МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Шпоры 4 семестр

    дифференцировать задания, учитывая индивидуальные особенности школьников и

    помогая тем самым отстающим восполнить имеющиеся проблемы в знаниях,

    умениях, навыках, а сильным – не топтаться на месте, а расширять и

    углублять свои познания и умения. Учитель наблюдает за работой отдельных

    детей, особенно отстающих, следит, чтобы они работали правильными приемами,

    приходит им на помощь при затруднениях – дает совет, наводящий вопрос,

    дополнительное упражнение.

    Для организации индивидуальной работы учащихся разрабатывают и публикуют

    системы заданий. Особенно удобны задания с печатной основой – карточки с

    заданиями, рабочие тетради( при меньшей затрате времени значительно

    увеличить объем эффективной с/р).

    Ценной формой организации индивидуальной работы является программированное

    обучение. Оно позволяет лучше наметить последовательность шагов, которые

    должен осуществить ученик, чтобы овладеть материалом программы. Усиливается

    самоконтроль за процессом учебной деятельности: сделав шаг, ученик тут же

    проверяет его правильность. Каждый ученик может работать в посильном для

    него темпе.

    Индивидуальная работа может проводиться для решения различных дидактических

    задач. Степень самостоятельности индивидуальной работы учащихся может быть

    различной.

    Такая индивидуальная с/р служит хорошей подготовкой для занятий

    самообразованием. Она способствует не только более сознательному и прочному

    усвоению знаний, умений и навыков, но и формированию таких ценных качеств

    личности, как самостоятельность, организованность, настойчивость в

    достижении цели и др.

    28. Формы обучения в современной школе.

    Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных

    форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и

    модернизации.

    Форам обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону

    организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых

    учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

    В настоящее время в современной школе применяются следующие формы

    организации учебной работы: урок, экскурсии, занятия в учебных мастерских,

    формы трудового и производственного обучения, факультативные занятия,

    домашняя работа, формы внеклассной учебной работы (предметные кружки,

    студии, научные общества, олимпиады, конкурсы). В основных направлениях

    реформы школы указывается на необходимость расширения форм учебной работы.

    Наряду с уроком надо шире практиковать лекции, семинарские занятия,

    собеседования, практикумы, консультации

    29. Классно-урочная система и ее альтернативы.

    В школе осуществляется классно-урочная система обучения. Она основывается

    на идее создания стабильных возрастных школьных классов и необходимости

    систематической проработки с этими классами в течение всего школьного курса

    определенного содержания обучения. Классно-урочная система обучения

    способствует осуществлению главной задачи социалистической школы – дать

    общее образование всем детям народа на высоком уровне. Она предоставляет

    возможность работать по единым учебным программам, планомерно и

    систематически давать общественно необходимое образование. Стабильный

    состав класса как основа классно-урочной системы обучения создает учебные

    коллективы, цели и отношения взаимопомощи содействуют достижению всеми

    учащимися максимально высокого уровня успеваемости.

    Классно-урочная система обеспечивает организацию систематического

    предметного обучения. Она предусматривает специализацию учителей, и

    благодаря тому, что каждый из них преподает один-два предмета, может быть

    обеспечен высокий уровень обучения.

    Классно-урочная система обучения дает возможность проводить по всей стране

    единое обучение по государственным учебным программам. Для всех школ

    действует одинаковый учебный план. Каждый учебный курс построен

    систематически и подразделен на определенные разделы. Организационной

    единицей системы является урок. Благодаря хорошо обозримому построению

    классно-урочная система обучения обеспечивает высокую степень общественного

    контроля.

    Для классно-урочной системы обучения характерно целесообразное материально-

    техническое оснащение помещений, в которых проводятся уроки. Это касается

    не только традиционных классных комнат, кабинетов, уроки могут проводиться

    на предприятиях, в музеях, в культурно-массовых и спортивных учреждениях.

    Классно-урочная система обучения обеспечивает его тесную связь с жизнью

    общества.

    30. Лекционно-семинарская форма обучения.

    31. Урок – как основная форма организации обучения.

    Ключевым элементом классно-урочной системы обучения является урок. (Классно-

    урочная система обучения – высшая форма группового обучения.) Урок – это

    форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного

    состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой

    обучения. Урок рассматривается как основная форма организации

    педагогического процесса, т. к. здесь возможна не только организация учебно-

    познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие личности

    ребенка, управление развитием способностей, формирование мировоззрения

    учащихся, потребности к знаниям, а также его воспитание. Цель урока –

    усвоение нового материала как части более обширного содержания, осознанное

    восприятие информации, запоминание ее и закрепление, использование в

    практической деятельности. На уроке создаются благоприятные возможности для

    сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы детей. Урок всегда

    многопланов, т. к. в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения –

    педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, техническое

    оснащение и др. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса.

    На основании этого можно выделить особенности урока, отличающие его от

    других форм обучения: дидактические цели (соответствуют функциям обучения);

    определенный объем учебного материала; постоянный состав учащихся,

    одинаковый по возрасту; руководство со стороны учителя деятельностью

    учащихся; последовательность различных видов деятельности учителя и

    учащихся в зависимости от структуры урока; ограниченность во времени;

    четкое время проведения по расписанию; обязательность посещения урока;

    реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов; опора на

    достигнутый уровень знаний.

    С учетом этих общих требований к уроку конкретизируются дидактические

    требования. Они соответствуют образовательным воспитывающим и

    организационным требованиям к уроку: четкое определение образовательных

    задач; определение содержания урока в соответствии с программой, целями

    урока; выбор методов обучения (активные методы); наличие межпредметных

    связей; использование новейших достижений науки; развитие всех сфер

    личности; усвоение знаний, развитие умений и навыков; развитие научного

    мировоззрения; четкое планирование урока; Соблюдение структуры урока;

    использование разнообразных средств обучения; соблюдение принципов

    обучения.

    32. Типы уроков и их характеристика.

    Имеется несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых

    отличается следующими признаками: 1. Исходя из дидактической цели; 2. Цели

    организации занятий, содержания и способа проведения урока; 3. Основных

    этапов учебного процесса; 4. Дидактических задач, которые решаются на

    уроке; 5. Методов обучения; 6. Способов организации учебной деятельности

    учащихся; 7. По цели организации, детерминированной общедидактической

    целью, характером содержания обучаемого материала и уровнем обученности

    учащихся. Выделяют следующие типы уроков: 1. Уроки изучения нового

    материала учебного процесса; 2. Уроки совершенствования знаний умений и

    навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков целевого

    применения усвоенного и др.); 3. Уроки обобщения и систематизации; 4.

    Комбинированные уроки; 5. Уроки контроля и коррекции знаний, умений и

    навыков.

    33. Современные требования к уроку.

    Сегодня в теории и практике обучения представлены характерные особенности

    современного урока, которые решают проблему повышения его эффективности:

    - взаимосвязь таких элементов урока, как усвоение, синтезирование,

    повторение, закрепление и контроль ранее изученных знаний в связи с

    качественным овладением новым учебным материалом и его практическим

    применением;

    - повышение самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении,

    в ходе которой развиваются самостоятельные мысли, суждений и выводов

    учащихся;

    - организация различных видов самостоятельной деятельности учащихся в

    применении знаний, выработки умений и навыков;

    - связь с жизнью, практической деятельностью учащихся его субъективным

    опытом;

    - вооружение школьников способами познавательной деятельности,

    общедидактическими умениями(учиться видеть главное, работать с книгой и

    др.), что повышает результаты обучения;

    - в зависимости от дидактических задач отходить от шаблонных, трафаретных

    уроков, которые препятствуют развитию творческих способностей школьников;

    - создание на уроке благоприятной эмоциональной атмосферы, которая

    обеспечивает сотрудничество учителя и учеников, а также учащихся;

    - тщательная диагностика индивидуальных особенностей учащихся, их

    возможностей, интересов, уровня развития, что позволит осуществить гуманное

    обучение.

    Эффективность всего учебного процесса зависит еще от того, насколько удачно

    учитель сочетает урок с другими формами обучения, которые приобретают

    конкретную структуру, специфические черты и особенности в зависимости от

    цели обучения, содержания учебной работы и возраста учащихся. Перечислим

    их:

    - домашняя работа (закрепляет знания, полученные на уроке, развивает

    самостоятельность учебного труда, формирует потребность к самообразованию);

    - факультативы и предметные кружки(дифференциация обучения с учетом

    интересов и склонностей учащихся);

    - дополнительные занятия с целью предупреждения неуспеваемости, ликвидации

    пробелов в знаниях учащихся;

    - практикумы в лабораториях, мастерских, учебно-опытном участке,

    способствующие практическому использованию знаний;

    - семинарские занятия, дающие простор для самостоятельной деятельности

    учеников;

    - экскурсии на природу, производство, в музей, обогащающие наглядность

    обучения;

    консультации, зачеты, экзамены, собеседования.

    Довольны разнообразны в школе формы организации трудового обучения: уроки

    труда, факультативные занятия, индивидуальная и бригадная работа учащихся в

    школьных мастерских и т. д.

    34. Связь урока с другими формами организации обучения.

    35. Классификация методов обучения.

    Количество методов довольно велико, и их наименование крайне разнообразно.

    Можно выявить существенные признаки, по которым можно отличать методы друг

    от друга, классифицировать методы.

    Классификация создает порядок и систему, позволяет выделить своеобразные

    черты, присущие отдельным методам, найти что-то общее, свойственные разным

    методам.

    Все методы можно разделить по тому, как действует в обучении ученик(активно

    или пассивно): а) методы активные, если ученик работает сам-но(л/р,

    практическая работа); б) методы пассивные, если ученик слушает и

    смотрит(рассказ, лекция, экскурсия).

    Классифицируют методы обучения по типу деятельности учителя и учащегося –

    бинарная классификация: - словесные методы(слово учителя, печатное слово);

    - демонстрационные методы; - исследовательские методы(сам-ное открытие). В

    основе этой классификации лежит источник знаний, т. е. откуда учащиеся

    получают знания.

    Еще предлагают в основу классификации положить этапы процесса обучения.

    Такая классификация называется традиционной. Она соответствует логике

    усвоения знания, нол не учитывает развития познавательной самостоятельности

    школьников. В соответствии с этапами процесса обучения можно выделить 3

    группы методов – словесные, наглядные и практические методы.

    Словесные методы. Средством метода является слово учителя или печатное

    слово (книга). Сюда входят: рассказ, беседа, объяснение и т. д.

    Наглядные методы. Источник знаний для учащихся – наблюдаемые предметы,

    явления, события, факты и т. д. Эффективность усвоения знаний зависит от

    применения учителем наглядных пособий, технических средств. Средство метода

    – наглядные пособия. Наглядные методы опираются на чувственные образы,

    восприятия. В рез-те этого метода у учащихся формируется познавательный

    интерес, потребность к знаниям.

    Практические методы. Основана эта группа методов на практической

    деятельности ученика по применению знаний. Средством этого метода выступают

    упражнения – устные, письменные. В рез-те этих методов учащиеся добывают

    знания, вырабатывают умения. Эффективность метода зависит от дидактических

    условий использования упражнения.

    В настоящее время современная дидактика представляет классификацию МО, в

    основе которой лежит характер познавательной деятельности ученика. В нее

    включаются: - объяснительно-иллюстративный метод; - репродуктивный метод; -

    метод проблемного изложения; - частично-поисковый метод; -

    исследовательский метод.

    36. Типы творческих уроков.

    37. Классификация средств обучения. (наглядных) На сегодняшний день

    существует большое многообразие видов наглядности и их классификаций по

    различным признакам. Чаще всего методисты обращаются к классификации по

    содержанию и характеру изображаемого, выделяя три группы.

    Изобразительная наглядность, в которой значительное место занимают:

    репродукции картин; фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;

    учебные картины - специально созданные художниками или иллюстраторами для

    учебных текстов; рисунки и аппликации; видеофрагменты; аудиофрагменты;

    видеофильмы (в т.ч. аудио- и видеосюжеты). Условно-графическая наглядность,

    которая представляет собой своеобразное моделирование, куда входят:

    таблицы; схемы; блок-схемы

    диаграммы; графики; карты; картосхемы; планшеты. Предметная наглядность

    (для компьютерного учебника будет называться видеофрагментом или

    фотографией предметных объектов), которая включает:

    музейные экспонаты; макеты; модели.

    38. Формы и виды контроля в обучении. Параметры образовательной

    диагностики.

    39. Оптимизация процесса обучения. Критерии оптимальности процесса

    обучения.

    40. Выбор методов обучения.

    Методы обучения(МО) – способы совместной деятельности учителя и учащихся,

    направленные на достижение задач, целей обучения. Эффективность учебного

    процесса зависит от правильного выбора МО. Выбор учителем методов обучения

    , которые он применяет в каждом отдельном случае, зависит от целого ряда

    обстоятельств:

    - содержание материала;- специфика учебного предмета;- дидактические

    задачи;- возрастные особенности учащихся;- уровень подготовки учащихся;-

    объем материала;- методическая подготовка учителя и его мастерство.

    Каждый учитель должен объективно оценивать свои методические способности и

    педагогическую технику, а не следовать слепо существующим ныне МО. В

    настоящее время в современных методах обучения меняется внутренняя

    структура взаимоотношения деятельности учителя и ученика.

    В современных методах возрастает:

    - мера познавательной ситуации;- управление процессом учения(компьютерное

    обучение);

    - развитие активности и творчества;- обучение способу деятельности,

    практическому применению знаний;- методы, обеспечивающие переход

    образования в самообразование;- методы, обеспечивающие развитие творчества.

    41. Подготовка учителя к уроку.

    Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью

    подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку схематично можно

    представить следующим образом.

    1-ый этап – изучение учебной программы. Эта часть работы выполняется в ходе

    подготовки к учебному году. При этом особое внимание обращают на основные

    цели и задачи учебного предмета в целом и на задачи, стоящие перед каждой

    учебной темой.

    2-ой этап – изучение методической литературы. Изучив содержание очередной

    учебной темы по программе, учитель просматривает соответствующие разделы

    учебника, методических руководств и статьи в методических журналах,

    собирает материал для общего плана изучения темы. Тематический план не

    должен быть громоздким. В нем предусматривается самое главное и

    существенное.

    3-ий этап – изучение материала конкретного урока в учебнике. Особенно

    большое внимание учитель уделяет доступности изложения учебного материала,

    отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно, с тем чтобы часть

    материала поручить учащимся для самостоятельного изучения.

    4-ый этап – изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по

    теме урока. Учитель знакомится с имеющимися пособиями, просматривает

    учебные диафильмы и кинофильмы. Особое внимание необходимо уделить учебным

    демонстрационным и л/р.

    Определяя цели, непременно надо учитывать четыре возможные цели урока –

    усвоение знаний, привитие навыков и умений, развитие творческого опыта и

    воспитание. Цели следует обозначить конкретно в соответствии с темой, в

    зависимости от типа урока.

    5-ый этап – разработка плана урока. План урока – это конечный результат

    подготовительной работы учителя к проведению урока. План урока составляется

    на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении

    темы.

    При разработке плана урока учитывается степень подготовленности учащихся к

    сознательному усвоению намеченного содержания, к выполнению проектируемых

    учебных действий. План урока не должен быть громоздким.

    42. Личностно – ориентированное обучение.

    Главной социальной функцией образования является передача опыта,

    накопленного человечеством подрастающему поколению, в соответствии с данным

    пониманием, по их мнению, содержание образования – это накопленный

    социальный опыт, который передается из поколения в поколение.

    Существует личностно-ориентированное содержание образования. В данном

    случае в зоне внимания находится деятельность самого ученика, его

    внутренние образовательные приращения и развитие.

    43. Развивающее обучение направление в теории и практике образования,

    ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных

    способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей.

    Основы теории Р.о. были заложены Л.С. Выготским в 30-е годы при

    рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития. Проблемы

    развития и обучения с разных позиций стремились решать Ф. Фребель, А.

    Дистервег, К.Д. Ушинский. В 30-е гг. 20 в. немецкий психолог О. Зельц

    провёл эксперимент, продемонстрировавший влияние обучения на умственное

    развитие детей. В 30-е годы 20 в. господствовали три осн. подхода к решению

    этого вопроса. В трактовке сторонников первого подхода А. Гезелла, З.

    Фрейда и Ж. Пиаже развитие человека не зависит от обучения. Обучение

    рассматривалось как процесс, который так или иначе должен быть согласован с

    ходом развития, но сам по себе в развитии не участвующий. Согласно этой

    теории, развитие "должно совершить определённые законченные циклы и

    определённые функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к

    обучению конкретным знаниям и навыкам ребёнка. Циклы развития всегда

    предшествуют циклам обучения". Т.о., "исключается всякая возможность

    поставить вопрос о роли самого обучения в ходе развития и созревания тех

    функций, которые активизируются обучением. Их развитие и созревание

    являются скорее предпосылкой, чем результатом обучения. Обучение

    надстраивается над развитием, ничего не меняя по существуМежду процессами

    развития и обучением устанавливаются сложнейшие динамические зависимости

    44. Содержание образования как образовательная среда.

    45. Учебно-воспитательный процесс как сложная педагогическая система.

    46. Методологические основы образовательного процесса.

    Методологическими основами являются основные положения теории познания.

    Существует ряд теорий(положений):

    1. Характеризует познаваемость мира. В процессе обучения необходимо

    обеспечить доступность содержания обучения.

    2. В соответствии со 2-м положением обучение рассматривается как познание

    истины, вид объективной действительности.

    3. Положение рассматривает путь познания истины, а именно от живого

    созерцания к абстрактному мышлению от его практики.

    В процессе обучения выделяются следующие этапы:

    а) подготовка к восприятию; б) восприятие; в) осмысливание; г) закрепление;

    д) применение знаний на практике.

    Эти этапы выделяются условно, т. е. нельзя четко поставить границу. Как

    этап процесса обучения рассматривается проверка и оценка знаний учащегося.

    Эти этапы отражают логику процесса обучения, которой соответствует логика

    научного познания. В основе всякого движения лежит борьба

    противоположности, противоречия.

    Движущими силами процесса обучения являются противоречия. Основным ведущим

    противоречием является противоречие между выдвигаемыми логикой процесса

    обучения, задачами и достигнутым уровнем развития учащихся, достигнутым

    усвоением усвоения ими знаний, умений и навыков.

    НО не всегда противоречия становятся движущими силами.

    Условия, при которых противоречия становятся движущими силами:

    1. Подготовленность противоречия ходом учебного процесса.

    2. Пассивность противоречия.

    3. Учащиеся должны понимать возникшие противоречия и необходимость их

    преодоления.

    4. Противоречие должно приобрести внутренний характер, т. е. осознаваться

    как трудность.

    Made by SeDan

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.