МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Шпоры 4 семестр

    Шпоры 4 семестр

    1.Дидактика как теория развития.

    Дидактика – отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и

    обучения. Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и

    учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков,

    осуществляется воспитание и развитие учащихся. Под образованием следует

    понимать овладение учащимися научными знаниями, практическими умениями и

    навыками, развитие их умственно-познавательных и творческих способностей, а

    также мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, вследствие чего

    они приобретают определенный личностный облик и индивидуальное своеобразие.

    Предмет дидактики – учебный процесс, протекающий в условиях учебно-

    воспитательного учреждения под руководством преподавателя. В дидактике

    исследуются закономерности этого процесса, разрабатываются научные основы

    определения содержания образования, даваемого на том или ином уровне в

    разных типах учебно-воспитательных учреждений, пути повышения эффективности

    средств и методов обучения, а так же те организационные формы, в которых

    протекает обучение. Дидактика отвечает на вопросы: чему учить? Как учить?

    Где учить? В каких организационных формах? Основная задача дидактики –

    выявить закономерности, которыми подчиняется процесс обучения, и

    использовать знание этих закономерностей для более успешного достижения

    целей образования. Она занимается научным обоснованием содержания

    образования, определяя оптимальный объем знаний и навыков, умений, который

    необходимо дать школьникам. Основные проблемы: определяет педагогические

    основы содержания образования; исследует сущность, закономерности и

    принципы обучения, а также пути повышения его развивающе-воспитательного

    влияния на учащихся; изучает закономерности учебно-познавательной

    деятельности обучающихся и пути ее активизации в процессе обучения; изучает

    закономерности учебно-познавательной деятельности обучающихся и пути ее

    активизации в процессе обучения; разрабатывает систему общепедагогических

    методов обучения и условия их наиболее эффективного применения; важной

    проблемой дидактики является разработка и совершенствование организационных

    форм учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях.

    2.Основные дидактические концепции

    Дидактика как наука описывается взаимодействующими понятиями.

    - смысл; цели; принципы; закономерности обучения; содержание; технология;

    формы; методы; средства; системы контроля. Связь строится на основе

    философских методологических психологических оснований. Так обеспечивается

    достижение смысловых целей. Сущность. Смысл образования – цели (содержание,

    образовательные технологии и формы, средства, результаты)

    Существует 3 вида дидактических систем: 1) Традиционная (ведущая роль

    принадлежит учителю) 2) Педоцентрическая (внимание концентрируется на

    деятельности ученика) 3) Современная (совместная деятельность учителя и

    учащихся) 4) Самообучения (педагог занимается процессом образования

    механизма самообучения)

    3. Процесс обучения, как целосиная система ПО - целенаправленное

    последовательное дидактически сложное взаимодействие преподавателя и

    учащихся в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего

    развития учащихся (развитие познавательных сил и способностей, сознательное

    прочное усвоение знаний, умений, навыков; овладение элементами культуры

    умственного и физич. Труда; формирование у учащегося основ мировоззрения и

    морали общественного поведения) представляет собой сложную динамическую

    систему, в которой в органическом единстве осуществляется взаимосвязанная

    деятельность учителя (преподавание) и ученика (учение). В этой системе под

    руководством учителя происходит овладение учеником основами наук, способами

    деятельности, его развитие. Каждый из субъектов (учитель и ученик) имеет

    свои функции в этой взаимосвязанной деятельности. Задача учителя состоит

    нее только в том, чтобы сообщать знания, но и управлять процессом усвоения

    знаний и способов деятельности. Задача ученика – овладеть системой знаний,

    способами их получения, переработки, хранения и применения, воспитывая в

    себе необходимые качества личности. Решение указанных задач учителем и

    учеником протекает во времени и осуществляется в соответствии с этапами

    учебного познания. Процесс обучения всегда начинается с постановки учителем

    учебно-познавательной цели и организации ее принятия учеником. Затем

    учитель организует учащихся на деятельность по восприятию и осмысливанию

    учебной информации. На следующем этапе учитель организует закрепление

    воспринятой информации и на этой основе ее более глубокое осмысливание и

    запоминание. И наконец, непременным этапом обучения является проверка

    знаний ученика с целью получения учителем информации об уровне их усвоения.

    В процессе обучения усваиваются знания, формируются умения и навыки,

    определенное мировоззрение, культура, мораль. При таком подходе определения

    процесса обучения характеризует преимущественно его внешние стороны.

    Следует выделить существенные признаки процесса обучения, их по крайней

    мере четыре.

    1. Процесс обучения заключается в познавательной деятельности ученика. При

    усвоении любого материала в его голове совершается процесс познания.

    Обучение теряет всякий смысл, его не существует, если отсутствует

    познавательная активность ученика.

    Обучение как процесс познания учеником окружающего мира – первый

    существенный признак рассматриваемого понятия. С точки зрения формальной

    логики этот признак является ближайшим родом в определении понятия. Об

    этом признаке говорится при анализе различных сторон обучения, но как

    специфический признак, требующий специального научного анализа, он не

    выделен. Вместо того, чтобы анализировать обучение с точки зрения того

    общего, что характерно для процесса познания вообще, отыскиваются различия

    в обучении и познании, различия в деятельности ученика и ученого. В учебной

    деятельности и научном познании есть не только различия, но и сходства.

    Эти виды познавательной деятельности подчиняются общим закономерностям, а

    потому имеют сходство в структуре, методах, приемах размышления и

    т.д.Указанный родовой признак понятия «процесс обучения» требует анализа

    познавательной деятельности ученика с точки зрения того общего, что присуще

    процессу познания, совершающемуся в любых видах и формах человеческой

    деятельности. Если процесс познания диалектически сложен и противоречив,

    таков будет и процесс обучения.

    2. Из соотношения вида и рода ясно, что не всякая познавательная

    деятельность человека имеет отношение к процессу обучения. 3. Учебная

    деятельность необходима для реализации особой задачи, которая не может быть

    выполнена в других видах познания.

    Задача эта состоит в том, чтобы ускорить процесс познания окружающего мира

    в индивидуальном развитии человека. 4. Почему необходимо ускоренное

    индивидуальное познание? Какую цель преследует это ускорение? Иначе говоря,

    какая задача в отражении действительности невыполнима, если не ускорить

    индивидуальную познавательную деятельность человека, полагаясь на

    складывающийся под влиянием различных факторов естественный ход сознания?

    4.Функции обучения. Исходя из общей цели школы, процесс обучения призван

    осуществлять четыре функции – образовательную, воспитательную, развивающую

    и побуждающую.

    Образовательная. В понятие образование часто включают усвоение не только

    фактических и теоретических знаний, специальных умений, но формирование

    общеучебных умений и навыков. Образовательная функция прежде всего

    предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и

    общеучебных умений навыков. Научные знания включают в себя понятия, факты,

    законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Специальные умения

    и навыки включают в себя специфические только для соответствующего

    учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки.

    Воспитательная. Одновременно с образовательной процесс обучения реализует и

    воспитательную функцию, формируя у учащихся мировоззрение, нравственные,

    трудовые, эстетические, этические представления, взгляды, способы

    соответствующего поведения и деятельности в обществе, т.е. совокупность

    качеств личности. Она осуществляется посредством специальной организации

    общения учителя с обучаемым. Развивающая. Обучение и воспитание развивают

    личность. Обучение осуществляет развивающую функцию более эффективно, если

    имеет специальную направленность и включает учеников в такие виды

    деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную,

    интеллектуальную, волевую, эмоциональную и др. Развивающее обучение

    предполагает, что в ходе обучения помимо формирования знаний и специальных

    умений надо предпринимать специальные меры по общему развитию школьников.

    Все три функции нельзя представить как параллельно осуществимые ,

    неперекрещивающиеся линии в потоке влияния учебного процесса. Се они

    находятся в сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой,

    являясь ее причиной, другая является ее следствием.

    5. Сущностная характеристика преподавания, как деятельности деятельность -

    это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых

    является воспитание подрастающего поколения. Педагогическая деятельность –

    объект исследования различных отраслей педагогической науки: дидактики,

    частных методик, теории воспитания, школоведения. Психологию педагогической

    деятельности можно определить как отрасль психологического знания,

    изучающую психологические закономерности труда учителя и то, как учитель

    воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через

    институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он

    осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в

    зависимости от конкретных условий.Содержание и психология педагогической

    деятельности определяется социальными факторами - местом и функциями

    учителя в обществе, требованиями общества к учителю; затем социально-

    психологическими факторами: социальными ожиданиями окружающих учителя людей

    по отношению к его личности и деятельности, его собственными ожиданиями и

    установками в сфере его педагогической деятельности. Выделяют три

    компонента педагогической деятельности: конструктивный; организаторский;

    коммуникативный. Конструктивный компонент. В работе учителя большое место

    принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбору

    учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками,

    различными методическими разработками и его переработка для изложения

    учащимся. Вся эта работа в итоге выливается в подробный конспект урока.

    Поиск путей активизации и интенсификации процесса обучения также

    неотъемлемая часть конструктивной деятельности. Организаторский компонент.

    Важное место в структуре педагогической деятельности занимает

    организаторская деятельность, составляющей единое целое с конструктивной.

    Все, что планирует учитель провести в течение урока, должно сочетаться с

    его умением организовать весь учебно-воспитательный процесс.

    Коммуникативный компонент. Он включает в себя установление и поддержание

    отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно

    отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и

    организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в

    процессе обучения. Коммуникативная сторона педагогической деятельности

    проявляется во всем педагогическом процессе. Осуществление индивидуального

    подхода, как одной из сторон коммуникативной деятельности человека, также

    определяет успех его работы. Учитель должен заметить и учесть особенности

    школьника, которые мешают или помогают ему, и соответственно реагировать на

    них. Так, медлительность ученика, связанная с его темпераментом, требует

    терпения и такта учителя. Надо помнить, что именно коммуникативные

    компоненты деятельности учителя в большинстве случаев являются причиной

    отклонений в результатах обучения.

    А.И. Щербаков, кроме изложенных компонентов, выделяет психологические

    функции педагогической деятельности. Это информационная функция (владение

    материалом и искусством его подачи); развивающая (управление развитием

    личности школьника в целом); ориентационная (направленность личности, ее

    мотивы, идеалы); мобилизационная (активизация умственной деятельности

    учащихся, развитие их самостоятельности); исследовательская (творческий

    поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт

    и постоянно совершенствовать свое мастерство).

    6. Учение как познавательная деятельность школьника. В основе

    характеристики процесса учения лежит идея деятельностного подхода. Учение

    – это система познавательных действий учащихся, направленных на решение

    учебно-воспитательных задач. Для человека характерна предметная

    деятельность и вместе с тем внутренняя психическая деятельность,

    осуществляемая с помощью словесных, цифровых и др. знаков. Для каждого

    возрастного периода имеется свой, наиболее характерный ведущий вид

    деятельности: в дошкольном – игра, в младшем школьном – учение, в среднем

    школьном – учебная, трудовая, художественная и др. В старшем школьном

    возрасте ведущей становиться другая особая форма учебной деятельности,

    которая носит уже окрашенный самостоятельными нравственными суждениями

    оценками характер. Подчеркивая ведущую роль деятельности в развитии

    личности считаю и общение видом деятельности.

    7. Деятельность учителя и ученика в видах обучения. В зависимости от

    характера организации процесса преподавания и усвоения знаний, от специфики

    построения содержания учебного материала можно выделить несколько основных

    видов обучения: объяснительно-иллюстративное, проблемное,

    программированное, машинное и др.

    7(15). Типы обучения: объяснительно-иллюстративное. Учитель: информирует

    учеников о новых элементах знаний и умений, используя разные средства

    наглядности, объясняет наиболее важные моменты, организует осмысливание

    учебной информации, организует обобщение знаний, организует применение

    знаний путем постановки практических задач, организации выполнения

    упражнений, трудовых заданий. Ученик: воспринимает учебную информацию,

    усваивает наиболее важные моменты в общем виде, обнаруживает первичное

    понимание материала, углубляет понимание учебного материала, обобщает

    усвоенный материал, применяет изученное в ходе выполнения упражнений,

    трудовых заданий. Укрепляет материал.

    Проблемное. Учитель: ставит перед учеником проблемную задачу в виде

    вопроса, опыта, организует размышления учеников над поставленной задачей,

    предлагает доказать справедливость выдвинутого варианта решения задачи, при

    ошибочном варианте предлагает найти ошибку, ставит уточняющую задачу или

    конкретизирует ее, ставит вопросы в целях закрепления новых знаний,

    предлагает упражнения по применению знаний на практике. Ученик:

    воспринимает задачу и начинает осмысливать возможные решения, высказывает

    возможные варианты ее решения, доказывает рациональность одного из

    вариантов решения задачи, делает выводы и обобщения, ищет верное решение

    при ошибке, закрепляет полученные знания путем повторения выводов,

    самоконтроля, выполняет упражнения для закрепления.

    Программированное. Учитель: сообщает, объясняет дозу материала, ставит

    контрольный вопрос, если ответ правильный, то сообщается вторая доза

    материала. После всего изученного материала дает задания на закрепление, на

    применение изученного. Ученик: воспринимает, осмысливает содержание и суть

    первичного материала, отвечает на вопросы, выполняет задания на

    закрепления, применение изученного.

    9. Двусторонний характер обучения. Обучение является разновидностью

    человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер. Оно

    обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых (одного

    или коллектива), протекающее в определенных условиях. Процесс обучения

    состоит из двух взаимосвязанных процессов – преподавания и учения

    (деятельность преподавателя и деятельность ученика или коллектива

    учеников). Обучение не возможно без одновременной деятельности

    преподавателя и обучаемых, без их дидактического взаимодействия. Как бы

    активно не стремился сообщать знания учитель, если при этом нет активной

    деятельности самих учеников по усвоению знаний, если учитель не создал

    мотивацию и не обеспечил организацию такой деятельности, то процесс

    обучения фактически не протекает. Взаимодействие учителя и ученика может

    протекать как опосредованно, так и в непосредственной форме. При

    непосредственном взаимодействии преподаватель и обучаемые совместно

    реализуют задачи обучения. При опосредованном взаимодействии обучаемые

    выполняют задания и инструкции, данные учителем ранее. Процесс учения

    может протекать и без преподавателя в данный момент времени, когда ученики

    самостоятельно овладевают новыми способами учебной деятельности, решают

    творческие задачи без задай и инструкций учителя.

    11. Связь обучения и развития Связь обучения и развития человека - одна из

    центральных проблем, например, педагогической психологии. При ее

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.