МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • «Великая дидактика» Я.А.Каменского

    «Великая дидактика» Я.А.Каменского

    Институт Государственного Администрирования

    Педагогический факультет

    На тему: «Великая дидактика»

    Я.А.Каменского

    Реферат по социальной психологии

    Мухиной Марины Васильевны

    Студентки III курса.

    с. Намцы

    2002 год.

    П Л А Н:

    1. Введение.

    2. Антролого-педагогические взгляды Каменского.

    3. Гуманизм педагогической системы Яна Амоса Каменского.

    4. Заключение.

    Введение

    Образование в Европе в 500-1789гг прошло длительный путь развития от

    всеобщего невежества до всеобщего обязательного начального образования.

    Около 500г пал древний Рим, завоеванный германским имением вандалов.

    Исчезла культура, а вместе с ней и классическое образование. Сохранилось

    только христианское образование священников в монастырских и церковных

    школах. В них господствовало догматическое обучение, основанное на вере и

    заучивание наизусть молитв и других священных текстов. Логическое мышление

    развивалось путем схоластических рассуждений, целью которых было

    теоретическое обоснование церковных догматов. Постепенно в городах

    организовывались церковные и общинные школы для ремесленников, купцов,

    горожан. Орден иезуитов, организованный при каталогической церкви,

    разработал иезуитскую систему образования, существующую и в настоящее

    время.

    Её цель воспитание преданности каталогической религии. В 11-м веке

    появились первые европейские университеты. Система университетского высшего

    образования широко распространилось по всей Европе. Первые университеты

    организовали профессора, прибывшие из Константинополя. В 1538г в Страсбурге

    появилась первая гимназия, готовившая учащихся к поступлению в университет.

    Новое время в историко-педагогическом развитии открывается

    удивительным феноменом: рождением педагогической системы, необычайно

    смелой по замыслу, постановке педагогических вопросов и предложенным

    решениям, отличающейся сложной архитектоникой. Этой системой педагогика

    «отпочковывалась» от философии как новая отрасль научного знания с

    собственным предметом исследования, научной аргументацией,

    исследовательской проблематикой, собственным «языком» – понятийно-

    терминологическим аппаратом.

    Эта система плод титанического труда гениального чешского педагога, мудрого

    философа-гуманиста Я.А.Каменского, трансформировавшего в своей

    мировоззрении, в своей философии образования величайшие достижения

    человеческого духа предшествующих веков культурного развития. Его «Великая

    дидактика» (1632г) – начала всех начал в педагогике нового времени.

    Духовный мир Каменского, человека энциклопедически образованного, -

    сложнейший оригинальный «сплав» воззрений античности и Возрождения,

    католической теологии и протестантизма, современного ему гуманитарного и

    естественнонаучного.

    Задачей каждого христианского государства, утверждал педагог-философ,

    должна стать «всеобщее образование юношества». Теоретическая мысль великого

    гуманиста избежать «соблазна» исторических условий его времени: низведения

    человека до его сословного облика, орудия национально-государственных и

    религиозных интересов и целей, а его воспитания - до подготовки человека к

    выполнению его сословных ролей, социальных функций. Каменский обосновал

    демократическую и гуманистическую идею всеобщего, общечеловеческого

    воспитания, которая на протяжении не одного века была и ниже остается

    «путеводной» в отставании всеобщего образования как неотьемлемого права

    каждого человека, как необходимого условия «единения» людей на

    общечеловеческих началах.

    В концепции Каменского человек помещен в «микромир», наделен властью

    над вещами и ответственностью за свою деятельность в «микромире». Трудовая

    практическая деятельность человека в той или иной сфере жизни общества –

    это «искусство», а путь к искусству «научное образование» дающее знание об

    окружающем мире природы, общества, о делах и трудах общества человека.

    Человек сам сложный мир, «микрокосм». Его внутренняя жизнь – борьба добрых

    и злых начал, благонравия и пороков, в которой проявляют себя желания и

    страсти, управляющие волей. Направить природный дар свободу воли к истинно

    человеческому: разуму, нравственности, добродетелям – цели и задачи

    нравственного воспитания.

    Духовная опора человека в его внутреннем само строительстве и в его

    деятельности в мире – стремление «жить точно перед очами Бога», «ходить

    перед Богом», осуществлять свое предназначение в земной жизни и готовиться

    к жизни вечной. «Семена благочестия», как и «семена ума», «семена

    нравственности», призвано растить религиозное воспитание.

    Христианско-антропологическая концепция человека, как базовая в

    педагогической системе Каменского, обусловила гуманистический характер всей

    системы. Цель воспитания определена на основе признания самоценности

    человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминирует духовно-

    нравственная направленность развития личности. Педагогическая система

    Каменского – это «строгая» педагогика, она предполагает отношение к

    воспитаннику как сознательному, деятельному, ответственному в своих мыслях

    и поступках существу, она утверждает идею педагогической деятельности как

    сложнейшего из всех искусств развития человеческого в человеке.

    Педагогическая система Каменского оптимистична, пронизана светом веры в

    возможности человека и возможности воспитания, в перспективы разумного

    «общежития человеческого», обьединения «возвышенных, мужественных,

    великодушных людей».

    Педагогический оптимизм Каменского не только на его

    христианско-антропологических воззрениях, но и опирается на общенаучный

    принцип рационального знания, который оформлялся в научном сознании в ходе

    исследования природного мира – принцип природосообразности. В трактовке

    Каменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует

    учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и

    законы природы самого воспитания. Возникает обширное смысловое поле на базе

    знаний из многих наук (в «Великой дидактике» – это философские,

    психологические, педагогические знания), интегрируемых идеей рационального

    научного обоснования педагогического процесса. К пониманию природы этого

    процесса теоретик подходил от темологических представлений в науке его

    времени. Общее свойство природы – целесообразность, самопроизвольное

    движение каждой «вещи» к своему предназначению, потенциальная возможность

    стать такой, какой она должна быть. В искусстве воспитания это означает –

    развивать, то что имеет человек «заложенным в зародыше, развивать изнутри,

    ожидать «созревания сил», не толкать природу туда, куда она не стремится,

    следовать общему правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в

    делах». Исходя из тезиса о том, что семена ума, нравственности и

    благочестия и стремление их к развитию природы присущи всем людям,

    Каменский определял роль воспитания «как самое легкое побуждение и

    некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития

    воспитанника. При этом имелись в виду не просто имманентность этого

    процесса, а сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к

    личности ученика и утверждению в нем чувства собственного достоинства,

    самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду.

    И вместе с тем природосообразное воспитание, как уже отмечено – это

    «ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных

    сил и способностей, педагогика успеха как стимула учения – преодоления

    учения – удовлетворения, учения – удовольствия, радости.

    В последующие века рациональное научное знание отказалось от

    темологических обьяснений развития природных процессов, а в социо-

    ориентированной образовательной практике утвердились принципиально иная

    педагогическая парадигма: воспитание как воздействие на воспитанника с

    целью формирования определенных качеств личности. Однако идея о

    природосообразном (естественном, свободном) воспитании с постоянством

    закономерности будет актуализироваться вновь и вновь, обосновывать

    возможность счастливой и радостной школьной жизни, стимулировать поиски

    адекватных технологических решений.

    Столь высоким идеалам (будь то человек как предмет воспитания или же

    педагогическая деятельность, педагогический процесс) традиционная практика

    воспитания, семейного и общественного, явно не соответствовала. И Великий

    теоретик создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания

    человека о рождения до двадцати четырех лет. Его универсальность (научную

    обоснованность) Каменский обьяснял тем, что обеспечивалось соответствие

    педагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению»

    человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - на

    рациональную организацию «массовой школы».

    Опираясь на принцип природосообразности, первый в истории образования

    носитель идеи возрастной и педагогической психологии представил время

    взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для

    каждого этапа задачи, содержательную и процессуальную стороны образовывания

    человека – матерью ли в семье, учителем ли в школе, профессором ли в

    академии. Обратим внимание на замысел Гуманиста: не ребенок для школы, а

    школа для ребенка, способная учесть и реализовать его возрастные

    возможности и особенности.

    В плане содержания образования этот замысел облечен в идею «пансофии»

    (всеобщей мудрости). Каждый возраст способен обьять пансофические знания

    на своем уровне возможного (концентрические круги) и Каменский определяет

    примерное содержание «материнской школы», «школы родного языка», «латинской

    школы», создает учебники. При этом неизменными остаются принципы

    энциклопедизма «вместе с тем практической нравственности знаний – связи с

    живым» опытом взаимодействия развивающегося человека с миром. Не каждый

    склонен и способен одолеть весь путь к пансоджи, тем более, что академия

    предполагает специализацию в том роде занятий, к которому «предназначила

    природа». Однако первые две ступени – тот минимум, который необходим

    любому, чтобы в детстве были заложены основания для разумной, нравственной

    и благочестивой жизни.

    Обосновывая идею школы родного языка (глава ХХ1Х «Великой

    дидактики»), педагог постоянно имеет в виду природосообразность развития

    ребенка. Естественными стремлениями и условиями жизни человека

    аргументирует Каменский необходимость в школе родного языка начал

    родиноведения, граждановедения (эта идея будет переоткрыта Песталоцци через

    полтора века). Столь же естественно и необходимо в латинской школе наличие

    «класса этики», в котором рассматривается «сам человек с действиями его

    свободной воли как владыка вещей», изучение «стрежневого предмета истории»,

    знание», знание которой «как бы освещает всю жизнь» – сокращенная

    библейская история, история естествознания, история изобретений, история

    морали, история религиозных обрядов у разных народов, всеобщая история, но

    преимущественно история своего отечества. «Семь свободных искусств», эти

    традиционные учебные предметы средневековой школы, пансоджи Каменский

    дополняет основами наук нового времени. Все содержания общего образования

    обращает к человеку – его целостному мировосприятию, гармонии его

    стремлений и способностей «знать, уметь, действовать, говорить».

    Широкая философско-гуманистическая трактовка природосообразности

    воспитания детерминитровала создание Каменским такого смыслового поля в

    поисках ответа на вечный педагогический вопрос «Чему учить», которое

    оказалось далеко не освоенным теорией содержания общего образования и

    практикой школьного обучения последующих веков. Было утрачено

    гуманистическое, от растущего человека видение проблемы, возобладал подход

    к ее решениям от социальных запросов «времени и мести». В наши рубежные

    годы, годы осознания кризиса духовности и нравственности и его опасных

    последствий в планетарных масштабах, предстоит очевидно, заново оценить

    гуманизм и актуальность установки философа-педагога: «Мы стремимся к общему

    образованию в области всего человеческого для всех, кто родился человеком».

    Не менее радикальные изменения традиций характеризовали в проекте

    Каменского процессуальную сторону обучения. Поиск «естественного

    (природосообразного) метода» был ориентирован на целостную личность

    ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю работу интеллекта, на

    «живое знание», а не традиционную «книжную ученость», бастионы которой

    ученик брал памятью и напряжением воли (догматический метод).

    Аналог «естественного метода» дидакт нашел в деятельности ученого.

    Известные гносеологии его времени закономерности познания Каменский

    интерпретировал в индуктивный путь формирования понятий. Дедукция

    используется как частные выводы из общих, уже известных ученику положений.

    Проблемные ситуации (в современной терминологии) «включают» мышление.

    Самостоятельные работы предполагают и самостоятельное наблюдение, и

    самостоятельное применение, и приобретение знаний. Естественность обучения

    усматривается также в специальном развитии способности рассуждать так, в

    латинской школе рекомендуется изложение материала в следующей

    последовательности: «происхождение и состояние вопроса, тезис и антитезис,

    верные и вероятные аргументы, защита того или другого, затем пусть будут

    вскрыты ошибки одного из двух утверждений и самый повод к этой ошибке,

    ложные доказательства и подлинные доказательства в пользу истинного тезиса

    и т.д. или, наоборот, если то и другое утверждение заключает в себе частицу

    истины, то пусть будет показано из применение между собой. Таким образом

    одна и та работа будет представлять собой и самое приятное повторение как

    пройденного, и чрезвычайно полезное разьяснение непонятного ранее». К

    выводу дидакта нельзя не добавить, что учебная работа такого плана (не

    часто встретишь и в современной школе), вызывая мыслительную активность,

    создавая позитивный эмоциональный настрой, обеспечивает движение личности

    как в овладении знаниями, так и в развитии интеллектуальных сил.

    В историко-педагогической и дидактической литературе воззрения

    Каменского обычно сводят к обосновыванию обьяснительно-репродуктивного

    способа обучения. Между тем теоретические представления Каменского,

    апологета учения как познания истины, связаны с сочетанием репродуктивной и

    продуктивной деятельности ученика, с идеей самостоятельности и умственной

    активности. Не бесспорна используемая в педагогической литературе аналогия

    разработанной первым дидактом формы организации обучения с классно-урочной

    системой в ее современной трактовке. Термин «класс» потребовался теоретику

    для того, чтобы расположить образовательный материал по годам обучения и

    таким образом организовать совместную работу учеников, рационализировать их

    труд и труд учителя (в традиционной школе каждый обучался индивидуально). С

    определенной дозой образовательного материала для отдельного занятия

    связывалось и понятие «урока». Само же значение – это и школьная лекция, и

    наблюдение природы, и изучение с помощью школьного телескопа звездного

    неба, и работа в школьной мастерской или студии (в таких картинках

    представлена школа на титульном листе прижизненного издания сочинений

    Каменского).

    В иерархии задач воспитания высшие ступени Каменский связывал с

    непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его

    духовности. Ценностным отношением к знаниям пронизан образовательный

    процесс. Известный прагматизм установок: нацеленность научных знаний на

    деятельность человека в «мире вещей» – «уравновешивается» возвышенной

    трактовкой человека как «владыки мира». На каждой возрастной ступени

    вводятся этические и теологические представления и правила, нормы

    поведения, назначение которых – одухотворить внутреннюю жизнь ученика

    ценностным отношением к людям, к самому себе. В системе ценностей,

    необходимых гуманной личности, Каменский специально выделил «кардинальные

    добродетели», выношенные в христианской этике средневековья, истоками

    уходящие в философию Платона: мудрость, умеренность, мужество,

    справедливость.

    В искусстве развивать и возвышать духовность человека педагог-

    гуманист стремился к природосообразности. Главное основание формирования

    нравственности и благочестия – это непрестанная духовная жизнь и

    практическая деятельность человека: «Добродетели учатся, постоянно

    осуществляя честное». В таком ключе: человек сам выстраивает свой

    внутренний мир – предстают «шестнадцать правил искусства развивать

    нравственность». Воспитатель ориентирован на стимулирование самодисциплины

    растущего человека (сдерживание влечений, обуздывание нетерпеливости, гнева

    и т.п.), нравственных стремлений (справедливость по отношению к другим

    людям, готовность уступить, услужить, оказать пользу своими услугами

    возможно большему числу людей и др.). Его «инструменты» - и наставление, и

    «примеры порядочной жизни», и упражнения, главное же – организация

    упорядоченной, разнообразной, нравственно направленной деятельности,

    деятельности достаточно длительной, чтобы заложить привычки к труду,

    полезным занятиям, которые противостояли бы лени, праздности и безделью.

    Кладези нравственной мудрости и благочестия для воспитателя и для

    воспитанника – священное писание и размышления великих людей. «Почему и как

    нужно избежать зависти? Каким оружием защищать сердце от печалей и всяких

    человеческих несчастий? Как умерить радость? Каким образом сдерживать гнев

    и умерить преступную любовь?» – приведя этот перечень вопросов, Каменский

    ориентирует учителя на стимулирование напряженной, нравственно направленной

    сознательной внутренней жизни воспитанников, в которой он пытается

    преодолеть слабости и пороки, противостоять разрушительной силе негативных

    чувств, влечений, сохранить душевное равновесие. При этом определенно и

    четко обозначены и «предьявлены» требования к человеку как духовно-

    нравственному существу. Для гуманиста Каменского это отнюдь не проявление

    авторитарности, насилия над личностью. В его антрополого-педагогической

    концепции за человеком, «образом подобным Божьим» всегда остается право

    свободного выбора между добром и злом. В то же время воспитание призвано

    максимально помочь определиться в нравственной позиции, «предохранить

    молодежь от всех поводов к нравственной испорченности», научить

    «преодолевать самих себя».

    В этой связи и в учении о школьной дисциплине, «искусстве проявлять

    строгость», доминирует установки на самодисциплину, на такую строгость,

    которая бы пользовалась лаской и обращалась в любовь, а главное на создание

    в школе атмосферы «искреннего и открытого расположения», «господства

    бодрости и внимания как у учащих, так и у учащихся», «любви и радостной

    бодрости», когда не требовалось бы делать что-то против воли, по

    принуждению, а давалось бы все самостоятельно и добровольно, когда ученики

    любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести себя туда,

    куда подобает,… и сами к тому же стремились.

    Выше отмечалось, что в современном обществе феномен бездуховности,

    дефицит человечности - следствие доминирующих в общественном сознании

    прагматического отношения к вопросам морали, сциентистских трактовок

    духовного развития человека, противопоставления науки и религии,

    непосредственно связываются с глобальным мировым кризисом, а их преодоление

    с выходом к новому гуманному витку цивилизационного развития. Тем значимее

    для современности опыт тех педагогов, которые, как Каменский усматривали в

    воспитании духовности человека главное назначение образования, главное

    направление педагогической деятельности.

    Педагогическую систему Каменского возможно представить как

    гуманистическую модель педагогического процесса, цель которого ценностно-

    направленное и целостное развитие природных сил и способностей растущего

    человека. Цель реализуется в организации жизнедеятельности воспитанников в

    нравственно здоровой, духовно богатой, стимулирующей разностороннее

    развитие среде: в системе разнообразных видов деятельности, соответствующих

    природосообразному развитию сил и способностей, человеческому в человеке, в

    системе гуманных отношений между воспитанниками, отношений взаимодействия

    педагога и учащихся как субьектов педагогического процесса, в нарастающей

    субьектности воспитанников, что переводит цель и задачи педагогического

    процесса в их собственные цели и задачи, а воспитание «перерастает» в

    самовоспитание. Результат педагогического процесса – достигнутый

    воспитанником уровень его личностного индивидуального развития, включая

    самосознание, самоопределение, потребности и способности к дальнейшему

    саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. Свобода развития личности

    воспитанника обеспечивается равными для каждого возможностями саморазвития,

    «ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо выявляется

    в образцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого,

    органически вписывается в современные поиски гуманизации школы, что

    свидетельствует об универсальности педагогических открытий Каменского.

    Обстоятельства сложились так, что о Каменском – ученом, философе, при

    жизни признанном «наставником мира», забыли вплоть до конца Х1Хв., и многие

    его идеи пришлось «переоткрывать» другим педагогам. Каменский настолько

    обогнал свое время, что и сегодня не в полном мере, осознана вся глубина

    его воззрений, многое остается невостребованным. В европейском историко-

    педагогическом процессе педагогическая система Я.А.Каменского предстает

    гениальным обобщением многовекового гуманистического опыта христианского

    средневековья и вместе с тем началом нового этапа в развитии

    гуманистической традиции, идеологически связанного с просвещением.

    Гуманистическая традиция в педагогике западной цивилизации

    органически связана с гуманистической традицией западной культуры.

    Интерпретируя и синтезируя гуманистические идеи и опыты развития

    европейской философии, науки, искусства, религии, педагогика, в свою

    очередь, средствами воспитания и образования способствовала их передаче от

    поколения к поколению, укоренению их в индивидуальном и общественном

    сознании.

    Гуманистическая педагогика целенаправленно служила утверждению

    «человеческого в человеке», духовно-нравственному обогащению его внутренней

    жизни, возвышению жизнесмыслов его деятельности. Она сыграла свою

    историческую роль в признании европейским человечеством в качестве высших

    духовных ценностей самоценности человеческой личности, права человека на

    свободное развитие, самоопределение и самореализацию, абсолютной ценности

    Истины, Добра, Красоты как идеальных стремлений человеческой природы,

    вытекающих из них кардинальных добродетелей, норм и правил гуманистической

    морали. Генезис гуманистической педагогической традиции в процессе

    европейского культурного развития (от средневековья до конца ХХ в)

    происходил на базе антропологических концепций (принцип

    природосообразнсоти), на основе познания природы воспитания как явления

    культуры (принцип культуросообразности) и как целенаправленного

    саморазвития человека (выявлялись условия, возможности, средства

    педагогической поддержки и помощи воспитаннику в его духовно-нравственном,

    личностном становлении и развитии). В том, что именно в гуманизации

    воспитания и образования высший смысл и назначение педагогической науки,

    убеждает классическая педагогика, педагогические системы ее корифеев

    Каменского, Локка, Руссо, Песталоцци, Гербарта, Дистервега.

    ХХ век продолжил и развил в новых социальных и культурно-исторических

    условиях гуманистические идеи педагогов-просветителей, умножил их имена.

    Педагоги-гуманисты ХХ века стремились противостоять обострению социальных

    противоречий, дефициту гуманности и духовности, нараставшему во всех сферах

    человеческой жизнедеятельности, в том числе в образовательно-воспитательной

    сфере.

    Философия и история образования, обращение к многовековому духовному

    опыту педагогов гуманистов помогает всесторонне обьяснить и верно оценить

    бытующие в современном общественном и педагогическом сознания проявления

    бездуховности и прагматизма, авторитарности и социоцентризма, косности и

    реакционного консерватизма, сознательно и убежденно противостоять им,

    целенаправленно утверждать в своей педагогической деятельности

    гуманистические общечеловеческие и педагогические идеалы и ценности.

    Использованная литература:

    1. История педагогики.

    А.И.Пискунова

    2. История образования и педагогической мысли.

    В.Г.Праникова

    З.И.Равкин

    3. Философия и история образования.

    Л.А.Степашко.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.