МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Теории обучения в высшей школе

    Теории обучения в высшей школе

    В процессе обучения и научного поиска формируются знания, навыки и умения,

    происходит всестороннее интеллектуальное развитие личности обучающихся и

    их мировоззрения. Все это происходит через главную сферу - умственную

    деятельность студентов: ощущение, восприятие, представления, осмысливание,

    запоминание и другие психические процессы. В результате мыслительного

    функционирования все это анализируется, синтезируется путем гармоничного

    действия высшей нервной деятельности человека. На основе этой деятельности

    создается система обучения, объединяющая содержание и форму научного

    познания, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями

    объективного мира.

    Условием построения теории обучения в высшей школе является

    взаимосвязь трех формирующих начал:

    1) накопление опытного эмпирического материала исходя из оценки практики

    учебного процесса, его типизации, классификации и группировки;

    2) установление эмпирических связей и элементов, составляющих учебный

    процесс;

    3) формирование теоретических, обобщенных, объективных отношений,

    составляющих учебный процесс, выявление их причин и развития.

    Взаимосвязь этих начал обеспечивает теории обучения содержательную основу,

    достаточную научную определенность и объективность.

    Обучение, учебный процесс, мыслительная деятельность и ее развитие-

    это понятия неразрывные по существу и по форме. Это относится и к самому

    широкому понятию образования, и к любому конкретному факту обучения.

    Весьма существенным является также и то обстоятельство, что обучение

    происходит направленным, организованным путем. А это значит, что сам

    процесс обучения как процесс мыслительного развития требует опоры на

    основополагающие данные науки о функциях и природе мышления, опоры на

    физиологию высшей нервной деятельности и психологию. То есть, теория

    обучения должна находиться в самой тесной связи с психофизиологией и

    психологией учения. Это требует от преподавателей обращения к активной

    психической деятельности студентов, влияющей на развитие их творческой

    мыслительной работы, обоснованного психологического подхода к каждому

    занятию и, что особенно важно, умению моделировать студенческую аудиторию,

    управлять ее познавательной деятельностью.

    Педагогический смысл связи теории обучения в высшей школе с

    закономерностями психофизиологии и психологии заключается главным образом в

    обосновании путей всестороннего развития творчески мыслящей и творчески

    действующей личности специалиста высшей квалификации. Это обоснование

    требует предварительного рассмотрения некоторых общих связанных между собой

    понятий учения о высшей нервной деятельности и психологии. К таким

    понятиям, прежде всего, относятся сознание, мышление, разум и психика.

    Сознание в психофизиологии рассматривается как свойство человека

    отражать действительность в ощущениях, восприятиях, представлениях,

    представлениях, суждениях и понятиях. Сознание позволяет нам оценивать и

    устанавливать взаимоотношения людей друг с другом, окружающей средой и

    совершенствовать его в процессе многообразной деятельности. Сознание

    человека в значительной мере индивидуально и самостоятельно, оно позволяет

    нам воображать, изобретать, обобщать явления и события, строить догадки и

    предположения и т.д. Сознание человека отражает субъективный образ

    объективного мира в определенном творческом представлении.

    Мышление - это свойство мозга человека, особым образом организованной

    материи, отражать объективную действительность в понятиях, суждениях,

    образах обобщенных представлений. Мышление и его развитие имеют неразрывную

    связь с трудовой деятельностью и языком людей. Для мышления свойственны

    такие процессы, как анализ и синтез, гипотетический поиск, абстракция,

    формулирование понятий и законов, доказательств, умозаключений,

    моделирование и т. д. К мышлению активно примыкает понятие «разум» -

    активный процесс мышления, характеризующий глубокое понимание явлений

    окружающего мира, путей и форм их развития.

    Психика – специфическая функция мозга человека, обеспечивающая его

    многообразное приспособление к изменяющимся условиям окружающей

    действительности. Психические функции включают оперирование ощущениями,

    восприятием, представлениями, чувствами и мыслительной деятельностью.

    Психика, так же как сознание, выражает субъективный образ объективного

    мира, понятие психики шире понятий сознания и мышления, так как психика

    рассматривает не только сознательное, но чувственное и подсознательное.

    В высшей школе наиболее существенными прикладными задачами

    психологии являются:

    - психологическое обоснование путей приобретения знаний и навыков;

    - организация и управление процессами мыслительной и трудовой деятельности;

    - психологическое обоснование путей совершенствование методов преподавания;

    - обоснование особенностей возрастного развития студентов;

    - оценка психических свойств студента;

    - выявление и развитие индивидуальных творческих особенностей и склонностей

    студентов;

    - оценка душевного и морального состояния студентов.

    Выявление закономерностей психологической теории обучения в высшей

    школе теснейшим образом связано с рассмотрением особенностей психологии

    студенческого возраста (в среднем 17-23 года). Это возраст расцвета

    физического и умственного развития человека. Но расцвет - еще не

    зрелость.

    С приближением зрелости происходит непрерывное нарастание

    работоспособности, динамики активной деятельности, продуктивности. В то

    же время моменты повышения динамики одной функции сменяются моментами

    понижения других функций. В этом возрасте наблюдается развитие

    вербального интеллекта, динамичность возбуждения. Повышается уровень

    наблюдательности и общая культура наблюдения. Совершение действий,

    поступков преобладает над их обоснованием. В этом возрасте характерны

    проявление максимализма, стремление к скорейшему проявлению себя в

    сложных жизненных ситуациях без достаточно глубокой оценки вероятных

    последствий совершенных поступков, эгоцентризм. Наблюдается безразличное

    отношение к опыту других людей, советы, замечания, указания старших

    воспринимаются как необоснованное вторжение в личную жизнь. Характерно

    стремление к независимости, самостоятельности, увлечение новым (не всегда

    прогрессивным). Наряду с самоуверенностью возникает неуверенность в своих

    возможностях, что часто проявляется в развязности, небрежности,

    негативизме и даже в агрессивности. В этом возрасте весьма заметны мотивы

    товарищества и дружеской солидарности.

    Наряду с любознательностью, стремлением к новому, проявлением

    интереса к определенной деятельности и области знаний имеет место отрицание

    и скептицизм как следствие поверхностных взглядов. Категоричность мнений в

    этом возрасте легко может измениться, особенно под влиянием «авторитетных»

    друзей.

    Возраст 17-23 года наиболее плодотворный для формирования знаний,

    научного и профессионального развития, совершенствования всесторонней

    мыслительной культуры.

    Наряду с возрастными особенностями необходимый интерес представляет

    оценка свойств личности по темпераменту.

    Среди студентов, как и вообще среди людей, различаются:

    холерики (темпераментны, активны, общительны, энергичны);

    сангвиники (легковозбудимы, настойчивы, активны, уравновешены, общительны);

    меланхолики (медлительны, замкнуты, склонны к устойчивым настроениям и

    состояниям, застенчивы, болезненно чувствительны, не уверены в себе);

    флегматики (с наиболее сильным, уравновешенным типом характера,

    неторопливы, настойчивы, необидчивы).

    В отношениях к учебной и научной работе выявились специфические

    студенческие типы: эмпирики, аналитики, рационализаторы, логики,

    исполнители, организаторы, систематики, эрудиты, генераторы идей,

    романтики, подражатели и даже перехватчики мыслей.

    Существенным является использование психологических обоснований для

    управления познавательной деятельностью студентов, путем организации

    интересов, мотивов, установок, активной мыслительной деятельности и

    применения методов рефлексивного воздействия.

    Мотиву, установка, интересы. Большое значение для учебного процесса имеет

    интерес к познанию, возникающий на основе осознанной мотивировки. Интерес и

    мотивировка неразрывно связаны с физиологическими процессами высшей нервной

    деятельности. С позиций нейрофизиологии создание интереса и мотивировки

    характеризуется возникновением в коре больших полушарий очага сильного

    раздражения. То, что вступает во взаимодействие с ним, включается во

    временные связи и соответствующим образом закрепляется.

    Мотивация познавательной деятельности характеризует собой отношение

    человека к тому или иному проявлению действительности и связана с

    возникновением потребности к познанию. Интерес есть выражение

    направленности сознания человека в силу наличия у него взаимосвязанных

    систем отражения действительности. Если такая связь существует, процесс

    познания совершается активно, если она нарушается, то интерес к учению

    ослабевает, а затем может исчезнуть совсем.

    Интерес и мотивы являются для учебного процесса основой, на которой

    возникают, закрепляются и развиваются знания, навыки и практический опыт

    студентов. Мотивация, интерес, потребность познания – все это необходимые

    условия учебной деятельности. Учебная информация более активно

    воспринимается тогда, когда у студентов возникает потребность в ее

    восприятии. Одно и тоже содержание изучаемого предмета одинаковой степени

    сложности, в одном и том же объеме может усваиваться по-разному, в

    зависимости от способа его подачи, мотивов восприятия и интереса студентов.

    Учебный процесс совершается более активно в тех случаях, когда он связан с

    решением задач проблемных ситуаций, а проблемы имеют мотивационную основу,

    включая живой интерес к предмету изучения. Мотивы стимулируют, организуют и

    направляют учебную деятельность. Значительный интерес представляет

    мотивация для организации процесса обучения и направления мыслительной

    деятельности студентов.

    Существенный интерес представляет выяснение того, какие мотивы направляют

    познавательную деятельность студентов, что они имеют в своей основе.

    Значительный интерес при этом представляет выяснение конкретных причин,

    вызывающих проявление интереса, мотивов и потребности изучения.

    Современная нейрофизиология и психология считают весьма существенным, что

    человек всегда действует по установке, возникающей в результате внешнего

    воздействия, которая и настраивает его на получение ожидаемого результата.

    Установка в обучении является условием организации и направления

    мыслительной деятельности и исходит из целей и задач обучения. Когда

    существует четкая установка, опирающаяся на цели и мотивы обучения, то

    мыслительная деятельность оказывается сосредоточенной, а энергия этой

    деятельности – сконцентрированной, стало быть, и результат обучения в этом

    случае оказывается более эффективным.

    Восприятие и понимание. Значительное место психология уделяет такому

    важному для обучения психологическому качеству, каким является восприятие.

    Психология рассматривает восприятие как процесс отражения в сознании

    человека предметов и явлений.

    Весьма существенным для процесса обучения является и то обстоятельство, что

    в состав восприятия входит речевая деятельность, определяющая содержание

    восприятия. Физиология высшей нервной деятельности рассматривает восприятие

    как аналитикою - синтетическую деятельность коры головного мозга,

    характерную тем, что она вызывается совокупным воздействием свойств

    предметов и явлений на органы чувств человека. Поэтому восприятие

    представляет собой не просто ряд ощущений, а целостный образ предмета как

    модель той или иной совокупности признаков объекта восприятия

    Психологически каждое восприятие рассматривается как синтез входящих в него

    ощущений и представлений со своей определенной структурой и выделением роли

    и места каждого компонента в этом целом.

    Процессы восприятия находятся в тесной связи с представлениями, которые

    психология рассматривает как воспроизведенные образы восприятия. В отличие

    от восприятия представления возникают на основе памяти, без

    непосредственного участия органов чувств. В учебном процессе представления

    обычно возникают под влиянием направленной мыслительной деятельности, речи

    и условного языка науки.

    Внимание. Психология указывает пути раскрытия важнейшего для обучения

    свойства мышления – внимания. Внимание является начальной ступенью

    понимания. При возникновении внимания происходит разделение реального и

    воображаемого, возникает предложения, догадки. Организация внимания и

    наблюдения есть одно из главных условий успеха обучения. Если преподавателю

    удастся привлечь внимание студентов к предмету изучения, то это значит, что

    он добился половины успеха.

    Память. Учебный процесс высшей школы теснейшим образом связан с

    рациональным использованием психофизиологической теории памяти. Психология

    рассматривает память как устройство умственной деятельности сохранять и

    воспроизводить то, что было в сознании. Память, запоминание и забывание

    находятся в функциональной связи с прошлым содержанием, опытом,

    впечатлениями и активной мыслительной деятельности человека.

    ********************************************************************

    Теория обучения в высшей школе немыслима без обращения

    преемственности своего исторического развития и учебно-познавательной

    деятельности, обращения к методам и средствам обучения в определенной их

    роли, возможностей и путей их развития.

    Существенным показателем развития учебно-воспитательного процесса

    является возникновение новых, прогрессивных идей и тенденций

    совершенствования: содержания, форм, средств и методов обучения, - на

    основе которых возникают новые теоретические положения, дающие обоснование

    и направление для оптимальных педагогических действий.

    ЛИПЕЦКИЙ ГОCУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    РЕФЕРАТ

    Педагогические основы проектирования вузовских технологий обучения

    СТУДЕНТ ФАУСТОВ В.В.

    ГРУППА МОД - 97

    ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОКОЛЕЛОВ О.П.

    ЛИПЕЦК - 1998


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.