МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста

    Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

    Тема: «Влияние родительских отношений на развитие и преодоление

    тревожности у детей старшего дошкольного возраста».

    Выполнила студентка 6 курса

    факультета дошкольной педагогики

    и психологии

    Черненко Ю.В.

    Научный руководитель

    старший преподаватель кафедры

    дошкольной педагогики и психологии,

    Серёдкина Н.Д.

    Сдана на рецензию

    …………………….

    Допущена к защите

    …………………….

    Защищена

    …………………….

    Иркутск 2002

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение.

    – 3-5

    Глава 1. Теоретические основы развития и преодоления тревожности

    у детей в системе родительских отношений.

    1.1.Понятие «родительские отношения», виды, критерии.

    – 6-11

    1.2. Влияние родительских отношений на проявление тревожности

    у детей старшего дошкольного возраста.

    – 11-16

    1.3. Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-

    родительских отношений.

    – 16 -20

    Глава 2. Изучение особенностей развития детско-родительских отношений

    в семье (на материалах констатирующего этапа исследования).

    – 21 -30

    Глава 3. Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических

    условий для преодоления тревожности у детей шестого года

    жизни

    в системе детско-родительских отношений.

    – 31-39

    Заключение.

    – 40

    Библиография.

    – 41-42

    Приложение.

    ВВЕДЕНИЕ

    Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических,

    экологических, культурных, психологических и многих других факторов.

    По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина

    и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен

    разнообразным отрицательным воздействиям.

    В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные

    исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и

    страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва

    и другие).

    Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как

    указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие,

    является психологический микроклимат семьи.

    Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт,

    действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться,

    сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения

    с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и

    негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным,

    открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

    По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения –

    это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов,

    практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера

    и личности ребёнка, его поступков.

    Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны

    обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и

    взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).

    Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается

    неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и

    практики. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашей

    работе.

    Цель исследования – апробировать систему работы по преодолению

    тревожности у детей.

    Объект исследования – детская тревожность и причины ее возникновения.

    Предмет исследования – процесс совершенствования детско-родительских

    отношений с целью преодоления тревожности у детей.

    Гипотеза: мы предполагаем, что для устранения тревожности у детей

    старшего дошкольного возраста необходимо усовершенствовать детско-

    родительские отношения, а это возможно при условии:

    а) создания обстановки эмоционального комфорта и психологического

    благополучия ребенка в семье;

    б) изучения особенностей стилей детско-родительских отношений;

    в) комплексного использования средств и методов психолого-педагогической

    коррекции в системе детско-родительских отношений.

    В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены

    следующие задачи:

    1.Выявить теоретические основы проблемы влияния родительских отношений

    на развитие и устранение тревожности у детей.

    2.Отобрать диагностические методики, направленные на выявление

    тревожности у детей в системе родительских отношений.

    3.Апробировать коррекционную программу по развитию положительных детско-

    родительских отношений, выявить ее развивающий эффект.

    Методологическая основа:

    Методологической основой являются теоретические концепции ведущих

    отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о

    закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как

    особого периода в становлении личности. А также исследование ряда работ

    авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Л.Д.Столяренко,

    С.И.Самыгин, А.В.Петровский, А.И.Захаров, И.М.Балинский, В.Н.Мясищев и

    другие.

    Методы исследования:

    1.Анализ справочной психолого-педагогической литературы.

    2.Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

    3.Количественная и качественная обработка результатов.

    Практическая значимость работы состоит в разработке коррекционной

    программы по преодолению тревожности у детей в системе детско-родительских

    отношений.

    Организация работы:

    Экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 43 г. Усолье-Сибирское.

    В исследовании принимало участие 30 детей и 30 родителей.

    Структура и объем работы:

    Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения,

    библиографии и приложения. Основное содержание изложено на

    страницах.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ

    ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

    1. Понятие «родительские отношения», виды, критерии.

    Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка,

    рассмотрим её значение в его жизни.

    Семья как определённая социальная общность волновала умы философов,

    историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на

    сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия

    «семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями

    много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).

    В психологическом словаре для родителей находим следующее определение

    семьи:

    «Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены

    которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и

    взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и

    половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических

    отношений» (40).

    По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семья – это социально-

    педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального

    удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и

    самоутверждении (самоуважении) каждого её члена» (39, 210).

    В социологии семья рассматривается как:

    -первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная

    жизнь человека;

    -основной фактор в социализации;

    -социальный институт, регулирующий различные стороны жизни на основе

    принципов и правил, принятых в обществе;

    -социальная система, все члены которой имеют определённые статус и роли;

    -общность, для которой характерна особая система межличностных отношений.

    По мнению исследователей, занимающихся проблемами

    семьи

    (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может

    выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании

    ребёнка.

    Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто,

    кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше,

    не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой

    другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в

    воспитании детей, сколько может сделать семья.

    По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семейное воспитание» – это

    система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной

    семьи и силами родителей и родственников.

    Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на

    определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено

    на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должно основываться на

    определённых принципах:

    -гуманность и милосердие к растущему человеку;

    -вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;

    -открытость и доверительность отношений с детьми;

    -оптимистичность взаимоотношений в семье;

    -последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

    -оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы.

    Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания:

    Автократический – когда все решения, касающиеся детей, принимают

    исключительно родители.

    Авторитетный, но демократический – в этом случае решения принимаются

    родителями совместно с детьми.

    Либеральный – когда при принятии решения последнее слово остаётся за

    ребёнком.

    Хаотический – управление осуществляется непоследовательно: иногда

    авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.

    Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С.

    Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других,

    являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.

    Именно по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Е.М

    Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.

    По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, «родительские отношения» – это

    система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов,

    практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера

    и личности ребёнка, его поступков.

    Проблемой влияния родительского отношения к ребёнку занимались такие

    исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н.

    Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие.

    С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются

    высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях.

    Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное,

    боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся,

    общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное,

    обнадёживающее.

    П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям,

    оказывающих влияние на поведение ребёнка:

    1.Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких

    семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается

    невысокий интеллект или задержка умственного развития.

    2.Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом

    совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными,

    самоуверенными.

    3.Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются

    добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.

    4.Родители постоянно не довольны ребёнком, критикуют и порицают его.

    Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.

    5.Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми,

    социально незрелыми.

    6.Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их

    дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не

    влияют, то дети спокойны, скромны.

    А.С. Макаренко обращает внимание на такие отношения в семье как

    сосуществование, конфронтация, содружество.

    В своих исследованиях С.В. Ковалёв выделяет следующие типы семейных

    отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество.

    Е.М. Волкова рассматривает лишь типы благополучных семей.

    А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество.

    Изучив выделенные С.В. Ковалёвым, А.В. Петровским, Е.М. Волковой типы

    семейных отношений, мы определили следующие:

    Диктат – систематическое подавление инициативы другого.

    Опека – отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом

    удовлетворение всех потребностей ребёнка.

    Невмешательство – предполагает сосуществование двух миров: «взрослых» и

    «детей».

    Сотрудничество – предполагает опосредованность межличностных отноше-ний

    общим целям и задачам совместной деятельности.

    Паритет – ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной

    выгоде всех членов союза.

    А.Б Добрович выделяет роли ребёнка в семье, определённые для него

    родителями: «кумир семьи», «мамино сокровище», «паинька», «болезненный

    ребёнок», «ужасный ребёнок», «Золушка» (7, 46).

    В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие

    критерии родительских отношений:

    1.«Принятие – отвержение».

    Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает

    индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.

    Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособ-

    ленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду,

    раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.

    2.«Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается

    во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие

    способности, испытывает чувство гордости за него.

    3.«Симбиоз» – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему

    маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку

    самостоятельности.

    4.«Авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенка

    безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему

    свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель

    пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального

    успеха.

    5.«Маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление

    инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную

    несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным,

    открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от

    трудностей жизни и строго контролировать его действия.

    Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий,

    описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно

    заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво.

    Е.О.Смирнова и М.В.Быкова выделяют два противоположных момента в

    родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как

    принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка,

    контроль, направленность на воспитание определённых качеств).

    Таким образом, у нас есть все основания сделать вывод о том, что

    взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско-

    родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают

    взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье.

    Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.

    Исследования А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина и других показали,

    что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и

    особенностями сотрудничества с родителями.

    Следовательно, логично рассмотреть вопрос о влиянии родительских

    отношений на эмоциональное развитие ребенка.

    1.2. Влияние родительских отношений на проявление тревожности

    у детей старшего дошкольного возраста.

    Прежде чем рассматривать вопросы, связанные с влиянием родительских

    отношений, обратим внимание на то, что представляет собой тревожность.

    В психологической науке имеется значительное количество исследований,

    посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности.

    Понятие «тревожность» многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771 г.

    Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина.

    Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рассматривать это

    понятие надо дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную

    характеристику.

    В психологическом словаре «тревожность» рассматривается как склонность

    индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом

    возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных

    различий.

    По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется как свойство человека

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.