МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе

    тепловых двигателей, им знакомо основное уравнение МКТ, уравнение состояния

    идеального газа, газовые законы, им знакомы определения термодинамического

    и статистического методов исследования. Но учащиеся не могут определить

    основание, ядро и следствия теории в зависимости от методов исследования;

    не осознают связи между постулатами и следствиями.

    Данный эксперимент показал, что можно иметь соответствующие знания, но

    их не использовать. Таким образом, для создания мировоззрения необходимо

    овладеть еще рядом умственных операций. К этим операциям относятся умения

    конкретизировать основные положения теории познания и умения,

    способствующие формированию мировоззрения и диалектического мышления.

    Раскроем их смысл. Итак:

    I. Умения конкретизировать основные положения теории познания.

    Это умения:

    - использовать исторические факты и факты из практической деятельности

    людей для показа источников знаний, их истинности;

    - показывать смену физических картин мира, открытие новых разделов в

    физической науке;

    - излагать физическую теорию на схеме: основание (эмпирический базис,

    идеализированный объект, физические величины) –> ядро (теоретическое

    обоснование) –> следствие –> подтверждающий эксперимент, применение на

    практике;

    - раскрывать объективность и относительность наших знаний о предмете или

    физическом явлении.

    II. Умение, способствующее формированию мировоззрения и

    диалектического мышления.

    Это умения:

    - рассматривать физические явления с разных сторон и в разных условиях;

    выделять физические системы, описать качественно и количественно движение

    и взаимодействие как причину явлений и устанавливать причинно-

    следственные связи;

    - выдвигать гипотезу, выбирать модель, планировать эксперимент, выполнять

    измерения, вести расчет погрешности, т.е. теоретический и

    экспериментальный методы познания физических явлений;

    - показывать на примерах из разных областей физики переход количественных

    изменений в качественные (например, рост начальной скорости ИСЗ и

    изменение вида его траектории, увеличение механического напряжения и

    разрушения тела);

    - раскрывать единство противоположных признаков и свойств (например,

    волновые и корпускулярные свойства света и микрочастиц, притяжение и

    отталкивание молекул);

    - показывать применение физических законов для развития производства.

    Итак, мы определили перечень основных знаний и умений. Которые

    необходимы для формирования у учащихся мировоззренческой устойчивости.

    2.3. Вводные уроки как средство систематизации знаний учащихся вокруг

    представления о едином материальном мире.

    Особую роль в нашей системе мы отводим вводным и обобщающим занятиям.

    Роль вводных занятий по разделам школьного курса физики часто

    недооценивают, предпочтение отдают обобщающим урокам. Однако только

    систематическое проведение как вводных, так и обобщающих занятий дает

    возможность добиться желаемого результата.

    Вводные занятия направляют учебную и поисковую деятельность учащихся.

    Помогают выбрать из потока информации, предлагаемой на уроках, нужную для

    построения логической цепочки знаний.

    Вводные занятия развивают способность самостоятельно и творчески

    работать с творческим материалом.

    Начиная вводные занятия по любому разделу мы должны помнить главное,

    что необходимо формировать у учащихся понимание единство природы. И

    оговорить с ними с самого начала, что деление природы на науки предпринято

    человечеством для облегчения ее изучения. Разумеется она не знает, что

    разделена на химию, физику, биологию и т.д. Эта идея должна пронизывать

    изучение всего курса.

    Вводные занятия по любому разделу школьного курса физики надо начинать

    с определение науки.

    Наука – это система знаний об объективных законах развития природы и

    общества.

    Науки бывают естественные и общественные. Общественные науки – это

    система знаний об объективных законах развития общества. Естественные науки

    – это система об объективных законах развития природы.

    Объектам познания естественных наук является материальный мир,

    существующий независимо от познающего субъекта. В материальном мире можно

    выделить три структурные области – микромир, макромир и мегамир, которые

    отличаются друг от друга пространственной протяженностью (Приложение 1), а

    микро- и макромир – как по основным структурным элементам (Приложение 2),

    так и по преимущественным типам взаимодействия (Приложение 3).

    Мегамир (Галактики, гравитационные и магнитные поля) и часть макромира

    (планеты с их спутниками, планетные системы звезд) изучаются астрономией.

    Астрономия – старше физики. Фактически физика и возникла из нее, когда

    астрономия заметила поразительную простоту движения звезд и планет:

    объяснение этой простоты и стало началом физики. Но самым выдающимся

    открытием астрономии был тот факт, что звезды состоят из тех же атомов, что

    и Земля.

    На уроках астрономии учащиеся встречаются практически со всеми

    физическими понятиями, которые используются при изучении движений в

    гравитационном и электромагнитном полях, с описанием физического состояния

    вещества на основе молекулярно-кинетической теории, процессов излучения и

    его взаимодействия с веществом, способов передачи теплоты, распада и

    синтеза атомных ядер. Тесная связь физики и астрономии хорошо раскрывается

    на примерах истории их развития. Очень благодатный для этой цели материал

    представляет развитие кинематики и динамики, которое происходило на основе

    изучения движения как земных, так и небесных тел. Несмотря на такую тесную

    связь наук естественно-математического цикла, астрономия является

    самостоятельной наукой, которая имеет свои цели и задачи:

    - изучение видимого и истинного расположения и движения небесных тел;

    - определение расстояний между ними, формы и размеров их;

    - исследование их физической природы;

    - изучение проблем возникновения и развития небесных тел и их систем.

    Микромир (элементарные частицы, атомы, молекулы) и часть макромира

    (окружающие нас на Земле тела, гравитационное и электромагнитное поля)

    изучаются физикой.

    Физика – по гречески «природа», т.е. наука о природе, изучающая общие

    свойства и законы движения материи.

    Как известно, любая наука имеет свой предмет, объект и методы

    исследования, которые, как правило, заложены в ее определение. Исходя из

    этого:

    объектом исследования физики является материя,

    предметом исследования – физические формы ее движения,

    методы исследования – эмпирический и теоретический.

    Необходимо с учащимися подробно остановиться на каждом из этих

    элементов.

    Материя, согласно В.И.Ленину, «…есть то, что действует на наши органы

    чувств, производит ощущение. Материя есть объективная реальность, данная

    нам в ощущениях». (В.И.Ленин. Полн.собр.соч., т.18).

    Существенным в этом определении материи является тот факт, что материя

    не отождествляется с каким-либо конкретным своим видом или свойством.

    Необходимо обратить внимание учащихся на следующее:

    1. То, что материя является объективной реальностью, означает, что материя

    существует независимо от нас.

    2. То, что материя дана нам в ощущениях, означает, что мы познаем материю.

    3. Необходимо обратить внимание на то, что материя – источник ощущения.

    4. То, что материя первична, а сознание вторично, означает, что материя

    определяет мышление, а не наоборот.

    На уровне макромира (и только на этом уровне) можно выделить два

    основные вида материи – вещество и поле. Они обладают как рядом общих, так

    и отличных друг от друга свойств.

    Движение материи представляет собой способ ее существования. Движение,

    в философском смысле, – всякое изменение материи, всякий происходящий в

    природе процесс: физический, химический, биологически, общественный. Весь

    окружающий мир – движущаяся материя. Материя и движение неотделимы друг от

    друга, не существует материи без движения, как не существует движения без

    материи.

    Современная наука рассматривает следующие основные формы движения

    материи: механическую, тепловую, электромагнитную, ядерную, химическую и

    биологическую. К физическим формам движения относятся все виды закономерных

    изменений состояния материальных объектов, непосредственно выражающихся в

    изменении их физических свойств и характеристик.

    В первой главе мы указали методы исследования, которые выделяются в

    философии. На наш взгляд, на вводном занятии необходимо подробно ознакомить

    учащихся с методами построения эмпирических знаний (наблюдение,

    эксперимент, измерение) и методами построения теоретических знаний

    (идеализация и формализация, аналогия, моделирование, мысленный

    эксперимент, гипотеза и т.д.). Сделать это мы предлагаем следующим образом.

    Для определения методов исследования физики необходимо определить

    понятие «физическое знание».

    Знание – в философском смысле: проверенный практикой результат

    познания действительности.

    Физическое знание – конкретное, научное; оно результат познания

    человечество окружающей природы. Можно выделить два уровня физических

    знаний: эмпирический и теоретический. (Приложение, рис.4).

    Наиболее общим элементом физического знания служат основные идеи,

    принципы, гипотезы, относящиеся не только к отдельным теориям и областям

    физических явлений, но и ко всему объекту физического познания.

    Совокупность основных идей, принципов и гипотез определяет главные

    черты физического познания, создает физическую картину мира, т.е. идеальную

    модель природы, определяющую стиль физического мышления на данном

    историческом этапе.

    Теоретические законы отличаются от эмпирических гораздо большей

    степенью общности и включают теоретические понятия, более отдаленные от

    непосредственного опыта.

    Остановимся подробнее на физической теории, т.к. в последнее время

    роль теории значительно возросла.

    Физическая теория имеет следующие структурные части: основание, ядро,

    следствие. Основание включает в себя эмпирический базис, идеализированный

    объект, физические величины.

    Эмпирический базис теории образуют факты, устанавливаемые в результате

    наблюдений и опытов, необъяснимых существующей теоретической системой и

    вступающих в конфликт с ее основными положениями. В результате возникает

    потребность в новой теории. Например, теории Бора о строении атомов

    возникла потому, что ряд опытных фактов невозможно было объяснить на основе

    классической механике Ньютона и электродинамике Максвелла (устойчивость

    атома, линейчатые спектры излучения атомов).

    Идеализированный объект физической теории представляет абстрактную

    модель, воплощающую в себе сложнейшее свойство, глубинные особенности

    исследуемого объекта (материальная точка, идеальный газ, осцилятор и т.д.).

    Физическая величина – специфическая для каждой теории. Служит

    количественной характеристикой физических свойств тел и физических явлений

    (масса, сила, потенциал и т.д.).

    Ядро физической теории составляет система общих законов, выражаемых в

    математических уравнениях, постулатах, принципах.

    Следствия – применение системы уравнений теории для конкретных

    случаев.

    Теоретический уровень познания завершается формированием знаний о

    физической картине мира. (Механическая картина мира, электродинамическая

    картина мира, квантовая картина мира).

    Рассмотрев структуру физического знания, необходимо отметить

    конкретно, что учащиеся должны знать по окончании курса физики о физической

    величине, физическом явлении, физическом законе, физической теории.

    В первой главе мы привели обобщенные планы изучения элементов научного

    физического знания. Придерживание структуры этих планов переводит учащихся

    с репродуктивного уровня (простой пересказ) на системно-моделирующий

    (творческий, моделирующий), который составляет систему знаний, навыков и

    умений учащихся по предмету в целом.

    Для большей наглядности приведенные планы можно оформить в виде таблиц

    и развесить в кабинете физики, а учащимся предложить записать их в начале

    тетради.

    На наш взгляд, эти общие положения должны быть усвоены учащимися. Для

    этого, как в начале, на вводных занятиях, так и в процессе изучения курса,

    а также в конце каждого раздела (механики, молекулярной физики,

    электродинамики, квантовой физики) необходимо обобщить с учениками знания

    конкретно по каждой физической величине, физическому явлению, физическому

    закону, физической теории, следуя вышеприведенной схеме.

    2.4. Обобщающие уроки как средство систематизации знаний учащихся в

    соответствии с циклом теоретического познания.

    После прохождения любого раздела для систематизации знаний учащихся,

    приведения их стройную систему, правильного восприятия единства природы,

    формирования мировоззрения, необходимо провести урок обобщения.

    Ссылаясь на вводные занятия, на первый взгляд кажется, что повторение

    излишне. Однако вводные и обобщающие занятия разделены достаточным

    промежутком времени, поэтому обобщение с использованием всего материала

    вводных занятий, как показывает практика, приводит к более эффективным

    результатам.

    О значении обобщающих уроков свидетельствует и новое распределение

    часов по физике, где на них отводится значительное количество часов.

    Обобщающие уроки дают большие возможности для развития познавательных

    и творческих способностей учащихся, а также умений самостоятельно пополнять

    свои знания. Ведущим логическим приемом на таких уроках является обобщение.

    Этот процесс выступает в двух аспектах: овладение мыслительными навыками и

    усвоение учебного материала. В процессе обобщения у учащихся развиваются

    важные приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение,

    абстрагирование, систематизация и другие), а следовательно, развиваются их

    познавательные способности.

    Кроме того, велики возможности обобщающих уроков в нравственном

    воспитании учащихся. Использование на уроках материала о работах и научных

    заслугах отечественных и зарубежных ученых, изобретателей позволяет

    знакомить учащихся с вкладом выдающихся ученых в науку, технику, а также с

    теми сторонами их жизни и деятельности, которые характеризуют нравственные

    черты личности. Таким образом, обобщающие уроки вносят значительный вклад в

    формирование научного мировоззрения.

    На уроках обобщения знаний могут применяться различные методы и

    средства. Единого принципа организации таких уроков нет. И здесь конечно же

    нельзя не учитывать возрастной психологии школьников.

    Если это учащиеся 7-9-х классов, то обобщающий урок лучше провести в

    игровой форме. Много интересных разработок можно найти в журнале «Физика в

    школе».

    В тех классах, где игровая деятельность не приносит желаемого

    результата, можно прибегнуть к физическому диктанту, решению задач или

    просмотру фильма.

    В старших классах лучше использовать такие формы уроков как семинары,

    конференции.

    Выбор определенной формы проведения урока зависит прежде всего от

    сложности материала, который выбран для обобщения, его объема, а также от

    особенностей ученического коллектива.

    Но хочется обратить внимание, что однообразная информация и

    однообразные способы действия быстро вызывают скуку. А учебный труд, как и

    всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Поэтому не следует

    отдавать предпочтение какой-то одной форме обобщающих уроков. Однако они

    всегда должны проходить так, чтобы ученики, рассматривая знакомый им

    учебный материал, обнаруживали в нем новые стороны и связи. Иными словами,

    при любой методике должна преследоваться одна и та же цель: научить

    переосмысливать частное и конкретное с общих позиций. Процесс достижения

    этой цели и является обобщающим.

    Успех заключительных уроков во многом определяется тем, как педагог

    учитывает, использует и развивает имеющиеся умения школьников обобщать

    учебный материал; ребята выполняют задания на сравнение, сопоставление,

    систематизацию (не будет преувеличением, если вооружение школьников этими

    умениями сравнить по возможности с овладением чтением и письмом).

    Под систематизацией понимают мыслительную деятельность, в процессе

    которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе

    выбранного принципа. Под системой в философии понимают «совокупность

    объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных

    качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам.

    Связь между компонентами настолько существенна и тесна, что изменение

    одного из них вызывает изменение других, а нередко системы в целом».

    (Блауберг И.В., Юдин Э.Г. «Философские проблемы исследования систем и

    структур». – Вопросы философии, 1970г., №5, с.99).

    Систематизация позволяет более продуктивно использовать память, так

    как освобождает ее от необходимости запоминать материал как сумму частных

    сведений и фактов за счет группировки их в более крупные единицы (в более

    крупные блоки информации), которые легче удержать в сознании и

    воспроизвести в нужных случаях.

    Использование систематизации не только упорядочивает знания человека

    об объектах познания, но и служит источником новых знаний. Образовавшаяся

    система знаний, характеризующая умственное развитие человека, определяет

    его возможности по преобразованию отдельных компонентов знаний, т.е. его

    творческие способности.

    Однако, систематизация не сводится к классификации. К систематизации

    приводит также установление причинно-следственных связей и отношений между

    изучаемыми фактами, выделение основных единиц материала, что позволяет

    рассматривать конкретный объект как часть целой системы.

    Можно выделить следующие уровни систематизации знаний: уровень научных

    фактов, научных понятий, законов, теорий, физической, естественнонаучной,

    общей научной картины мира.

    Огромную роль в систематизации знаний играют уроки обобщения. Практика

    показывает: несмотря на то, что уровень овладения отдельными умениями

    высок, учащиеся испытывают затруднения на уроках. Дело в том, что здесь

    нужно усвоить обширный по всему объему материал, выделить несколько линий

    для сопоставления и сравнения. Частично эти затруднения снимаются при

    использовании групп демонстрации, кино и диафильмов, составления схем и

    таблиц.

    Составление схем и таблиц обобщающего характера дает возможность

    учащимся более эффективно обобщать, систематизировать знания, понимать

    взаимосвязь между изученными фактами, явлениями. При этом схемы и таблицы

    должны способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, быть

    четкими. И по возможности должны быть составлены самими учащимися.

    Для обобщения и систематизации целесообразно отбирать такой учебный

    материал, обобщение которого позволяет:

    - облегчить процесс усвоения знаний учащимися при изучении последующих тем

    школьного курса физики;

    - расширить мировоззрение учащихся;

    - осуществить межпредметные связи;

    - выявить физические принципы и технические особенности применения явлений,

    теорий и закономерностей на практике.

    В основу обобщения и группировки материала при повторении следует

    положить основные физические характеристики явлений или способы их

    описания. В курсе физики есть разделы, объединяющие физические явления

    различной природы одинаковыми способами их описания.

    Девятиклассникам после изучения кинематики полезно предложить обобщить

    знания о скорости и ускорении, а десятиклассникам после прохождения

    электростатики – систематизировать сведения о поле точечного заряда и об

    однородном поле. В таких условиях ученик не может ограничиться простым

    пересказом одного или нескольких параграфов учебника. Ответ на такой вопрос

    требует от него активной работы мысли: нужно из материала целой темы

    выделить лишь тот, который относится непосредственно к заданию, затем

    привести в систему, логически связав отобранные сведения.

    Велика роль обобщающих занятий при закреплении знаний по основным

    разделам школьного курса физики.

    Итак, на обобщающем уроке учащиеся должны ответить на такие вопросы,

    или же повторить данную тему или раздел по вопросам:

    1. Что называется наукой?

    2. Что такое физика?

    3. Что является предметом и объектом исследования данного раздела?

    4. Какие методы исследования в нем используются?

    5. Основные физические величины.

    6. Основные физические законы.

    7. Основные единицы измерения.

    8. Фундаментальные физические опыты раздела.

    9. Физическая теория (ее основание, ядро, следствия).

    10. Практическое использование законов данного раздела.

    Таким образом, одним из основных направлений, вокруг которого

    проводится повторение и закрепление знаний, является систематизация знаний

    в соответствии с циклом теоретического познания, а также использование

    схемы этого цикла для сравнения, сопоставления изучаемых явлений, законов,

    теорий (Приложение 4).

    Выводы ко 2 главе.

    1. Мировоззрение определяют знания фундаментальных идей, понятий,

    законов и теорий современной физической картины мира, а также знания,

    связанные с категориями диалектико-материалистической философии.

    2. Как показала практика, без развития мышления нельзя преуспеть в

    формировании мировоззрения. Поэтому для формирования мировоззрения

    необходимо овладеть рядом умственных операций:

    - умениями конкретизировать основные положения теории познания;

    - умениями, способствующими формированию мировоззрения и диалектического

    мышления.

    3. Вводные занятия являются прекрасным средством систематизации знаний

    учащихся вокруг представления о едином материальном мире.

    4. Использование систематизации не только упорядочивает знания

    человека об объектах познания, но и служит источником новых знаний.

    5. Обобщающие занятия позволяют систематизировать знание в

    соответствии с циклом теоретического познания.

    6. Вводные и обобщающие занятия являются первостепенным средством в

    формировании мировоззренческой устойчивости.

    Заключение.

    Итак, на первом этапе нашей работы, мы попробовали раскрыть

    возможности формирования мировоззренческой устойчивости, которыми

    объективно располагает курс физики, и некоторые пути реализации этих

    возможностей. Намеченные пути не являются единственно возможными, так как

    приучение старшеклассников к философскому осмысливанию мира – дело сложное.

    В настоящее время, содержание школьного курса физики находится в

    стадии становления. Разработано несколько пробных учебников. Хотелось бы

    особо отметить учебник «Физика и астрономия» под ред. А.А.Пинского,

    В.Г.Разумовского. Это интегрированный курс, в котором, начиная уже с первых

    параграфов, рассматриваются методы научного познания. Интеграция физики и

    астрономии способствует формированию у учащихся представлений об обобщенной

    картине мира, а следовательно, о научном мировоззрении. Поэтому уже сейчас

    стоит использовать все богатые возможности для того, чтобы в сознании

    учеников складывалось правильное представление о мире и его познании

    физической наукой. Для этого прежде всего следует отказаться от такого

    изложения учебного материала, при котором факты науки превращаются в склад

    догм и застывших данных, а история развития физики, полная драматизма,

    исканий, борьбы и диалектико-материалистическое учение, помогающее физике

    понимать природы, остаются вне поля зрения учениками. Надо стремиться к

    тому, чтобы научить учащихся видеть природу за ее физическим описанием,

    сформировать в сознании учащихся единую физическую картину мира, возбудить

    интерес к философскому осмысливанию действительности, пробудить у учеников

    радостное чувство общения с процессом научных поисков и с людьми, которые в

    этих поисках видели смысл своей жизни.

    Приложение 1.

    Приложение 2.

    Элементарные частицы –> атомы –> молекулы –> … –> окружающие нас на

    Земле тела –> планеты и их спутники –> … –> планетные системы звезд –>

    Галактики.

    Приложение 3.

    Приложение 4.

    Методическая структура

    Дидактическая структура

    Библиография.

    1. Штофф В.А. – Введение в методологию научного познания. (Издательство

    Ленинградского университета, 1972г.).

    2. Спасский Б.И. – Вопросы методологии и историзма в курсе физики средней

    школы. – М., 1975г.

    3. Мощанский В.Н. – Формирование диалектико-материалистического

    мировоззрения на уроках физики. – М.: «Высшая школа», 1983г.

    4. А.В.Усова, В.В.Завьялов – Самостоятельная работа учащихся в процессе

    изучения физики. – М.: «Высшая школа», 1984г.

    5. Основы методики преподавания физики в средней школе. Под ред.

    А.В.Перышкина, В.Г.Разумовского, В.А.Фабриканта. – М.: «Просвещение»,

    1984г.

    6. Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики.

    – М.: «Просвещение», 1989г.

    7. Формирование коммунистического мировоззрения школьников. – М., 1977г.

    /Под ред. Э.И. Моносзона, Р.Правдина, Р.М. Роговой.

    8. Физический энциклопедический словарь. – М., 1966г., т.5.

    9. Иванов В.Г. – Физика и мировоззрение. – Л., 1975г.

    10. Зорина Л.Я. – Дидактические основы формирования системности знаний

    старшеклассников. – М.: «Педагогика», 1978г.

    11. Духов В.М. – Электрон. – М., 1966г.

    12. Философский словарь. – М.: «Политическая литература», 1975г. /Под ред.

    М.М. Розенталя.

    13. Усова А.В., Вологодская З.А. – Самостоятельная работа учащихся по

    физике в средней школе. – М.: «Просвещение», 1981г.

    14. В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т.18.

    15. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. – Философские проблемы исследования систем и

    структур. – Вопросы философии, 1970г., №5.

    16. Каргиева З.К. – Вводные и обобщающие занятия в школьном курсе физики. –

    Владикавказ, 1993г.

    17. Усова А.В., Завьялов В.В. – Воспитание учащихся в процессе обучения. –

    М., 1984г.

    18. Ланина И.Я. – Формирование познавательных интересов учащихся на уроках

    физики. – М.: «Просвещение», 1985г.

    -----------------------

    Материальный мир

    Микромир

    (10-8м. и меньше)

    Макромир

    (10-8м. – 1020м.)

    Мегамир

    (1020м. и более)

    - Галактики

    - гравитационное поле

    - электромагнитное поле

    - окружающие нас на Земле тела

    - планеты и их спутники

    - планетные системы звезд

    - гравитационное поле

    - электромагнитное поле

    - элементарные частицы

    - атомы

    - молекулы

    - гравитационное

    - электромагнитное

    - гравитационное

    - электромагнитное

    - электромагнитное

    - сильное

    - слабое

    Мегамир

    Макромир

    Микромир

    Домашнее задание

    Применение знаний и умений

    Повторение и обобщение теоретического материала

    Эксперимент и практические применения

    Модели, принципы, законы

    Физические явления (сходные данные)

    Следствия

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.