МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учреждения дополнительного образования как составная часть системы развития познавательной активности младшего школьника

    одна клетка направо, и далее самостоятельно до конца страницы».

    /Упражнение на развитие концентрации внимания, пространственной

    ориентации, умений выполнять последовательные указания взрослого, вычленять

    и самостоятельно воспроизводить заданный графический ритм./

    Упражнение 2.

    Необходимо расставить в свободных клетках квадрата №2 в возрастающем

    порядке числа, расположенные в случайном порядке в двенадцати клетках

    квадрата №1.

    В процессе работы ряд чисел может увеличиться до 30-40.

    /Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания./

    Упражнение 3.

    Ребенку предлагается рассмотреть и запомнить предметы, изображенных по

    одному на трех-четырех картинках. Через 1 минуту картинки убирают, а

    ребенка просят назвать их по памяти.

    Затем он должен отыскивать их среди 10-12 похожих, беспорядочно

    разбросанных картинок. Постепенно количество запоминаемых объектов следует

    увеличить. /Предназначено для тренировки и развития непосредственной

    произвольной памяти./

    Упражнение 4.

    «Классификация».

    В данном упражнении мы предлагаем ребенку самому выбрать, каким

    образом можно разделить предлагаемые фигуры на группы.

    В качестве стимульного материала используется набор карточек с

    изображением различных предметов, животных, птиц и т.д.

    Инструкция: «Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо

    было разделить их на группы, то как бы ты это сделал, как можно это

    сделать?» Необходимо, чтобы ребенок нашел как можно больше оснований.

    /Упражнение на умение классифицировать по разным признакам./

    Упражнение 5.

    «Игра в слова».

    а) назови как можно больше слов, обозначающих фрукты, овощи, деревья,

    цветы и т.д.

    б) Я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, чего этот

    предмет может делать.

    Метель-метет, а гром-?

    Ветер-?, а снег-?

    Дождь-?, а солнце-?

    При каждом ответе дополнительно: А что еще? - пусть ребенок подберет

    как можно больше слов.

    в) Можно повторить игру наоборот - Кто летает? Кто плавает? А кто

    ловит мышей?

    /Упражнение на развитие словарного запаса./

    Задание IV.

    Упражнение 1.

    «Что спрятано?»

    Все треугольники на рисунке закрасьте зеленым карандашом, а все

    четырехугольники - желтым. Отгадай, что спрятал художник.

    /Тренировка пространственной ориентации и концентрации внимания./

    Упражнения 2.

    «Корректурная проба».

    В любом тектсе с крупными буквами предлагаются названные буквы одну-

    вертикально зачеркнуть, другую- подчеркнуть. (5 минут) Затем изменить

    задание.

    /Формирование внимательности, распределения и избирательности

    внимания./

    Упражнение 3.

    Осознание визуального материала. На рисунке представлены 12

    изображений. Ребенку предлагается рассмотреть рисунки первой строки,

    закрыв остальные листом бумаги, спустя 30 секунд и эти рисунки закрыть

    и попросить ребенка нарисовать по памяти рисунки первой строки. Затем

    следует сравнение. Далее следующая строка. Две последние можно показать

    одновременно.

    /Развитие зрительной памяти./

    Упражнение 4.

    Можно использовать кубики Косса и карточки, прилагаемые к ним. По

    изображению на карточке ребенок должен собрать соответствующую фигуру

    из кубиков. Если у него легко все получается, карточку после просмотра

    можно убрать. Таким образом одновременно развивается образное мышление

    и зрительная память.

    Упражнение 5.

    «Пропавшие слова».

    Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем

    потерялись. Попробуй догадаться, какие».

    1. Тишина царит в дремучем ________. Черные __________ затянули солнце.

    Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________.

    2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _________. Гладким _______

    оделась река. Ребята построили высокую ________. Быстро мчатся

    _______ санки. Резкий _______ бьет детям в _______.

    ________ не боятся мороза. Весельем горят их _______.

    3. Стоит жаркая погода: небо ________, солнце светит ________. Коля и

    Оля идут гулять в поле _______. Они слушают там пение маленьких

    _______. Они собирают _______. Вдруг небо становится темным, оно

    покрывается большими _________. Маленькие дети торопятся вернуться

    ________. Но прежде, чем они успели прийти, разразилась ________.

    Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______, чтобы

    укрыться от сильного ________, так как у них нет с собой ________ и

    их одежда совсем ________.

    /Упражнение на развитие грамматических навыков./

    Занятие V.

    Упражнение 1.

    «Чего не хватает».

    Ребенок рассматривает картинки и находит различия. Упражнение на

    концентрацию внимания.

    Упражнение 2.

    «Анализ предметов».

    /Используется для развития навыков осознавания словесного материала.

    Тренировка слуховой памяти./

    Предметы, подвергаемые анализу, исследуются по схеме: от эмоций к

    логике.

    Называется определенный предмет. И далее по схеме:

    - Эмоциональное восприятие: «Какое впечптление на тебя он производит? Как

    тебе нравятся его цвет, форма, что может окружать его?»

    Подобные вопросы педагога наталкивают ребенка на анализ собственных

    эмоциональных реакций. В процессе восприятия сознательно включается

    эмоциональный фактор, гарантирующий лучшую долговременную запись в памяти.

    - Анализ вызванных эмоций. «Скажи, этот предмет тебе приятен или нет? Он

    тебя раздражает или успокаивает? Для тебя он грустный или забавный?

    Увлекательный или скучный?»

    Задача педагога - научить ребенка прислушиваться к своим эмоциям,

    разбираться в них. Такого рода размышления о вызываемых эмоциях

    способствуют лучшему закреплению следов памяти.

    - Установление общего смысла. «Что это за предмет? Для чего он

    используется?»

    - Анализ деталей. Педагог и ребенок на данном этапе вместе находят

    наиболее значимые элементы, дающие специфическую информацию о предмете.

    Углубляются в описание, сосредоточиваясь на отдельных деталях.

    - Синтез. «Закрой глаза и попробуй мысленно представить себе исследуемый

    объект. Скажи, что ты четко видишь на своей картинке? Возьми карандаши и

    нарисуй, как ты его запомнил».

    Для тренировки зрительной памяти по данной схеме используется

    стимульный материал в виде карточек с изображениями доступных в нашем

    обиходе предметов (фрукты, ягоды, овощи и т.д.).

    Упражнение 3.

    «Путешествия животных».

    /Цель: формирование умения рассматривать различные пути или варианты

    достижения цели./

    В качестве основы упражнения имеется игровое поле из 9-25 квадратов, в

    каждом из которых изображен какой-нибудь схематический рисунок, понятный

    ребенку. Содержание упражнения заключается в путешествии какого-либо

    животного по этому игровому полю, однако движение происходит по

    установленным взрослым правилам.

    Инструкция: «Сегодня мы будем играть в очень интересную игру. Это игра

    про белочку, которая умеет прыгать с одного квадратика на другой. Давай

    посмотрим, какие квадратики-домики у нас нарисованы: этот квадратик - со

    звездочкой, этот - с грибочком…

    Зная, как называются квадратики, мы можем сказать, какие из них стоят

    рядом, а какие через один друг от друга. Скажи, какие квадратики находятся

    рядом с елочкой, а какие через один от нее? Как стоят квадратики с

    цветочком и с солнышком, домиком и колокольчиком, рядом или через один?».

    После того, как игровое поле освоено ребенком, вводится правило: каким

    образом может передвигаться белочка из одного домика в другой.

    «Белочка прыгает по полю по определенному правилу. Ей нельзя прыгать в

    соседние квадратики, потому что она может прыгать только через одну

    клеточку в любом направлении. Например, из клетки с елочкой - в клетку с

    колокольчиком, клетку с листиком и клетку с домиком, а больше никуда. Как

    ты думаешь, куда может прыгнуть белочка если она находится в клетке с

    деревцем? Теперь ты знаешь, как умеет прыгать белка, скажи, как ей

    добраться из клетки со звездочкой в клетку с окошком?»

    Упражнение 4.

    Поиск смысловых несуразностей.

    Инструкция: «Послушай предложения и скажи, все ли в них верно,

    объясни, что не правильно и как должно быть».

    1. Зимой в саду расцвели яблони.

    2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

    3. В ответ я киваю ему рукой.

    4. Самолет сюда, чтобы помочь людям.

    5. Скоро удалось мне на машине.

    6. Мальчик стеклом разбил мяч.

    7. После грибов будут дожди.

    8. Весной луга затопили реку.

    9. Снег засыпало пышным лесом.

    /Упражнение предназначено для развития грамматических навыков, путем

    анализа смыслового содержания текста. Параллельно происходит обогащение

    словарного запаса./

    Занятие VI.

    Упражнение 1.

    «Найди одинаковые буквы».

    Инструкция: Посмотри, буквы рассыпались. Соедини одинаковые буквы

    линиями.

    После - какие буквы остались? Почему они не подходят к остальным? Ь, N

    /Упражнение на усвоение пространственных отношений и развитие

    процессов внимания./

    Упражнение 2.

    «Осознание словесного материала».

    /Используется для тренировки зрительной или слуховой памяти./

    Инструкция: «Сейчас я буду читать тебе слова, услышав каждое слово,

    представляй себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки,

    которые он может издавать и т.п. Например, зубная паста на вид белая и

    блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно».

    Бумага Шерсть Сапог

    Гнездо Телега Палец

    Кот Волосы Лимонад

    Колесо Роза Слон

    Палка Платок Поцелуй

    Упражнение 3.

    /на развитие логического мышления, словарного запаса/

    1. «Анаграмма»

    «Составь слова из следующих букв»

    а) К, О, С

    б) У, Д, Б

    в) М, Р, И

    г) Т, О, Р

    д) Е, Р, О, М

    е) Ш, А, К, А

    ж) Р, О, Г, О, Д

    «Расшифруй, какие тут спрятаны слова, и скажи, какое слово из данных

    лишнее»

    а) С, Л, У, Т

    Ш, А, Ф, К

    Ж, О, А, К, Л

    К, Ь, В, А, Р, Т, О

    С, Т, Л, О

    «Расшифруй слова, и скажи, каким общим словом их можно объединить»

    а) П, И, К, А, Т

    Т, Ф, И, А, Л

    Б, И, И, Т, Н, О, К

    Г, А, О, П, И, С

    2. «Слова-приятели»

    а) «Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке»

    «Ценный - это какой? Жесткий - это какой?»

    б) «Каким словом можно заменить слово «конь»? Слово «врач», «чашка»,

    «пища»?

    в) «Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?»

    Грустный, печальный, унылый, глубокий.

    Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

    Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

    Крепкий, далекий, прочный, надежный.

    3. «Слова-неприятели»

    Холодный Чистый Твердый

    Тупой Мокрый Старший

    Просторный Враг Верх

    Поднять День Утро

    Зима Завтра Рано

    Низко Редко Медленно

    Занятие VII.

    Упражнение 1.

    «Чтение строчек с прикрытой верхней половиной»

    Чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя половина была

    закрыта, а нижняя часть строчки открыта. Читать приходится только по нижним

    частям букв. Желая облегчить себе задачу ребенок, читая вслух верхнюю

    строчку, будет стремиться одновременно про себя прочитывать нижнюю,

    следующую, пока она открыта. Переход на такой способ чтения желателен, так

    как формирует способность быстрого схватывания нескольких слов.

    /Расширяет объем кратковременной памяти, целостность восприятия слов./

    Упражнение 2.

    Предыдущее и данное упражнение можно совместить, если в качестве

    стимульного материала предложить тектс в стихотворной форме.

    «Запоминание стихов»

    Любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана

    предлагаемая техника запоминания, которой мы хотим научить ребенка.

    В огороде чучело

    Шляпу нахлобучило

    Рукавами машет -

    И как будто пляшет!

    Это чучело - оно

    Сторожить поставлено,

    Чтобы птицы не летали,

    Чтоб горошек не клевали.

    Вот какое чучело

    Шляпу нахлобучило,

    Синий шарф на палке -

    Пусть боятся галки! (И. Михайлова)

    Инструкция:

    а) прочитай внимательно первую строчку стихотворения.

    б) Попробуй зримо представить себе содержание этой строки в уме.

    Постарайся нарисовать картинку яркой, почувствовать, как ты к ней

    относишься: нравится тебе ее содержание или нет.

    в) Перейди к следующей строчке. Прочитай ее вслух и представь в своем

    воображении. Продолжай то же самое со всеми строчками. У ребенка в голове

    должна получиться очень ясная картина образов, содержащихся в

    стихотворении. Затем ребенок должен прочитать все стихотворение вслух без

    остановок, подкрепляя слова возникающими зрительными образами.

    г) «Теперь, - говорим ребенку, - попробуй вспомнить стихотворение,

    отталкиваясь от мысленных образов. Закрой глаза и воспроизведи те образы,

    которые тебе запомнились. Опиши их своими словами».

    д) проверь себя, повторно перечитывая стихотворение вслух. Если нужно,

    подправь образы, перечитывая стихотворение еще раз внимательно. Исправь

    также последовательность, в которой эти образы у тебя возникают.

    е) Произнеся стихотворение, вслушайся в звучание слов. Обращай

    внимание на ритм и рифму.

    Каждый раз следует обсуждать заученное стихотворение, просить ребенка

    делиться впечатлениями от самого текста.

    /Упражнение развивает долговременную память, образное мышление,

    воображение, речевую сферу./

    Результаты контрольного среза представлены в таблице 9.

    Таблица состоит из 6 столбцов. В ней зафиксированы результаты срезов

    до формирующего эксперимента и после него. В 1, 3, 5 графах даны результаты

    констатирующего среза. Во 2, 4, 6 графах зафиксированы результаты

    контрольного среза. С помощью такой таблицы нам было легко проследить

    изменения уровня развития таких познавательных процессов как внимание,

    память, мышление, которые лежат в основе развития познавательной

    активности.

    Уровень развития познавательных процессов (внимание, память,

    мышление) у учащихся экспериментальной группы до и после формирующего

    эксперимента.

    Таблица 9.

    | | Внимание |Память | Мышление |

    |ИМЯ | | | |

    | |До |После |До |После |До |После |

    |Вероника Е. | С|В |С |С | В|В |

    |Алиса Т. | С|В |Н |С | В|В |

    |Платон К. | Н|С |Н |С | Н|С |

    |Антон Е. | В|В |С |В | С|С |

    |Френк К. | С|С |Н |С | Н|С |

    |Вика Р. | С|С |С |В | С|С |

    |Марина К. | Н|С |Н |С | С|С |

    |Аня С. | В|В |Н |С | С|С |

    |Павел А. | С|В |В |В | |В |

    | | | | | |В | |

    |Дарья П. | С|В |Н |В | |С |

    | | | | | |Н | |

    |Катя К. | С|В |Н |С | |С |

    | | | | | |С | |

    |Саша П. | С|В |Н |С | |В |

    | | | | | |В | |

    |Дима К. | В|В |Н |С | |С |

    | | | | | |С | |

    |Настя Ж. | С|В |Н |С | |С |

    | | | | | |Н | |

    |Валя Ш. | С|В |С |В | |В |

    | | | | | |С | |

    |Женя К. | Н|С |Н |С | |С |

    | | | | | |Н | |

    |Алеша Б. | С|В |Н |С | |В |

    | | | | | |С | |

    |Роман С. | С|В |С |В | |В |

    | | | | | |В | |

    |Максим А. | С|В |Н |С | |В |

    | | | | | |С | |

    |Максим Х. | С|В |Н |В | |С |

    | | | | | |Н | |

    |Виталий А. | С|В |Н |С | |В |

    | | | | | |В | |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.