МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и математики

    предложенном тексте на целый ряд правил правописания. Такие упражнения уже

    не являются просто воспроизводящими Они требуют от учащихся сложной

    аналитико-синтетической деятельности.

    3. Вставка букв, слов или расстановка знаков препинания на ряд правил в

    сочетании с объяснением выполняемых действий. Это практическое задание

    является еще более сложным, так как требует непременного воспроизведения

    формулировки того или иного грамматического правила и аргументированного

    его применения, в то время как при объяснении готовых написаний или

    расставленных знаков препинания и расстановке знаков или вставке букв, слов

    без их объяснения при самостоятельном выполнении заданий учащихся не всегда

    основательно анализируют структуру предложений и вникают в смысл

    применяемых правил.

    4. Тренировочные диктанты (объяснительный, предупредительный,

    выборочный и т.д.), если они ставят целью совершенствование умений и

    навыков по применению целого ряда правил правописания и охватывают своим

    содержанием материал целого ряда уроков и тем. Например, такой словарный

    диктант. На доске записаны пословицы с пропущенными словами. Учитель

    предлагает прочитать их и записать, вставляя подходящие слова.

    Не велик ..., да краснеет нос. (Мороз)

    ... любит чистоту. (Посуда)

    Чужбина — калина, родина — ... (Малина)

    ...человек добро помнит. (Русский)

    5. Грамматический разбор (морфологический или синтаксический),

    требующий анализа различных грамматических форм и конструкций, вновь

    изучаемых и уже изученных учащимися. Это одно из самых продуктивных

    грамматических упражнений, способствующих как совершенствованию знаний,

    умений и навыков учащихся, так и развитию их мышления и речи. Разбор может

    быть как частичным, так и полным. Применяется он при закреплении материала

    русского языка систематически.

    III. В Практике обучения русскому языку широкое применение находят

    работы, в которых сочетание воспроизводящих и творческих элементов идет не

    только по линии органического соединения их в одном задании, как, например,

    в работах на преобразование и в работах на многозначное применение, но и по

    линии сочетания, комбинирования в одной работе, в одном упражнении заданий

    различного характера. В таких работах может иметь место и задание чисто

    воспроизводящего характера, и задание на преобразование объекта. Могут

    одновременно даваться и другие задания. Такого рода работы скорее всего

    можно условно назвать комбинированными.

    Работы комбинированного характера широко используются как в учебных

    пособиях и учебниках русского языка, так и непосредственно в практике

    закрепления материала. Например, в работе предлагается из данных простых

    предложений образовать сложные предложения, записать их, расставляя знаки

    препинания (задание на преобразование сочетается с заданием на практическое

    применение правил правописания).

    Творческие работы по русскому языку, как и другим школьным предметам,

    служат уже не столько цели овладения учебным материалом (хотя это задача

    ими, несомненно решается), сколько цели повышения активности и

    самостоятельности учащихся, развития у них инициативы и творческого подхода

    к решению конкретных вопросов; они учат высказывать свою точку зрения,

    выбирать и находить способ действия.

    В практике обучения русскому языку можно выделить такие виды работ

    творческого характера, применяемых при закреплении теоретической части того

    или иного материала, как составление сложного развернутого плана по

    содержанию ряда уроков или целой темы программы, ответы на вопросы,

    требующие сравнительных характеристик различных грамматических явлений с

    охватом значительного по объему материала; ответы на проблемные вопросы и

    т.п. Все эти виды работ требуют от учащихся самостоятельного, в

    значительной степени творческого подхода.

    Из практических творческих работ считаем целесообразным указать

    следующие.

    1. Творческий диктант обучающего характера.

    Этот вид работы в методике русского языка утвердился как упражнение

    творческого характера, хотя он, действительно, является переходным от чисто

    орфографических и пунктуационных упражнений к специальным упражнениям,

    направленным и на развитие речи учащихся, к работам с большей степенью их

    самостоятельности и инициативы.

    В том понимании творческого диктанта, в каком его дает вслед за М.В.

    Ушаковым Т.А. Ладыженская, творческое начало в деятельности учащихся во

    время диктанта выражено достаточно ясно. Учащиеся поставлены в такие

    условия, в которых они должны самостоятельно подбирать слова и строить

    конструкции, вставлять их в нужном месте диктуемого текста, решать вопросы

    о написании слов и расстановке знаков препинания, причем в условиях

    довольно ограниченного времени.

    Творческий диктант можно использовать при изучении имен прилагательных.

    Задание – написать диктуемый текст, вставляя, где нужно, прилагательные.

    Например:

    Незаметно прошло (жаркое) лето. По небу поплыли (серые) тучи. Как

    сквозь сито, засеял из них (холодный) дождь. На поверхности луж плавают

    (разноцветные) листья. В кустах готовится к зиме (колючий) ежик. Он

    натаскал в ямку траву, листья, мох, устроил себе (теплое) гнездо. Ветер

    шуршит (сухими) листьями. Всю землю скоро покроет (белый) снег.

    2. Конструирование предложений с определённым грамматическим заданием:

    с данными словами или словосочетаниями; предложений заданных типов; по

    заданной схеме; по предложенному началу; на определённую тему в сочетании с

    каким-либо грамматическим заданием и т.п. Например, задание: составить

    предложение так, чтобы оно являлось продолжением данного предложения:

    «Какой забавный у меня щенок! ( »; «Летом я отдыхал в деревне. ( ».

    3. Самостоятельное составление сопоставительных и систематизирующих

    таблиц по материалу ряда уроков или целой темы программы.

    4. Изложение содержания предложенного текста с теми или иными

    элементами творческого характера: реконструирование текста, дополнение

    текста, высказывание собственных суждений и т.п.

    5. Устный рассказ на определённую тему. Иногда его называют сочинением-

    рассказом или устным сочинением. Работа такого рода отличается от сочинения

    главным образом своей устной формой и меньшим объёмом.

    6. Сочинение-миниатюра с грамматическим заданием. Такие сочинения могут

    проводится на уроке по картинке, по теме, указанной учителем, или по теме,

    избранной самими учащимися.

    7. Сочинение на грамматическую тему, охватывающее целый раздел или тему

    программы (например, «сложное предложение», «Глагол» и т.д.). Такие

    «сочинения» способствуют более сознательному отношению учащихся к

    теоретическому материалу по грамматике и правописанию, помогают

    систематизировать и обобщать его и одновременно способствуют развитию

    письменной речи учащихся.

    8. Сочинения, связанные с овладением деловой письменной речью: письмо,

    заметка в газету, отзыв о книге, рецензия на ответ или сочинение товарища и

    т.п.

    Итак, специфика с закреплением материала по русскому языку находит своё

    отражение в работах учащихся, применяемых в процессе закрепления знаний,

    формирования и совершенствования умений и навыков.

    Творческие работы учащихся на этапе закрепления материала по русскому

    языку укрепляют познавательный интерес младших школьников на этом этапе,

    что создаёт базу для дальнейшего развития познавательных интересов

    учащихся.

    § 3. Воспроизводящая и творческая деятельность

    учащихся при обучении умениям и навыкам

    Непременным условием овладения школьниками учебными умениями и навыками

    является планомерно организованное многократное выполнение одних и тех же

    практических действий, операций.

    В процессе формирования учебных умений и навыков широко используются

    следующие основные виды упражнений: 1) упражнения по образцу, 2)

    тренировочные упражнения, 3) творческие упражнения.

    Упражнения по образцу имеет целью обеспечить первичное закрепление

    усваиваемых знаний и их формирование у учащихся умений применять эти

    знания. Этот вид упражнений выполняется в самом начале закрепления

    изучаемого материала. Главное внимание и усилия школьников направляются на

    точное воспроизведение ими воспринятого и понятого образца действия, на

    выработку у них правильных умений. Материал упражнений по образцу

    однороден. Он сконцентрирован только вокруг усваиваемых новых правил,

    понятий или умений. Встречающиеся в упражнениях трудности однотипны. В них

    фигурируют и повторяются одни и те же существенные признаки, относящиеся

    только к изучаемым правилам, понятиям, законам, меняются лишь

    несущественные признаки. Повторное выполнение первых практических действий

    осуществляется при относительно постоянных условий, не требует от учащихся

    проявления полной самостоятельности. Действия и операции воспроизводятся

    ими медленно, неуверенно, трудности и возможные отклонения устраняются под

    непосредственным руководством учителя.

    Движения и действия, не приводящие к нужному результату, не получив

    подкрепления, тормозятся, отпадают, отсеиваются, в то же время безошибочно

    совершаемые операции, соответствующие обстоятельствам, фиксируются,

    закрепляются.

    Упражнения по образцу выполняются при наиболее отчётливом осознании

    школьниками теоретических положений, на которых основаны практические

    действия.

    Процесс оперирования теоретическим материалом при выполнении упражнений

    по образцу является условием уточнения, углубленного уяснения недостаточно

    осознанных явлений при ознакомлении с новым материалом, понимания

    практической значимости, закрепления и совершенствования усваиваемых

    теоретических положений.

    Тренировочные упражнения имеют целью закрепление, повторение

    теоретического материала, совершенствование первичного приобретённого

    умения и формирование навыка. Особенностью этого этапа обучения является

    то, что при выполнении учащимися упражнений осуществляется постепенный

    переход от воспроизведения ими знаний и практических действий по образцу к

    самостоятельному применению их в новых изменяющихся условиях, в различных

    ситуациях.

    На этапе совершенствования первично приобретённого умения и

    формирования навыка наиболее широко используются такие виды тренировочных

    упражнений, как:

    1) Упражнения по применению того или иного определённого усваивания

    правила в новых изменяющихся условиях.

    2) Упражнения по комплексному применению усваиваемых и ранее изученных

    правил в различных ситуациях.

    Необходимость применения того или иного вида упражнений определяется

    прежде всего специфическими особенностями, присущими практическим

    действиям, которыми овладевают учащиеся и которые, применяясь в различных

    ситуациях, изменяют свои свойства.

    На этой ступени обучения отрабатываемое практическое действие ещё

    недостаточно совершенно, выполняется медленно. Поэтому вначале проводятся

    упражнения, в процессе выполнения которых основные усилия школьников

    сосредотачиваются на безошибочном применении изучаемого определённого

    правила в изменяющихся условиях. Наибольшее распространение получили

    следующие рациональные приёмы их выполнения:

    1) отыскивание в разнообразном материале непосредственно относящихся к

    усваиваемым правилам;

    2) классификация учебного материала в соответствии с изучаемыми

    правилами;

    3) преобразование структуры учебного материала в соответствии с

    закрепляемыми правилами.

    В процессе выполнения этих упражнений складываются новые связи между

    усваиваемыми теоретическими знаниями и практическими действиями,

    осуществляется постепенный переход от пробного, развёрнутого ко всё более

    совершенному пояснению учащимися выполняемых операций.

    В первых тренировочных упражнениях актуализация знаний, как и на

    предыдущем этапе обучения, осуществляется в развёрнутом подробном виде.

    Обоснование приобретает такой вид: «Определи склонение имён

    существительных. Делай это так:

    1) Поставь существительное в начальную форму.

    2) Определи род.

    3) Установи, какое окончание.

    4) Сделай вывод: к какому склонению это существительное относится.»

    Записывай в тетрадь (сокращенно) по образцу:

    песня

    ж.р.

    – я

    1-е скл.

    В процессе выполнения последующих упражнений изменяется свойство

    практического действия. Умение совершенствуется. Структура воспроизводимой

    теоретической основы навыка, приёмы обоснования учащимися своих действий

    претерпевают изменения, процесс пояснения приобретает свёрнутый характер.

    Между теоретическими положениями и основанными на них действиями

    устанавливается прямая связь. Учение быстро и правильно соотносит знания и

    соответствующие действия. В правилах указывается лишь самое существенное,

    что регулирует совершение действия.

    Например: Какую гласную напишешь в этих словах? Проверь.

    |слово |проверка |

    |разд(вать |дать |

    |х(лмы |холм |

    В результате выполнения упражнений по применению изучаемого правила в

    изменяющихся условиях улучшается, ускоряется и облегчается выполнение

    учащимися отрабатываемых операций. Практическое действие качественно

    меняется, становится более совершенным. Создаются благоприятные условия для

    сосредоточения усилий и внимания учащихся на выполнение другой, более

    сложной учебной деятельности.

    Возникает необходимость в подборе и выполнении второго вида

    тренировочных упражнений, задания которых требуют от учащихся комплексного

    применения изучаемых и ранее усвоенных знаний, умений и навыков в новых

    условиях, в различных ситуациях.

    Специфической особенностью этих упражнений является то, что они

    включают в себя материал на систему правил.

    Особенностью упражнений по комплексному применению новых и ранее

    усвоенных знаний, умений и навыков является также то, что при их выполнении

    обеспечивается установление у школьников разносторонних внутренних связей

    между закрепляемым и повторяемым учебным материалом, что обусловливает

    более высокую степень познавательной и практической деятельности.

    По своему содержанию и логике упражнения этого вида предназначены для

    решения относительно новых учебных задач.

    В одних случаях в содержание упражнений включается закрепляемый

    материал одной темы. Такие упражнения нацеливают учащихся на

    самостоятельное приобретение системы внутритемных правил, понятий,

    обобщений, на их синтезирование. Проследим это на примере обобщения

    материала по теме «Имя прилагательное»:

    1. Рассматривают таблицу «Что надо знать об имени прилагательном».

    2. Списывают предложения. Дописывают падежные окончания прилагательных.

    Пользуясь таблицей, разбирают имена прилагательные.

    Что надо знать об имени прилагательном

    |Что |На какие |Как |С какими |Каким членом |

    |обозначает? |вопросы |изменяется? |словами |предлож. |

    | |отвечает? | |связано? |бывает |

    |Признак |какой? |по родам (в |с именем |второстепенны|

    |предмета |какое? |ед. числе) |существительн|м членом |

    | |какая? |по падежам |ым | |

    | |какие? |по числам | | |

    В крутом овраге под горой бьёт из камней

    родник студён( .

    (И. Бунин)

    И листок с берёзы золотист( пчёлкой

    вьётся и летает над колюч( ёлкой.

    (Е. Трутнева)

    В других случаях, выполняя упражнения, учащиеся проводят сравнение

    изучаемого материала с повторяемым, самостоятельно устанавливают смысловые

    ассоциации между ними, упрочивают знания, умения и навыки по обеим темам.

    Например:

    Образуйте и запишите вначале простые предложения, затем сложные.

    Расставьте знаки.

    поле озарилось ярким

    светом.

    Солнце выглянуло из-за туч и

    осветило поле ярким

    светом

    Третий вид упражнений используется в целях обобщающего повторения в

    конце изучения раздела, курса в целом. В процессе выполнения заданий

    подобного типа учащиеся выделяют основные вопросы усваиваемых тем,

    разделов, самостоятельно делают более сложные междутемные выводы:

    Допишите, где нужно, ь. Сделайте письменные пояснения.

    | Пояснение |Слова |

    |Имя сущ., 3-е склонение( |рож( |

    | |тиш( |

    | |ключ( |

    | |пишеш( |

    | |береч( |

    | |встреч( |

    Всмотритесь в примеры. Сделайте общий вывод.

    Ценность подобных упражнений в том, что они требуют от учащихся

    применения усваиваемого материала в новых усложнённых ситуациях, проявления

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.