МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Устный счет как средство повышения интереса к уроку математики

    ситуативный интерес, но и содействуют становлению его как самого значимого

    мотива познавательной деятельности.

    Стимуляция познавательных интересов в учебном процессе имеет разные

    источники и, чтобы управлять формированием интереса, учитель должен ясно

    осознавать, что именно способствует их возникновению и укреплению.

    По мнению Г.И. Щукиной существует три важнейших источника стимуляции

    познавательных интересов [10]:

    1) Содержание учебного материала – вызывает удивление перед новыми

    открытиями, уважение к науке и её представителям, понимание значи-мости

    науки для жизненной и общественной практики.

    2) Организация познавательной деятельности – рациональная организация

    обучения рождает удовлетворение собственным продвижением, стремление к

    преодолению трудностей.

    3) Отношения, которые складываются в учебном процессе между учителем и

    учащимися – учение с учителем, товарищами, в результате чего складываются

    многозначительные отношения, сопутствуют возникнове-нию иного строя

    моральных и интеллектуальных переживаний, являющихся также сильными

    побудителями познавательного интереса. Здесь возникают коллективные

    сопереживания, радость за успех товарища, стремление оказать ему помощь.

    Повышение интереса на уроках математики может достигаться следующим

    образом:

    1) Обогащение содержания материалом по истории науки.

    2) Решение задач повышенной трудности и нестандартных задач.

    3) Подчеркивание силы и изящества методов вычислений, доказательств,

    преобразований и исследований.

    4) Разнообразием уроков, нешаблонным их построением, включением в уроки

    элементов придающих каждому уроку своеобразный характер, использование

    Т.С.О., наглядных пособий, разнообразием устного счета.

    5) Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке с

    использованием форм самостоятельной и творческой работы.

    6) Используя различные формы обратной связи: систематическим проведением

    опроса, кратковременных устных и письменных контрольных работ, различных

    тестов, математических диктантов наряду с контрольными работами

    предусмотренными планом.

    7) Разнообразие домашнего задания.

    8) Установление внутренних и меж предметных связей, показом и разъяснением

    применения математики в жизни и в производстве.

    Большую роль для формирования интереса к изучению математики играет

    личность учителя, причем наиболее важной чертой в этом является его

    увлечённость предметом и преподаванием, желание учителя поверить в

    возможности ученика, готовность придти ему на помощь. Учитель должен быть

    сдержан и терпелив и никогда не допускать грубости по отношению к ученику.

    Благотворно влияет на формирование интереса поощрение учителя, его похвала.

    [11]

    1.7 Устные вычисления.

    В методике математики различают устные и письменные приемы

    вычисления. К устным относят все приемы для случаев вычислений в пределах

    100, а также сводящихся к ним приемы вычислений для случаев за пределами

    100 ( например прием для случая 900·7 будет устным, так как он сводится к

    приему для случая 9·7 ). К письменным, относят приемы для всех других

    случаев вычислений над числами большими 100. [1]

    Устная работа на уроках математики в начальной школе, а особенно в

    первом классе, имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или

    отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных

    заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые

    устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за

    ними закрепилось название “устный счет”. И хотя в современных программах

    содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико, за счет введения

    алгебраического и геометрического материала, а также за счет большого

    внимания к свойствам действий над числами и величинами и других вопросов,

    название “устный счет” по отношению к устной форме проведения упражнений

    сохранилось до сих пор. Это по мнению В.С. Кравченко, приводит к некоторым

    неудобствам, так как термин “устный счёт” используется, кроме того, и в

    своём естественном смысле, то есть вычисления, производимые устно, в уме,

    без записей. В связи с этим вместо термина “устный счёт”, удобнее

    пользоваться термином “устные упражнения”.

    Как пишет опытный педагог Зайцева О.П. в своей статье “Роль

    устного счета в формировании вычислительных навыков и развития личности

    ребенка” [5]:важность и необходимость устных упражнений доказывать не

    приходиться. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в

    совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств

    ребёнка. Создание определённой системы повторения ранее изученного

    материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне

    автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом

    урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить

    проблемный характер.

    Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течении

    всех трех, четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо

    выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях,

    предусмотренных программой каждого класса.

    Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все

    учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения.

    Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют

    мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется,

    развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на

    слух, быстрота реакции.[5]

    В сочетании с другими формами работы, устные упражнения позволяют

    создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности

    учащихся: мышление, речь, моторика. И устные упражнения в этом комплекте

    имеют большое значение.

    Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он

    имеет свои задачи:

    1) Воспроизводство и корректировка определённых ЗУН учащихся, необходимых

    для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия

    объяснения учителя.

    2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.

    3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

    Так как уроки математики в начальных классах как правило имеют

    кроме основной задачи, связанной с изучением текущего материала, еще ряд

    задач относящихся к закреплению пройденного материала и подготовке к новым

    вопросам, а в нашем случае к повышению познавательного интереса, то с этой

    точки зрения и подбираются упражнения к уроку, продумывается вид устных

    упражнений.

    Для эффективного использования устных упражнений, нужно правильно

    определить их место в системе формирования понятий и навыков.

    1.8 Виды упражнений для устных вычислений.

    Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися

    разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:[1]

    1) Нахождение значений математических выражений.

    Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти

    его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать

    числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при

    этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение

    полученного выражения, например:

    - найдите разность чисел 100 и 9.

    - найдите значение выражения С-К , если С = 100, К = 9.

    Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:

    - из 100-9; 100 минус 9

    - уменьшаемое 100, вычитаемое 9, найдите разность

    - найти разность чисел 100 и 9

    - уменьшить 100 на 9 и т.д.

    Эти формулировки использует не только учитель, но и ученики.

    Выражения могут включать одно и более действий. Выражения с

    несколькими действиями могут включать действия одной ступени или разных

    ступеней, например:

    - 47+24-56

    - 72:12·9

    - 400-7·4 и др.

    Могут быть со скобками или без скобок: (90-42):3, 90-42:3. Как и выражения

    в одно действие, выражения в несколько действий имеют разную словесную

    формулировку, например:

    - из 90 вычесть частное чисел 42 и 3

    - уменьшаемое 90, а вычитаемое выражено частным чисел 42 и 3.

    Выражения могут быть заданы в разной области чисел: с однозначными

    числами (7-4), с двузначными (70-40, 72-48), с трехзначными (700-400, 720-

    480) и т.д., с натуральными числами и величинами (200-15, 2м-15см). Однако,

    как правило, приёмы устных вычислений должны сводиться к действиям над

    числами в пределах 100. Так, случай вычитания четырехзначных чисел 7200-

    -4800 сводится к вычитанию двузначных чисел (72сотни.-48сотен) и значит его

    можно предлагать для устных вычислений.

    Выражения можно давать и в форме таблицы:

    |Уменьшаемое |12 |14 |15 |17 |28 |

    |Вычитаемое |10 |10 |10 |10 |10 |

    |Разность | | | | | |

    Основное значение упражнений на нахождение значений выражений – выработать

    у учащихся твердые вычислительные навыки, а также они способствуют усвоению

    вопросов теории арифметических действий.

    2) Сравнение математических выражений.

    Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо

    установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше

    или меньше. 6+4*4+6 20+7*20+5

    20·8*18·10 8·9*8·10

    Вместо “*” поставить знак , =

    Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из

    выражений, а другое выражение надо составить или дополнить: 8·(10+2)=8·10+…

    Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал:

    однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть

    с разными действиями.

    Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретичес-

    ких знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о

    неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.

    3) Решение уравнений.

    Это прежде всего простейшие уравнения (х+2=10) и более сложные (15·х-9=51)

    Уравнение можно предлагать в разных формах:

    - решение уравнения 24:х=3

    - из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить40?

    - найдите неизвестное число: 73-х=73-18

    - я задумал число, умножил его на 5 и получил 85. Какое число я задумал?

    Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение,

    помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами

    арифметических действий.

    4) Решение задач.

    Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.

    Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи,

    они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных

    навыков.

    Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей, активизирует

    их мыслительную деятельность. [1]

    1.9 Формы восприятия устного счета.

    1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником, записано на магнитофоне) –

    при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память,

    поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны:

    они развивают слуховую память.

    2) Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы) –

    запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без

    записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить

    действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить

    таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

    3) Комбинированный.

    А так же:

    - обратная связь (показ ответов с помощью карточек).

    - задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность)

    - упражнения в форме игры (молчанка, продолжи цепочку, стук-стук, хлопки).

    1.10 Организация занятий по устному счету.

    Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались,

    необходимо установить правильное соотношение в применении устных и

    письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда,

    когда устно вычислять трудно.

    Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их

    можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного

    материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим,

    специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Материал для

    этого можно подобрать из учебника или специальных сборников. Устные

    упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению

    изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости

    от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если устные

    упражнения предназначаются для повторения материала, формированию

    вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их

    провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные

    упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести

    устный счет после изучения нового материала. Не следует проводить его в

    конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счет требует большого

    внимания, памяти и мышления. Количество упражнений должно быть таким, чтобы

    их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это

    времени урока.

    При подборе упражнений для урока следует учитывать, что

    подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как

    правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно

    стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы.

    Упражнения для отработки знаний и навыков и особенно для применения их в

    различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки

    заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко

    воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными,

    сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В

    случаях, когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо

    прибегать к записям или рисункам на доске.

    Вывод: Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует

    развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также

    играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного

    интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-

    познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития

    личностных качеств ребенка. На наш взгляд, вызывая интерес и прививая

    любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель

    будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом,

    пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения

    задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее

    условие сознательного усвоения материала.

    Глава II. Экспериментальная часть.

    Для подтверждения нашей гипотезы и выполнения поставленных нами

    соответствующих задач была проведена экспериментальная работа, которая

    проходила в три этапа: 1) Констатирующий эксперимент.

    2) Формирующий эксперимент

    3) Контрольный эксперимент.

    Цель нашего исследования: убедиться в эффективности

    использования различных видов устных вычислений для развития

    познавательного интереса на уроках математики.

    Наше исследование проходило на базе школы №301 Фрунзенского района.

    Были взяты два класса: 1а - экспериментальный и 1б – контрольный

    Характеристика экспериментального класса.

    Изучив документацию, мы выявили, что в данном классе всего 24

    человека, 11 мальчиков и 13 девочек. Класс занимается по традиционной

    программе (1-4). В классе есть учащиеся, которые отличаются высокой

    работоспособностью и активностью на уроках (Ильинская, Манукян, Медведев,

    Муравьёва, Осипова, Полянский, Пукки, Гусевский, Соколов,

    Степанов), остальные ученики средне активны на уроках, редко участвуют в

    обсуждении новой темы или решения задач, выражений и т.п. В классе также

    есть дети, которые не участвуют в коллективной работе, не поднимают руку

    чтобы отвечать на вопросы (Заболотная, Соколов, Гасымова, Ожаренкова,).

    Класс занимается по учебнику Моро М.И., Бантова М.А. первый класс, часть

    вторая (1-4). Задания выполняются в тетрадях, которые систематически

    проверяются.

    Характеристика контрольного класса.

    В данном классе 18 человек, 10 мальчиков и 8 девочек. Класс

    занимается по традиционной программе (1-4), по учебнику Моро М.И., Бантова

    М.А. первый класс, часть вторая (1-4). Задания выполняются в тетрадях,

    которые систематически проверяются. В классе есть дети, которые отличаются

    высокой работоспособностью и активностью, и дети, которые не поднимают руку

    чтобы ответить, не участвуют в коллективной работе.

    2.1 Констатирующий эксперимент.

    Цель: выявить, на сколько дети активны и заинтересованы на уроках

    математики на исходном этапе эксперимента.

    Задачи: подобрать исследовательские методы для экспериментального и

    контрольного классов; провести исследовательские методы и выявить результат

    по данным исследования.

    Нами были проведены следующие методы:

    1) Анкетирование учащихся.

    Учащимся была предложена следующая анкета:

    Фамилия, имя………………………………………………………..

    1) какой предмет в школе тебе больше всего нравятся?

    ………………………………………………………………………..

    2) Какие задания ты любишь выполнять на уроках математики?

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.