вскрыть те связи и соотношения, которые наблюдаются в природе. Эта цель

    отнюдь не достигается нагруженном памяти терминологией. Давать названия

    необходимо, но в небольшом количестве, чтобы они не «засоряли» память и не

    утомляли учащихся. При желании и необходимости можно предложить прочитать

    что либо из научно-популярной и художественной литературы.

    Следующее требование - это умение правильно показывать на экскурсии

    различные объекты, не исключая и самых мелких. Давая какое-нибудь

    объяснение, учитель должен сначала убедиться, что все экскурсанты собрались

    вокруг него. Поэтому учащиеся заранее знакомятся с правилами поведения на

    экскурсии.

    Рассмотрение на экскурсии крупных, всем хорошо видимых объектов не требует

    особой техники. Сложнее изучать мелкие предметы, иногда очень малого

    размера {мелкие насекомые, какие-нибудь детали в строении растений и т.д.)-

    Самое главное здесь - приучить детей становиться вокруг руководителя

    широким кольцом, радиус которого определяется протянутой рукой

    преподавателя, находящегося в центре такого живого кольца.

    Учебная экскурсия не должна превращаться в прогулку, поэтому необходимо

    приучить учащихся все свои наблюдения и работы записывать в тетради, не

    полагаясь на свою память; иначе многое ими будет забыто.

    Наконец, нужно приучить ребят собирать только необходимые материалы и,

    принося их в школу, обрабатывать, укладывать в порядке; живые объекты

    помещать в удобные для них условия. Без этого многое погибнет -испортится,

    и к моменту изучения в классе не сможет быть использовано. Учителю

    необходимо четко определить, какие объекты подлежат сбору, а какие нельзя

    собирать ни в коем случае. Это касается редких и охраняемых растений,

    таких, как первоцветы, ландыш майский, представители семейства губоцветных

    и другие. Из насекомых отлову не подлежат бабочки, за исключением белянки,

    шмели, нельзя также собирать моллюсков и некоторых других животных. Сбор

    любых живых объектов должен быть целесообразным, а сами объекты должны быть

    использованы впоследствии для пополнения школьных пособий или подробного

    изучения в классе. В противном случае достаточно провести наблюдение на

    экскурсии. Это способствует выработке у школьников природоохранных навыков

    и экологическому воспитанию не на словах, а на деле.

    Обработка экскурсионного материала. Экскурсия может считаться законченной,

    когда проведены все необходимые работы, наблюдения, а собранный материал в

    достаточной мере проработан и подведены итоги экскурсии. Учащиеся

    обрабатывают свои экскурсионные записи, рисунки, собранные материалы.

    Содержание записей, дневников оформляется в виде выводов или кратких

    сообщений. Они могут быть дополнены рисунками, гербарием из собранных

    растений, коллекциями насекомых, горных пород и пр.

    Из собранных материалов и рисунков можно организовать выставку по теме

    экскурсии. Обработанные результаты экскурсии обсуждают в классе. Лучшие

    материалы передают в школьный кабинет для последующего использования в

    классной работе.

    В заключение необходимо оценить качество работы учащихся на экскурсии и при

    подведении итогов, выставить оценки. Лучшие работы следует отметить, но

    выставлять неудовлетворительные оценки нет необходимости. Время проведении

    экскурсии с младшими школьниками не должно превышать 45 мин, так как более

    длительные экскурсии утомляют учащихся или требуют некоторого перерыва в

    работе и отдыха

    Билет 19

    6. ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

    К внеурочным относят те формы организации учебной деятельности школьников,

    которые вынесены за рамки школьного расписания, но непосредственно связаны

    с целями урока и содержанием учебного материала. Связь с уроком

    обеспечивается и тем, что задания, выполняемые вне урока, определяются

    учителем. Эти задания можно выполнять под руководством учителя, но чаще -

    самостоятельно, а результаты следует обязательно, в той или иной форме,

    проверять на уроках. В этом заключается отличие внеурочных форм от

    программных экскурсий и внеклассной работы.

    В обучении естествознанию к ним относят описанные выше наблюдения за

    погодой, фенологические наблюдения, опыты, требующие длительных наблюдений,

    например - по выращиванию кристаллов или проращиванию семян, чтение

    дополнительной, рекомендованной учителем, литературы и т.д.

    К внеурочным формам относят и выполнение домашних заданий.

    Домашняя работа учащихся тесно связана с классной и по своему содержанию

    дополняет урок. Дома учащиеся выполняют то, что не могут сделать на уроке.

    Прежде всего это повторение по учебнику материала, который был разобран на

    уроке, а также тех ранее полученных знаний, которые должны послужить

    опорными для новых знаний, подлежащих усвоению на следующем уроке.

    Имея в виду эту задачу домашней работы, учитель, предлагая учащимся задание

    на дом, знакомит их с темой следующего урока и указывает, что им нужно

    знать из ранее пройденного, для того чтобы разобраться в новом материале.

    Часто учителя, давая задания по повторению ранее изученного материала,

    ограничиваются указанием страниц учебника, которые учащиеся должны

    прочесть. Опыт показывает, что такое задание не нацеливает уча. щихся на

    повторение определенных знаний, нужных для следующего урока. Правильнее

    давать задание по повторению в виде конкретных вопросов, на которые учащие*

    ся должны ответить. Это могут быть вопросы, взятые"из учебника, и тогда

    учитель указывает лишь их номера, но могут быть и вопросы, подготовленные

    самим учителем.

    Вопросы обеспечивают целенаправленную работу учащихся с учебником и

    активизируют их мыслительную деятельность. На следующем уроке в ходе опроса

    или в процессе изложения нового материала перед учащимися ставятся вопросы

    в той формулировке, в какой они были заданы на прежнем уроке. И это

    является существенным фактором, стимулирующим домашнюю работу учащихся.

    Вторая задача домашней работы - повторить по учебнику тот фактический

    материал, пройденный на уроке, который надо запомнить. Это касается

    определений понятий, номенклатуры, конкретных характеристик свойств

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.