Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: «Влияние родительских отношений на развитие и преодоление
тревожности у детей старшего дошкольного возраста».
Выполнила студентка 6 курса
факультета дошкольной педагогики
и психологии
Черненко Ю.В.
Научный руководитель
старший преподаватель кафедры
дошкольной педагогики и психологии,
Серёдкина Н.Д.
Сдана на рецензию
…………………….
Допущена к защите
…………………….
Защищена
…………………….
Иркутск 2002
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
– 3-5
Глава 1. Теоретические основы развития и преодоления тревожности
у детей в системе родительских отношений.
1.1.Понятие «родительские отношения», виды, критерии.
– 6-11
1.2. Влияние родительских отношений на проявление тревожности
у детей старшего дошкольного возраста.
– 11-16
1.3. Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-
родительских отношений.
– 16 -20
Глава 2. Изучение особенностей развития детско-родительских отношений
в семье (на материалах констатирующего этапа исследования).
– 21 -30
Глава 3. Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических
условий для преодоления тревожности у детей шестого года
жизни
в системе детско-родительских отношений.
– 31-39
Заключение.
– 40
Библиография.
– 41-42
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических,
экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина
и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен
разнообразным отрицательным воздействиям.
В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные
исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и
страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва
и другие).
Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как
указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие,
является психологический микроклимат семьи.
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт,
действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться,
сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения
с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и
негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным,
открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения –
это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов,
практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера
и личности ребёнка, его поступков.
Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны
обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и
взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).
Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается
неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и
практики. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашей
работе.
Цель исследования – апробировать систему работы по преодолению
тревожности у детей.
Объект исследования – детская тревожность и причины ее возникновения.
Предмет исследования – процесс совершенствования детско-родительских
отношений с целью преодоления тревожности у детей.
Гипотеза: мы предполагаем, что для устранения тревожности у детей
старшего дошкольного возраста необходимо усовершенствовать детско-
родительские отношения, а это возможно при условии:
а) создания обстановки эмоционального комфорта и психологического
благополучия ребенка в семье;
б) изучения особенностей стилей детско-родительских отношений;
в) комплексного использования средств и методов психолого-педагогической
коррекции в системе детско-родительских отношений.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены
следующие задачи:
1.Выявить теоретические основы проблемы влияния родительских отношений
на развитие и устранение тревожности у детей.
2.Отобрать диагностические методики, направленные на выявление
тревожности у детей в системе родительских отношений.
3.Апробировать коррекционную программу по развитию положительных детско-
родительских отношений, выявить ее развивающий эффект.
Методологическая основа:
Методологической основой являются теоретические концепции ведущих
отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о
закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как
особого периода в становлении личности. А также исследование ряда работ
авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Л.Д.Столяренко,
С.И.Самыгин, А.В.Петровский, А.И.Захаров, И.М.Балинский, В.Н.Мясищев и
другие.
Методы исследования:
1.Анализ справочной психолого-педагогической литературы.
2.Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
3.Количественная и качественная обработка результатов.
Практическая значимость работы состоит в разработке коррекционной
программы по преодолению тревожности у детей в системе детско-родительских
отношений.
Организация работы:
Экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 43 г. Усолье-Сибирское.
В исследовании принимало участие 30 детей и 30 родителей.
Структура и объем работы:
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения,
библиографии и приложения. Основное содержание изложено на
страницах.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
1. Понятие «родительские отношения», виды, критерии.
Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка,
рассмотрим её значение в его жизни.
Семья как определённая социальная общность волновала умы философов,
историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на
сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия
«семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями
много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).
В психологическом словаре для родителей находим следующее определение
семьи:
«Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены
которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и
взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и
половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических
отношений» (40).
По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семья – это социально-
педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального
удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и
самоутверждении (самоуважении) каждого её члена» (39, 210).
В социологии семья рассматривается как:
-первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная
жизнь человека;
-основной фактор в социализации;
-социальный институт, регулирующий различные стороны жизни на основе
принципов и правил, принятых в обществе;
-социальная система, все члены которой имеют определённые статус и роли;
-общность, для которой характерна особая система межличностных отношений.
По мнению исследователей, занимающихся проблемами
семьи
(И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может
выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании
ребёнка.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто,
кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше,
не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой
другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в
воспитании детей, сколько может сделать семья.
По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семейное воспитание» – это
система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной
семьи и силами родителей и родственников.
Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на
определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено
на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должно основываться на
определённых принципах:
-гуманность и милосердие к растущему человеку;
-вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;
-открытость и доверительность отношений с детьми;
-оптимистичность взаимоотношений в семье;
-последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
-оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы.
Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания:
Автократический – когда все решения, касающиеся детей, принимают
исключительно родители.
Авторитетный, но демократический – в этом случае решения принимаются
родителями совместно с детьми.
Либеральный – когда при принятии решения последнее слово остаётся за
ребёнком.
Хаотический – управление осуществляется непоследовательно: иногда
авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.
Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С.
Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других,
являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.
Именно по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Е.М
Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.
По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, «родительские отношения» – это
система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов,
практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера
и личности ребёнка, его поступков.
Проблемой влияния родительского отношения к ребёнку занимались такие
исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н.
Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие.
С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются
высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях.
Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное,
боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся,
общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное,
обнадёживающее.
П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям,
оказывающих влияние на поведение ребёнка:
1.Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких
семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается
невысокий интеллект или задержка умственного развития.
2.Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом
совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными,
самоуверенными.
3.Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются
добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.
4.Родители постоянно не довольны ребёнком, критикуют и порицают его.
Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.
5.Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми,
социально незрелыми.
6.Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их
дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не
влияют, то дети спокойны, скромны.
А.С. Макаренко обращает внимание на такие отношения в семье как
сосуществование, конфронтация, содружество.
В своих исследованиях С.В. Ковалёв выделяет следующие типы семейных
отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество.
Е.М. Волкова рассматривает лишь типы благополучных семей.
А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество.
Изучив выделенные С.В. Ковалёвым, А.В. Петровским, Е.М. Волковой типы
семейных отношений, мы определили следующие:
Диктат – систематическое подавление инициативы другого.
Опека – отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом
удовлетворение всех потребностей ребёнка.
Невмешательство – предполагает сосуществование двух миров: «взрослых» и
«детей».
Сотрудничество – предполагает опосредованность межличностных отноше-ний
общим целям и задачам совместной деятельности.
Паритет – ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной
выгоде всех членов союза.
А.Б Добрович выделяет роли ребёнка в семье, определённые для него
родителями: «кумир семьи», «мамино сокровище», «паинька», «болезненный
ребёнок», «ужасный ребёнок», «Золушка» (7, 46).
В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие
критерии родительских отношений:
1.«Принятие – отвержение».
Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает
индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.
Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособ-
ленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду,
раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.
2.«Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается
во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие
способности, испытывает чувство гордости за него.
3.«Симбиоз» – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему
маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку
самостоятельности.
4.«Авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенка
безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему
свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель
пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального
успеха.
5.«Маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление
инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную
несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным,
открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от
трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий,
описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно
заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво.
Е.О.Смирнова и М.В.Быкова выделяют два противоположных момента в
родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как
принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка,
контроль, направленность на воспитание определённых качеств).
Таким образом, у нас есть все основания сделать вывод о том, что
взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско-
родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают
взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье.
Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.
Исследования А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина и других показали,
что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и
особенностями сотрудничества с родителями.
Следовательно, логично рассмотреть вопрос о влиянии родительских
отношений на эмоциональное развитие ребенка.
1.2. Влияние родительских отношений на проявление тревожности
у детей старшего дошкольного возраста.
Прежде чем рассматривать вопросы, связанные с влиянием родительских
отношений, обратим внимание на то, что представляет собой тревожность.
В психологической науке имеется значительное количество исследований,
посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности.
Понятие «тревожность» многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771 г.
Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина.
Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рассматривать это
понятие надо дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную
характеристику.
В психологическом словаре «тревожность» рассматривается как склонность
индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом
возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных
различий.
По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется как свойство человека
Страницы: 1, 2, 3, 4
|