МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и математики

    основанием).

    КУБ

    Где в жизни вы встречали куб? (кубики, кусочки сахара, коробки и т.д.)

    Ребята, а куб и параллелепипед — родственники? (Да). Почему? (Куб — это

    тоже параллелепипед). А параллелепипед — призма? (Да). А куб? (Тоже

    призма). Кто «старше», «главнее»?

    III. Цель: закрепить понятие «Призма».

    Оборудование: набор геометрических фигур.

    Что такое призма? (Геометрическая фигура). Из чего она состоит? (Из

    двух одинаковых оснований, граней и рёбер).

    Задание: из набора геометрических фигур выбрать только треугольные

    призмы; только пятиугольные призмы; только кубы.

    Из предложенных фигур выбрать призму, параллелепипед и куб. Подумайте,

    сколько надо взять фигур?

    Поиграем в игру «Молчанка». Показать молча призму. У всех получилось?

    Возьмите пластилин и слепите эту призму, которая вам больше

    понравилась.

    Какие получились призмы? Как их можно разделить на группы? (По цвету,

    по размеру, по количеству граней). Призмы — великолепный строительный

    материал. Что можно сделать из ваших призм?

    Поиграем в игру «Чёрный ящик». Ведущий должен достать из ящика призму.

    ПИРАМИДА

    I. Цель: познакомить с пирамидой, её свойствами.

    Оборудование: набор геометрических фигур, рисунки, фотографии.

    Задание: все геометрические фигуры разделить на группы. Все эти фигуры

    вам знакомы? (Нет). Какие фигуры вы знаете? (Шары, цилиндры, конусы,

    призмы). Оставшиеся фигуры можно отнести к какой-нибудь из этих групп?

    (Нет). На какую фигуру они больше всего похожи? (На конус). Чем они похожи?

    (Одно основание, одна вершина). Чем отличаются? (Конус катается, боковая

    поверхность гладкая; эти фигуры не катаются, боковая поверхность состоит из

    граней).

    Как называются эти фигуры? (Пирамиды). Знаете, почему они так

    называются? Словом «пирамида» — ?v????? греки называли сооружения, которые

    воздвигали египтяне в память о своих фараонах.

    Пирамиды бывают разные. Посмотрите рисунки, фотографии. А где ещё

    встречаются пирамиды?

    Посмотрите на эту пирамиду. Проведите пальчиком по нижним рёбрам.

    Сколько углов? (Три). Значит, это треугольная пирамида и т.д.

    ПИРАМИДА

    Итак, из чего состоит пирамида? (Одно основание, вершина, грани-

    треугольники, рёбра).

    Дома записать названия предметов, имеющих форму пирамиды.

    Призма и пирамида

    многогранники

    Цель: обобщить знания по темам «Призма» и «Пирамида». Ввести

    понятие «Многогранник».

    Оборудование: набор геометрических фигур, пластилин.

    Вспомните, что такое призма. Выберите призмы из набора. Из чего состоит

    призма? (Из двух одинаковых оснований, грани рёбер)

    Возьмите из набора пирамиды. Из чего состоит пирамида? (Из основания,

    вершины, рёбер, граней)

    Что объединяет эти фигуры? (У всех есть грани)

    Посчитайте, сколько граней у этой призмы? (Восемь). У этой пирамиды?

    (Восемь). Трудно было считать? (Да). Может быть пирамида с двадцатью

    гранями? А с сорока? (Да). Как вы думаете, легко ли было бы их пересчитать?

    (Нет). Сколько граней у этой призмы? (Много).

    Вы, наверное, поняли, что пирамиды и призмы можно назвать одним словом.

    Каким? (Многогранники). Где вы в жизни встречались с многогранниками?

    (Карандаш, резинка и т.д.)

    Запишите слово в тетрадь. Запомните, как оно пишется.

    Возьмите пластилин. Попробуйте слепить многогранник. Это сложно.

    Получились многогранники? Если нет, то в чём ошибка?

    Посмотрите, какие разные у всех фигуры и одно название. Как назвать все

    эти фигуры? (Многогранники). Что у них у всех общего? (Показать ещё

    многогранники). Чем отличаются? Что же такое многогранник? (Фигура,

    состоящая из граней и рёбер). Какие предметы имеют форму многогранника?

    МНОГОГРАННИКИ И ТЕЛА ВРАЩЕНИЯ

    Цель: обобщить и закрепить знания по темам «Многогранники» и

    «Шар», «Конус», «Цилиндр».

    Оборудование: набор геометрических фигур, таблица, кроссворд.

    Какие вы знаете многогранники? Покажите их и назовите. Какие ещё знаете

    фигуры?

    Поставьте рядом цилиндр, шар, конус и призму. Как вы думаете, имеется

    ли среди них лишняя фигура? Какая фигура здесь лишняя и почему? Уберите её

    в сторону.

    Поставьте рядом все пирамиды и конусы, а в другую группу поставьте все

    призмы и цилиндры. По какому признаку разделены на группы?

    Какая фигура лишняя: цилиндр, призма или конус? (конус или призма)

    Объясните, почему именно так составлены эти таблицы.

    Отгадайте зашифрованное слово.

    Зашифрованное слово состоит из букв содержащихся в знакомых вам

    геометрических терминах. Для его расшифровки надо каждое вспомогательное

    слово записывать вертикально, начиная с той клетки, где указан

    соответствующий номер.

    1. Чтобы угадать первую букву зашифрованного слова, надо назвать общее

    свойство этих предметов.

    (форма)

    2. Чтобы угадать вторую букву, нужно назвать фигуру, форму которой

    имеют эти предметы (цилиндр).

    3. Как вы думаете, какой должна быть третья буква? Какое слово из

    геометрических терминов нужно выбрать? Какой вопрос нужно задать про это

    слово?

    4. Чтобы угадать четвёртую букву слова, нужно назвать фигуру, которая

    может вращаться только по кругу (конус).

    5. Чтобы угадать пятую букву слова, нужно назвать элемент фигуры —

    общую часть двух соседних граней призмы (ребро).

    6. Чтобы угадать шестую букву слов, нужно назвать фигуру, которая

    выглядит одинаково, откуда бы на неё ли смотреть (шар).

    § 4. Составление геометрических словариков как один

    из видов творческих заданий при формировании

    геометрических понятий у младших школьников.

    При формировании понятий могут использоваться различные творческие

    задания. Это может быть написание сказки, стихотворений, различные поделки,

    рисунки, математические газеты и т.д.

    Один из видов творческих заданий при работе с понятиями — составление

    детьми «Геометрического словарика». При составлении словарика дети дают

    определение понятия (своими словами, так, как они понимают), самостоятельно

    выделяют существенные свойства, подбирают интересный материал, оформляют

    словарик, сочиняют сказки, стихи, загадки, выполняют рисунки.

    В геометрическом словарике отражаются следующие моменты:

    Термин (Дети пишут название)

    Определение (Ребята отвечают на вопрос «Что это такое?», описывают фигуру,

    перечисляют её свойства)

    Содержание понятия (Перечисляются свойства, благодаря которым эту фигуру

    можно отличить от остальных геометрических фигур)

    Объём понятия (Перечисляются виды, отвечают на вопрос «Какие бывают?», «Как

    можно сделать?»)

    Связь с жизнью (Где встречается, какие предметы или их части имеют такую же

    форму?)

    Творческое оформление (стихотворения, сказки, загадки, интересные задания,

    рисунки и т.д.)

    Работа над словариками проводилась в 3 «А» классе школы № 98 г.

    Новосибирска. В результате этой работы нами сделан вывод, что составление

    словариков помогает детям сформировать понятия, а не просто представления о

    геометрических фигурах. Результаты анкетирования показали, что после

    проведения эксперимента у детей повысился интерес к урокам геометрии (до

    эксперимента среди любимых предметов геометрию называли 3 ученика, после —

    7 учеников) (см. стр. 45).

    После анализа словарей сделаны некоторые выводы.

    Дети пытаются давать свои определения. Например, Маша Быкова: «Круг — это

    геометрическая фигура, у которой нет углов, есть окружность и радиус, т.е.

    середина, от которой если провести линию до окружности в одну сторону и

    линию в другую, у двух линий будет одинаковая длина». Некоторые пытаются

    сформулировать определения через разные родовые понятия.

    К составлению словариков ученики подошли творчески. Большая часть словарей

    оформлена ярко, много рисунков, стихотворений, загадок.

    Некоторые ученики в своих словариках не просто не соединяют, но и пытаются

    развести понятия «шар» и «круг». Известно, что даже взрослый человек может

    сказать «круглый мяч, круглый шар». Например, Оля Синянская сочинила

    стихотворение.

    Важный круг

    Жил-был очень важный круг,

    Презирал он всех вокруг!

    Он любил только себя,

    Говорил, себя хваля:

    Посмотрите, у меня

    Форма совершенная!

    Даже солнце и луна

    Так похожи на меня!

    И на свете я один

    Без углов и без вершин!

    — Но у солнца форма шара! —

    Тут окружность пропищала.

    Рассердился важный круг,

    Оглянулся он вокруг:

    — Ну, а ты здесь кто такая?

    Ты же линия простая!

    Спорить ты со мной не смей,

    Убирайся поскорей!

    — Хорошо, сейчас уйду,

    Но накличешь ты беду!

    Не узнал меня ты зря,

    Ведь граница я твоя!

    ( Тут окружность вдруг пропала.

    ( КРУГА ВАЖНОГО НЕ СТАЛО!

    Дети приводят примеры заданий, вопросы в стихах. Например, задание из

    словарика Арины Большуковой:

    Сколько здесь

    квадратов?

    Ответ: 50.

    4. В детских словариках много ассоциации. Например, треугольник

    ассоциируется с рекламным щитом, дорожным знаком, стороной крыши, кленовым

    листочком, наконечником стрелы, клапаном кармана.

    Форму квадрата имеют: сторона кубика, стекло, клетки в тетради,

    наволочки, сидение у табуретки, лист бумаги, форточка.

    Форму круга имеют: мишень, конфорка, кнопка, крышка, дно кастрюли.

    Окружности — это руль, обруч, кольцо, серёжки, браслет, обод колеса.

    5. Работа по составлению словариков, несомненно, носит творческий

    характер. Детям этот вид работы нравится. Они выступают как авторы, сами

    создают образы, используют свои ассоциации.

    На наш взгляд, такой вид работы, как составление геометрических

    словариков, помогает сформировать понятия, развивает творческое мышление

    младших школьников, способствует формированию познавательного интереса на

    уроках математики.

    Таким образом, выполнение детьми творческих заданий играет важную роль

    в формировании познавательных интересов младших школьников.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то

    же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.

    Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности

    школьника и может играть значительную роль в структуре его личности.

    Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается

    рядом условий:

    уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);

    характером (многосторонними, широкими интересами, локальными-

    стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);

    местом познавательного интереса среди других мотивов и их

    взаимодействием;

    своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической

    направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного

    характера);

    связью с жизненными планами и перспективами.

    Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного

    интереса на личность школьника.

    Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам,

    выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются

    нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не

    автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности

    учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

    БИБЛИОГРАФИЯ

    Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И. Щукиной.

    М.: Просвещение, 1984.

    Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных

    классах. М.: Просвещение, 1984.

    Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к

    самообразованию. М., 1985.

    Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и

    воспитание школьников. М.: Просвещение, 1977.

    Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 1994.

    Гордеев Е.В., Дмитрюк М.В. Творческий подход к изучению слов с

    непроверяемым написанием//Начальная школа, 1995. № 3.

    Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического

    мышления//Новое педагогическое мышление. Под ред. А.В. Петровского.

    Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М., 1961.

    Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 1990.

    Капинос В.И. и др. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. М., 1994.

    Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. М.: Педагогика,

    1985.

    Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.

    Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.:

    Просвещение, 1983.

    Методика начального обучения математике/Под. ред. В.А. Дрозд. Минск, 1988.

    Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, серия

    «Педагогика и психология», 1979. № 2.

    Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний/Под ред. Н.В.

    Зверевой. М.: Педагогика, 1983.

    Развитие творческой активности школьника/Под ред. А.Н. Матюшкина. М.:

    Педагогика, 1991.

    Рациональное сочетание методов развития деятельности школьников/Под ред.

    Н.П. Пальянова. Томск, 1979.

    Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения/Под ред. М.С.

    Соловейчик. М.: Просвещение, 1993.

    Смирнова З.А. Воспроизводящие и творческие работы учащихся при закреплении

    материала по русскому языку//Воспроизводящая и творческая деятельность

    учащихся в обучении. Под ред. И.Т. Огородникова. М., 1976.

    Стойлова Л.П., Пышкало А.М. Основы начального курса математики. М.:

    Просвещение, 1988.

    Трегубова Г.В. Развитие творческого мышления на уроках русского

    языка//Начальная школа, 1995. № 6.

    Формирование интереса к изучению у школьников/Под ред. Марковой О.К. М.:

    Педагогика, 1986.

    Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.:

    Педагогика, 1979.

    Царёва С.Е. Математика и конструирование. Программа начальной школы и

    методические рекомендации учителю. Новосибирск, 1991.

    Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? Знание, серия «Педагогика и

    психология», 1985. № 11.

    Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном

    процессе. М.: Просвещение, 1979.

    Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.

    Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.

    Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М.,

    1975.

    Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов

    учащихся. М.: Педагогика, 1988.

    -----------------------

    [1] Панфилова Т.С. Воспитание самостоятельности школьников в учебной

    работе. М., 1960.

    [2] Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.

    [3] Огородников И.Т. Актуальные проблемы повышения эффективности урока.

    Народное образование, 1973, № 4.

    [4] Есипов Б.П. Самостоятельные работы учащихся на уроке. М., 1961.

    [5] Поздняков Н.С. Методика преподавания русского языка. М., 1955.

    [6] Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. М., 1963.

    [7] Программа восьмилетней школы. Начальные классы. М.: Просвещение,

    1973.

    [8] Добромыслов В.А. О подборе и построении упражнений в

    учебнике//Русский язык в школе, 1948. № 5.

    [9] Дмитриев А.Е. Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся при

    обучении умениям и навыкам//Воспроизводящая и творческая познавательная

    деятельность учащихся. М., 1978.

    [10] Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 1990.

    [11] Моро М.И. и др. Математика: 2 класс. М.: Просвещение, 1986.

    [12] Моро М.И. и др. Математика: 2 класс. М.: Просвещение, 1993.

    [13] Дрозд В.А. и др. Методика начального обучения математике. Минск,

    1988.

    [14] Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового

    педагогического мышления//Новое педагогическое мышление. Под ред.

    Петровского А.В. М: Педагогика, 1989.

    [15] Дрозд В.А. и др. Методика начального обучения математике. Минск,

    1988.

    [16] Бантова М.А, Бельтюкова Г.В. Методика начального обучения

    математики в начальных классах. М: Просвещение, 1984.

    [17] Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового

    педагогического мышления//Новое педагогическое мышление/Под ред.

    Петровского А.В. М.: Педагогика, 1989.

    [18] Царёва С.Е. Математика и конструирование. Программа для начальной

    школы и методические рекомендации учителю. Новосибирск, 1991.

    -----------------------

    работы учащихся

    на этапе закрепления материала

    воспроизводящие

    воспроизводяще-

    творческие

    творческие

    на преобразование объекта

    на многозначное практическое применение

    комбинированное

    по комплексному применению правил

    геометрические

    фигуры

    по применению одного правила

    творческие упражнения

    трениро-

    вочные

    упражнения

    упражнения по

    образцу

    упражнения на этапе обучения умениям и навыкам

    цилиндр

    конус

    шар

    шар

    конус

    цилиндр

    геометрические

    фигуры

    вершина

    грань

    ребро

    основание

    шар

    конус

    цилиндр

    геометрические

    фигуры

    пирамида

    призма

    пирамида

    шар

    конус

    призма

    цилиндр

    геометрические

    фигуры

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.