МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и математики

    видеть в реальной действительности.

    Общение учащихся друг с другом и с учителем создаёт многообразную гамму

    отношений, опосредованное влияние которых очень велико.

    Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть

    сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению

    познавательного интереса.

    Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и

    в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения,

    формирования познавательных интересов и личности ученика.

    § 3. Уровни и критерии сформированности

    познавательного интереса

    В классных коллективах как младших школьников, так и старших подростков

    на развитие их интересов влияет не столько возраст, сколько

    индивидуальность школьника, обусловленная его жизнедеятельностью,

    приобретением опыта разнообразной предметной деятельности, общением,

    влиянием семейных условий, средствами массовых коммуникаций и т.д.

    У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь

    разный уровень своего развития и различный характер проявлений,

    обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.

    Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый,

    непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые

    фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.

    Более высоким уровнем его развития является интерес к познанию

    существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и

    часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки,

    активного оперирования имеющимися знаниями, приобретёнными способами.

    На этом уровне познавательный интерес часто связан с решением задач

    прикладного характера, в которых школьника интересует не столько принцип

    действия, сколько механизм, при помощи которого оно происходит. На этом

    уровне интерес уже не находится на поверхности отдельных фактов, но ещё не

    проникает настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности. Этот

    уровень, пожалуй, можно назвать стадией описательства, в которой фиксация

    внешних признаков и существенных свойств изучаемого находится на равных

    началах.

    Ещё более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес

    школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к

    установлению общих признаков явлений, действующих в различных условиях.

    Этот уровень бывает сопряжён с элементами исследовательской творческой

    деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов

    учения.

    Указанные уровни познавательного интереса довольно обще рисуют нам

    тенденции его развития. В реальном процессе путь, проделываемый

    познавательным интересом, характеризуется более тонкими и сложными

    взаимопереходами, в которых одна стадия как бы проникает в другую, одна

    вырастает из другой, одна сопутствует другой. Но при всём этом в каждый

    данный момент учитель всё же может видеть, на каком уровне развития

    интереса к знаниям находится школьник: на уровне фактов и репродуктивной

    деятельности, на уровне выделения существенных связей и стремления к

    поисковой деятельности, часто связанной с прикладным её характером, либо на

    уровне вскрытия существенных закономерностей и глубоких причинно-

    следственных связей.

    Репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый и творческий

    характер познавательной деятельности обуславливают собой и уровень

    познавательного интереса школьника.

    Главный параметр уровней познавательного интереса —

    обращённость его к объектам познания (фактам, процессам, закономерностям)

    сопровождается такими параметрами, как устойчивость, локализованность и

    осознанность.

    Параметр устойчивости многое открывает нам в познавательном интересе

    школьника. Познавательный интерес может быть ситуативным, ограниченны

    отдельными яркими вспышками, как ответ на какую-либо особо эмоциональную

    ситуацию обучения (эффектный опыт, впечатляющий рассказ, интересный фильм).

    Такой интерес может быстро остыть, исчезнуть вместе с породившей его

    ситуацией. Он требует постоянного подкрепления извне, наслоения новых и

    новых исключительных впечатлений. В структуре личности он не оставляет

    особого следа, так как интерес её всё время побуждается внешними

    средствами, сам школьник остаётся к познанию нейтральным.

    Интерес к учению может быть относительно устойчив и связан с

    определённым кругом предметом, заданий. Этот уровень устойчивости

    познавательного интереса характерен для большинства учащихся подростков, в

    которых мотив познавательного интереса как внутренний побудитель их учения

    ещё не настолько силён, чтобы не нуждаться во внешней стимуляции, идущей от

    средств учебного процесса. В этих случаях очень важно разглядеть тенденцию

    его устойчивости: преобладают ли у ученика внутренние побуждения интереса,

    или же он нуждается больше во внешних стимулах.

    Наконец, познавательный интерес школьника может быть достаточно

    устойчив. Тогда внутренняя мотивация в учении будет преобладать и ученик

    может учиться с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам. Этот

    уровень устойчивости познавательного интереса представляет собой уже

    неразделимое целое с потребностью в познании, когда ученик не просто хочет

    учиться, а не может не учиться. Прочный познавательный интерес сопутствует

    развитию далеко не каждого школьника.

    Локализация познавательных интересов может быть также очень различной.

    Значительная часть учащихся имеет очень неясную, аморфную локализацию. У

    них чаще всего и можно обнаружить ситуативный интерес. При внешней

    стимуляции интерес к учению у этих школьников проявляется, но бывает

    нестоек и обязательно требует побуждений извне.

    У значительной части подростков познавательный интерес имеет широкую

    локализацию. Для этих учащихся в большей степени, чем для учащихся с

    аморфными интересами, характерны внутренние побуждения, открытость интереса

    ко многим областям знаний. Они активно ищут знания, извлекают их из

    различных источников и за пределами урока. В процессе обучения важно

    углублять знания таких учеников, постоянно переводить их на более высокий

    уровень познания.

    Наконец, известную группу школьников каждого класса составляют учащиеся

    с чётко локализованными, выраженными, доминирующими познавательными

    интересами.

    Стержневые, доминирующие интересы лежат у основания склонностей,

    способностей учащихся, определяют будущую профессию и поэтому представляют

    собой большую ценность для личности.

    В комплексе данных о познавательном интересе очень существенным

    является и его осознанность. Осознание мотива всегда сопряжено с более

    сильным влиянием его на деятельность. Неосознанный мотив тоже действует, но

    подспудно, им труднее управлять.

    Теоретический анализ и практика обучения показывают, что наиболее

    благоприятны для учебного процесса широкие интересы учащихся с выраженной

    доминантой.

    Если мы признаем, что познавательный интерес — значительный фактор

    обучения, определяющий мотив учебной деятельности школьника, то очень важно

    знать его проявления, признаки, по которым можно судить о наличии его у

    учащихся, о том, какие стороны, приёмы обучения вызывают интерес, какие

    оставляют его нейтральным, а какие вовсе гасят интерес к учению.

    Проявлением интереса учащихся в учебном процессе является их

    интеллектуальная активность, о которой можно судить по многим действиям.

    Вопросы ученика, обращённые к учителю, более всего знаменуют

    познавательный интерес. Вопрос выражает стремление постичь ещё неясное,

    глубже проникнуть в предмет своего интереса. Инертный, равнодушный к учению

    ученик не задаёт вопросов, его интеллект не тревожат нерешённые вопросы.

    Другим показателем интеллектуальной активности являются стремления

    учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в

    обсуждении поднятых на уроке вопросов, в дополнениях, поправках ответов

    товарищей, в желании высказать свою точку зрения.

    Отчётливым показателем интеллектуальной активности, сопутствующей

    интересу школьников, является их активное оперирование приобретённым

    багажом знаний и умений. Познавательный интерес не уживается со штампом и

    шаблоном, поэтому привлечение приобретённых знаний к различным ситуациям и

    задачам свидетельствует об их гибкости, их свободном использовании и может

    способствовать стремлению глубоко проникнуть в познание.

    Ещё один очень ценный для интереса показатель интеллектуальной

    активности школьника — стремление поделиться с товарищами, учителем новой

    информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения.

    Таким образом, первый и самый основной параметр показателей

    познавательного интереса, который может обнаружить учитель без достаточных

    усилий, — это интеллектуальная активность школьника, в которой как в фокусе

    собираются все её проявления в познавательном интересе.

    Другим параметром показателей, по которым учитель может судить о

    наличии познавательного интереса учащихся, является эмоционально

    благополучный фон познавательной деятельности ученика. Эмоциональные

    проявления учащихся служат достаточно ясными показателями для учителя. Эти

    проявления часто настолько тонки и неуловимы, что только по ним одним

    составить впечатление об уровне развития познавательного интереса бывает

    затруднительно. Лишь в совокупности с другими параметрами они могут создать

    полную картину интересов учащихся.

    Параметром показателей познавательного интереса учащихся являются

    регулятивные процессы, которые во взаимодействии с эмоциональным настроем

    выражены в особенностях протекания познавательной деятельности учащихся.

    Прежде всего они проявляются в сосредоточенности внимания и слабой

    отвлекаемости.

    Весьма ясным показателем познавательного интереса является поведение

    ученика при затруднениях. Устойчивый и достаточно глубокий интерес обычно

    сопряжён со стремлением преодолеть трудности, попробовать различные пути

    для разрешения сложной задачи. В естественных условиях учебного процесса

    учитель явственно видит эти полярные группы учащихся, из которых одна

    производит множество проб, отыскивает различные подходы и способы решения,

    другая либо отодвигает от себя тетрадь и отключается от учебного задания,

    либо пробует механически списать задание у соседа или с доски.

    Регулятивные механизмы познавательной деятельности школьника очень

    осязаемо и ощутимо дают знать об интересе к знаниям и по стремлению к

    завершённости учебных действий. Интерес всегда связан с поглощённостью

    деятельностью, с уходом в деятельность, несмотря на посторонние

    раздражители. Лишь завершив начатую работу, школьник реагирует на них. Тот

    же процесс деятельности, который не привлекает ученика, скорее связан со

    стимулами внешнего порядка (не получить плохой отметки, не поставить себя в

    неловкое положение перед учителем, перед товарищами). Подлинно

    познавательный результат его не столь волнует, как ученика с выраженным

    интересом к учению.

    Показательны в этом отношении реакции учащихся на звонок с урока. Для

    одних звонок является нейтральным раздражителем, и они продолжают работу,

    стараясь довести её до конца, завершить благополучным результатом, другие

    моментально демобилизуются, перестают слушать, оставляют неоконченным

    начатое задание, закрывают книги и первыми выбегают на перемену. Впрочем,

    реакция на звонок также великолепный показатель интересного и неинтересного

    урока.

    Распознавание познавательного интереса возможно не только в сфере

    учебной деятельности, но и за её пределами, так как школьник

    руководствуется интересом не только на уроках. Наоборот, его свободная

    деятельность в ещё большей мере раскрывает нам и характер, и глубину, и

    локализацию, и осознание познавательного интереса.

    В свободном выборе, оказывая предпочтение определённой области знаний,

    деятельности, кругу чтения, занятиям в часы досуга, школьник раскрывает и

    свои интересы, и свои потенциальные возможности, и все накопленные им в

    учении и трансформированные в желанной работе способы познавательной и

    практической деятельности.

    Свободный выбор деятельности в часы досуга, предпочтение тех или иных

    занятий в свободное от уроков время — важнейший показатель интересов и

    склонностей учащихся. Это весьма серьёзная социальная, не только

    педагогическая проблема, от верного решения которой зависит не только

    развитие интересов человека, но и его активная позиция в жизни.

    § 4. Общая характеристика воспроизводящей

    и творческой деятельности; их соотношение в учебной деятельности

    младших школьников

    Познавательная деятельность учащихся в обучении в своей основе

    направлена на овладение уже сложившейся системой знаний, умений и навыков.

    Направление, содержание и объём этих знаний на отдельных этапах развития

    общества не остаются неизменными, а постоянно расширяются и

    совершенствуются в соответствии с потребностями общества и развитием науки,

    техники и культуры. При всём этом важнейшими функциями школы остаются

    вооружение учащихся системой научных знаний и формирование у них умений

    самостоятельно приобретать эти знания.

    Усвоение учащимися научных знаний, умений и навыков может протекать по-

    разному. Знания могут приобретаться формально и осмысленно, некоторые

    сведения могут заучиваться и творчески перерабатываться, они могут

    изучаться в отрыве от жизни и практики и в тесной связи с ними. Обучение

    учащихся в школе не может ограничиваться сообщением им необходимых

    сведений, оно, кроме того, должно формировать и развивать у них способность

    к самостоятельному приобретению знаний и творческому применению их в

    познавательной и общественной практике.

    Решение этих вопросов теснейшим образом связано с такой проблемой, как

    воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся в

    обучении. Что же понимается под воспроизводящей и творческой познавательной

    деятельностью учащихся в обучении?

    Воспроизводящая и творческая работа учащихся в обучении — это разные

    уровни проявления их активности и самостоятельности. Если воспроизведение —

    первый, начальный этап, то творчество — самая высокая ступень

    познавательной и практической деятельности учащихся. Отсюда их различное

    назначение в учебном процессе. Если главной задачей воспроизводящей

    деятельности учащихся является усвоение, накопление знаний,

    умений и навыков, то цель творческой деятельности — не только дальнейшее

    совершенствование полученных знаний, но и всемерная активизация мышления

    учащихся, развитие их познавательных способностей. Данные виды деятельности

    определённым образом отличаются друг от друга как по содержанию, так и по

    способам выполнения. Воспроизводящая деятельность большей частью

    ограничивается программно очерченным кругом знаний и сложившимися методами

    его изучения. Творческая познавательная деятельность, кроме того,

    предполагает выявление новых сторон изучаемых явлений, расширение и

    углубление знаний. Творчески работающие учащиеся не ограничиваются

    учебником, хотя формально от них в ряде случаев больше ничего не требуется,

    а обращаются к научной литературе, справочникам, энциклопедиям. В процессе

    работы над учебником они находят вопросы, требующие дополнительного

    изучения, и проводят, пусть и скромные, но самостоятельные исследования.

    Учащиеся могут изучать материал в том виде, в каком он сообщается

    учителем или излагается в учебнике, и пользоваться теми методами и приёмами

    познавательной деятельности, которые им предлагаются, не внося в этот

    процесс ничего нового. Но они же могут значительно шире и глубже проникать

    в суть предлагаемых им знаний, раскрывать новые стороны изучаемых явлений,

    высказывать свои суждения, пользоваться более совершенными методами решения

    поставленных вопросов. Первый вид деятельности учащихся можно назвать

    воспроизводящим, а второй творческим.

    Воспроизведение — это прежде всего воссоздание, восстановление того,

    что ученик получил от учителя, узнал из учебника, учебного пособия и других

    источников.

    Это мысленное, словесное или практическое восстановление того, что так

    или иначе было воспринято, в той или иной мере усвоено. Учащийся

    воспроизводит полученные им теоретические сведения. В процессе применения

    знаний им воспроизводятся те или иные практические действия, операции.

    Специфика данного процесса в том, что он фактически не несёт в себе

    ничего оригинального. Учащиеся воспроизводят

    обычно то, что даётся учителем, учебником, что предусмотрено учебными

    программами. В процессе воспроизведения они работают с помощью известных,

    общепринятых методов. Главное назначение воспроизводящей деятельности —

    накопление жизненно необходимых фактов, усвоение определённого объёма

    теоретических сведений, овладение основными умениями и навыками.

    В обучении воспроизведение — целенаправленный процесс, который носит

    избирательный характер. В одних случаях от учащихся требуется дословное

    воспроизведение (дат, терминов, формул, правил и т.п.), а в других случаях

    — свободное, выборочное, воспроизведение «своими словами». В одних случаях

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.