МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Типичные ошибки в семейном воспитании

    дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями для растущего

    человека.

    Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к

    ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести

    запрет на разговоры о талантливости ребёнка, но не всегда он достаточен,

    кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А

    ребёнок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими

    успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления

    необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со

    временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно

    не минует детского сознания.

    В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее

    независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными.

    Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребёнка то,

    чего они не ожидали.

    Таким образом, в вопросе о воспитании одаренных детей большая

    ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов,

    учителей, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить

    родительское воспитание.

    Но ребёнок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание

    далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат

    одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно.

    Наиболее любознательным часто становится скучно в классе после первых же

    уроков. Уже умеющим читать и считать приходится пребывать в безделье, пока

    другие осваивают азбуку и основы арифметики. Конечно, очень многое зависит

    от того, как ведется преподавание. Много нового и для самых сильных

    учеников несёт в себе развивающее обучение. Но беда нашей школьной системы

    в том, что:

    а) даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен

    возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди;

    б) большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми; а

    некоторым из них как бы мешают ученики с поражающими познаниями, с не

    всегда понятной умственной активностью.

    Бывает, что педагог поначалу собирается давать явно выдающемуся ученику

    более трудные задания, уделять ему специальное внимание, но потом такие

    намерения забываются в связи с отсутствием у учителя времени и сил. Нередко

    педагог видит лишь восприимчивого к учению, не замечая, что такой ребёнок

    нуждается в особом подходе.

    Трудности могут начаться с того, что ребёнок, опережающий сверстников,

    склонен постоянно привлекать к себе внимание, и при этом все время жаждет

    новой умственной пищи. Через какое-то время надоедает учителю, и другим

    ученикам, и ему самому. Такой ученик постепенно становится всем в классе в

    тягость. Часто в начальных классах наиболее развитого ученика почти

    перестают спрашивать: учитель ведь уверен, что он и так знает. Если он все

    же настойчиво пытается что-нибудь сказать или спросить, то может нарваться

    и на упрек, что он “выскочка”. Видя, что его активность учителю не нужна,

    он переключается на что-нибудь постороннее – что влечёт за собой

    недовольство педагога: почему ученик отвлекается и не интересуется

    занятиями?

    Таким образом, ребёнок постепенно становится лишним в школе, а она ему –

    ненужной. Он предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки. В результате

    уже в первые же школьные годы и тем более в подростковые многие выдающиеся

    дети оказываются в конфликте с учителями. Причина такого конфликта в том,

    что наиболее способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под

    стать их умственным силам; а средняя школа ничего им предложить не может,

    кроме такой же средней программы. Всё-таки, немалая доля детей с ранним

    подъемом способностей как-то приспосабливается к общим требованиям. Они

    вынуждены становиться менее самостоятельными, тормозить свою

    любознательность и творческие порывы.

    Бывают и другие варианты школьных трудностей у ребёнка с ранним

    умственным расцветом. Родители и педагоги ожидают от него, чтобы он

    обязательно был отличником. А ведь отметки в школах старой системы ставят

    необъективно – не за знания, а и за поведение, за почерк.

    У ребёнка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во

    взаимоотношения со сверстниками. Часто одноклассники, особенно к началу

    подросткового возраста, начинают активно отторгать от себя такого ученика,

    дают ему обидные прозвища, стараются поставить его в неловкое положение. А

    тот, чтобы не оказаться отверженным, стремится быть “как все”: избегает

    обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным. Немало

    дополнительных переживаний выпадает на долю такого ребёнка, если ему почему-

    либо не даются физкультура, занятия по труду. И другие ученики здесь могут

    быть не лучше, но они не привлекают к себе такого пристального внимания.

    Трения с товарищами бывают вызваны направленностью детских игр: юные

    интеллектуалы тянутся к различным словесным играм, к шахматам в те годы,

    когда их сверстники – по преимуществу к подвижным и более веселым играм.

    Часто выступает одна из показательных черт характера ребёнка с ранним

    подъемом интеллекта – упорное нежелание делать то, что ему неинтересно.

    Такие дети обычно стремятся заниматься сами. Осложнять их отношения с

    родителями может и повышенная требовательность к старшим, от которых они

    добиваются, например, обоснования каких-нибудь высказанных теми

    утверждений. Некоторые из таких детей, с особо ярким воображением,

    оказываются выдумщиками, фантазерами, готовыми всех убеждать в том, чего не

    было, но что возникло в их мечтах. Сильные и слабые стороны такого ребёнка

    взаимосвязаны, переходят друг в друга. Так, легкость, с которой дается

    учение, привычка учиться “хватая на лету”, может приводить к нежеланию,

    неумению упорно заниматься; или, например, выраженность у ребёнка

    умственной самостоятельности, установки на познавание могут оборачиваться

    своеволием, противопоставлением себя окружающим.

    Вне зависимости от системы обучения, огромна роль в развитии детей самого

    учителя, особенно в младших классах. В этот период для ребёнка еще не так

    важен социальный статус среди товарищей, как реакция на его деятельность

    взрослых: родителей и на втором, не менее важном месте, учителя. Так же

    важен стиль преподавания. Считается, что существует два типа учителей:

    “развивающие” и “ обучающие”. “Развивающий” учитель акцент в своей работе

    прежде всего делает на развитие процессов психики (мышление, память,

    внимание, воображение и т. д.), на творческую работу. “Обучающие” учителя

    большее внимание уделяют показательной стороне обучения, высокие результаты

    учебной деятельности (техника чтения, контрольные срезы).

    Дети с нервно-психическими отклонениями. Особенности воспитания нервных

    детей в семье.

    С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз

    какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А.И. Захарова, к

    окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причины такого

    явления кроются не только в сложной социальной обстановке. Большинство

    родителей просто не обращают на первые признаки неврозов или нервных

    расстройств у своих детей, вторая часть относится достаточно поверхностно,

    и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления

    положения. По мнению школьных педагогов и психологов, к средним классам

    диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей, а

    фактически здоровыми можно назвать лишь единицы. Если учесть, что невроз

    появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту

    часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать

    печальные выводы.

    Современная жизнь стала сложной, лишенной стабильности и полна стрессов.

    В данных условиях жить и растить новое поколение будет легче только

    здоровому человеку и физически, и морально, но в первую очередь психически.

    Современная семья "представляет собой не застывшую социальную организацию,

    а динамическую микросистему, постоянно находящуюся в диалектическом

    развитии. Общеизвестны определенные изменения, происшедшие в структуре

    семьи: уменьшение размеров семьи и количества детей, уменьшение роли

    старшего брата и сестры, исчезновение резкой дифференциации между членами

    семьи в целом" [11]. Современные социальные психологи отмечают изменения

    происшедшие в нынешней семье. Множество семей распадается, не перейдя 5-

    летний рубеж существования. Но так как в большинстве семей уже есть дети,

    то прежде всего они расплачиваются за ошибки взрослых. Что, в свою очередь,

    способствует возникновению неврозов и других нервных заболеваний детей.

    Причины повышенной нервности детей кроются в неспособности родителей

    выполнять обязанности из-за инфантилизма людей, создающих семью.

    Современные родители по инерции продолжают жить своими проблемами, не

    задумываясь о судьбе своих детей. Современные родители, по определению

    Дж.Пирса, "рассоединенные" , они существуют рядом, но не вместе.

    Современные родители стараются как можно раньше переложить воспитание

    собственного ребёнка на детские учреждения, занимаясь тем временем

    собственной карьерой и собственной жизнью.

    Существуют несколько видов неврозов:

    1. Невроз страха. (“...Все эти страхи мотивированы, по существу, одним:

    боязнью, что может что-то случиться. В своем максимальном выражении это

    "что-то" означает смерть: от пожара, болезни и т.д.”)

    2. Неврастения. ("Болезненное перенапряжение психофизиологических

    возможностей ребёнка. Он не в силах соответствовать завышенным

    требованиям окружающих и заранее считает себя не способным справиться с

    любыми предстоящими трудностями".)

    3. Истерический невроз. Причина та же, что и у педагогической

    запущенности: родители до определенного момента потакали возрастающим

    требованиям чада, но потом ввели ограничения, поступив

    непоследовательно – ведь ребёнок не понимает смену логики родителей.

    Другую причину истерического невроза Захаров называет обратную сторону

    такой ситуации: не повышенное внимание к ребёнку, а наоборот, полное

    отсутствие такового.

    4. Невроз навязчивых состояний. Состояния, при которых ребёнок испытывает

    потребность совершать какие-либо действия, так как, по его мнению, это

    несет в себе защитные элементы. Корни этого невроза – нарушения

    семейных отношений. Повышенная требовательность родителей,

    требовательность – ради требований, принципиальность – вопреки здравому

    смыслу.

    А.И.Захаров видит причины детских неврозов в несовершенстве семейных

    отношений. Сознательное родительство, то есть полное осознание свей

    ответственности как родителя и воспитателя многим мамам и папам помогло

    решить проблемы своей семьи и растить своих детей относительно здоровыми.

    Если дети чувствуют в родителях прежде всего любовь, находят опору и

    понимание, то более безболезненно проходят кризисные моменты своей жизни.

    Никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на ошибки, но

    многих из них можно было бы избежать, для начала решив собственные проблемы

    и проблемы взаимоотношений в семье.

    Многие родители воспринимают собственного ребёнка, как еще один шанс для

    воплощения собственных амбиций и нереализованных возможностей. Как и чем

    расплачиваются дети таких родителей, я расскажу в творческой части реферата

    – а именно в главе про родительские директивы.

    Перечислять причины детской нервности и неврозов можно долго. Главным

    является осознание, что причины нервных заболеваний детей (тик, энурез,

    заикание, страхи и т.д.)– в основном в ошибках воспитания.

    Основы организации сотрудничества школы и семьи. Общение учителя с

    родителями

    Одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это организация

    такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его

    педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского

    влияния. В систему отношений “учитель – родители учащихся” учитель

    вовлекается объективной необходимостью и самими условиями осуществления

    педагогического процесса. Эта система отношений способна функционировать и

    без непосредственного контакта её частников, потому что их связывает ученик

    как объект взаимного влияния. Отношения “учитель – родители учащихся”

    являют собой значимый педагогический фактор, который оказывает большое

    воздействие на нравственную жизнь учащихся.

    Важное обстоятельство, которое должно приниматься во внимание при

    изучении нравственных отношений школы и семьи: школа или развивает

    нравственные качества ребёнка, заложенные в семье, или вынуждена его

    перевоспитывать. В обоих случаях педагог должен знать семейную нравственную

    ситуацию, а родители – знать нравственно-педагогические требования учителя.

    Противоречия между учителем и родителями учащихся возникают по разным

    причинам. В их числе разобщённость интересов; большое число обязанностей,

    которые предъявляются сторонами друг к другу; различие типов отношений к

    ребёнку; различный уровень педагогической квалификации. Постараюсь

    конкретизировать эти аспекты ниже.

    Непомерно большое количество обязанностей, которые предъявляются

    сторонами в самой общей форме без учёта возможностей и обстановки, в силу

    их невыполнимости на практике ведут к непониманию, неблагодарности, досаде.

    С другой стороны, повышенный уровень требований свидетельствует об особом

    статусе учителя, высоком уровне ожиданий от него.

    Различие типов отношений к ребёнку вытекает из различия институтов школы

    и семьи – они представляют собой разные социально-психологические группы с

    многообразными функциями и отношениями. Представители различных групп

    начинают взаимодействовать между собой, сохраняя в отношении ученика

    установившиеся и привычные (для своей группы) связи и стереотипы. Эти

    противоречия усиливаются в том случае, когда учитель – формалист и

    рассматривает свою деятельность как службу, устанавливая с учащимися лишь

    деловые отношения. Родители и близкие же проявляют человеческий подход к

    ребёнку, внимание и забота о нём – это нравственная потребность. Родители

    учащихся не могут соглашаться с сухим отношением учителя к ученику, учителю

    же эти претензии и переживания родителей покажутся чрезмерными. Из-за

    разной природы подхода к учащимся может возникнуть недовольство сторон,

    если учитель не сумеет понять и учесть в своей деятельности переживания и

    опасения родителей за судьбу своего ребёнка. Иному учителю бывает сложно

    встать на место родителей и осознать, что приглашение в школу может вызвать

    в семье целый переполох, волнение родителей и т.д. Иногда противоречия

    подобного рода возникают из-за различной информированности о ребёнке:

    родителям более известна жизнь их ребёнка вне школы, учителю же более

    известна школьная успеваемость, поведение на уроках и в школе вообще.

    Разный уровень педагогической подготовки родителей и учителя также может

    вызывать противоречия. Разный уровень компетентности в понимании целей,

    задач и методов воспитания и обучения порождает расхождение во взглядах,

    создаёт у учителя неоправданное стремление доминировать в вопросах обучения

    и воспитания, неуважительно относиться к мнению другой стороны, что

    затрудняет контакты и изначальную необходимость в сотрудничестве.

    Причины противоречий между учителем и родителями учащихся, способные

    помешать установлению педагогически целесообразных контактов, содержат

    факторы, которые часто могут быть смягчены.

    Выделение в семейной педагогике аспекта отношений «родители учащихся –

    учитель» исходит из того, что семья является бесспорно важнейшим источником

    формирования нравственных позиций ребёнка, закрепления его нравственно-

    психологических установок. В семье у ребёнка формируются начальные

    представления о цели и смысле жизни, ценностные ориентации, нравственные и

    социальные потребности и т.д. Поэтому учитель должен знать, какие

    нравственные представления сформированы у ребёнка, в каких условиях

    происходило это формирование.

    Характер взаимоотношений родителей и учителей нельзя представлять как

    полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность

    их целей и задач. Педагогу важно наладить контакт с родителями учащихся,

    сделать их союзниками в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог

    должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в

    вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика – частью его

    школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).

    Творческая часть

    «Типичные ошибки семейного воспитания»

    Ошибки воспитания, вызванные мотивацией родителей

    а) воспитание и потребность в эмоциональном контакте;

    У человека как общественного существа имеется своеобразная форма

    ориентировки – направленность на психический облик другого человека.

    Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей называется

    потребностью в эмоциональном контакте. Контакт бывает двусторонним, когда

    человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности.

    Может случиться так, что цель воспитания ребёнка оказывается именно в

    удовлетворении потребностей эмоционального контакта. Ребёнок становится

    центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров

    здесь достаточно: например, родители, по тем или иным причинам испытывающие

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.