МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности Профессиональное обучение

    психические свойства, что создает внутренние условия для перехода от

    простых движений к предметным действиям, для формирования целей, мотивов и

    способов деятельности ребенка, развития его самостоятельности. Деятельность

    ребенка (игра, учение) осуществляется в единстве с развитием его психики,

    сознания. Формирование ее проходит ряд возрастных этапов, каждый из которых

    имеет свои характерные особенности.

    Учение, соединяемое с трудом и игрой, представляет собой деятельность,

    направленную на усвоение знаний, умений и навыков, выработанных

    человечеством. Овладевая основами наук и трудовой культуры, учащиеся

    готовятся к участию в создании материальных и духовных ценностей, к

    предстоящей им деятельности на пользу общества. Содержание и формы

    деятельности усложняются и разнообразятся в соответствии с ростом

    возможностей учащихся. Возникают различные формы учебной, познавательной,

    теоретической деятельности.

    Учение - необходимое условие усвоения богатств, выработанных

    человечеством. Успех усвоения зависит от того, что и как делают учащиеся с

    материалом, подлежащим изучению.

    К. Д. Ушинский писал, что хорошим является то учение, при котором

    учащиеся по возможности учатся сами, а учитель дает материал и руководит

    этим процессом. Отсюда вытекает важнейшее значение активизации процесса

    обучения, всемерного развития инициативы и самостоятельности учащихся в

    приобретении знаний. Учение осуществляется посредством не только

    познавательных (умственных), но и практических действий.

    В педагогическом руководстве всесторонним развитием подрастающего

    поколения важное значение имеет правильное соединение учения, труда и

    других видов деятельности, учет возрастных особенностей и закономерностей

    развития, постепенный переход от более простых к более сложным видам

    деятельности, от близких целей к более далеким, перспективным целям,

    введение в жизнь детей и молодежи "перспективных линий", являющихся по

    словам А. С. Макаренко, источником "завтрашних радостей".

    Проектирование (- брошенный вперед) как процесс деятельности - процесс

    создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного

    объекта, состояния (Большой энциклопедический словарь. - М., 1997).

    Различают этапы и стадии проектирования.

    Наряду с традиционными видами проектирования (архитектурно-

    строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали

    складываться самостоятельные направления проектирования человеко-машинных

    систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих,

    управляющих и т.д.), трудовых процессов, организаций; экологическое

    социальное, инженерное, психологическое, генетическое проектирование.

    Проектирование в строительстве, технике - разработка проектной,

    конструкторской и другой технической документации, предназначенной для

    осуществления капитального строительства, создания новых видов и образцов

    продукции промышленности.

    В процессе проектирования выполняются технические и экономические

    расчеты, схемы, графики, чертежи, пояснительные записки, макеты,

    составляются спецификации, сметы, калькуляции, описания (БСЭ. - М:

    Издательство "Советская энциклопедия", 1975).

    Проект - комплект указанной документации и материалов (определенного

    состава).

    Проекты подразделяют на индивидуальные и типовые. В индивидуальных

    проектах широко используются типовые проектные решения.

    Проектирование новых видов и образцов машин, оборудования, аппаратов,

    приборов и другой продукции всех отраслей промышленности, или

    конструирование, представляет собой разработку исходных данных (чертежей,

    спецификаций, технических условий по монтажу, наладке, уходу и другой

    конструкторской документации), необходимых для производства и последующей

    эксплуатации продукции. При этом широко используются стандарты,

    нормализованные детали, унифицированные узлы, агрегаты.

    Задание на проектирование содержит наименование объекта, место

    строительства, номенклатуру продукции, мощность производства и другие

    данные и условия строительства и составляется заказчиком с участием

    проектной организации.

    Инженерные изыскания осуществляются для получения данных, необходимых

    для технически правильного и экономически целесообразного решения основных

    вопросов проектирования, строительства и эксплуатации объектов.

    Проект на строительство или реконструкцию объекта может иметь две

    стадии: технический проект и рабочие чертежи; или выполняться в одну стадию

    - технорабочий проект.

    На стадии технического проекта разрабатываются основные вопросы

    организации, технологии и экономики производства, принимаются

    конструктивные решения, составляется смета, определяются технико-

    экономические показатели.

    В проектировании различают этап конструирования и его стадии:

    проектное задание или эскизный проект, технический проект, рабочий проект.

    Таким образом проект - важнейшее звено технического прогресса,

    связывающее результаты науку с производством. В проектах реализуются

    результаты научных исследований, используются достижения передового опыта.

    Вопросы для самопроверки:

    Определение деятельности.

    Психолого-педагогическая категория деятельности.

    Психолого-педагогические составляющие деятельности.

    Мотивы деятельности.

    Учебная проектная деятельность и ее модели.

    Структура и состав творческого учебного проекта.

    Роль деятельности в профессиональном обучении.

    Техническое проектирование и технические проекты.

    Инженерные изыскания.

    Этапы и последовательность изготовления изделия.

    9. Методология, методы, критерии и показатели оценки профессиональной

    подготовки;

    сущность, задачи и требования к контролю

    В решении задач педагогической науки значительная роль принадлежит

    методам исследования. Эти методы позволяют определять способы и средства

    достижения как научных, так и дидактических целей при подготовке

    специалистов высокой квалификации. Методам науки принадлежит стратегическая

    роль в научном поиске и прогнозировании. Они позволяют исследовать,

    подтверждать или опровергать гипотезы.

    Метод в широком понимании включает и эмпирические методы (эксперимент,

    наблюдение), и точные доказательные методы. Но характерным для

    педагогического исследования становится метод его экспериментального

    изучения с доказательной проверкой математическими методами.

    Под методами исследования в педагогике понимают способы решения научно-

    исследовательских задач. Это разнообразные инструменты проникновения

    исследователя в глубину исследуемых объектов.

    Методы исследования (анкетирование, беседы, наблюдения, контрольные

    работы, педагогический эксперимент, комплексный и другие) используются для

    установления зависимости между определенным педагогическим воздействием и

    достигаемыми при этом результатами в обучении, воспитании, развитии.

    Методы позволяют:

    - выявить зависимости между определенным условием (системой условий)

    и достигаемыми педагогическими результатами;

    - определить зависимости между системой педагогических мер или

    условий и затратами времени, усилий;

    - сравнить эффективности нескольких вариантов;

    - доказать рациональность определенной системы мер по ряду критериев

    одновременно при соответствующих условиях;

    - обнаружить причинные связи.

    Принцип совокупности методов исследования означает, что для решения

    любой научной проблемы используются не один, а несколько методов. В научных

    исследованиях должен реализовываться и принцип адекватности метода существу

    изучаемого предмета и тому конкретному продукту, который должен быть

    получен (П. И. Пидкасистый).

    Методология трактуется как учение о научном методе познания.

    Методология - это и совокупность методов, применяемых в науке. В

    энциклопедическом словаре (1984 г.) дается определение методологии как

    учении о структуре, логической организации, методах и средствах

    деятельности. В науке методология рассматривается как учение о принципах

    построения, формах и методах научного познания. В педагогике наиболее

    адекватным является определение методологии как учения о принципах,

    методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической

    действительности.

    Методология как совокупность методов и способов решения научно-

    исследовательских задач, как учение о структуре, логической организации,

    методах и средствах деятельности, в частности методология науки и практики

    рассматривается как неотъемлемая часть теоретических и прикладных процессов

    управления их функционированием и развитием.

    Разработка методологии предусматривает решение следующих задач:

    - предпроектное исследование сторон педагогического процесса;

    - проектирование жизненного цикла (внедрение, место, режимы, условия

    обеспечения непрерывной деятельности, развитие);

    - разработка лингвистического обеспечения системы (запись и адаптация

    системы, программирование, натурный эксперимент);

    - экономическое обоснование;

    - подготовка документов сопровождения (инструкций, методических

    указаний, рекомендаций пользователям).

    Различные преобразования педагогических систем, связанные с

    инновационными процессами, совершенствованием устаревших систем обучения и

    воспитания, реформой образования и т. п. подчиняются многоаспектному

    сочетанию методологических предписаний. Среди них в исследованиях

    выделяется разработка критериального аппарата. Сущность его заключается в

    предварительной разработке инструментария, с помощью которого можно

    установить степень эффективности или неэффективности педагогической

    структуры, чтобы убедиться в необходимости нововведений.

    Эксперимент организуется методологическими предписаниями - поиском

    экспериментальной базы по правилам репрезентативной выборки и

    предэкспериментальной разработкой показателей и критериев оценки

    эффективности.

    Научное экспериментирование разбивается на ряд этапов:

    - определение задачи;

    - формулировка гипотезы;

    - построение схемы и условий проведения эксперимента;

    - проведение эксперимента - оценка гипотезы - принятие или отклонение

    гипотезы;

    - внесение корректив, составление выводов и заключений.

    Исходные суждения в формировании понятий и научном исследовании по тем

    или иным принципиальным положениям, принимаемым без доказательства,

    рассматриваются как постулат.

    Гипотетический метод (гипотеза) рассматривается как вероятное

    предположение развития каких-либо явлений, достоверность которых еще не

    подтверждена.

    Требования к гипотезе предъявляются следующие:

    - наличие новизны в открытии, в объяснении явления;

    - указание средств и методов подтверждения гипотезы;

    - распространение гипотезы на широкий класс явлений;

    - четкость и определенность формирующих ее доводов;

    - преемственность гипотезы с предшествующим развитием данной научной

    области.

    Только проверенная и доказанная научная гипотеза переходит в научную

    теорию, которая становится объективным содержанием данной области знания и

    открывает возможности практического применения.

    Традиционно педагогический эксперимент (П. И. Пидкасистый) приводится

    (и осуществляется нами) по следующей инвариантной схеме:

    - разрабатывается некоторая новая педагогическая конструкция (метод,

    средство, система, комплекс, модель);

    - составляется программа ее опытной проверки на эффективность;

    - подбираются надежные критерии оценки по достаточно диагностичным

    единичным или комплексным показателям;

    - отрабатывается регламент процедур проверки, подготавливается

    экспериментальная база и условия реализации опытной педагогической

    конструкции;

    - проводится эксперимент и подводятся итоги по реальным показателям с

    помощью выбранных критериев оценки.

    Научное прогнозирование общетехнической подготовки может быть

    осуществлено с использованием следующих экспериментальных методов:

    - морфологический анализ связей и отношений компонентов системы,

    прогноз возможных изменений изучаемого объекта на основе тенденций развития

    (построение дидактической структуры);

    - экспертный анализ (Дельфи) сводится к сбору мнений специалистов

    данной области по прогнозируемому вопросу (в частности, оценка результата);

    - дерево целей, последовательное построение целей прогнозирования

    высшего уровня, исходя из состояния и путей развития объекта и его

    составляющих на более низких уровнях (модель и система подготовки учителя);

    - программное прогнозирование, определяет и формирует в программу

    гипотетические концепции, пути достижения целей;

    - исследовательское прогнозирование, анализирует и оценивает систему

    прогноза, исходя из закономерностей развития системы, опыта и наблюдаемых

    тенденций.

    Показатели эффективности могут обеспечивать оценку состояния учебного

    процесса по параметрам: затраты времени и труда, объем и качество

    полученных знаний; возможности применяемых средств, форм и методов

    обучения; приспособляемость системы к изменяющимся условиям обучения,

    соответствие проведенной учебной работы целям и задачам обучения;

    оптимальности регулирования и управления учебным процессом

    (С. И. Архангельский).

    По мнению некоторых дидактиков применение широко распространенного в

    дидактике качественного метода оценки может направлять исследователя в

    необъективную сторону изучения системы учебного процесса. Возникшая

    проблема соединения количественных и качественных явлений в теории обучения

    высшей школы сложна. Поэтому нами проведен поиск таких теоретических

    положений, которые бы позволяли в оценке структуры системы обучения, ее

    состояния, связей и отношений ее компонентов находить пути однозначного

    разложения признаков на элементарные составляющие (единичные оценки) и их

    последующего объединения (интеграции), например, в комплексный

    количественно-качественный критерий.

    В обучающей системе деятельность педагога регламентируется

    дидактическим треугольником, связывающим передачу знаний, усвоение знаний и

    формирование системы знаний в соответствии с целями и задачами обучения.

    Преподаватель определяет пути, формы, средства и методы передачи, усвоения

    и формирования знаний, осуществляет контроль над состоянием этих знаний,

    оценивает результаты обучения того или иного учебного процесса.

    В многофакторных (многокомпонентных) педагогических экспериментах

    возможно одновременное исследование каждого и многих компонентов

    (элементов) дидактической системы, входящих в состав одного или нескольких

    детерминант обучения: содержание, методы, средства и организационные

    формы. Исследуемые компоненты системы в многофакторных экспериментах

    предусматриваются независимыми и являются входными параметрами.

    Многофакторный эксперимент требует также постоянства других, не

    исследуемых факторов как условий протекания педагогического процесса.

    Однако, практически как исследуемые компоненты системы не могут быть

    абсолютно независимыми (изолированными), так и условия опытов не могут быть

    постоянными. Процесс обучения изменяется во времени и в качественных

    состояниях (контингент и уровень подготовки студентов, мастерство

    преподавателя, социально-экономические условия, требования образовательных

    стандартов и др.). Это, как показали результаты наших исследований,

    вызывает определенные трудности в планировании, постановке и проведении

    педагогических экспериментов, вносит погрешности в достоверность и

    точность результатов исследования. Здесь весьма важно не только грамотное

    планирование и постановка многофакторного эксперимента, но и его

    проведение.

    Характерными особенностями экспериментального метода исследования

    являются:

    - возможность изучения специально организуемых воссоздаваемых явлений

    действительности, с точным определением детерминирующих воздействий;

    - проведение исследования в удобное и специально организованное время;

    - создание специальных условий, обеспечивающих независимость

    эксперимента от внешних влияний;

    - дополнение содержания явления новыми компонентами, изменяющими

    развитие (учебными пособиями, методическими разработками, проектами и

    т.д.);

    - выявление данных, оцениваемых с помощью специальных приборов и

    расчетов (цифр, формул, графиков, полученных на ПЭВМ);

    - использование статистических методов обработки экспериментальных

    данных (проверка адекватности модели, значимости коэффициентов регрессии,

    однородности дисперсий, конкордации экспертов и т.д.).

    Эксперимент может быть лабораторным и естественным (констатирующим и

    формирующим). Характерным для естественного эксперимента является активное

    вмешательство исследователя в изучение отдельных компонентов объекта

    изучения, но проводимое в естественных неизменяемых условиях.

    Констатирующий эксперимент - это наблюдение за работой учащихся во

    всех видах учебной деятельности: анкетирование, интервьюирование, рейтинг,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.