МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учебное издание: характеристика и подготовка рукописи

    визуала, аудиала и кинестетика.

    Если изучается, например конструкция насадной фрезы, то ее сенсорные

    образы можно описать следующим образом.

    Визуальный сенсорный образ. Представьте себе насадную фрезу. Она

    черного цвета и имеет зубья с режущими кромками. Посмотрите, какие они

    острые. А если зубья затупятся, то на их режущих кромках можно увидеть

    зазубрины, заоваленные места.

    Кинестетический сенсорный образ фрезы. Представьте себе, что вы

    держите в руках насадную фрезу. Чувствуете какая она холодная и тяжелая?

    Осторожно! Можно порезаться! Пощупайте, ее посадочное отверстие.

    Чувствуете, как проходит в него рука? Туго? Если фрезу надеть на запястье,

    то это будет браслет.

    Такие упражнения развивают внимание и память.

    Проблемность. Проблемное обучение – один из способов, который

    позволяет вызвать и поддерживать познавательную активность [14]. Обучение

    начинается с формулировки проблемы. Проблема есть форма развития знания,

    форма перехода от старого знания к новому. Она возникает тогда, когда

    старое знание обнаруживает свою недостаточность, а новое еще не приняло

    развитой формы. Проблема – это знание о незнании.

    Проблема появляется с возникновения проблемной ситуации, т.е.

    противоречия между знанием о потребности в каких-то действиях и незнанием

    путей осуществления этих действий. Правильная формулировка проблемной

    ситуации есть одновременно начало решения проблемы.

    Проблемная ситуация разрешается методом доказательств.

    При проблемном обучении преподаватель ставит проблему и сам ее

    решает, показывая методом доказательств все пути, все особенности. Кроме

    того, проблема может быть расчленена на несколько подпроблем, одни из

    которых решаются преподавателем, а другие или часть подпроблемы

    рекомендуется для решения студентам.

    При проблемном изложении учебного материала преподаватель или автор

    книги методом доказательств показывает путь, который ведет к данному выводу

    [10]. Проблемные ситуации ставят студента перед необходимостью

    анализировать явление, устанавливать причинно-следственные связи между

    параметрами. Обучающийся сравнивает новое знание с ранее полученным.

    Проблемный подход усиливает познавательный интерес, но требует от

    преподавателя огромной методической работы, высокой научной компетенции,

    умения системно и доказательно излагать материал.

    Учебный материал становится более доказательным. Студент учится

    мыслить научно, творчески. Эмоциональность проблемного обучения

    способствует формированию интереса к учебной дисциплине. Забывание

    закономерностей, открытых самостоятельно путем доказательств, ниже, чем

    знаний, полученных другими методами.

    1.8. Мотивация обучения

    1.8.1. Потребность

    В теории управления учебным процессом введено понятие "потребность".

    Потребность – это физиологическое или психологическое ощущение недостатка

    чего-либо [15]. Потребность нельзя непосредственно наблюдать или измерять.

    О ее существовании можно судить только по поведению людей. Так, еще в

    период учебы в школе у некоторых молодых людей возникло желание поступить

    учиться в вуз. Такое желание вызвало дискомфорт, беспокойство и побудило

    людей к действиям: они стали старательнее учиться в школе, стремились

    хорошо сдать выпускные экзамены, а затем и вступительные экзамены, прошли

    по конкурсу и стали студентами.

    Таким образом, потребность побуждает людей к совершению определенных

    действий. При удовлетворении потребности человек ощущает чувство

    облегчения, благополучия, снятия напряжений.

    В своей жизни человек может испытывать различные потребности. При

    классификации по А. Маслоу [16] потребности можно разделить на пять

    категорий, расставленных по уровням (рис. 1).

    На первом уровне расположены физиологические потребности (потребности

    в еде, одежде, жилье, зарплате, в условиях работы и другие потребности,

    необходимые для выживания).

    Когда достигнуты потребности первого уровня, у человека возникают

    потребности безопасности. Рождается желание сохранить уже достигнутое,

    защитить себя от опасности, вреда, травм, физического и психического

    нападения и т.д.

    На третьем уровне расположены социальные потребности. Внимание

    человека перемещается к потребности в любви, дружбе, принадлежности к

    какому-нибудь коллективу, поддержке коллектива. Люди испытывают желание

    нравиться другим.

    Потребности в уважении (личностные потребности) принимают две формы.

    Во-первых, потребность в самоуважении, т.е. удовлетворение самим собой. Оно

    связано с чувством достижения цели, компетентности, знаний, зрелости и т.д.

    Во-вторых, потребность в уважении другими людьми. Она связана с репутацией,

    общественным признанием, статусом внутри группы.

    На верхнем уровне расположены потребности в самореализации и в

    самовыражении. Стремясь удовлетворить эти потребности, люди стараются

    реализовать свой потенциал, показать свои способности и быть лучшими в

    группе. Потребность в самовыражении проявляется в становлении человека, как

    личности.

    1.8.2. Стимулирование учебы студентов

    Под стимулированием понимают совокупность информации учебной книги и

    действий преподавателей вуза, побуждающих студентов делать то, что

    необходимо для учебного процесса.

    При реализации стимулирования учитывается, что вся деятельность

    студентов обусловлена их потребностями. Обучающиеся стремятся чего-либо

    достичь или избежать, но мотивы их действия направлены на достижение своих

    целей.

    Все теории мотивации основываются на побуждении людей к

    активным действиям в результате применения различных вознаграждений. При

    этом под вознаграждением понимается все то, что человек считает ценным для

    себя.

    Чтобы сформулировать мотив учебы автор учебной книги и преподаватель

    должны иметь набор рекомендаций для достижения благ, соответствующих

    потребностям студентов. Каждому студенту надо объяснить, какие трудовые

    усилия необходимы для получения этих благ. Надо убедить, что предлагаемые

    трудовые усилия – это наикратчайший путь для получения благ. Студент должен

    быть уверен, что его труд будет вознагражден.

    Мотивы труда разнообразны. Они различаются по потребностям, благам и

    затратам труда.

    Мотивация по потребностям. Для вуза главными являются мотивы по

    потребностям. У студентов большой вес имеют такие мотивы учебы, как

    "стремление расширить свой кругозор и эрудицию" и "стремление повысить свой

    общекультурный уровень". Тяга к культурным ценностям и знаниям делает

    молодеж более активной в своей деятнльности.

    Большое значение имеет также потребность хорошо делать свое дело

    (начатое хочется делать на отлично) и желание стать настоящим специалистом.

    Поступая учиться в вуз, человек стремится получить такие знания,

    умения и навыки, которые обеспечили бы в перспективе достижение успеха,

    благополучия, самостоятельности. Потребность в знаниях поддерживается

    долгое время. Она рождает уверенность, что знания пригодятся для достижения

    материального благосостояния, помогут реализовать профессиональные цели или

    позволят организовать свое дело.

    1.9. Этапы учебно-воспитательного процесса

    Учебно-воспитательный процесс реализуется в несколько этапов:

    мотивация, входной контроль, изучение нового материала, закрепление

    изученного материала и промежуточный контроль, завершающий контроль [3].

    Мотивация. При самостоятельной работе с книгой студент должен четко

    понимать, чему ему следует научиться, зачем это нужно и как надо изучать

    материал, чтобы получить гарантированный, воспроизводимый результат. При

    этом путь овладения знаниями, умениями и навыками должен быть коротким.

    Ответы на поставленные вопросы обучающийся должен найти в учебной книге.

    Входной контроль. Известно, что изучение нового материала возможно

    только тогда, когда предыдущий материал надежно усвоен и получены

    необходимые умения и навыки. Для того чтобы убедиться в этом, обучающийся

    должен провести входной самоконтроль: вспомнить пройденный теоретический

    материал, ответить на контрольные вопросы, выполнить упражнения и т.д.

    Изучение нового материала. Самостоятельное обучение студентов по

    книге предполагает, что они систематически контактируют с преподавателем.

    При этом взаимоотношения с преподавателем осуществляются на паритетных

    началах. Функции преподавателя сводятся к формулированию мотивации

    занятий, организации их, консультациям и контролю.

    В процессе самостоятельной работы студент должен добывать знания сам

    в своем индивидуальном темпе. Для этого учебная книга, с которой работает

    студент, должна быть понятна, доступна, интересно и грамотно оформлена.

    Кроме того, студента необходимо обеспечить различной методической

    литературой.

    Закрепление изученного материала и промежуточный контроль. На этом

    этапе происходит осознание того, что учебный материал усвоен. Достигается

    это путем ответов на вопросы, выполнения упражнений, решения задач.

    Контрольные вопросы, упражнения и задачи, составленные для данного этапа

    обучения, должны быть ранжированы по уровням сложности, учитывающим степень

    освоения учебного материала. Знания и умения первого уровня должны

    соответствовать базовому стандарту, оцениваться оценкой "удовлетворительно"

    и обязательны для всех успевающих студентов. Знания и умения второго уровня

    оцениваются на "хорошо" и "отлично". Уровень третий – творческий.

    Промежуточный контроль – это самоконтроль, который указывает

    студенту, чего он достиг. Далее студент решает, сам остановиться ему на

    достигнутом или продвинуться на вышестоящий уровень знаний и умений.

    Завершающий контроль. Это конечный этап изучения учебной дисциплины,

    раздела, темы. Проводится он в форме зачета, экзамена.

    Применяемая технология обучения должна найти отражение во всех

    учебных изданиях. Учебные издания, в свою очередь, обеспечивают современную

    технологию обучения в действии.

    2. Учебная книга

    2.1. Роль преподавателя и учебника

    В центре образовательного процесса всегда находятся преподаватель и

    студент, которые используют в качестве средства обучения учебную книгу.

    Если цель обучения заключается в сообщении сведений по учебной

    дисциплине, то задача преподавателя состоит в наиболее удобопонятном

    изложении своего предмета, Сообщение должно быть интересно, живо, подробно,

    снабжено иллюстрациями, связано с предыдущими сведениями. Сообщение должно

    ярко запечатлеться в памяти студентов.

    Поскольку учебная информация изложена в учебнике, то преподаватель

    незаменим лишь постольку, поскольку устное сообщение по живости и

    наглядности всегда превосходит письменное. Учебник в данном случае

    выступает в качестве книги для чтения. Конечно, он должен быть хорошо

    издан, написан живым языком, снабжен разъясняющими и способствующими

    запоминанию предмета иллюстрациями.

    Если преподаватель хорошо владеет содержанием учебника, то его задача

    сводится к сообщению сведений. Этому служит специальная, основанная на

    психологии техника преподавания, знание и владение которой составляет

    основу педагогической подготовки [17]. Зачастую такая подготовка значимее

    хорошего знания преподаваемой учебной дисциплины. Преподаватель, который

    меньше знает предмет, но умеет живо и интересно передать его учащимся,

    лучше преподавателя, прекрасно знающего свой предмет, но не владеющего

    техникой его изложения. Поскольку преподаватели могут быть разными, то в

    передаче учебной информации между преподавателем и учебником нет

    принципиального, существенного различия. Учебник к тому же выполняет

    организующую роль в проведении самостоятельной работы и расширяет

    возможности преподавателя.

    2.2. Общие требования к учебной книге

    Учебная книга – это особый вид издания, предназначенный для

    реализации образовательного процесса. Это источник знания, в котором

    материализовано содержание образования в виде конкретного учебного

    материала.

    Для осуществления своего назначения к учебной книге предъявляются

    следующие общие требования [10].

    Высокий научно-методический уровень содержания. В учебной книге

    излагается содержание материала конкретной учебной дисциплины, которая

    базируется на выводах одной или нескольких наук. Основные направления и

    итоги развития науки, ее современное состояние должны найти отражение в

    книге. При этом огромный объем научной информации должен быть методически

    обработан – систематизирован, классифицирован и сведен к минимуму, текст

    должен быть удобен для понимания и запоминания.

    Задачей учебной книги должно быть раскрытие и ориентация студентов на

    овладение методов науки. От простой передачи сведений усвоение метода

    научного знания отличается тем, что всякое отдельное знание передается в

    учебнике как бы не ради себя, а ради некоего более высокого начала

    побуждающего знание [17]. Так, например, можно двояко изложить закон Ома,

    устанавливающий взаимосвязь между силой тока, напряжением и сопротивлением

    проводника. Можно изложить так, что кроме содержания закона Ома студент

    ничего не усвоит. Но можно изложить материал так, что студент почувствует

    тот метод, которым этот закон был получен и доказан. Этот закон будет

    говорить больше того, что он с виду говорит. Увидев путь, которым была

    доказана закономерность, человек сможет уже сам продолжить полученное

    движение мысли, самостоятельно придти к нахождению и доказательству новых

    взаимосвязей аналогичного типа. Это будет обучение методу научного

    познания.

    Задача обучения заключается не в том, чтобы сделать человека умнее, а

    в том, чтобы сделать его культурнее, облагородив его методами научного

    знания, научить его ставить научно вопросы и направить его на путь, ведущий

    к их решению.

    Владеть методом научного знания означает умение применять его к

    решению самых разнообразных вопросов, способность приходить самому к новому

    знанию.

    Высокий дидактический уровень. Дидактический уровень учебной книги

    характеризуют такие ее признаки, как наличие грифа учебно-методического

    объединения (УМО) министерства образования Российской Федерации, указание

    направления (специальности), учебной дисциплины, соответствия программе,

    наличие дидактического аппарата. Указанные признаки должны быть четко

    сформулированы. Что касается грифа УМО, то это не формальный момент, а

    определенная проверка учебного издания на качество, т.к. выдача грифа

    предполагает рецензирование и рассмотрение работы на научно-методическом

    совете соответствующей специальности. Содержание и система построения

    должна иметь педагогическое и психологическое обоснование.

    Высокая культура издания. Под культурой издания понимают, прежде

    всего, наличие всех структурных единиц аппарата и авторского текста учебной

    книги, а также соблюдение действующих стандартов по издательскому делу.

    Соответствие собственной научной и педагогической концепции

    преподавателя. Учебная книга должна без особых затруднений вписываться в

    научную и педагогическую концепцию преподавателя, быть инструментом,

    соотносимым с рабочей программой по учебной дисциплине и графиком учебного

    процесса. Объем учебного материала должен соответствовать объему времени,

    выделяемому ГОСом на изучение теоретической части курса.

    Структурно-логическая связь с компьютерными технологиями.

    Компьютерные технологии быстро проникают в учебный процесс, и это должно

    найти отражение в учебной книге. Реализуется это путем алгоритмизации

    учебного материала. Алгоритмы выявляются для решения задач, для обучения и

    контроля знаний.

    2.3. Функции учебной книги

    Все учебные книги, построенные на принципах развивающего и

    воспитывающего обучения, осуществляют следующие функции [12].

    Информационная функция. Учебная книга вводит человека в мир культуры,

    приобщает его к главным ценностям цивилизации, к результатам высших

    достижений человечества. В результате методической обработки материал книги

    становится пригодным для обучения и книга превращается в учебную.

    Трансформационная функция. Теоретические знания, методы наук,

    характеристики профессиональной деятельности в учебную книгу прямо не

    переносятся. Они перерабатываются, преобразуются в целях усвоения с

    минимальными затратами. Для этого они отбираются, дозируются, группируются

    для лучшего понимания, запоминания и применения.

    Систематизирующая функция. Необходимость полного, целостного и

    прочного усвоения требует, чтобы материал книги был систематизирован.

    Функция организации межкурсовых и межпредметных связей. Всякая

    учебная книга опирается на базовые элементы содержания образования. В своем

    дальнейшем развитии элементы содержания учебной дисциплины

    совершенствуются, становятся универсальными и соединяются с элементами

    других учебных дисциплин.

    Функция закрепления и самоконтроля. Эта функция необходима для

    усвоения материала, рациональной организации учебной работы ,

    самостоятельного овладения знаниями и умениями.

    Функция самообразования. Материал книги должен быть так подобран и

    структурирован, чтобы с ним было удобно работать самостоятельно.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.