МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся

    Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся

    Российский Государственный Социальный Университет

    Реферат по педагогике

    На тему: Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся

    Выполнил Рачков Михаил Игоревич

    Клин 2004

    Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся

    План:

    1. Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных

    ценностей как фактор морального формирования личности. Функции

    трудового воспитания.

    2. Сущность трудового воспитания, трудового обучения и профессиональной

    ориентации, Понятие трудолюбия как личностного качества и его

    внутренняя структура.

    3. Основные виды трудовой деятельности школьников.

    4. Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении к

    материальным ценностям общества и личным вещам.

    5. Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по

    вопросам трудолюбия.

    6. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них

    трудовых умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой

    деятельности школьников.

    Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных

    ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудового

    воспитания.

    Как отмечалось в главе о целях воспитания, успешное формирование

    личности в современной школе может осуществляться только на основе

    разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с

    практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской и

    педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая

    обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого

    человека в отдельности.

    Труд – основной источник материального и духовного богатства

    общества, главный критерий социального престижа человека, его священный

    долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое

    воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном,

    производительном труде, является действительным фактором гражданского

    взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её

    физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников

    школы, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности.

    Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времён выступает

    как весьма существенная педагогическая система.

    В этом отношении большой интерес представляет высказывание учёного

    и просветителя, ректора (1756-1830), который писал «В знаменитых семействах

    наших два порока, деморализующий людей: праздность и отвращение к занятиям

    и труду, а поэтому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие».

    Ещё большее значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно-

    технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуются

    высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому

    овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему

    приобщения учащихся в той или иной форме к производительному труду,

    организация трудового воспитания всё более и более пробивают себе дорогу в

    школах большинства стран мира, Становятся неотъемлемой частью учебно-

    воспитательного процесса. Они осуществляются в США, Англии, Германии и

    других странах. С 1987-88 учебного во всех основных школах (обычно 9

    классов) Баварии введён предмет «Трудовое обучение). С учащимися проводится

    производительная практика в течении одной-двух недель, во время которой они

    занимаются производительной трудом, приобретают трудовые умения и навыки,

    знакомятся с рабочими профессиями. В то же время владелец предприятия, на

    котором организуется практика, сам присматривается к учащимся, бывает,

    некоторых из них приглашает после окончания школы к себе на работу.

    Необходимость трудового обучения и воспитания в школах обусловила

    большое значение их научного исследования. Немало ценных идей по этой

    проблеме содержится в трудах классиков педагогики – Я.А. Коменского, Дж.

    Локка, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.

    Различные аспекты трудового воспитания исследованы П.Р. Атутовым,

    Н.И. Болдыревым, Н.К.Гончаровым, К.А.Ивановичем, И.С. Марьенко, В.А.

    Сухомлинским, А.А.Шибановым, М.У.Пискуновым.

    В педагогике детально раскрывается функции трудового воспитания в

    развитии личности и её нравственном формировании. Частности, обращается

    внимание на следующие вопросы.

    Труд, практическая производственная деятельность оказывают

    благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологическое

    исследования показывают, что физический тру, связанный с движение и

    мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы

    человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную

    работоспособность. Л.Н Толстой в соё время писал:

    «При усидчивой умственной работе, без движения и телесного труда

    сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть

    одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать ни писать ни даже

    внимательно слушать других, голова кружиться, а в глазах звёзды какие-то, и

    ночь проводится без сна»

    Такую же мысль высказал и К.Д. Ушинский.

    Кто, - писал он, - не испытывал живительного освежающего влияния

    труда на чувства? Кто не испытывал, как после тяжёлого труда, долго

    поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и

    люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от

    светлого и спокойного лица труда – тоска, скука, капризы, прихоти, все эти

    бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими

    страданиями людей, которым нечего делать»

    Труд развивает умственные способности человека, его

    сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве

    требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро

    овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и

    совершенствования трудовых приёмов.

    Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании

    личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием

    гражданского сознания школьников, патриотических чувств и понимания своего

    общественного долга. Каждый воспитанный готовиться стать членом трудового

    коллектива. Его значение и ценность как гражданина будут зависеть

    исключительно от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям. В то

    же время от трудовой подготовки и личного вклада человека в общее дело

    зависит его материальное благосостояние. Имея в виду именно это, К.Д.

    Ушинский подчёркивал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку,

    должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.

    Существенная функция труда состоит в формировании у учащихся

    товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности. «Только

    участие в коллективном труде, - отмечал А.С. Макаренко, - позволяет

    человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям –

    родственную любовь и дружбу отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и

    осаждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда».

    А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у

    воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских

    чувств. «Мы хорошо знаем, - писал он, - что от природы все люди обладают

    приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни умеют

    работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому

    труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти

    различные трудовые качества не даются человеку от природы, они

    воспитываются в нём в течение его жизни и в особенности в молодости.

    Наконец, труд как фактор воспитания способствует жизненному

    самоопределению и правильному выбору профессии. Как ни многогранно

    воспитательное значение учения, оно все же связано главным образом с

    умственной деятельностью и, естественно, формирует интерес преимущественно

    к интеллектуальной работе. Между тем большинство учащихся после окончания

    школы вливается в сферу материального производства. Чтобы осуществлять их

    профессиональную ориентацию, необходимо широко использовать в этих целях

    организацию различных видов общественно полезного труда, дать им

    возможность испытать свои силы и способности в разнообразных сферах

    производительной деятельности. Всё это показывает, какую огромную роль

    играет трудовое воспитание в умственном, нравственном формировании и

    всестороннем развитии учащихся. В этом смысле особое значение приобретают

    слова К.Д. Ушинского о том, что «воспитание не только должно развивать

    разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём

    жажду серьёзного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной,

    ни счастливой». Л.Н. Толстой писал, что стыдиться можно и должно не какой

    либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного – праздной жизни.

    Сущность трудового воспитания, трудового обучения и профессиональной

    ориентации, Понятие трудолюбия как личностного качества и его внутренняя

    структура

    Эти термины являются родственными, но каждый из них имеет свою

    специфику. Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования

    разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них

    добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней

    инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.

    Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя

    осуществлять без соответственного научения трудовым умениям и навыкам. В

    этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный

    педагогический процесс, направленный на овладение практическими предметами

    того или иного труда, на формирование и совершенствования трудовых умений и

    навыков.

    Профессиональная же ориентация как педагогическая категория

    обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами

    труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности

    в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.

    Сопоставляя эти три педагогические категории, следует отметить, что

    понятие трудовое воспитание является более широким по сравнению с трудовым

    обучением и профессией. Последние выступают как его составные. Но, выполняя

    свои специфические роли, все эти три процесса взаимосвязаны и при их

    осуществлении способствуют формированию у школьников трудолюбия. Что такое

    трудолюбие? Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучении

    и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое

    характеризуется прочной потребно-мотивационной сферой, глубоким пониманием

    большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения),

    умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и

    проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в

    процессе трудовой деятельности. Будучи личностным качеством, трудолюбие,

    таким образом, включает в себя следующие структурные компоненты:

    а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и её здоровые

    социальные и личные мотивы;

    б) понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его

    нравственно благотворительности (сознание);

    в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное

    совершенствование;

    г) достаточно сильную волю личности.

    Знание этой структуры имеет определяющее значение для осмысления

    методических основ трудового воспитания.

    Основные виды трудовой деятельности школьников

    Поскольку трудовое воспитание осуществляется в процессе включения

    учащихся в соответствующую их возрасту трудовую деятельность, возникает

    вопрос: в какие виды труда необходимо вовлекать учащихся?

    Широкое применение в школе находит, прежде всего трудовая

    деятельность учащихся, связанная с учебными занятиями. Начиная с первого

    класса, учащиеся занимаются изготовлением разнообразных учебно-наглядных

    пособий: таблиц, картин, диаграмм, гербариев, коллекций, простейших

    моделей, а в средних и старших классах, кроме этого, школьники создают

    различные механизмы, действующие модели, стенды т.д. При изучении

    природоведения и ботаники учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном

    участке, в теплицах и садах, занимаются выращиванием цветов, создают живые

    уголки, организуют работу по подкормке птиц и диких животных.

    Значительное место в трудовом воспитании и обучении занимает ручной

    труд в начальных классах, занятия в учебных мастерских в средних классах и

    учебно-производительная практика в старших классах.

    Большую роль в трудовом обучении и воспитании играет труд по

    самообслуживанию. Он включает в себя: уход за своими вещами, уборку классов

    и учебных кабинетов, ремонт учебно-наглядных пособий, книг в школьной

    библиотеке, мебели и инвентаря и т.д.

    Следующим видом трудовой деятельности учащихся является общественно

    полезная работа по благоустройству школьной территории, по сбору вторичного

    сырья, лекарственных растений, озеленению улиц в населённых пунктах, дорог

    и т.д. К этой работе привлекаются учащиеся от I до XI класса.

    Наконец, в трудовом воспитании важное значение имеет общественно

    полезный труд, который организуется в средних и старших классах на

    промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве и который связан с

    сознанием материальных ценностей.

    Школьники не только приобретают трудовые умения и навыки, но и

    учиться хозяйствовать, проявлять предприимчивость. Понятно, что многое

    здесь зависит от инициативы, активность и заботы педагогического

    коллектива, от его делания сделать труд действительным средством обучения и

    воспитания учащихся.

    Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении к

    материальным ценностям общества и личным вещам

    Как отмечено выше, существенной задачей трудового воспитания

    является формирование у учащихся потребности в труде и бережном отношении к

    материальным ценностям общества и личным вещам. Только потребность создаёт

    внутреннее влечение к трудовой деятельности, побуждает учащегося бережно

    относиться к материальным ценностям общества, способствует формированию

    таких личных качеств, как трудолюбие и бережливость.

    Успешное решение этой проблемы во многом зависит от характера

    воспитания детей в семье. Правильное семейное воспитание заключается в том,

    что бы постепенно привлекать ребёнка к посильной и разнообразной трудовой

    деятельности. Вначале это бывает простейшая работа по самообслуживанию,

    связанная с уходом за своими игрушками, одеждой и обовью. Затем сфера

    трудовой дел ребёнка расширяется и включает в себя поливку светов в доме,

    участие в сухой уборке квартиры, поддержание частоты в ванной и т.д. в

    лекции для родителей «Воспитание в труде» А.С. Макаренко перечисляет более

    20 видов труда детей в семье. Участие в посильной и систематической

    трудовой деятельности позволяет детям не только приучаться к домашнему

    труду и приобретать практические умения и навыки, но и постепенно

    осознавать свои трудовые обязанности, привыкать к бережливости. С такими

    детьми, естественно, легче работать учителям.

    Однако школе необходимо значительно расширять сферу трудовой

    деятельности учащихся, включать их в такие виды деятельности, результаты

    которой связаны с созданием материальных ценностей. Усложнение трудовой

    деятельности учащихся и повышение её воспитательного значения требуют

    возбуждения у них тех специфических внутренних противоречий, под влиянием

    которых формируется потребность в труде и которые стимулируют развитие

    трудолюбия и бережливости. Что же это за противоречия и как они создаются.

    Одно из этих внутренних противоречий состоит в противоречии

    учащимся «расхождения» между характером домашнего труда и расширением сферы

    их трудовой деятельности в школе. Когда ученику приходиться выполнять

    различные задания по изготовлению учебных пособий, когда усложняется сфера

    его деятельности в работе по самообслуживанию и благоустройству школы, по

    оказанию помощи близлежащим стройкам, промышленным предприятиям, сельскому

    хозяйству, его труд неизбежно приобретает элементы новизны, становиться

    интересным, что и способствует стимулированию его трудовой деятельности.

    Расширение сферы трудовой деятельности учащихся способствует также

    возбуждению противоречия между имеющихся у них умений и навыков и

    необходимость овладения новыми трудовыми процессами, а также

    совершенствования своей сноровки и аккуратности в работе. Для этого в

    процессе воспитания важно показать учащимся, какие новые умения и навыки

    они могут приобрести и какие стороны своей трудовой подготовки могут

    усовершенствовать.

    Большие возможности для возбуждения потребности в труде и бережном

    отношении материальным ценностям общества предоставляет разъяснение

    учащимся их трудовых обязанностей, а также бережливости как нравственного

    качества. Когда ученик глубоко осознаёт общественное и личное значение

    труда, а также сои обязанности, у него формируется психологическая

    установка к активной трудовой деятельности, к выполнению любой работы.

    В возбуждении у школьников переживания внутренних противоречий и

    воспитания в потребности в труде и бережном отношении к материальным

    ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности.

    Какие же из этих форм получили распространение в школьной практике?

    Важнейшим из них являются следующие:

    а) создание постоянных или временных ученических звеньев для

    выполнения той или иной работы. Например, могут функционировать постоянные

    звенья по уходу за плодовыми деревьями в школьном саду, если он есть, по

    выращиванию цветов. Временные звенья организуются для выполнения

    эпизодической работы, например, для оформления школьного здания и

    наступающему празднику, для совместной работы с шефами и т.д.;

    б) накопление и развитие трудовых традиций в школе, как, например,

    традиционная подготовка и проведение в школе «Праздника труда» или

    праздника «В подарок школе», когда ученики всех классов изготавливают

    учебные пособия, мастерят модели, закладывают памятные аллеи. Стимулирующей

    трудовой традицией являются выставки технического творчества школьников и

    т.д.;

    в) в последние годы в школах создаются производственные

    кооперативы, в которых учащиеся занимаются производительным трудом и

    получают за денежную оплату;

    г) эффективной формой возбуждения трудовой активности являются

    индивидуальные трудовые, которые даются учащимся учителями и ученическими

    организациями. Нередко учителя просят того или иного ученика помочь в

    уборке учебного кабинета, привести в надлежащий порядок приборы, мебель и

    т.д.

    Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам

    трудолюбия

    Важной стороной трудолюбия является глубокое понимание личностью

    существенного значения труда в жизни общества и каждого человека, нё

    взгляды и убеждения в необходимости вносить свой вклад в развитие

    экономики, в создание личного материального благополучия.

    Развитие сознательности, взглядов и убеждений по вопросам

    трудолюбия осуществляется прежде всего в процессе учебных занятий. Учебный

    материал по литературе, языкам, истории и другим предметам содержит немало

    примеров и фактов, позволяющих раскрывать благотворное влияние труда на

    человека, его чувства и моральное формирование. Развитие общества

    основывается в конечном итоге на создании материальных ценностей и

    жизненных средств, что влечет за собой эволюцию социальных и моральных

    отношений. В этом смысле главным двигателем социального развития является

    человек труд, его творческо-преобразующая деятельность. Эти идеи

    пронизывают содержание такого учебного предмета, как история, и овладение

    им позволяет глубоко осмысливать значение труда в развитии общества.

    Возвышающая человека роль труда, его одухотворяющая нравственная

    сущность ярко освещаются в произведениях художественно литературы.

    Благородство труда воспевали А.С. Пушкин, А.Ю Лермонтов, А.Н Некрасов, М.А

    Шолохов, Я. Купала, Я. Колас и другие писатели. Глубокое осмысление и

    овладение этим материалом не только расширяют кругозор учащихся по вопросам

    роли труда в жизни общества, но и позволяют им осознавать его большое

    значение в личности развитии человека, закладывают основы взглядов и

    убеждений.

    Широкие возможности в этом плане предоставляют также разнообразные

    формы морально-познавательной деятельности учащихся в системе внеклассной

    работы. Различные вопросы о роле труда в улучшении благосостояния народа

    раскрываются в этических беседах, лекциях докладах, на классных часах. На

    эти темы проводятся читательские конференции, школьные вечера, диспуты

    встречи с тружениками промышленности и сельского хозяйства, экскурсии на

    производство и др. Во многих школах поддерживаются шефские связи с

    предпринимателями, колхозами и совхозами, создаются комнаты трудовой и

    боевой славы. Для развития сознательности, взглядов и убеждений учащихся в

    этих случаях используются методы убеждения-разъяснения, положительные

    примеры и т.д.

    Воспитательное значение учебной и внеклассной работы в формировании

    трудолюбия учащихся, их взглядов и убеждений зависят от её

    содержательности, эмоциональности и умелого учета возрастных особенностей

    школьников.

    Однако, как отмечалось выше, в структуре трудолюбия как личностного

    качества, пожалуй едва ли не главным является трудовые умения и навыки,

    Умелость личности в различных видах производственной деятельности. Какие же

    теоретические и методические проблемы здесь возникают?

    Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых

    умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой деятельности

    школьников

    Чтобы трудовая деятельность учащихся развивала из сознательность,

    взгляды и убеждения и способствовала формированию практической стороны

    трудолюбия как личностного качества, её необходимо методически правильно

    организовывать. Наиболее существенными этой методики являются следующие.

    а) В процессе воспитания, исходя из необходимости включения

    учащихся в разнообразную трудовую деятельность, учителям и классным

    руководителям следует не только заботиться о подборе объектов труда, но и

    тщательно продумывать систему его организации с тем, чтобы он носил

    регулярный характер. С этой точки зрения нужно планировать трудовую

    деятельность таким образом, чтобы наряду с более или менее постоянной

    работой учащиеся систематически изготовляли учебные пособия для школьных

    кабинетов и выставок, занимались благоустройством прилегающей к школе

    территории, работали по заданию подшефных предприятий как в течении

    учебного года, так и во время каникул в средних и старших классах полезно,

    чтобы школьники сами планировали свой труд и сами решали, как лучше его

    организовывать. В этих случаях учителя и классные руководители выступают

    лишь как советчики и консультанты и оказывают помощь в решении тех

    вопросов, которые вызывают у школьников определенные затруднения. Если в

    школе обеспечивается регулярное участие всех учащихся в разнообразных видах

    труда, то создаются условия для нормального трудового воспитания.

    б) При организации труда нужно чётко определять те задачи, которые

    должны решать учащиеся, а так же разъяснять их общественное и нравственное

    значение. Например, Учащиеся подростки и старшеклассники направляются на

    оказание помощи в уборке урожая. Накануне этого необходимо определить,

    какую работу будут выполнять учащиеся и какие конкретные задачи стоят перед

    ними, подробно разъяснить необходимость этой помощи и её народно-

    хозяйственное значение. Всё это должно делаться кратко и тактично, без

    лишних призывов и тем более морализирования. Осмысление важности труда и

    связанных с ним задач способствует возбуждению у учащихся потребности

    хорошо выполнять трудовое задание, создает психологическую установку на

    преодоление трудностей, рождает чувство ответственности и долга.

    в) В методике трудового воспитания существенно важными являются

    определение порядка выполнения намеченного труда, распределение

    обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки

    работы и определение формы поведения результатов её выполнения.

    г) Весьма важной стороной организации трудовой деятельности

    учащихся является практический показ и обучение их способам и приёмам

    работы, соблюдению правил техники безопасности. В данном случае речь идёт

    об элементах трудового обучения, формировании рудовых умений и навыков,

    трудовой сноровки, без которых нельзя успешно работать.

    д) Большое значение имеет руководство самим процессом труда и

    оказание помощи учащимся в овладении более рациональными способами её

    выполнения.

    Учителю надо быть внимательным и следить, кто как работает, кто

    испытывает затруднения, кому нужно помочь. Особое внимание надо обращать на

    соблюдение правил техники безопасности, предупреждать учащихся об

    осторожности в обращении с орудиями труда и техническими средствами.

    е) Органической частью организации труда является раскрытие и

    осмысление его связи с обучением, а так же его роли в углублении расширении

    знаний школьников. Когда, например, учащиеся работают на пришкольном

    участке, эти вопросы всегда выступают на первый план. Школьники на практике

    применяют свои знания о способах посадки деревьев, различных растений,

    изучают влияние минеральных удобрений на рост и урожайность

    сельскохозяйственных культур и т.д. Тесно связаны с обучением такие виды

    труда, как изготовление учебных пособий, работа с приборами и реактивами в

    учебных кабинетах. Сложнее обстоит дело, когда речь идёт о производительном

    труде. Тем более вдумчиво нужно относиться учителям к использованию его в

    учебно-воспитательных целях. Школьники работают на рыхлении междурядий

    свеклы, кукурузы или картофеля. В этом случае полезно вспомнить, что

    рыхление почвы нередко называют «сухой поливкой» растений, и разъяснить

    учащимся, что рыхление разрушает капилляры в верхнем слое почвы и тем самым

    уменьшает испарение влаги. Практическое обращение с техникой, с различными

    химикатами углубляет знания школьников по физике, химии, биологии.

    Подобное соединение труда с обучением не должно носить

    механического характера. Его необходимо осуществлять тогда, когда есть

    возможность, когда между трудом и знаниями существует содержательная связь.

    Искусственные же увязки пользы не приносят. Хорошо организованный труд и

    его материальные результаты сами по себе положительно влияют на обучение

    учащихся: они воспитывают упорство в преодолении трудностей, формируют у

    них коллективизм, стремление к взаимопомощи, т.е. те качества, которые

    обеспечивают успех как физической работе, так и в учебных занятиях.

    ж) Для формирования добросовестного отношения к труду большое

    значение имеет стимулирование трудовой активности учащихся, формирование и

    укрепление у них потребностно-мотивационной сферы в этом направлении, о чём

    шла речь выше. Вместе с потребностями и мотивами значительную роль в

    стимулировании трудовой активности школьников играет сама форма организации

    труда. Можно просто поехать всем классом на сельскохозяйственные уборочные

    работы, а можно позаботиться о том, чтобы эта работа приняла интересную

    форму, например, провести «трудовой десант», создать временную

    производственную работу, - и работа пойдёт веселее.

    Вообще нужно стремиться к тому, чтобы в организацию ученического

    труда непрерывно вносились новые творческие элементы, чтобы её формы

    постоянно обновлялись и приобретали свежие, а мной раз и романтические

    черты. Многое здесь дает использование методики коллективных творческих дел

    учащихся, привлечение их самих к поиску объектов труда и придание ему

    привлекательных форм организации. Вот школьники обратили внимание на то, с

    какой радостью их встречает малыш из соседнего детского сада. Учитель

    подсказывает им провести операцию «ПМД» (Подарок младшим друзьям), в

    процессе которой они готовят детям игрушки, сувениры, новые игры. В зимнее

    время учащиеся задумывают новую трудовую операцию «Снежная сказка» по

    секрету от малышей делают различные скульптуры из снега, строят снежную

    крепость и т.д.

    В предновогодни дни в школе проводится ролевая игра «Фабрика».

    Школьники распределяют между собой роли: одним поручается подготовить

    оформление помещения к новогоднему вечеру, другим – организовать выставку

    юмористических рисунков, третьим – навести порядок и чистоту в школе,

    четвертым – изготовить кормушки и домики для птиц и т.д. В результате все

    заняты конкретными делами, в школе поддерживается бодрое трудовое

    настроение, дети с охотой выполняют свои обязанности, расширяется сфера их

    потребностей в новых видах труда и практической деятельности.

    Таковы основные методические требования, с учётом которых

    организуется и стимулируется трудовая деятельность школьников и формируется

    их трудолюбие.

    Список используемой литературы:

    И.Ф Харламов Педагогика гардарики


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.