МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и математики

    творческого отношения к выполнению учебных заданий.

    Таким образом, в результате многократного целенаправленного выполнения

    школьниками тренировочных упражнений происходит качественное изменение их

    знаний, совершаемых действий. Знания обогащаются, упрочиваются, приобретают

    действенность. Они дольше сохраняются, лучше используются учеником при

    решении учебных задач более высокого уровня. Происходит специализация

    совершаемых операций, закономерный переход от осмысленного к привычному

    выполнению действий. Отрабатываемое практическое действие начинает

    приобретать свойство навыка. Оно совершается быстро, легко, уверенно, при

    постоянстве и повторении определённой части внешних условий. Общая

    структура таких действий, способы их выполнения не варьируются, они

    остаются неизменными.

    Творческие упражнения используются на этапе применения учащимися

    усваиваемых знаний, умений и навыков в разнообразной творческой

    практической деятельности. Действие на уровне навыка может совершаться в

    обстановке, отличной от условий его формирования, становится важным

    средством осуществления сложной творческой деятельности, решения более

    важных жизненных задач, достижения новых, более широких целей.

    Процесс выполнения работ творческого характера всемерно содействует

    развитию познавательных сил и способностей учащихся, непрерывному их

    совершенствованию. Рациональное использование школьниками усваиваемого

    учебного материала в изменяющихся условиях всегда сопровождается

    сосредоточением их внимания, волевых усилий, преодолением встречающихся

    трудностей, вызывающих эмоциональные переживания, положительное и

    ответственное к учению. Всё это содействует успешному развитию у учащихся

    аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания,

    воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что

    в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным

    материалом.

    Выполнение творческих упражнений имеет важное значение для

    совершенствования применяющихся при этом многочисленных знаний, умений и

    навыков. «Грамматические знания и умения, речевые и орфографические навыки,

    — говорится в программе восьмилетней школы, — можно считать вполне

    усвоенными и прочными лишь в том случае, если они будут применяться

    учащимися в их высказываниях, и не только в словах и предложениях, но и в

    изложениях и сочинениях.»[7]

    В процессе подбора и выполнения творческих упражнений в соответствии с

    учебной программой соблюдается определённая постепенность. Задания по мере

    упрочения применяющихся в них знаний, умений, навыков постепенно

    усложняются.

    Говоря о необходимости проведения, например, цикла письменных работ

    нарастающей трудности, В.А. Добромыслов отмечал: «Подбирая упражнения,

    необходимо иметь в виду цель, которая должна быть достигнута. Эта цель

    заключается в том, чтобы школьники научились свободно и правильно

    пользоваться изученными формами и оборотами речи в соответствующих

    высказываниях, соблюдая орфографические и пунктуационные правила, связанные

    с используемыми категориями в письменной речи. Достижение этой цели требует

    ряда упражнений в определённой последовательности, начиная от более лёгких

    и кончая трудными».[8]

    Проследим это на примере выполнения учащимися начальных классов

    письменных творческих работ на уроках русского языка (см. табл.[9] № 1).

    К самостоятельному применению усваиваемых знаний, умений, навыков в

    работах творческого характера опытные учителя готовят учащихся постепенно,

    планомерно, с учётом их возрастных особенностей и подготовленности.

    Самостоятельному составлению, например, сочинений, требующих от школьников

    свободного письменного изложения своих мыслей, предшествует предварительное

    выполнение ими многочисленных упражнений, в которых количество элементов

    самостоятельной творческой деятельности постепенно увеличивается.

    Проследим это на примере системы упражнений учительницы начальных

    классов школы № 30 Г.А. Гутниковой.2 На наш взгляд, эта система

    действительно построена по принципу от простого к сложному, от

    воспроизводяще-творческой деятельности учащихся к творческой. При

    выполнении этих упражнений учащиеся должны постепенно подводится к

    выполнению собственно творческих заданий.

    1. Подготовка и запись предложений по картинке с грамматическим

    заданием.

    2. Составление и запись предложений по картинке на определённую тему.

    3. Подготовка и запись ответов на вопросы на основе рассмотрения

    картины.

    Таблица № 1

    | |I класс |II класс |III класс |

    |1. |Подготовка ответов |Разделёние текста |Самостоятельное |

    | |на вопросы, |небольшой статьи (с |составление плана |

    | |объединённые темой. |помощью учителя) на |прочитанной статьи, |

    | | |законченные по смыслу |рассказа. |

    | | |части; формулирование | |

    | | |заголовков к ним в форме| |

    | | |вопросов или | |

    | | |повествовательных | |

    | | |предложений. | |

    |2. |Составление |Составление предложений |Самостоятельное |

    | |предложений, |на основе наблюдения |составление и запись|

    | |объединённых одной |природы, общественных |предложений по |

    | |темой. |явлений, процессов |вопросам учителя, на|

    | | |труда. |основе наблюдения |

    | | | |природы, процессов |

    | | | |труда. |

    |3. |Составление |Составление и запись |Составление и запись|

    | |предложений по |рассказа по нескольким |рассказа по одной |

    | |сюжетам картины. |картинам на основе |картине и по |

    | | |коллективно |отдельным эпизодам |

    | | |составленного плана. |кинофильмов, оценкам|

    | | | |детских спектаклей. |

    |4. |Изложение (под |Изложение текста в 40–60|Изложение текста в |

    | |руководством |слов по плану (3–6 |70–90 слов по плану,|

    | |учителя) текста в |пунктов), составленному |составленному |

    | |30–40 слов по 2–3 |коллективно под |учащимися |

    | |готовым вопросам или|руководством учителя. |самостоятельно. |

    | |данному плану. | | |

    |5. |Составление и запись|Самостоятельное |Самостоятельное |

    | |рассказа (под |составление и запись |составление и запись|

    | |руководством |рассказа о детских |рассказа о случае из|

    | |учителя) о своих |играх, забавах, работе, |своей жизни с |

    | |играх, забавах, |прогулке, а также по |элементами |

    | |работе. |наблюдениям за природой |рассуждений, об |

    | | |и трудом людей. |экскурсии, жизненных|

    | | | |наблюдениях, о |

    | | | |работе. |

    | |I класс |II класс |III класс |

    |6. | |Составление краткого |Составление письма |

    | | |письма о своих делах. |кому-либо из |

    | | | |товарищей (подруг) |

    | | | |или родственников с |

    | | | |обращением, |

    | | | |вопросами к |

    | | | |адресату, рассказом |

    | | | |о своей жизни, делах|

    | | | |в школе, классе. |

    |7. | | |Самостоятельное |

    | | | |составление и запись|

    | | | |сочинения на основе |

    | | | |прочитанной статьи, |

    | | | |рассказа с |

    | | | |использованием |

    | | | |результатов своего |

    | | | |опыта и жизненных |

    | | | |наблюдений. |

    4. Составление и запись ответов на вопросы по прочитанному тексту.

    5. Дополнение предложений изучаемыми словами, словосочетаниями,

    содержащими в себе закрепляемые и повторяемые орфограммы.

    6. Составление и запись предложений, подбор примеров на изучаемые

    орфограммы.

    7. Составление и запись рассказа.

    8. Составление и запись изложения.

    9. Составление и запись сочинения:

    1) на основе коллективного отбора материала для высказываний и

    систематизации его;

    2) по аналогии с прочитанным материалом;

    3) основанного на материале жизненных наблюдений, предварительно

    прочитанного рассказа, статьи учебника, журнала, газеты;

    4) на основе изучения предложенного материала и изложения его в

    изменённом виде;

    5) на тему, данную в учебнике или учителем.

    Совершенствованию усваиваемых умений и навыков способствует выполнение

    творческих упражнений, материал которых по тематике и по строению близок

    детям, доступен по содержанию, непосредственно связан с их опытом, личными

    впечатлениями и интересами. Окружающая учащихся действительность содержит

    богатейший фактический материал для самостоятельного составления ими

    текстов рассказов, изложений, сочинений и т.п.

    Выполнение упражнений творческого характера, связанных с материалом,

    близким учащимся, имеет большое значение для совершенствования их умений и

    навыков. Они видят результаты своих занятий, переживают достижения, которые

    вселяют уверенность в собственных силах, мобилизует их к достижению более

    высоких показателей в учёбе. Усваиваемые же умения и навыки правописания

    становятся более прочными.

    Таким образом, в процессе выполнения творческих упражнений учащиеся не

    только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки,

    но и свободно ими оперируют в разнообразной практической деятельности.

    Выполнение творческих упражнений характеризуется самым высоким уровнем

    познавательной деятельности учащихся, которая проявляется в более вдумчивом

    и пытливом отношении к установлению новых связей между изучаемыми явлениями

    и процессами, в раскрытии практической значимости усваиваемого учебного

    материала.

    Глава III. Пути формирования познавательного интереса

    младших школьников на уроках математики через использование

    творческих заданий при

    работе с понятиями

    ( 1. Общая характеристика «понятия»

    Понятие является одной из форм абстрактного мышления. Конкретные

    предметы и их свойства отражаются с помощью форм чувственного познания —

    ощущений, восприятий, представлений. Например, в данном апельсине мы

    ощущаем его свойства — круглый, оранжевый, сладкий, ароматный. Совокупность

    этих и других свойств дает восприятие (конкретный образ единичного

    предмета) данного апельсина, при этом мы отражаем как его существенные

    свойства, так и несущественные. В понятии же отражаются лишь существенные

    свойства предметов.

    Свойства — это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличные

    друг от друга. Предметы могут быть тождественны по своим свойствам

    (например, сахар и мед сладкие), но могут и отличаться по своим свойствам

    (мед сладкий, а полынь горькая).

    Свойства бывают существенные и несущественные. В понятии отражается

    совокупность существенных свойств, то есть таких, каждый из которых,

    взятый отдельно, необходим, а все вместе взятые достаточны, чтобы с их

    помощью можно было отличить (выделить) данный предмет от всех остальных и

    обобщить однородные предметы в класс.

    Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные свойства

    одноэлементного класса или класса однородных предметов.

    Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания

    (группы слов). Например, «книга», «лес», «гоночная спортивная машина»,

    «спортсмен-перворазрядник». Существуют слова-омонимы, имеющие различное

    значение, выражающие различные понятия, но одинаково звучащие (например,

    «обычное слово «жизнь». Во-первых, «жизнь» — это «бытие», «существование»,

    в отличие от смерти; во-вторых, это «развитие», «процесс», «становление»,

    «достижение»; в-третьих, имеется огромное число областей, у каждой из

    которых очень мало общего со всякой другой: органическая и неорганическая

    жизнь, общественная, культурная, богемная и т.д.; в-четвертых, под жизнью

    понимается определенного рода распорядок или уклад: жизнь столичная,

    периферийная, яркая или будничная, театральная или профсоюзная и т.д.; в-

    пятых, «жизнь»— это «оживление», «подъем» или «расцвет жизненных сил», а

    также протекание или время жизни: «раз в жизни», «заря жизни», «на всю

    жизнь» и т.д.»[10]). Существуют слова-синонимы, имеющие одинаковое

    значение, т.е. выражающие одно и то же понятие, но различно звучащие

    (например, око — глаз, враг — недруг, хворь — болезнь и т.д.).

    Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия называется

    совокупность существенных свойств одноэлементного класса или класса

    однородных предметов, отраженных в этом понятии. Содержанием понятия «ромб»

    является совокупность двух существенных свойств: «быть параллелограммом» и

    «иметь равные стороны».

    Объемом понятия называют класс обобщаемых в нем предметов. Объективно,

    т.е. вне сознания человека, существуют различные предметы, например,

    животные. Под объемом понятия «животные» подразумевается множество всех

    животных, которые существуют сейчас, существовали ранее и будут

    существовать в будущем. Класс (или множество) состоит из отдельных

    объектов, которые называются его элементами. В зависимости от их числа

    множества делятся на конечные и бесконечные. Например, множество планет

    Солнечной системы конечно, а множество натуральных чисел бесконечно.

    Понятия можно классифицировать по объему и по содержанию. По объему

    понятия делятся на единичные, общие и пустые.

    Объем единичного понятия составляет одноэлементный класс (например,

    «великий русский писатель Александр Николаевич Островский»; «столица

    России» и др.).

    Объем общего понятия включает число элементов больше единицы (например,

    «автомобиль», «портфель», «государство» и др.).

    Кроме общих и единичных понятий по объему выделяют понятия пустые (с

    нулевым объемом), т.е. такие, объем которых представляет пустое множество

    (например, «вечный двигатель», «баба Яга», «круглый квадрат», «человек,

    проживший» 300 лет и др.)

    По содержанию можно выделить следующие четыре пары понятий.

    Конкретные и абстрактные понятия

    Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или

    многоэлементные классы предметов (как материальные, так и идеальные). К их

    числу относят понятия: «дом», «свидетель», «романс», «поэма Владимира

    Маяковского «Хорошо!», «землетрясение» и другие).

    Относительные и безотносительные понятия

    Относительные — такие понятия, в которых мыслятся предметы,

    существование одного из которых предполагает существование другого («дети»

    — «родители», «ученик» — «учитель», «начальник» — «подчиненный», «северный

    полюс магнита» — «южный полюс магнита»).

    Безотносительные — такие понятия, в которых мыслятся предметы,

    существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета («дом»,

    «человек», «доменная печь», «деревня»).

    Положительные и отрицательные понятия

    Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного

    качества или отклонения. Например, «грамотный человек», «алчность»,

    «отстающий ученик», «красивый поступок», «эксплуататор» и т.д.

    Если частица «не» или «без» («бес») слилась со словом и слово без нее

    не употребляется (например, «ненастье», «бесчинство», «беспечность»,

    «безупречность», «ненависть», «неряха»), то понятия, выраженные такими

    словами, также называются положительными, так как они характеризуют наличие

    у предмета определенного качества (может быть даже и плохого — «неряха»,

    «беспечность»).

    Отрицательными называют те понятия, которые означают, что указанное

    качество отсутствует в предметах (например, «неграмотный человек»,

    «некрасивый поступок», «ненормальный режим», «бескорыстная помощь»). Эти

    понятия в языке выражены словом или словосочетанием, содержащим

    отрицательную частицу «не» или «без» («бес»), присоединенную к

    соответствующему положительному понятию и выполняющую функцию отрицания.

    Собирательные и несобирательные понятия

    Собирательными называют понятия, в которых группа однородных предметов

    мыслится как единое целое (например, «полк», «стадо», «стая»,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.