МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Теоретическая педагогика и психология (ответы на экзамене)

    педагогическое знание закономерностей развития ребенка, ибо без нее

    существует опасность возникновения манипулятивного воздействия на процесс

    формирования личности.

    Вопрос № 6

    Место и роль активности личности в ее становлении

    Формирование развитой личности составляет одну из главных задач

    современного общества. Этот процесс не совершается автоматически. Он

    требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются на создание

    возможностей, объективных социальных условий для духовно-нравственного

    совершенствования человека. Однако наличие условий и предпосылок само по

    себе еще не решает задачу становления развитой личности. Необходима, прежде

    всего, ее собственная активность в этом сложном процессе.

    Ученые единодушны в том, что движущими силами в становлении личности

    являются противоречия между личностью и ее нравственным идеалом. Эти

    противоречия побуждают к активности и стремлению самореализоваться.

    В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал,

    позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Под самовоспитанием

    понимается – сознательная, целеустремленная и самостоятельная деятельность

    воспитуемого, направленная на формирование определенных качеств. Эта

    деятельность особенно напряженно протекает в подростковом возрасте, когда

    человек начинает осознавать свои способности и стремиться управлять ими.

    Объективно подросток не обладает опытом для самостоятельности жизни, но

    хочет делать все сам (по этой причине часто возникают конфликты со

    взрослыми).

    Самовоспитание предполагает развитие рефлексивных механизмов у

    человека. К ним можно отнести оценку собственных поступков, соотнесение их

    с поступками других, оценку собственного багажа знаний и т.д. Насколько

    рефлексия личности обращена к себе, настолько плодотворна деятельность ее

    самовоспитания.

    В зарубежной психологии большое значение придается сформированности у

    человека «Я- концепции». Она включает в себя:

    . Представления человека о самом себе

    . Оценку человеком себя

    Положительная «Я- концепция» очень важна для воспитания личности. Напротив

    отрицательная – подавляет ее активность, мешает внутреннему духовному

    росту и формированию. В связи с этим все педагогические стратегии и

    тактики направлены на то, чтобы поддержать все положительное, что есть в

    воспитаннике, т.к. это положительное влияет на активность личности в

    процессе ее становления.

    (Макаренко писал по этому поводу о том, что в человека нужно верить и

    относится к нему с оптимистической точки зрения).

    Вопрос № 7

    Цели образования, как основополагающего акта педагогической деятельности.

    Представления об образовании есть у каждого человека на обыденном,

    житейском уровне. Между тем его научное понимание является более сложным и

    объемным. Оно начинается с осознания целей. Эта проблема целей

    прослеживается со времен античности, и сегодня она является сложной и

    противоречивой.

    Обозначилось 3 основных подхода к определению целей образования:

    1. Подход определяет цель образования – как передачу накопленного

    опыта из поколения в поколение.

    2. Подход видит цель образования в формировании личности, полезной

    обществу.

    3. Подход (смешенный) включает в себя элементы 2-х предыдущих и

    видит цель образования в формирование всесторонне развитой

    личности, полезной для общества на основе богатого культурного

    жизненного опыта.

    Подробнее остановимся на описании этих подходов:

    В педагогической и психологической литературе нередко встречается

    характеристика цели образования, как передача социального опыта от старшего

    поколения к младшему. Такое определение страдает большой обобщенностью и

    похоже, скорее, на рамочное условие построения системы образования.

    Истинные цели образования должны ставиться более конкретизировано. Они

    всегда носят исторический характер и формируются с учетом многих социальных

    и культурных реалий. Сложность здесь состоит в том, что эти реалии подчас

    сами являются очень противоречивыми. Современное общество, научно-

    технический прогресс требует от человека широкого диапазона знаний. Отсюда

    образование становиться направленным на развитие познавательного потенциала

    человека. Цель его смещается с простой передачи опыта на формирование

    личности с точки зрения ее полезности обществу. Акцент делается на

    специальность. При такой постановке практически не учитываются интересы

    личности ее скрытые задатки и способности.

    В связи с эти в последнее десятилетие все более утверждается личностно-

    ориентированный (смешенный) подход к выявлению сущности целей образования.

    Этот подход видит основной целью образования – его призвание формировать

    всесторонне развитую личность, подготовленную к воспроизведению

    (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.

    Предельная цель любого социального института в таком ракурсе

    рассматривается как воспитание личности на основе личностно-формирующего

    знания. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих ценностях,

    проверенных многовековой практикой идеях гуманизма.

    Вопрос № 8

    Содержание образования, как педагогическая проблема. Его исторический

    характер. Актуальность проблемы гуманитаризации содержания современного

    образования.

    Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой

    культуры выступает содержание образования. В педагогике наметилось 2

    подхода к пониманию сущности этого явления:

    [pic]

    1. В традиционной педагогике, для которой характерен знание-ориентированный

    подход содержание образования - это совокупность систематизированных

    знаний, умений и навыков; а также определенный уровень развития

    познавательных сил, достигнутый в результате учебно-воспитательной

    работы. Этот подход во главу угла ставит знания, которые рассматриваются

    им как отражение духовного богатства человечества, накопленного в

    процессе исторического опыта. Конечно знания – это важные социальные

    ценности, поэтому данный подход имеет безусловное значение. Однако он

    заслоняет собой самого человека.

    2. В связи с эти в последнее десятилетие все более утверждается личностно-

    ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот

    подход рассматривает содержание образования как педагогически

    адаптированную систему знаний, навыков и умений, усвоение которой

    призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности,

    подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и

    духовной культуры общества. Итак, при личностно-ориентированном подходе к

    определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются

    не отчужденные от личности знания, а сам человек.

    Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно

    определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития

    общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни,

    производства и уровня развития научного знания. На него оказывают влияние и

    социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы.

    Например, господствующие классы всегда пытаются присвоить себе монополию на

    общекультурные и развивающие знания. Основные же слои населения получают,

    как правило, лишь знания, необходимые для повседневной жизни и практической

    деятельности.

    В последнее время большинство проблем содержания образования в основном

    сводится к необходимости его гуманитаризации. Актуальность этого

    объясняется сильной тенденцией современного образования дать человеку,

    прежде всего, точно-научные знания, необходимые для одного, конкретного

    вида деятельности. В результате образуется некий перекос в подготовке

    специалиста и как следствие формируется однобоко развитая личность.

    Гуманистический же подход требует, чтобы в качестве главной цели учебно-

    воспитательного процесса рассматривалось создание предпосылок для

    самореализации личности. Иначе говоря, речь должна идти об определенной

    смене ценностных ориентации, которые предполагают не коренное изменение

    учебно-воспитательного процесса, а перестановку акцентов. Это совсем не

    означает, что снимается задача подготовки высококвалифицированных

    специалистов в определенных областях. Нет, гуманитаризация образования

    предполагает отход от одномерной оценки учащегося как будущего функционера

    общественного производства. Она выступает за формирование учебных планов

    таким образом, чтобы они максимально учитывали интересы личности в новых

    социальных и экономических реальностях, а не интересы тех или иных

    социальных институтов, предприятий или государства в целом.

    Вопрос № 9

    Взаимодействие педагога и учащихся как процессуальная характеристика

    педагогического процесса. Его личностный характер.

    Педагогический процесс организуется как взаимодействие двух его

    участников (субъектов): педагога и воспитанника.

    Деятельность педагога заключается в преподавании научного материала,

    деятельность ученика состоит в его усвоении и учении. Большую роль в этом

    процессе играет понимание характера взаимодействия между ними. Оно может

    быть представлено функционально, т.е. педагог передает информацию и

    предполагает, что ученик будет в новом состоянии. Через определенное время,

    после проверки знаний ученика, педагог как бы сам переходит в новое

    состояние. Далее происходит тот же самое, только на более высоком уровне и

    стороны таким образом совершенствуются. В педагогике этот циклический

    процесс, развивающийся по спирали, получил название – явление обратной

    связи. Схематично это можно изобразить так:

    Здесь четко прослеживается движение информации и педагогический процесс

    приобретает динамичный характер.

    Недостатком такова представления является то, что каждая сторона

    представлена в нем чисто функционально: педагог обязан дать информацию,

    ученик обязан ее исполнить. Но педагогический процесс, если понимать его в

    формирующем значении, воспитывающем смысле не может восприниматься только

    со стороны своей функциональной представленности.

    Необходима его личностная ориентация, т.е. такая организация

    педагогического процесса, при которой педагог будет ориентирован на

    учащегося как на целостную личность, обладающую определенными идеалами,

    самосознанием и.т.д.

    Такой тип личностного педагогического образования предполагает не только

    уважение и признание учащегося, но и такое содержание образования в котором

    предлагается эмоционально окрашенное знание с живыми примерами и т.п.

    Диалог между преподавателем и воспитанником приобретает новый смысл и из

    простой вопросно-ответной беседы превращается в беседу разнообразных

    позиций, мнений, суждений. Благодаря этому конечное знание предстает не как

    однозначная истина, а как знание показанное в нескольких аспектах.

    Вопрос № 10

    Проблемно-развивающее обучение как фактор развития мыслительной

    деятельности учащихся.

    Педагогический процесс направлен на вооружение учащихся знаниями, умениями

    и навыками, а также на их умственное развитие и нравственное воспитание.

    В истории развития образования известны разные модели учебного процесса,

    которые отличаются друг от друга по характеру активности учащихся:

    1. Средневековая догматическая модель. Была самой ранней. Суть ее состоит

    в том, что педагог предлагает ученику знания, а он должен

    воспроизводить их дословно.

    2. Традиционная модель, при ней педагог не только предлагает знания, но и

    аргументирует их: эмоционально, иллюстративно, а учащийся должен

    запоминать и сам высказывать свое отношение к изучаемому.

    3. Проблемно-развивающая модель обучения. Сегодня особо интенсивно

    изучаются и практикуются, на ней остановимся подробнее.

    Суть проблемно-развивающего обучения состоит в перенесении активности с

    педагога на учащегося. Опора делается на творческие и умственные

    способности последнего.

    Процесс организации проблемного обучения не прост, т.к. он сам по себе не

    экономичен во времени, требует множества источников литературы. Такое

    обучение нередко оборачивается эмоционально травмирующей ситуацией для

    части учащихся, не способных быстро реагировать и включаться в работу.

    Проблемно-развивающее обучение реализуется в несколько уровней:

    1. Проблемное изложение знания. На этом уровне педагог осуществляет

    передачу знания по сходному методу, взятому из традиционной модели.

    Однако знание структурируется таким образом, что мысли учащихся

    проводятся по сложным его путям и приходят к проблемным выводам,

    требующим разрешения.

    2. Уровень эвристической беседы. На этом уровне специальными уточняющими

    и наводящими вопросами активизируется мысль учащихся.

    3. Исследовательский уровень. Он подразумевает активную форму

    деятельности самих учащихся.

    Проблемно-развивающееся обучение наглядно иллюстрирует движение информации

    и предполагает наличие обратной связи, которая представлена в следующей

    схеме:

    Особенностью этого типа обучения является ориентация на учащегося как на

    целостную личность. Это предполагает уважительное отношение к нему,

    признание его самоценности, внутреннего мира и т.п.

    В связи с этим проблемно-развивающееся обучение предполагает диалог между

    педагогом и учащимся в форме не просто вопросно-ответной беседы, а в форме

    беседы разнообразных позиций, мнений, суждений в результате которой

    поставленная проблема предстает не как однозначная истина.

    В этом и состоит проблемность данного типа обучения.

    Вопрос № 11

    Программированное обучение как средство обратной связи.

    Существует мнение, что с элементами программированного обучения можно

    встретиться уже в древние времена. Об этом может свидетельствовать хотя бы

    описанный Платоном в диалог Сократа с мальчиком о том, как можно рассчитать

    площадь четырехугольника. В этом диалоге Сократ, мастерски пользуясь

    эвристической беседой, заставлял собеседника сразу же давать оценку каждому

    ответу на заданный ему вопрос, требовал исправления допущенных ошибок,

    подчеркивал логические связи между отдельными шагами, учил мыслить

    самостоятельно и критически, сохраняя при этом подходящий для мальчика темп

    работы. До полного перечня важнейших особенностей современной концепции

    программированного обучения сократовской методике не хватает только двух

    составляющих: так называемого самоконтроля и постепенного повышения уровня

    сложности работы учащегося за счет уменьшения числа наводящих указаний.

    Теория программированного обучения начала развиваться в 40-50 гг. XX в.

    в США, затем в Европе. Она дала импульс к развитию технологии обучения, к

    разработке теории и практики технически сложных обучающих систем.

    Программированное обучение — представляет собой относительно

    самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей

    программе с помощью информационных средств.

    В традиционном обучении ученик обычно читает полный текст учебника и

    воспроизводит его, при этом его работа по воспроизведению почти никак не

    управляется, не регламентируется. Главная идея программированного обучения

    – это управление учением, учебными действиями обучающегося с помощью

    обучающей программы.

    Теоретические основы любого программированного обучения составляют

    следующие общие принципы:

    1) Деление всего массива знания на небольшие, тесно связанные между собой

    фрагменты (части, порции, шаги)

    2) Активизация деятельности учащихся, изучающих программированный

    фрагмент

    3) Немедленная оценка каждого ответа учащегося

    4) Индивидуализация темпа и содержания учения

    Благодаря этим принципам в программированном обучении появляется

    систематическая, постоянная обратная связь между педагогом и учеником, на

    основании которой они самосовершенствуются.

    В настоящее время разработаны 2 разновидности программ в программированном

    обучении:

    . линейная

    . разветвленная

    Линейная программа (разработана Скиннером, США) строится по принципу малых

    шагов и немедленного подтверждения ответа. Оно подразумевает

    индивидуализацию темпа учения и постепенный рост его трудности. Схематично

    линейную программу можно представить так:

    Разветвленная программа (разработана Кроудером) Основу образуют следующие

    теоретические положения: Учебный материал следует делить на части (порции,

    шаги), После каждой дозы информации должен следовать вопрос, ставящий

    учащегося перед необходимостью самостоятельного выбора правильного ответа

    среди нескольких ошибочных или неполных. Непосредственно после указания

    ответа, избранного учащимся, необходима проверка правильности его выбора. В

    связи с этим программа должна информировать учащегося о результате каждого

    выбора, а в случае ошибки отсылать его к исходному пункту с целью повторной

    попытки выбора правильного ответа или к соответствующей корректирующей

    рамке, объясняющей причины ошибки.

    Схематично это можно представить так:

    Автоматизация программированного обучения, вызванная введением в

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.