МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Устный счет как средство повышения интереса к уроку математики

    Устный счет как средство повышения интереса к уроку математики

    Санкт-Петербургский Педагогический колледж №7

    Выпускная квалификационная работа

    Тема: “Использование различных видов устных упражнений, как средство

    повышения познавательного интереса к уроку математики”.

    Учебная дисциплина: Математика

    Студента 505 группы

    Беримца Владимира Ивановича

    Руководитель выпускной квалификационной работы:

    Кузьмина Тамара Владимировна

    Санкт-Петербург

    2004г

    Оглавление.

    Глава I. Анализ методической и психолого-педагогической литературы.

    Введение…………………………………………………………………..с 2

    1. Понятие интерес………………………………………………………с 4

    2. Сущность интереса……………………………………………….…..с 6

    3. Виды интересов……………………………………………………….с 7

    4. Уровни развития интересов………………………………………….с 8

    5. Познавательный интерес, как особый вид интересов……………...с 9

    6. Стимуляция познавательных интересов у учащихся………………с 12

    7. Устные вычисления…………………………………………………..с 16

    8. Виды упражнений для устных вычислений ………………………..с 19

    9. Формы восприятия устного счета……………………………………с 22

    10. Организация занятий по устному счету…………………………..с 23

    Глава II. Экспериментальная часть…………………………….с 25

    2.1 Констатирующий эксперимент………………………………………с 27

    2.2 Формирующий эксперимент………………………………………….с 38

    2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………с 43

    Заключение…………………………………………………………………с 45

    Список используемой литературы………………………………………..с 46

    Приложения………………………………………………………………...с 48

    Я считаю, что эта тема актуальна, так как проходя практику пробных

    уроков и наблюдая за уроками математики которые проводили мои одногрупники

    и которые проводил я сам мне показалось что детям не интересен это предмет.

    В то время как математика является одной из важнейших наук на земле и

    именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому

    учителю необходимо развивать у детей интерес к это науке. На наш взгляд,

    развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью

    использования различных видов устного счета.

    Поэтому целью нашего исследования стало – доказать результативность

    использования различных видов устного счета для повышения познавательного

    интереса к урокам математики.

    Объект исследования – специально организованный педагогический

    процесс, в плане поиска эффективных методов обучения (в частности устных

    упражнений).

    Предмет исследования – влияние различных видов устного счета на

    повышение познавательного интереса к урокам математики у детей 1 класса

    занимающихся по традиционной программе (1-4).

    Гипотеза исследования состоит в следующем: повышение

    познавательного интереса к урокам математики у учащихся 1 класса,

    обучающихся по традиционной программе (1-4) в начальной школе может быть

    достигнуто, если в обучение будут включены систематически проводящиеся

    разнообразные виды устных упражнений.

    Задачи:

    1) изучить теорию данного вопроса в психолого-педагогической и методической

    литературе.

    2) подготовить и провести различные виды устных упражнений для повышения

    познавательного интереса к урокам математики.

    3) сделать выводы, по использованию данных видов устных упражнений.

    Методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы;

    наблюдение; анкетирование; сравнительный анализ;

    Глава I. Анализ методической и

    психолого-педагогической литературы.

    1.1 Понятие интерес.

    Одним из важнейших способов воспитания трудолюбия, желания и умения

    хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в

    учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию,

    от неумения к умению. Ещё на рубеже XIX века, известный методист С.И. Шохор-

    Троцкий в книге “Чему и как учить на уроках арифметики” писал, что для “…

    обогащения интеллекта учащихся математическими знаниями необходимо, чтобы

    учащийся испытывал живые эмоции интереса и удовольствия как по поводу

    удовлетворения этого интереса, так и по поводу движения работы вперёд и

    преодолевания её трудностей.”

    Интерес же является сложнейшим психическим образованием. Его нельзя свести

    к отдельному психическому акту. Не случайно поэтому так разноречива

    трактовка понятия интерес в зарубежной психологии. Философский словарь

    Лоланда определяет интерес как самопроизвольное внимание, возбуждающее

    состояние легкой и приятной умственной активности, в психологическом

    словаре Пьерона интерес представлен как качество вещей, которое привлекает

    внимание человека и ориентирует его деятельность. Английский словарь

    психологических терминов рассматривает интерес как тенденцию заниматься

    вещами из удовольствия, получаемого от самого процесса занятий.

    - Интерес выступает как избирательная направленность человека, его

    внимания, его мыслей (Т. Рибо, Н.Ф. Добрынин, С.П. Рубенштейн)

    - Интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной

    активности (Е.Стронг).

    - Интерес трактуется как активатор разнообразных чувств и как своеобразная

    чувствительность (Ш. Бюлер, Д. Фрейд).

    - В интересе видят тенденцию заниматься деятельностью, вещами, процессами

    занятий (Английский словарь психологических терминов).

    - Интерес – это активное, познавательное, активно-познавательное отношение

    человека к миру (Н.Г. Морозова, В.Г. Иванов).

    - Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с

    положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с

    радостью познания, преодоления трудностей, с осознанием успеха, с

    самовыражением и утверждением развивающейся личности (Метельский Н.В.)

    - Интерес – это одна из психических активностей, характеризующаяся как

    общая сознательная устремленность личности к объекту, эмоционально

    насыщенная и влияющая на повышение продуктивности деятельности (М.Ф.

    Беляев)

    Таким образом, психолого-педагогическое понятие интерес отображает

    множество значимых процессов: от единичных (внимание), до их совокупности,

    он выражается в тенденциях, потребностях, отношениях.

    Г.И. Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед

    нами [8]:

    - и как избирательная направленность психических процессов человека на

    объекты и явления окружающего мира;

    - и как тенденция стремления, потребность личности заниматься именно данной

    областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

    - и как мощный побудитель активности личности, под влиянием которой все

    психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а

    деятельность становится увлекательной и продуктивной;

    - и наконец, как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его

    объектам, явлениям, процессам.

    1.2 Сущность интереса.

    Г.И. Щукина считает что интерес – это избирательное отношение

    личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной

    привлекательности.[8]

    По мнению Г.И. Щукиной интересы возникают на основе потребностей, но не

    сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную

    приязнь к какой-то деятельности.

    Формирование интереса не всегда начинается с осознания потребностей,

    призвания или общественного долга. Интерес может появиться стихийно и не

    осознано вследствие эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом

    осознается его жизненное значение, которое может определяться многими

    причинами: потребностями, общественными требованиями.

    Интересы имеют существенное значение в жизни и деятельности

    человека. Поэтому и счастье жизни человек испытывает тогда, когда у него

    есть интересы. Интересы побуждают к деятельности, активизируют личность,

    И.П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры

    головного мозга. Работа, отвечающая интересам, осуществляется легко и

    продуктивно.

    К.Д. Ушинский писал: ”что учение, лишённое всякого интереса и взятое

    только силой принуждения, убивает в учении охоту к овладению знаниями.

    Вместе с тем, он указывал, что нельзя всё учение свести к интересу. Учение

    требует и черновой работы и волевого усилия ”.

    1.3 Виды интересов.

    Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна

    человеческая деятельность. Интересы различают по их содержанию или

    направленности. В этом плане можно выделить математические, общественные и

    духовные интересы.

    Нас интересуют духовные интересы, так как они характеризуют

    высокий уровень развития личности. Это прежде всего познавательные интересы

    (в широком смысле слова) к математике, физике, химии, биологии и

    т.п. к ним также относятся познавательные интересы к литературе и различным

    видам искусства (музыке, живописи).

    Г.И. Щукина различает непосредственный и опосредованный

    интересы.[8]

    Непосредственный интерес – это интерес к самому процессу деятельности:

    процессу познания, овладения знаниями, процессу труда.

    Опосредованный интерес – это интерес к результатам деятельности.

    Наиболее благоприятными для активной и продуктивной деятельности

    личности является правильное соотношение непосредственного и

    опосредованного интересов.

    По уровню действительности Щукина различает пассивные и активные

    интересы.[8]

    Пассивные – это созерцательные интересы, при которых человек.

    1.4 Уровни развития интереса

    Г.И. Щукина, выделяет следующие уровни развития интереса [8]:

    1) Интерес – любознательность – связанный с эмоциями удивления, изумления,

    смешного, любопытства. Этот интерес отличается слабой устойчивостью,

    изменчивостью и недостаточной глубиной.

    2) Аффективный интерес – основанный на более сильных чувствах

    коллективизма, симпатии, долга. Этот интерес отличается большой глубиной и

    устойчивостью, но недостаточно дифференцирован и генерализован.

    3) Интеллектуальный интерес – связан с пониманием значения объекта, его

    связей с другими предметами. Он отличается большой сознательностью и

    возрастающим волевым характером.

    4) Творчески-волевой интерес – здесь интерес планируется самой личностью и

    его устойчивость такова, что он выдерживает трудности и преодолевает

    противодейственные влияния.

    1.5 Познавательный интерес, как особый вид интересов.

    Г.И. Щукина, специально занимавшаяся исследованием познавательных

    интересов в педагогике, рассматривает познавательный интерес, как один из

    важнейших видов интересов, обладающий особыми свойствами, она определяет

    этот интерес следующим образом: “…познавательный интерес выступает перед

    нами как избирательная направленность личности, обращенная к области

    познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения

    знаниями”.[10]

    Таким образом, особое свойство этого интереса заключается в том, что его

    объектом может служить не только содержание предмета, но и процесс

    овладения знаниями.

    Познавательный интерес относится к различным областям познавательной

    деятельности. Он может быть весьма широким, распространяющимся на получение

    информации вообще, на изучение нового о различных сторонах предметного мира

    и углубленным в определенную область познавания (речь идет о процессе

    овладения учащимся научными истинами, закономерностями, системой знаний в

    школе).

    Познавательный интерес направлен на познавание, овладение знаниями, которые

    представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к

    содержанию данной предметной области, но и к процессу добывания этих

    знаний, к познавательной деятельности. Познавательный интерес может

    приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно

    занимается определенным видом деятельности.

    В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познаватель-ного

    интереса, проявляется: активный поиск, догадка, исследовательский подход,

    готовность к решению задач.

    Эмоциональные проявления вплетенные в познавательный интерес: эмоции

    удивления, чувство ожидания нового, чувство успеха.

    Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы. По выражению

    К.Д. Ушинского, это интерес полный мысли.

    Также мы согласны с К.Д. Ушинским в том, что познавательный интерес

    составляет важнейший мотив учения, который лежит в основе положи-тельного

    отношения учащихся к школе, к знаниям, которые побуждают

    учиться с охотой. Важнейшей особенностью

    познавательного интереса является и то, что центром его бывает такая

    познавательная задача, которая требует от человека активной поисковой или

    творческой деятельности, а не элементарной ориентировки на новизну и

    неожидан-ность.

    “…интерес возникший в процессе обучения, …активизирует умствен-ную

    деятельность не только в данный момент, но и направляет её к последующему

    решению интеллектуальных задач, т.е. способствует организации последующей

    деятельности”.

    Б.Г. Ананьев.

    Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной

    деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление. Он

    усиливает и углубляет другие познавательные мотивы, с которыми он

    переплетается и взаимодействует: возможность получать знания, узнавать

    новое, успехи в учении и др.

    Также познавательный интерес взаимодействует и с моральными мотивами,

    главным образом с чувством долга и ответственности. Познавательный интерес

    выступает не только как мотив и средство обучения, но и как устойчивое

    качество личности. Пытливость, любознательность, готовность к

    познавательной деятельности, “жажда знаний”, все это различные выражения

    познавательной направленности личности, в основе которой лежит

    познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу

    его познания. Познавательный интерес определяет активность в учении,

    инициативу в постановке познавательных целей. Он определяет поисковый,

    творческий характер любого вида познавательной деятельности,

    благоприятствует формированию способностей к творчеству в самых разных

    видах деятельности. Проблема формирования познавательных интересов учащихся

    в процессе обучения – одна из центральных. Решение её связано с двумя

    главными вопросами: во-первых, содействовать наиболее полноценному

    отражению в сознании учащихся явлений науки, проникновению в их

    существенные взаимосвязи; во-вторых, на этой почве пробуждать, поддерживать

    и подкреплять такое отношение к знаниям, к учению в школе, которое

    наполнено готовностью овладеть знаниями, стремлением не скользить по

    поверхности, а углубляться все более и более в процессе познавания.

    1.6 Стимуляция познавательных интересов у учащихся.

    Г.И. Щукина различает три группы условий стимулирующих развитие

    познавательных интересов [10]:

    Первая - связана с содержанием учебного материала – к ней относится новизна

    содержания, обновление уже усвоенных фактов, исторический подход к

    сообщаемому материалу.

    Вторая – организация процесса обучения – различные формы самостоя-тельной

    работы, проблемное обучение, исследовательский подход к изучаемому

    материалу, творческие работы.

    Третья – определяется отношениями, складывающимися между учениками и

    учителем – сюда относят способности учащихся, увлеченность преподавания

    самого учителя, его готовность придти на помощь ученикам, вера в их силы и

    возможности.

    Все условия, стимулирующие возникновение и развитие

    математических интересов можно расположить в следующем порядке:

    Первая группа – связанная с содержанием.

    - задачи повышенной трудности и удовлетворение, получаемое при решении.

    - новизна и разнообразие материала школьного курса математики, сведения из

    истории науки, обогащение содержания предмета.

    - сила и изящество методов вычислений, исследований и доказательств.

    Вторая группа – связана с организацией учебного процесса.

    - разнообразные системы уроков, нешаблонное их построение, включение по

    возможности в каждый урок новых элементов.

    - увлекательное проведение уроков, активизация деятельности учащих-ся,

    организация творческих работ, соревнований, дидактических игр,

    использование Т.С.О.

    Третья группа – связана с отношением личности.

    - прирожденные математические способности.

    - успех в изучении предмета и поощрение.

    - влияние родных и близких.

    Действие практически всех этих условий в значительной степени

    зависит от учителя, его знаний, умений и мастерства. Учитель не определяет

    содержание математического образования, но он может обогатить его,

    привлекая исторический материал, материал из смежных дисциплин, подчеркивая

    красоту и мощь методов математики. Что же касается организации методики

    занятий, а также отношений с учениками, то тут всё зависит от учителя.

    Задача учителя: сформировать познавательный интерес как устойчивый

    мотив познавательной деятельности, что составляет прочную основу и

    направленности личности и её отношение к учению, к духовным ценностям.

    Учение – основа развития познавательных интересов учащихся. В

    учебном процессе, организующем и направляющем познавательную деятельность

    школьника, заключены важнейшие условия и возможности прямого и косвенного

    влияния на познавательный интерес. Эти влияния, выступающие как стимулы

    познавательного интереса систематически и повседневно формируют не только

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.