Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности Профессиональное обучение
психические свойства, что создает внутренние условия для перехода от
простых движений к предметным действиям, для формирования целей, мотивов и
способов деятельности ребенка, развития его самостоятельности. Деятельность
ребенка (игра, учение) осуществляется в единстве с развитием его психики,
сознания. Формирование ее проходит ряд возрастных этапов, каждый из которых
имеет свои характерные особенности.
Учение, соединяемое с трудом и игрой, представляет собой деятельность,
направленную на усвоение знаний, умений и навыков, выработанных
человечеством. Овладевая основами наук и трудовой культуры, учащиеся
готовятся к участию в создании материальных и духовных ценностей, к
предстоящей им деятельности на пользу общества. Содержание и формы
деятельности усложняются и разнообразятся в соответствии с ростом
возможностей учащихся. Возникают различные формы учебной, познавательной,
теоретической деятельности.
Учение - необходимое условие усвоения богатств, выработанных
человечеством. Успех усвоения зависит от того, что и как делают учащиеся с
материалом, подлежащим изучению.
К. Д. Ушинский писал, что хорошим является то учение, при котором
учащиеся по возможности учатся сами, а учитель дает материал и руководит
этим процессом. Отсюда вытекает важнейшее значение активизации процесса
обучения, всемерного развития инициативы и самостоятельности учащихся в
приобретении знаний. Учение осуществляется посредством не только
познавательных (умственных), но и практических действий.
В педагогическом руководстве всесторонним развитием подрастающего
поколения важное значение имеет правильное соединение учения, труда и
других видов деятельности, учет возрастных особенностей и закономерностей
развития, постепенный переход от более простых к более сложным видам
деятельности, от близких целей к более далеким, перспективным целям,
введение в жизнь детей и молодежи "перспективных линий", являющихся по
словам А. С. Макаренко, источником "завтрашних радостей".
Проектирование (- брошенный вперед) как процесс деятельности - процесс
создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного
объекта, состояния (Большой энциклопедический словарь. - М., 1997).
Различают этапы и стадии проектирования.
Наряду с традиционными видами проектирования (архитектурно-
строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали
складываться самостоятельные направления проектирования человеко-машинных
систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих,
управляющих и т.д.), трудовых процессов, организаций; экологическое
социальное, инженерное, психологическое, генетическое проектирование.
Проектирование в строительстве, технике - разработка проектной,
конструкторской и другой технической документации, предназначенной для
осуществления капитального строительства, создания новых видов и образцов
продукции промышленности.
В процессе проектирования выполняются технические и экономические
расчеты, схемы, графики, чертежи, пояснительные записки, макеты,
составляются спецификации, сметы, калькуляции, описания (БСЭ. - М:
Издательство "Советская энциклопедия", 1975).
Проект - комплект указанной документации и материалов (определенного
состава).
Проекты подразделяют на индивидуальные и типовые. В индивидуальных
проектах широко используются типовые проектные решения.
Проектирование новых видов и образцов машин, оборудования, аппаратов,
приборов и другой продукции всех отраслей промышленности, или
конструирование, представляет собой разработку исходных данных (чертежей,
спецификаций, технических условий по монтажу, наладке, уходу и другой
конструкторской документации), необходимых для производства и последующей
эксплуатации продукции. При этом широко используются стандарты,
нормализованные детали, унифицированные узлы, агрегаты.
Задание на проектирование содержит наименование объекта, место
строительства, номенклатуру продукции, мощность производства и другие
данные и условия строительства и составляется заказчиком с участием
проектной организации.
Инженерные изыскания осуществляются для получения данных, необходимых
для технически правильного и экономически целесообразного решения основных
вопросов проектирования, строительства и эксплуатации объектов.
Проект на строительство или реконструкцию объекта может иметь две
стадии: технический проект и рабочие чертежи; или выполняться в одну стадию
- технорабочий проект.
На стадии технического проекта разрабатываются основные вопросы
организации, технологии и экономики производства, принимаются
конструктивные решения, составляется смета, определяются технико-
экономические показатели.
В проектировании различают этап конструирования и его стадии:
проектное задание или эскизный проект, технический проект, рабочий проект.
Таким образом проект - важнейшее звено технического прогресса,
связывающее результаты науку с производством. В проектах реализуются
результаты научных исследований, используются достижения передового опыта.
Вопросы для самопроверки:
Определение деятельности.
Психолого-педагогическая категория деятельности.
Психолого-педагогические составляющие деятельности.
Мотивы деятельности.
Учебная проектная деятельность и ее модели.
Структура и состав творческого учебного проекта.
Роль деятельности в профессиональном обучении.
Техническое проектирование и технические проекты.
Инженерные изыскания.
Этапы и последовательность изготовления изделия.
9. Методология, методы, критерии и показатели оценки профессиональной
подготовки;
сущность, задачи и требования к контролю
В решении задач педагогической науки значительная роль принадлежит
методам исследования. Эти методы позволяют определять способы и средства
достижения как научных, так и дидактических целей при подготовке
специалистов высокой квалификации. Методам науки принадлежит стратегическая
роль в научном поиске и прогнозировании. Они позволяют исследовать,
подтверждать или опровергать гипотезы.
Метод в широком понимании включает и эмпирические методы (эксперимент,
наблюдение), и точные доказательные методы. Но характерным для
педагогического исследования становится метод его экспериментального
изучения с доказательной проверкой математическими методами.
Под методами исследования в педагогике понимают способы решения научно-
исследовательских задач. Это разнообразные инструменты проникновения
исследователя в глубину исследуемых объектов.
Методы исследования (анкетирование, беседы, наблюдения, контрольные
работы, педагогический эксперимент, комплексный и другие) используются для
установления зависимости между определенным педагогическим воздействием и
достигаемыми при этом результатами в обучении, воспитании, развитии.
Методы позволяют:
- выявить зависимости между определенным условием (системой условий)
и достигаемыми педагогическими результатами;
- определить зависимости между системой педагогических мер или
условий и затратами времени, усилий;
- сравнить эффективности нескольких вариантов;
- доказать рациональность определенной системы мер по ряду критериев
одновременно при соответствующих условиях;
- обнаружить причинные связи.
Принцип совокупности методов исследования означает, что для решения
любой научной проблемы используются не один, а несколько методов. В научных
исследованиях должен реализовываться и принцип адекватности метода существу
изучаемого предмета и тому конкретному продукту, который должен быть
получен (П. И. Пидкасистый).
Методология трактуется как учение о научном методе познания.
Методология - это и совокупность методов, применяемых в науке. В
энциклопедическом словаре (1984 г.) дается определение методологии как
учении о структуре, логической организации, методах и средствах
деятельности. В науке методология рассматривается как учение о принципах
построения, формах и методах научного познания. В педагогике наиболее
адекватным является определение методологии как учения о принципах,
методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической
действительности.
Методология как совокупность методов и способов решения научно-
исследовательских задач, как учение о структуре, логической организации,
методах и средствах деятельности, в частности методология науки и практики
рассматривается как неотъемлемая часть теоретических и прикладных процессов
управления их функционированием и развитием.
Разработка методологии предусматривает решение следующих задач:
- предпроектное исследование сторон педагогического процесса;
- проектирование жизненного цикла (внедрение, место, режимы, условия
обеспечения непрерывной деятельности, развитие);
- разработка лингвистического обеспечения системы (запись и адаптация
системы, программирование, натурный эксперимент);
- экономическое обоснование;
- подготовка документов сопровождения (инструкций, методических
указаний, рекомендаций пользователям).
Различные преобразования педагогических систем, связанные с
инновационными процессами, совершенствованием устаревших систем обучения и
воспитания, реформой образования и т. п. подчиняются многоаспектному
сочетанию методологических предписаний. Среди них в исследованиях
выделяется разработка критериального аппарата. Сущность его заключается в
предварительной разработке инструментария, с помощью которого можно
установить степень эффективности или неэффективности педагогической
структуры, чтобы убедиться в необходимости нововведений.
Эксперимент организуется методологическими предписаниями - поиском
экспериментальной базы по правилам репрезентативной выборки и
предэкспериментальной разработкой показателей и критериев оценки
эффективности.
Научное экспериментирование разбивается на ряд этапов:
- определение задачи;
- формулировка гипотезы;
- построение схемы и условий проведения эксперимента;
- проведение эксперимента - оценка гипотезы - принятие или отклонение
гипотезы;
- внесение корректив, составление выводов и заключений.
Исходные суждения в формировании понятий и научном исследовании по тем
или иным принципиальным положениям, принимаемым без доказательства,
рассматриваются как постулат.
Гипотетический метод (гипотеза) рассматривается как вероятное
предположение развития каких-либо явлений, достоверность которых еще не
подтверждена.
Требования к гипотезе предъявляются следующие:
- наличие новизны в открытии, в объяснении явления;
- указание средств и методов подтверждения гипотезы;
- распространение гипотезы на широкий класс явлений;
- четкость и определенность формирующих ее доводов;
- преемственность гипотезы с предшествующим развитием данной научной
области.
Только проверенная и доказанная научная гипотеза переходит в научную
теорию, которая становится объективным содержанием данной области знания и
открывает возможности практического применения.
Традиционно педагогический эксперимент (П. И. Пидкасистый) приводится
(и осуществляется нами) по следующей инвариантной схеме:
- разрабатывается некоторая новая педагогическая конструкция (метод,
средство, система, комплекс, модель);
- составляется программа ее опытной проверки на эффективность;
- подбираются надежные критерии оценки по достаточно диагностичным
единичным или комплексным показателям;
- отрабатывается регламент процедур проверки, подготавливается
экспериментальная база и условия реализации опытной педагогической
конструкции;
- проводится эксперимент и подводятся итоги по реальным показателям с
помощью выбранных критериев оценки.
Научное прогнозирование общетехнической подготовки может быть
осуществлено с использованием следующих экспериментальных методов:
- морфологический анализ связей и отношений компонентов системы,
прогноз возможных изменений изучаемого объекта на основе тенденций развития
(построение дидактической структуры);
- экспертный анализ (Дельфи) сводится к сбору мнений специалистов
данной области по прогнозируемому вопросу (в частности, оценка результата);
- дерево целей, последовательное построение целей прогнозирования
высшего уровня, исходя из состояния и путей развития объекта и его
составляющих на более низких уровнях (модель и система подготовки учителя);
- программное прогнозирование, определяет и формирует в программу
гипотетические концепции, пути достижения целей;
- исследовательское прогнозирование, анализирует и оценивает систему
прогноза, исходя из закономерностей развития системы, опыта и наблюдаемых
тенденций.
Показатели эффективности могут обеспечивать оценку состояния учебного
процесса по параметрам: затраты времени и труда, объем и качество
полученных знаний; возможности применяемых средств, форм и методов
обучения; приспособляемость системы к изменяющимся условиям обучения,
соответствие проведенной учебной работы целям и задачам обучения;
оптимальности регулирования и управления учебным процессом
(С. И. Архангельский).
По мнению некоторых дидактиков применение широко распространенного в
дидактике качественного метода оценки может направлять исследователя в
необъективную сторону изучения системы учебного процесса. Возникшая
проблема соединения количественных и качественных явлений в теории обучения
высшей школы сложна. Поэтому нами проведен поиск таких теоретических
положений, которые бы позволяли в оценке структуры системы обучения, ее
состояния, связей и отношений ее компонентов находить пути однозначного
разложения признаков на элементарные составляющие (единичные оценки) и их
последующего объединения (интеграции), например, в комплексный
количественно-качественный критерий.
В обучающей системе деятельность педагога регламентируется
дидактическим треугольником, связывающим передачу знаний, усвоение знаний и
формирование системы знаний в соответствии с целями и задачами обучения.
Преподаватель определяет пути, формы, средства и методы передачи, усвоения
и формирования знаний, осуществляет контроль над состоянием этих знаний,
оценивает результаты обучения того или иного учебного процесса.
В многофакторных (многокомпонентных) педагогических экспериментах
возможно одновременное исследование каждого и многих компонентов
(элементов) дидактической системы, входящих в состав одного или нескольких
детерминант обучения: содержание, методы, средства и организационные
формы. Исследуемые компоненты системы в многофакторных экспериментах
предусматриваются независимыми и являются входными параметрами.
Многофакторный эксперимент требует также постоянства других, не
исследуемых факторов как условий протекания педагогического процесса.
Однако, практически как исследуемые компоненты системы не могут быть
абсолютно независимыми (изолированными), так и условия опытов не могут быть
постоянными. Процесс обучения изменяется во времени и в качественных
состояниях (контингент и уровень подготовки студентов, мастерство
преподавателя, социально-экономические условия, требования образовательных
стандартов и др.). Это, как показали результаты наших исследований,
вызывает определенные трудности в планировании, постановке и проведении
педагогических экспериментов, вносит погрешности в достоверность и
точность результатов исследования. Здесь весьма важно не только грамотное
планирование и постановка многофакторного эксперимента, но и его
проведение.
Характерными особенностями экспериментального метода исследования
являются:
- возможность изучения специально организуемых воссоздаваемых явлений
действительности, с точным определением детерминирующих воздействий;
- проведение исследования в удобное и специально организованное время;
- создание специальных условий, обеспечивающих независимость
эксперимента от внешних влияний;
- дополнение содержания явления новыми компонентами, изменяющими
развитие (учебными пособиями, методическими разработками, проектами и
т.д.);
- выявление данных, оцениваемых с помощью специальных приборов и
расчетов (цифр, формул, графиков, полученных на ПЭВМ);
- использование статистических методов обработки экспериментальных
данных (проверка адекватности модели, значимости коэффициентов регрессии,
однородности дисперсий, конкордации экспертов и т.д.).
Эксперимент может быть лабораторным и естественным (констатирующим и
формирующим). Характерным для естественного эксперимента является активное
вмешательство исследователя в изучение отдельных компонентов объекта
изучения, но проводимое в естественных неизменяемых условиях.
Констатирующий эксперимент - это наблюдение за работой учащихся во
всех видах учебной деятельности: анкетирование, интервьюирование, рейтинг,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|