МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учащийся, как субъект и объект образовательного процесса в Лицее № 1 Г.Сызрань

    Учащийся, как субъект и объект образовательного процесса в Лицее № 1 Г.Сызрань

    Тема: Учащийся, как субъект и объект образовательного процесса.

    Содержание.

    Введение……………………………………………………………………….

    Глава 1 Ученик – переход от объекта образования к субъекту.

    1.1Личность учащегося как объект и субъект в образовательной

    программе………………………………………………………………………

    1.2 Государственное регулирование содержания образования……………..

    1.3 Личностно-ориентированные приемы и методы обучения……………..

    1.4 Перестройка организации учебного процесса в связи с

    ориентацией на субъектность личности ученика…………………………….

    Глава 2. Реализация программы обучения ученика как субъекта в

    Криста-классе Лицея № 1

    2.1 Обоснование необходимости обучения учеников дополнительным

    профессиональным навыкам для более эффективного обучения…………..

    2.2 Мотивация учеников в Криста- классе…………………………………….

    2.3 Индивидуальный подход к обучению учеников в классе………………..

    Заключение……………………………………………………………………….

    Список литературы………………………………………………………………

    Введение.

    В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, право, отношения, поведение, иной педагогический менталитет.

    Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации – устная и письменная речь, средства массовой информации уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

    Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводиться духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека ХХI-го века. Кроме всего прочего необходимо увеличивать роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

    В связи с этим необходимо усилить роль школы в привитии вкуса к образованию, в том, чтобы научить получать удовольствие от учёбы, научиться учиться, развивать любознательность. Для достижения такой цели ничего не может заменить официальную систему образования, в рамках которой каждый приобщается к многообразным формам обучения различным дисциплинам.

    Главная задача, которую предстоит решать образованию в ближайшее время, - научить жить вместе, развивая знания о других, их истории, культуре, традициях, мышлении. Такая растущая взаимосвязь приведёт к осуществлению совместных проектов, разумному и мирному решению неизбежных конфликтов. Такое образование будет носить творческий характер и станет основой нового мышления. На сегодняшний день тремя самыми важными столпами образования являются: «научиться приобретать знания; научиться работать; научиться жить.

    При обсуждении причинных связей, существующих в области образования, нужно принимать во внимание ещё один фактор, характеризующий особую сложность этого вопроса. Нет никакого сомнения в том, что существует связь между образовательным уровнем преподавателя и достигнутыми результатами его учеников; более того, это самый лёгкий, упрощённый и одновременно опасный способ определения соответствия преподавателя занимаемой должности. Поэтому тема исследования является наиболее актуальной в наше время. Для практического описания сути темы был использован пример организации Лицей № 1 , конкретно Криста-класс.

    Целью на писания данной работы является изучение учащегося, как субъекта и объекта образовательного процесса. Из цели следуют задачи:

    - определить личность учащегося как объекта и субъекта в образовательной

    программе;

    - исследовать государственное регулирование содержания образования;

    - изучить личностно-ориентированные приемы и методы обучения;

    - определить направления перестройки организации учебного процесса в связи с ориентацией на субъектность личности ученика;

    - обосновать необходимость обучения учеников дополнительным профессиональным навыкам для более эффективного обучения;

    - дать характеристику мотивации учеников в Криста- классе;

    - рассмотреть индивидуальный подход обучения учеников в классе.

    Глава 1. Ученик – переход от объекта образования к субъекту.

    1.1Личность учащегося как объект и субъект в образовательной

    программе

    Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структуру субъекты и объекты процесса. Традиционно ребёнку отводиться роль объекта, которому старшее поколение (в роли учителей) передаёт опыт. Нельзя забывать, что учитель имеет дело не с безликой массой, а с личностями, в качестве которых сочетаются наследственные и социальные составляющие. У каждого из них есть индивидуальный характер ощущений, восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, которые играют огромную роль в процессе обучения. Исходя из этого, педагогический коллектив, разрабатывая образовательную программу школы должен проанализировать, в целом, состав обучаемых детей, особо выделяя одарённых детей, детей с повышенной мотивацией, детей с проблемами здоровья, девиантных.

    Программа должна быть, адаптирована под данную конкретную школу. Такие исследования не должны носить разовый характер. Для этого администрация должна привлечь школьных психологов, логопедов, представителей районной поликлиники. Только такой подход к проблеме может дать эффективные результаты. Классные руководители могут регулярно представлять руководству школы систематизированные данные о детях: особенностях их поведения, уровне обучаемости, состоянии здоровья, социальной среде их проживания, «благополучности» семей. Только благодаря правильному анализу состояния школы и знанию дифференциации состава учащихся надо приступать к написанию образовательной программы .

    Состояние и качество преподавания, успешная реализация программы школы зависит от отношения «ученик-учитель», поэтому необходимо уделять серьёзное внимание доброжелательному отношению преподавателей к ученикам, обстановке сотрудничества. Для этого необходимо использовать индивидуальные, групповые и коллективные формы организации познавательной деятельности учащихся. Учителя в учебно-воспитательном процессе должны выступать, чаще всего, как организаторы его, хотя и не исключено, особенно в старших классах, использование учителя в роли информатора.

    Работа педагогического коллектива должна быть направлена на формирование прочных знаний, умений и навыков, что в конечном итоге способствует освоению базового стандарта и цель, преследуемая при написании образовательной программы, таким образом, оказывается достигнутой. Большую помощь в освоении данной цели должны играть занятия школьного компонента, индивидуальные консультации при изучении наиболее сложных тем .

    Для больных учеников необходимо организовывать занятия на дому, осуществляя строгий контроль качества и исполнения.

    В течение года желательно регулярно производить срезы знаний, проверочные, тестовые и контрольные работы, анализ которых поможет убедиться в правильности и дееспособности образовательной программы и контроле над образовательным процессом.

    Наличие стандартов базовых образовательных областей, состоящих из 2 уровней требований:

    - Содержание образования, которое школа обязана предоставить учащемуся.

    - Содержание образования, которое школа должна потребовать от учащегося, и усвоение которой является минимально обязательным для ученика.

    В связи с этим уровневая дифференциация обучения предусматривает:

    - Наличие обязательного базового уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся;

    - Базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;

    - Базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;

    - Система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой (ученик знает, какие требования к нему представляются).

    Наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.

    По завершении среднего (полного) общего образования наряду с определенным минимумом знаний по учебным предметам должны быть сформированы: развитое логическое мышление, навыки всех логических операций, умение применять различные методы доказательств, обнаруживать и самостоятельно выстраивать цепи причинно-следственных связей, понимание смысла метода “проб и ошибок” и эксперимента для получения нового знания; навыки самостоятельного приобретения знаний; владение навыками устного и письменного высказывания на родном языке в различных стилях и жанрах, владение навыками бытового общения, письменного сообщения и чтения на иностранном языке; владение компьютером на уровне поиска информации в сетях общего пользования; умение применять основы экономических и правовых знаний в частной жизни; навыки безопасной жизнедеятельности в типичных и экстремальных ситуациях; основы здорового образа жизни; твердое знание нравственных устоев, этикетных норм правил поведения в обществе. Особо стоит отметить необходимость формирования устойчивых привычек к соблюдению установленных правил в процессе обучения и труда, навыков планирования, аккуратного и точного исполнения различных видов работ.

    1.2 Государственное регулирование содержания образования.

    В Законе «Об образовании» сформулированы общие требования к содержанию образования. Они обязывают все учреждения образования в своей программной деятельности (направленности образовательных программ) ориентироваться не только на цели сохранения и воспроизводства гражданско-профессионального потенциала общества, но и на следующие цели:

    - Обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;

    - Развитие общества;

    - Укрепление и совершенствование правового государства.

    При этом содержание образования должно обеспечивать:

    - Адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

    - Формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний картины мира;

    - Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленное на совершенствование этого общества;

    - Интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

    - Развитие кадрового потенциала общества.

    Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

    Это и есть основная миссия системы образования в Российской Федерации, которая задаёт общую направленность образовательных программ, реализуемых всеми образовательными учреждениями на территории РФ.

    1.3 Личностно-ориентированные приемы и методы обучения.

    В современной педагогике и педагогической психологии уже давно отказываются от традиционной схемы взаимоотношений преподавателей и учащихся, когда преподаватель выступает в роли «носителя» знания и его активного «проводника» в сознание обучающихся, то есть выступает в роли «субъекта образовательного процесса», а учащиеся лишь «воспринимают» предлагаемые знания, фактически оставаясь в пассивной позиции «объектов педагогического воздействия» со стороны преподавателей.

    Новая схема основана на том, что и преподаватели, и ученики являются активными «субъектами» образовательного процесса. При этом преподаватель выступает в роли «субъекта организации образовательного процесса», а ученик — в роли «субъекта учебной (учебно-профессиональной) деятельности». Но здесь возникает очень непростая и вполне реальная проблема: не все ученики готовы быть такими подлинными «субъектами», и многих из них приходится еще долго готовить к тому, чтобы они стали настоящими учениками. К сожалению, современная общеобразовательная школа далеко не всегда готовит выпускников (и будущих абитуриентов вузов) к обучению в высшей школе, лишь «напичкивая» (или «нашпиговывая») их всевозможными и часто несистематизированными знаниями. При этом свою главную задачу — «научить учиться» — школа часто не выполняет.

    В связи с этим возникают очень непростые вопросы: 1) как лучше формировать у учеников готовность быть «субъектами учебно-профессиональной деятельности»? 2) как работать в группах учеников, среди которых кто-то все-таки готов выступить в роли подлинных «субъектов», а кто-то вообще не желает занять активную позицию (ему проще оставаться «потребителем» знаний, как его приучили к этому в школе, где он был «отличником» или даже «медалистом»).

    Полезно разобраться в том, что значит «быть субъектом учебной деятельности» и в чем суть «учебной деятельности» вообще. Исходя из того что каждая деятельность предметна, следует рассмотреть, с каким предметом имеет дело ученик уже в начале своего обучения в школе. «Кажется, что предметом учебной деятельности является обобщенный опыт знаний, дифференцированный на отдельные науки, — размышляет над данной проблемой Л. Ф. Обухова. — Но какие предметы подвергаются изменению со стороны самого ребенка? Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего не меняет в этих знаниях. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность... Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, \"чем я был\" и \"чем стал\". Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет. Самое главное в учебной деятельности — это поворот человека на самого себя...» . Данные слова относятся к началу школьного обучения, и естественно, предполагают, что у выпускника (и тем более у студента вуза) сформирована именно такая «субъектность», именно такая готовность к «учебной деятельности», в основе которой лежит «рефлексия» собственного самоизменения. Но к сожалению, даже не все ученики обладают такой готовностью.

    В основной школе обучающиеся чаще осваивают личностно-отчужденное содержание учебных предметов, нежели личностно-ориентированное. Для решения задач формирования мотивации, эмоционально-ценностного отношения к знаниям и процессу обучения особенно важно использование личностно-ориентированных педагогических технологий. Объективно, что в основной школе нельзя обойтись без методов, основанных на познавательной деятельности репродуктивного характера, когда личностно-отчужденное содержание преподносится в форме готовой информации, которую затем обучающиеся только воспроизводят. Однако нужно сделать упор на методы и приемы передачи готовых знаний, воздействующие на различные органы чувств. Кроме того, всегда имеется возможность обратиться во время обучения в процессе преподнесения знаний к способам деятельности и изменить форму организации учебного процесса, что также делает обучение личностно-ориентированным.

    При преподавании личностно ориентированных предметов (например, отечественной истории, литературы и т. п.) широко используются экспонирующие методы на основе художественно-творческой, эмоционально-ценностной активности обучающихся. Главными же в основной школе являются проблемные методы, методы самостоятельного овладения знаниями, основанные на развитии познавательной активности обучающихся. В ходе индивидуальной и групповой деятельности обучающихся применяются как известный классический проблемный метод, включающий создание проблемной ситуации, формирование гипотез и их проверку, так и другие: метод случайностей, “мозговой штурм”, ситуативный, микропреподавание и деловые игры.

    Ключевой фигурой основного общего образования является учитель, дающий знания по предмету, которого нередко называют “узким предметником”. Учитель-предметник, тем не менее, должен иметь серьезную психолого-педагогическую подготовку, позволяющую на основе знания особенностей психологического развития подростков создавать позитивную мотивацию к обучению, использовать личностно ориентированные педагогические технологии, обучать способам деятельности, рациональной организации умственного труда и умению выбрать способ переработки учебного материала, формировать навыки самостоятельной работы, самообразования, умения добиваться эффективного решения проблемы при различных формах организации учебной деятельности.

    По этой причине важно, чтобы контроль усвоения знаний, умений, навыков включал не только оценку за репродуктивное воспроизведение знаний, но и оценку способов работы над материалом, путей решения поставленных учебных задач.

    К старшим классам (третьей ступени средней школы) обучающийся должен пройти соответствующие этапы социализации и инкультурации в ходе предшествующего обучения, должен быть высокомотивирован в плане личностной необходимости продолжения образования и будущей профессиональной ориентации. Старшая школа строится с учетом глубокой дифференциации и вариативности обучения на основе профильности, осуществляемой на базе учебных предметов.

    Наряду с углублением и продолжением применения все тех же названных выше методов, приемов, форм организации учебной деятельности в старших классах в обучении происходят следующие изменения: усиливается партнерское взаимодействие обучающегося с учителем в процессе освоения знаний и способов деятельности, основным становится диалоговый режим общения, учитель выполняет функцию фасилитатора (организатора); дополнительно к классно-урочной системе организации учебного процесса вводится лекционно-семинарская; уменьшается доля вербально- слухового предъявления материала учителем для увеличения учебного времени на групповую и индивидуальную исследовательскую работу с постоянным изменением роли учителя в зависимости от ситуативных задач, уровня овладения учениками логическими операциями и формами групповой работы. Широко используются технологии самостоятельного освоения знаний (как в аудиторной работе, так и вне ее); следовательно, разнообразнее становятся формы контроля, сокращается до минимума проверка знаний на репродуктивном уровне в устной форме при расширении возможностей для обсуждения индивидуальных путей решения учебных проблем, контроль знаний осуществляется с широким использованием разнообразных тестовых технологий.

    1.4 Перестройка организации учебного процесса в связи с ориентацией на субъектность личности ученика.

    В Школе будущего субъектность учащихся должна дать им возможность двигаться в направлении осознания собственного образа, собственных жизненных и образовательных целей и позволить им выстраивать собственное образование на основе индивидуальных образовательных траекторий.

    Для достижения указанных целей предполагается перестроить организацию учебного процесса таким образом, чтобы в центре оказывалась деятельность учащихся. В начальной школе – это организация учебного процесса на основе целостной жизнедеятельности, когда основной формой становятся коллективные детско-взрослые игровые образовательные проекты. В основной – это формы, обеспечивающие максимально возможное разнообразие проб ребенка в самых различных видах деятельности на основе индивидуальных и коллективных образовательных проектов и пространственной организации школы. В старшей – профильное обучение, организованное не на основе профильных классов, а на основе индивидуальных образовательных программ каждого учащегося.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.