МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе

    Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе

    Северо-Осетинский Государственный университет

    имени К.Л. Хетагурова

    РЕФЕРАТ

    на тему: «Теоретические основы формирования мировоз-зренческой

    устойчивости в средней школе (на примере курса физики)»

    Автор

    John Doe

    Научный руководитель

    Richard Roe

    Владикавказ, 2000г.

    План.

    Введение 3

    Глава 1. Научное мировоззрение и дидактические аспекты его формирования 5

    1.1. Формирование научного мировоззрения как одна из основных задач

    преподавания физики в школе 5

    1.2. Формирование представлений о физической картине мира как

    основном компоненте процесса формирования научного мировоззрения 6

    1.3. Процесс научного познания как способ учения 8

    1.4. Формирование научного мышления 13

    1.5. Формирование материалистических убеждений как одна из важных

    сторон процесса формирования научного мировоззрения 15

    Выводы к 1 главе 17

    Глава 2. Экспериментальная система формирования

    мировоззренческой устойчивости 18

    2.1. Об оценке сформированности мировоззренческих знаний учащихся на

    разных этапах обучения 18

    2.2. Развитие умений как основной компонент в системе формирования

    мировоззренческой устойчивости 22

    2.3. Вводные уроки как средство систематизации знаний учащихся вокруг

    представления о едином материальном мире 25

    2.4. Обобщающие уроки как средство систематизации знаний учащихся в

    соответствии с циклом теоретического познания 31

    Выводы ко 2 главе 36

    Заключение 37

    Приложения 38

    Библиография 40

    Введение.

    В средней школе закладываются основы научного мировоззрения. Объектом

    изучения, в результате которого формируется мировоззрение, является

    реальный мир. Исторически сложилось так, что для облегчения познания

    реального мира его изучение разделили на науки. Мы стали изучать отдельные

    дисциплины (физику, химию, биологию, географию, астрономию и т.д.).

    Теоретический материал, который изложен в учебниках и методика преподавания

    сделали эти дисциплины оторванными друг от друга, разрушили единую картину

    материального мира. Поэтому в наши дни мы можем слышать от учеников: «Мне

    физика не нужна. Она мне в жизни не пригодится», «Я буду юристом (или

    врачом), а там физика не нужна» и многие другие изречения. Поэтому перед

    учителями сегодня стала проблема: убедить учащихся, что между разными

    отраслями знаний нет резкой границы, что они не оторваны друг от друга, а

    лишь с разных сторон и каждая своими методами изучает реальный мир. А вот

    совокупность этих полученных данных дает общее представление о нем. Также,

    необходимо показать, что для современного этапа развития естественных наук

    характерно диалектическое единство процессов дифференциации и интеграции.

    Мы наблюдаем, с одной стороны, появление ряда наук, отпочковавшихся от

    физики, химии, биологии в самостоятельные области знания, а с другой

    стороны – проникновение методов физики в химию (квантовая химия, химическая

    термодинамика), физики и химии – в биологию (молекулярная биология,

    радиобиология), создание таких пограничных наук, как физическая химия,

    биофизика и др., в которых объект и метод исследования принадлежит с равным

    правом ряду наук.

    Цели и принципы преподавания, как известно, реализуются через учебный

    процесс. Поэтому учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы,

    в конечном итоге, привести к формированию у учащихся диалектико-

    материалистического миропонимания. Именно эта задача – формирование

    научного мировоззрения – является одной из первоочередных задач всей идейно-

    воспитательной работы, осуществляемой в нашем обществе.

    Этой проблеме посвящены прекрасные работы В.Г.Разумовского, А.В.Усовой

    и В.В.Завьялова, В.В.Мултановского, В.Ф.Ефименко, В.Н.Мощанского,

    Л.Я.Зориной, В.К.Батурина, Б.И.Спасского. В этих работах с различных

    позиций на высоком научном уровне решается эта проблема и рассматриваются

    разные ее аспекты, также даются полезные для практики рекомендации.

    Формирование научного мировоззрения – сложный и многосторонний

    процесс. Помимо детального исследования отдельных сторон этого процесса

    необходимо целостное его рассмотрение, с учетом взаимосвязей его основных

    компонентов. Поэтому мы пришли к необходимости создания экспериментальной

    системы формирования мировоззренческой устойчивости.

    Глава 1. Научное мировоззрение и дидактические аспекты его формирования.

    1.1. Формирование научного мировоззрения как одна из основных задач

    преподавания физики в школе.

    Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на объективный мир и

    место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и

    самим себе. Основными структурными единицами мировоззрения являются взгляды

    и убеждения. «Взгляды выражают определенную точку зрения на сущность

    важнейших явлений природы, общественной жизни, человеческого познания.

    Убеждения – более высокая ступень осознания окружающего мира, уверенность

    человека в правильности своих взглядов» (Формирование коммунистического

    мировоззрения школьников. – М., 1977г., стр. 15).

    Мировоззрение имеет огромный практический смысл, т.к. оно влияет на

    интересы, труд и быт людей. В классовом обществе мировоззрение носит

    классовый характер, отражает различное положение и условия жизни людей. По

    своему содержанию и направленности мировоззрение может быть научным и

    ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или

    религиозным, революционным и реакционным.

    Целью школьного физического образования является формирование

    обобщенного научного представления о природе и процессе ее познания, т.е.

    формирования научного мировоззрения.

    Основой научного мировоззрения являются научные знания. Но не все они

    носят мировоззренческий характер. Поэтому целью школьного образования

    является выделение того содержательного базиса учебного материала, на

    основе которого будет осуществляться формирование научного мировоззрения.

    Так как физика – это наука «о формах материи…, о взаимодействии этих

    форм материи, об их движении», то она связана с философией, основной

    мировоззренческой наукой. Поэтому возникают объективные возможности

    формирования научного мировоззрения на основе обучения физике. (Физический

    энциклопедический словарь. – М., 1966 г., т.5).

    1.2. Формирование представлений о физической картине мира как основном

    компоненте процесса формирования научного мировоззрения.

    Одним из основным компонентов процесса формирования научного

    мировоззрения на основе обучения физике является формирование представлений

    о физической картине мира (ФКМ). Еще Иванов В.Г. в работе «Физика и

    мировоззрение» отметил, что «физика формирует собственную картину мира,

    т.е. некоторое обобщенное представление о мире с точки зрения ее предмета,

    метода и форм описания… и как картина мира лидирующей науки, физическая

    картина мира является основой общей естественнонаучной картиной мира».

    (Иванов В.Г. «Физика и мировоззрение». Л., 1975г., стр.80-81).

    Физическая картина мира – это обобщенная модель природы, включающая в

    себя представления физической науки о материи, движении, взаимодействии,

    пространстве и времени, причинности и закономерности.

    Поэтому первой составной частью процесса создания у учащихся

    представлений о физической картине мира является формирование указанных

    фундаментальных физических понятий и идей. К числу этих фундаментальных

    понятий и идей относятся понятия вещества и поля, понятия массы, силы,

    взаимодействия, импульса, энергии, идеи относительности, сохранения мер

    движения, атомизма, корпускулярно-волнового дуализма.

    Но только усвоение важнейших понятий и идей недостаточно для

    формирования представлений о физической картине мира. Представления о

    современной физической картине мира учащиеся могут получить только в конце

    курса изучения физики, после того как будут обобщены и приведены в систему

    знания учащихся. До того контуры современной физической картины мира

    обрисовать невозможно из-за недостатка знаний у учащихся по вопросам

    современной физики. Как отметила Зорина Л.Я. «…не всегда целесообразно

    сразу давать знания, соответствующие современному уровню развития. В ряде

    случаев нужно специально показывать становление знаний и изменение

    мировоззренческих представлений». (Зорина Л.Я. «Дидактические основы

    формирования системности знаний старшеклассников». – М., 1978г., стр.116).

    Поэтому необходимо показать учащимся, что физическая картина мира

    создавалась постепенно, что в процессе развития физики она сама

    эволюционировала, то есть вначале возникла механическая картина мира, затем

    ее сменила электромагнитная картина мира. Поэтому после изучения механики

    можно говорить лишь о механической картине мира, а после изучения

    электродинамики – об электромагнитной картине мира. Обобщения проведенные в

    конце этих разделах позволяют систематизировать материал и познакомить

    учащихся с общей структурой физической картины мира и ее элементами. Это

    подготовит учащихся к усвоению структуры и содержания современной

    физической картины мира. Кроме того, важно показать, что формирование

    каждой последующей картины мира не только приводило к расширению и

    углублению общих знаний о мире, но и требовало пересмотра взглядов на мир,

    а иногда и отказа от некоторых прежних взглядов. В связи с этим необходимо

    уделить внимание историзму. Очень важно «… представить науку не как сводку

    догм и застывших данных, не весть как, кем и почему добытых, а как

    развивающийся процесс, которому нет конца». (Мощанский В.Н. «Формирование

    мировоззрения учащихся при изучении физики». – М., 1989г., стр.14). Кроме

    того, знания усваиваются лучше, если учащиеся знают как и почему они

    возникли. Еще Максвелл Д.К. отметил, что «… наука всегда усваивается

    наиболее полно в состоянии ее возникновения». (Духов В.М. «Электрон». – М.,

    1966г., стр.6).

    Итак, формирование понятия о физической картине мира есть процесс

    постепенный. Обычным сообщением научных знаний невозможно сформировать

    данное понятие. Учащиеся усваивают конкретные физические данные, но не

    могут подняться до уровня мировоззренческих проблем. В связи с этим,

    третьей составной частью процесса создания у учащихся представлений о

    физической картине мира является диалектико-материалистическое истолкование

    основ физики. Раскрытие диалектико-материалистического характера физических

    явлений помогает учащимся глубже осознать сущность физических явлений и

    закономерностей. Поэтому на уроках необходимо употреблять термины

    «материя», «движение», «пространство», «время» и раскрывать их смысл, т.е.

    необходимо в самом общем виде познакомить учащихся с некоторыми

    философскими положениями. Кроме того, связь физики и философии есть

    характерная черта современной физической науки, а преподавание физики

    должно отражать современный научный уровень.

    Итак, формирование представлений о физической картине мира опирается

    на усвоение учащимися фундаментальных физических понятий и идей с

    выявлением их мировоззренческой части, на постепенное раскрытие понятия

    физической картины мира и ее эволюции и на диалектико-материалистическое

    истолкование основ физики.

    1.3. Процесс научного познания как способ учения.

    Вторым компонентом процесса формирования научного мировоззрения на

    основе обучения физике является формирование знаний о процессе научного

    познания. Это связано с тем, что научное мировоззрение включает в себя не

    только понимание того, что из себя представляет окружающий мир, но и того,

    как человек познает мир. Кроме того, знание о процессе научного познания

    позволяют ученику лучше понять суть физических явлений, законов, теорий.

    До недавнего времени физика в средней школе была представлена в

    основном как система предметных знаний. Однако физическая наука включает в

    себя не только систему знаний, но и определенную область общественно-

    производственной практики, а именно процесс добывания знаний. Поэтому

    методологический аспект физических знаний должен быть раскрыт в такой же

    мере, как фактологический (предметный) аспект.

    Знания о знаниях называют методологическими. Понятие «методология»

    является производным от понятия «метод». «Метод – … в самом общем значении

    способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность».

    (Философский словарь. – М., 1975г., стр.241). Сюда входят разнообразные

    эмпирические и теоретические приемы, систематическое применение которых

    приводит к достижению поставленной цели. Многие выдающиеся ученые прошлого

    и настоящего времени отмечали огромную роль метода в исследовательской

    работе.

    В процессе развития научных данных о природе и обществе были открыты

    многие методы и приемы исследовательской деятельности. В философии их

    систематизируют, выделяя следующие три группы:

    1) Методы, обладающие атрибутом всеобщности и применяемые во всех

    сферах деятельности для получения как обыденного, так и научного знания.

    Это общелогические методы. К ним можно отнести анализ и синтез, индукцию и

    дедукцию, абстрагирование и обобщение, и т.д.

    2) Методы исследования, используемые только в научном познании. К ним

    относятся две основные группы: методы построения эмпирического знания

    (например, наблюдение, измерение, эксперимент) и методы построения

    теоретического знания (например, идеализация и формализация, аналогия,

    моделирование, мысленный эксперимент, гипотеза, восхождение от абстрактного

    к конкретному…).

    3) Специальные методы и приемы, процедуры экспериментального и

    теоретического характера, непосредственно связанные с сущностью конкретного

    явления и применяемые в узкой области. Например, рентгеноструктурный

    анализ, кристаллохимический и т.п.

    Методологические знания – это обобщенные знания о методах и структуре

    физической науке, основных закономерностях ее функционирования и развития.

    Эти знания не являются какими-то внешними, привнесенными в основы физики,

    дополнительными к предметным; наоборот, они внутренне присущи современному

    курсу физики.

    При переходе научной системы знаний в учебную, многие связи между

    элементами обрываются. Восстановление этих в сознании учащихся при обучении

    физики затруднительно. Без элементов методологии физической науки здесь

    обойтись нельзя. Поэтому необходимо разработать целостную систему

    образования у учащихся методологических знаний и умений. Эти знания и

    умения должны:

    - служить сознательному усвоению физических знаний, углубленному пониманию

    сути изучаемых явлений;

    - способствовать выработке правильного, научного мировоззрения;

    - раскрывать характер и диалектику научного познания, вооружать учащихся

    общенаучными методами познания;

    - способствовать преодолению узкопрактичного понимания физики как науки,

    показывая ее одним из аспектов общечеловеческой культуры и основой

    современной техники;

    - способствовать развитию творческих способностей и физического мышления,

    интеллектуальных умений;

    - способствовать формированию таких черт личности, как гуманизм,

    трудолюбие.

    Система методологических знаний и умений включает следующие

    направления, вокруг которых обобщается весь учебный материал второй ступени

    курса физики средней школы:

    1) Научный эксперимент и методы экспериментального познания;

    2) Физическая теория и методы теоретического познания;

    3) Стержневые методологические идеи физики;

    4) Основные закономерности развития физики.

    Для того, чтобы обеспечить усвоение этих методологических знаний

    полезно использовать обобщенные планы изучения элементов научного

    физического знания, к которым относятся знания о явлении, опыте, модели,

    законе, физической величине, теории, техническом устройстве. Эти планы были

    разработаны А.В.Усовой и немного откорректированы В.Н.Мощанским.

    (А.В.Усова, З.А.Вологодская «Самостоятельная работа учащихся по физике в

    средней школе». – М. «Просвещение», 1981г., стр.36. В.Н. Мощанский

    «Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики». – М.,

    «Просвещение», 1989г., стр.32). Они позволяют представить материал в виде

    четкой логической структуры. Содержание этих планов следующее:

    I. Явление.

    1) Формулировка, выражающая определение явления.

    2) Опыты, в которых обнаруживается явление.

    3) Объяснение явления на основе теории (не всегда возможно).

    4) Использование и учет явления в практике, его проявления в природе.

    II. Опыт.

    1) Цель опыта.

    2) Экспериментальная установка.

    3) Выполнение эксперимента, измерения.

    4) Анализ экспериментальных результатов и выводы, вытекающие из опыта.

    III. Закон.

    1) Математическое выражение и словесная формулировка закона.

    2) Опытное подтверждение закона.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.