МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Тревожность и страхи младших школьников

    их испугала внезапно залаявшая собака, или расстроил накричавший учитель,

    или вывела из себя скандальная ссора в семье, - таких детей фактически не

    существует. По отношению к таким одноразовым стрессам ребенок гораздо

    устойчивее, чем думают. Природа снабдила человека мощным механизмом

    забывания, который избавляет наше сознание от обязанностей нести тяжелый

    груз неприятных воспоминаний.

    Тревога проникает в душу ребенка, лишь когда конфликт пронизывает всю его

    жизнь, препятствуя реализации его важнейших потребностей.

    К этим важнейшим потребностям относятся: потребность в физическом

    существовании (пище, воде, свободе от физической угрозы и т.д.);

    потребность в близости, в привязанности к человеку или к группе людей;

    потребность в независимости, в самостоятельности, в признании права на

    собственное "я"; потребность в самореализации, в раскрытии своих

    способностей, своих скрытых сил, потребность в смысле жизни и цели.

    Одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к

    ребенку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая

    собственную активность ребенка, его интересы, способности и склонности.

    Наиболее распространенная система воспитания - "ты должен быть отличником".

    Выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих детей,

    которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с

    ориентацией на отметки, а не на процесс познания. Бывает, что родители

    ориентируют на высокие, не доступные ему достижения в спорте, искусстве ,

    навязывают ему (если это мальчик) образ настоящего мужчины, сильного

    смелого, ловкого, не знающего поражений, не соответствие которому ( а

    соответствовать этому образу невозможно) больно бьет по мальчишескому

    самолюбию. К этой же области относится навязывание ребенку чуждых ему (но

    высоко ценимых родителями) интересов, например как туризм, плавание. Ни

    одно из этих занятий само по себе не плохо. Однако выбор хобби должен

    принадлежать самому ребенку. Принудительное участие ребенка в делах,

    которые не интересует школьника, ставит его в ситуацию неизбежного

    неуспеха.

    Стремясь выработать у ребенка такие качества как добросовестность,

    послушание, аккуратность, учителя нередко усугубляют и без того нелегкое

    положение ребенка, увеличивая пресс требований, невыполнение которых влечет

    для него внутреннее наказание. Без сомнения, добросовестное отношение к

    делу необходимо, однако дело школьника (учение) - особое дело, в котором

    процесс важнее результата и слабо с ним связан. Если рабочий трудится

    прежде всего ради результата, например ради производства какой-либо детали,

    то ребенок учится не для того ,чтобы решить ту или иную задачу: она давно

    решена и ответ помещен в конце задачника. Смысл учения - в самом процессе

    учения и развития, ориентация на результат, а тем более на отметку как

    конечную цель всех стараний школьника в сочетании с завышенными

    требованиями родителей способствует перенапряжению его сил, извращают их

    направленность. От отметки часто зависит отношение к ребенку значимых для

    него людей. Ребенок чувствует, что отношение к нему прямо пропорционально

    его успеваемости, и оценки становятся средством достигнуть расположения

    родителей, учителей, одноклассников.

    Сама интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и

    девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более

    тревожны, чем девочки. В девять-одиннадцать лет интенсивность переживаний у

    обоих полов выравнивается, а после двенадцати лет общий уровень тревожности

    у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколько снижается, хотя

    именно среди мальчишек встречаются ребята с серьезными нарушениями в этой

    сфере.

    Различаются девочки и мальчики тем, с какими ситуациями они связывают свою

    тревогу, как ее объясняют, чего опасаются.

    Возраст человека отражает не только уровень физической зрелости, но и

    характер связей с окружающим миром, особенности переживаний. Школьная пора

    - важнейший этап в жизни человека, в течении которого принципиально

    меняется его психологический облик. Меняется и характер тревожных

    переживаний.

    Ведущий страх в данном возрасте - страх "быть не тем", о ком хорошо

    говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, это страх не

    соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь это

    школа, среда сверстников или семья. Конкретными формами страха быть "не

    тем" являются страхи не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть

    осужденным или наказанным. Эти страхи говорят о нарастающей социальной

    активности, об упрочнении чувства ответственности, долга обязанности, т.е.

    обо всем том, что объединено в понятии "совесть", которая является

    центральным психологическим образованием данного возраста, они вздрагивают,

    на лице у них испуг, дети теряют как бы самоконтроль, способность думать и

    говорить.

    Последствия тревожных переживаний.

    Состояние чистой или как говорят психологи, "свободно плавающей", тревоги

    крайне трудно перенести. Неопределенность, неясность источника угрозы

    делает поиск выхода из положения очень трудным, сложным. Испытывая гнев, я

    могу бороться. Испытывая печаль, я могу искать утешения. Но в состоянии

    тревоги я не могу ни защищаться, ни бороться, потому что не знаю против

    чего бороться и защищаться.

    Как только возникает тревога, в душе ребенка включается целый ряд

    механизмов, которые "перерабатывают" это состояние во что-то другое, пусть

    тоже неприятное, но не столь невыносимое. Такой ребенок может внешне

    производить впечатление спокойного и даже самоуверенного, но необходимо

    научиться распознавать тревожность и "под маской".

    Внутренняя задача, которая стоит перед эмоционально неустойчивым ребенком:

    в море тревоги найти островок безопасности и постараться как можно лучше

    его укрепить, закрыть со всех сторон от бушующих волн окружающего мира. На

    начальном этапе формируется чувство страха: ребенок боится оставаться в

    темноте, или опоздать в школу, или отвечать у доски. Страх - первая

    производная тревоги. Его преимущество - в том, что у него есть граница, а

    значит, и всегда остается какое-то свободное пространство вне этих границ.

    Основные факторы школьной тревожности.

    Вступая на порог новой жизни, школьной жизни ребенок сталкивается с

    появлением нового страха. Существует даже термин "школьная фобия", что

    подразумевает навязчиво преследующих некоторых детей страх перед посещением

    школы. Но нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе

    ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к

    тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки.

    Иногда родители сами боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям

    или драматизируют проблемы начала обучения, выполняют вместо детей задания,

    а также излишне контролируют их.

    Как правило, не испытывают страха перед посещением школы уверенные в себе,

    любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно

    справится с проблемами обучения и наладить отношения со сверстниками.

    Другое дело, если речь идет о гипертрофированном уровне притязаний, о

    детях, не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками,

    чрезмероно привязаны к матери и недостаточно уверены в себе. В этом случае

    они также боятся не оправдать ожидания родителей, испытывают трудности

    адаптации в школьном коллективе и страх перед учителем.

    Помимо боязни идти в школу, нередко возникает страх опросов. В основе этого

    страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость, оконфузиться, быть

    осмеянным. Как правило, бояться отвечать на вопросы тревожные, боязливые

    дети. Больше всего бояться отвечать у доски. Доска для них - это своего

    рода лобное место. Именно у доски в полной мере проявляется беззащитность

    некоторых детей, их незащищенность: на обращенный к ним вопрос боязнью

    проявлений физической агрессии с их стороны. Особенно это характерно для

    эмоционально чувствительных, часто болеющих и ослабленных мальчиков и

    особенно для тех для них, кто перешел в другую школу, где уже произошло

    "распределение сил" внутри класса.

    Интенсивность тревоги от первого до одиннадцатого класса возрастает более

    чем в 2 раза. У младших подростков чаще вызывают тревогу ситуации оценки,

    проверки: ответ у доски, контрольная работа, публичное выступление.

    Чаще всего силой, смягчающей возникающие вокруг ребенка напряжения,

    оказывается семья. В семье ребенок, прежде всего, получает признание своего

    человеческого "я", утверждается как личность, находит круг людей, с

    которыми может поделиться своими переживаниями и - что не менее важно -

    может не делится, если не считает нужным. Семья, не дающая этого

    эмоционального фундамента, оставляет его незащищенным перед трудностями и

    противоречиями окружающего его большого мира. Тогда ему приходится искать

    такую душевную опору среди других взрослых.

    Отсюда понятно сколь осторожно следует обращаться к пресловутому принципу

    "единства семьи и школы". Даже хороший воспитатель может перегнуть палку, в

    чем-то не учтя особенностей ребенка. И в этой ситуации семья и школа не

    должны копировать действия друг друга, а гибко их дополнять, чтобы в одной

    из сфер жизни ребенок мог получить то, что ему не хватает в другой. К

    сожалению, это крайне редко учитывают педагоги, которые хотят чтобы семья

    слепо воспроизводила школьные требования. Зачастую объединение семьи и

    школы выражается лишь в том, что родители перенимают, усваивают и даже

    развивают оценочный подход, согласно которому хороший ребенок - это тот,

    кто хорошо учится, ладит с родителями, приносит домой почетные грамоты,

    благодарности и прочие свидетельства своей успешности. При этом семья и

    школа выступают единым фронтом... против ребенка.

    Чаще у учителей хороших не бывает скованных тревогой детей: если

    тревожность появилась до школы, в школе она снижается , утрачивает свою

    остроту. Это оттого, что организация учебной деятельности у таких учителей

    исключает опору на чувство страха. Напротив они видят свою задачу в том,

    чтобы вернуть уверенность в своих силах ребенку.

    Однако подавляющее большинство ребят учатся в других условиях. Для многих в

    школьную пору не просто обостряются старые , нажитые в семье проблемы, но и

    к ним прибавляются новые, еще более тяжкие - и часто на всю жизнь.

    Было бы несправедливо перекладывать всю ответственность за эмоциональные

    проблемы учащихся только на плечи школы, забывая о семье. В жизни школьника

    эти два фактора неразрывно связаны. Идя в школу ученик не может оставлять

    за порогом дома сундук с семейными традициями, с грузом переживаний , а

    уходя домой забывать в школьном гардеробе сумку с событиями дня,

    требованиями учителей, новыми конфликтами. Более того создавая свой "я-

    образ", ребенок подобно пчеле , собирает дань информации о себе в семье и в

    школе, во дворе и секции, и вновь в школе и семье. Теплое, хорошее

    отношение в семье к ребенку может компенсировать отрицательные переживания,

    связанные со школой. И наоборот, минусы воспитания могут быть погашены и

    чутким учителем, доброжелательным отношением одноклассников.

    Это возможно когда семья и школа дополняют друг друга - во имя ребенка,

    создавая ему гармоничный, целостный мир. Но к сожалению, семья и школа

    объединяют свои усилия не для поддержки ребенка , а для порицания и

    наказания. Это создает у ученика чувство безвыходности: никто не верит в

    него, все - против.

    Нередко при неудачах детей в школе родители исходят из "презумпции

    виновности" : не разбираясь, не вникая считают сына или дочь виноватыми.

    Это приводит к снижении самооценки ребенка, а в результате все к новым и

    новым неудачам.

    Часто тревожность усиливается под влиянием переутомления. К сожалению,

    режим школьной жизни, структура учебного года сами по себе способствуют

    переутомлению, особенно физически ослабленных или эмоционально неустойчивых

    детей. Психогигиенисты не раз подчеркивали, что деятельность учебной

    четверти не должна превышать шести недель, после которых детям необходим 7-

    10 -дневный отдых. Учеба в субботу малоэффективна. У школьников, получающих

    домашнее задание на понедельник, отличает от своих более счастливых

    ровесников, имеющих возможность полноценно отдохнуть в воскресенье,

    повышенная раздражительность, конфликтность, тревожность. И экзамены -

    сильнейший стресс для подавляющего большинства учащихся.

    В разные годы наиболее значимым для школьников оказывается отношение разных

    людей. Младшие школьники, особенно первоклассники, в первую очередь

    стремятся к симпатии учителей, ради этого они готовы учится отлично. Если

    же учитель ставит плохие оценки, значит, по мнению младшего школьника, "он

    меня не любит".

    Уровень тревожности младших школьников очень сильно зависит от того,

    насколько гармонично удается сочетать в своем сознании требования двух

    чрезвычайно значимых для них общностей, членами которых вдруг оказываются

    одновременно: семьи (к ее требованиям уже давно привыкли) и школы

    (установленные ею требования не очень известны, но очень важны). Если семья

    выпускает их "в свет", а школа принимает их такими, каковы они есть, то

    эмоциональных проблем не возникает.

    Однако не всегда так происходит. Либо родители не отпускают ребенка от

    себя: на словах-то ратуют за учебу, но, по существу, "держат" его возле

    себя, поскольку без него не могут справиться со своими личными или

    супружескими проблемами. Либо школа не помогает ученику приспособиться к

    новой жизни: учитель требует от него , чтобы он был как все , но, когда это

    ребенку не удается, противопоставляет его одноклассникам. В этом случае у

    младшего школьника могут возникнуть серьезные эмоциональные нарушения. Это

    и есть школьный невроз. Проявляется он чаще всего в якобы беспричинных

    заболеваниях желудка, повышении температуры, головных болях и т.д.; или в

    бурных реакциях протеста против школы - скандалах, истериках, агрессии; или

    даже в детской депрессии - подавленном настроении, слезливости, мыслях о

    смерти.

    Острее всего реагируют дети с небогатым опытом отношений со сверстниками.

    Еще одна важная причина повышения тревожности младших школьников

    недостаточный уровень физиологической и интеллектуальной зрелости, который

    наблюдается у многих детей и в определенном смысле является закономерным.

    Поступление в школу совпадает с возрастным кризисом, из которого разные

    дети выходят в разное время и с разными приобретениями. Кто-то активен и

    сообразителен, другой удручает медлительностью и тупоумием, третий

    раздражает упрямством и агрессивностью. Со временем шероховатости

    сгладятся, способности детей более или менее уравняются - если они не

    утратят веру в себя и не почувствуют отвращения к учебе и школе.

    Однако всю эту пестроту индивидуальных вариаций в характерах, в

    возможностях детей не учитывают большинство учителей. Они ставят оценки

    ребятам, руководствуясь "нормой справедливости". Не ответил - "2", не

    слышал объяснения - замечание в дневник.

    Тот, кто сегодня отстает при нивелировке оказывается в тупике, а тот, кто

    легко учится, на "отлично", может заболеть "звездной болезнью", что нередко

    заканчивается катастрофой - неспособностью переносить неудачи и бурной

    вспышкой тревожности в ответ на первый промах.

    Иногда для ребенка значим лишь источник предъявляемых ему высоких

    требований, но не их содержание, не их направленность: он, например,

    старается учиться изо всех сил, чтобы не огорчать без конца маму, хотя

    самому отметки безразличны.

    В других случаях сами эти завышенные требования усваиваются ребенком,

    превращаются в его собственные требования к себе, которые действуют даже

    при ослаблении внешнего давления. Однако в его сознании при этом образуется

    противоречивый комплекс: на одном полюсе "должен", а на другом "а вдруг не

    смогу?" или отчаяние "наверняка не смогу!". Отсюда панический страх

    получить четверку у некоторых детей, воспитанных по принципу "учеба превыше

    всего". Когда этот страх овладел ребенком, то заверения родителей, что "4"

    и "3" не так уж страшны, не помогают. Ведь образ-я - отличник" становится

    частью представлений школьника о себе...

    Ценить ребенка исключительно по его достижениям (в школе, в секции) -

    значит обречь его на постоянный внутренний конфликт. Никакие достижения не

    являются абсолютными, всегда рядом может найтись другой, кто достигнет

    большего. Отсюда зависть и вечное стремление сравнивать, "кто лучше - мой

    или сын Ивановых", - неизбежные спутники оценочного подхода к ребенку.

    Освобождение от тревожности возможно, если взрослые поймут: любой ребенок -

    отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля -

    заслуживает любви и уважения; ценность человека в нем самом , прежде всего

    в его моральных качествах, а не в наградах, оценках и других условных

    знаках благополучия.

    Все еще встречаются семьи, в которых детей открыто унижают, бьют. Чаще

    всего такие ситуации бывают в семьях алкоголиков. Подобные ситуации ужасны,

    но тревожные дети выходят не из таких семей. В такой семье ребенок, скорее

    всего, окажется агрессивным, либо эмоционально отстранится от взрослых и

    начнет искать дружбу, эмоциональную близость на стороне. И если найдет - то

    у него есть все шансы на нормальное развитие.

    Тревогу у детей вызывает эмоциональное отторжение именно от близкого

    человека. В нашем обществе гуманные установки по отношению к детям

    признаются подавляющим большинством родителей. Однако глубоко ли они

    осознанны и усвоены? Увы, подчас поверхностно.

    Корень детской тревожности - не открытое пренебрежение интересам

    ребенка, а неустойчивая, неуверенная, а порой и просто самообманная любовь

    порождают в нем внутренний конфликт. Как же иначе - он то близок, то далек,

    то одарен всеми милостями, то отвергнут и наказан - и сам не знает за что.

    Суть тревоги - внутреннее противоречие детской души. Ребенок буквально

    ощущает в себе противоположные силы: одна тянет его к родителям, другая -

    отталкивает. Он ощущает любовь (по крайней мере, видит ее признаки), но

    одновременно чувствует и постоянный страх потерять эту любовь. Он не верит

    в ее надежность. Такой страх страшнее любого наказания.

    Как же следует бороться с тревожностью и страхами младших школьников?

    Или хотя бы снизить их негативное влияние на успеваемость в школе до

    минимума? Прежде всего следует разобраться какие психологические явления

    лежат в их основе и в зависимости от этого выбирать наиболее подходящий

    способ их лечения. Способов психологического лечения страхов существует

    несколько. О некоторых из них пойдет речь далее.

    Психологическое лечение страхов

    Рисование страха

    Невротичный ребенок должен изобразить свой страх на листе бумаги. Это

    задание выполняется дома в течение двух недель. На повторном занятии я

    предлагаю ребенку подумать и изобразить на обратной стороне этого же листа,

    как он не боится данного страха. Таким образом, бессознательный страх

    выводится на уровень сознания, и, размышляя над своим страхом, ребенок

    самоизлечивается.

    В моей практике были случаи, когда дети отказывались рисовать на обратной

    стороне листа. При этом они говорили, что страх очень сильный, и они не

    знают, что нужно сделать, чтобы от него избавиться. В подобных случаях

    психолог в присутствии ребенка может взять лист с изображением страха и

    сжечь его со словами: «Вот видишь, от злого чудища осталась маленькая

    горстка пепла, а сейчас мы ее сдуем и страх испарится».

    Этот несколько мистический прием работает на редкость безотказно, его можно

    использовать несколько раз до достижения необходимого эффекта.

    Сочинение рассказа на тему страха

    В этом случае задача психолога — приблизить ребенка к реальности, для того

    чтобы он осознал абсурдность своего страха. Осуществляется это через

    введение в рассказ элементов юмора.

    Использование игры, небольших представлений и инсценировок

    На занятиях в группах детям следует придумать страшную историю. Их можно

    начать словами: «Жил-был...» или «Однажды...». Дети с неврозом страха, как

    правило, придумывают истории с печальным концом. Задача психолога

    заключается в том, чтобы проиграть их сюжеты в группе. Но настаивать на

    этом не нужно, ребенок сам должен предложить свой рассказ для постановки.

    Затем автор распределяет роли и начинается представление.

    В группах детей более старшего возраста можно использовать сценки из

    реальной жизни. Они должны быть небольшими и в форме диалога. Один герой

    отрицательный, а другой — положительный. При этом дети могут просто

    импровизировать на предложенную психологом тему: «Вас остановил

    милиционер», «Вы ждете на улице приятеля, а его долго нет, и вот наконец он

    появляется», «Ссора с другом» и т.д.

    Использование фильмов ужасов

    Несмотря на спорность этого метода, он вполне применяем. Обязательное

    условие — фильм должен быть точно по теме страха (например, страх перед

    ураганом или наводнением) и с положительным концом.

    Фантазирование

    Не у всех детей страхи выражены конкретно. Бывают случаи, когда у ребенка

    превалирует неопределенность, необъяснимая тревожность и подавленность

    эмоций. В таких случаям следует попросить невротического ребенка закрыть

    глаза и пофантазировать на тему «Как я представляю свой страх». Не только

    представить, как он выглядит и его размер, но и чем он пахнет, каков страх

    на ощупь. Предлагать ребенку побыть этим страхом и рассказать от его имени

    о своих ощущениях, зачем данный страх пугает людей. Пусть ребенок от имени

    страха расскажет самому себе, кто он, как от него избавиться. Во время

    диалогов следить за сменой интонации ребенка, ведь именно здесь могут

    промелькнуть важные воспоминания, касающиеся его основных внутренних

    проблем, с которыми в дальнейшем необходимо работать.

    Однако, лечение ребенка без терапии родителей чаще всего не приносит

    положительных результатов. 90% всех страхов детей порождены семьей и стойко

    поддерживаются ею.

    В качестве профилактики детского невроза страха классным руководителям и

    школьным психологам следует выяснить, в каких семьях повторные браки, кто

    из родителей находится в разводе.

    -Заведите отдельную тетрадь и запишите туда свои наблюдения, для того

    чтобы взять «трудных» детей под свой контроль.

    -Избегайте давать личностную оценку детям. Задача классного руководителя и

    школьного психолога не ставить диагноз ребенку, а помочь ему справиться с

    проблемами.

    -На родительском собрании вы можете дать задание в течение 30 минут

    написать сочинение на тему «Что плохого я вижу в собственном сыне (дочери)»

    на одной стороне листа и «Что я вижу положительного в своем ребенке» — на

    другой стороне. Часто родители видят лишь негативные стороны, зацикливаются

    на них.

    Какой бы способ борьбы с детским страхомне был выбран, важно, чтобыжалобы

    ребенка не оставались без внимания. Только таким образом удастся воспитать

    не закомплексованного, уверенного в себе человека. Страх является наиболее

    опасной из всех эмоций. Обширные образы исследований, посвящённых страху,

    создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции.

    Проблема страхов у учащихся младших классов достаточно актуальна в

    настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике школы.

    Ведь, именно с поступлением в школу связанно возникновение страхов у детей.

    Поэтому, будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты

    тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

    Нарвский Колледж Тартуского Университета

    Начальное и дошкольное обучение

    I курс

    Елена Богданова

    Реферат

    Тревожность и страхи младших школьников

    Руководитель: Ирина Крот

    Нарва2001

    Список используемой литературы:

    1. Мария Кузьмина «Детский невроз страха»

    2. И.А, Захаров «Неврозы у детей»

    3. Герасимова В.С. , Орлова Л. М. «Старший школьник и младший школьник:

    психодиагностика и коррекция

    4. Интернет

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.