МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста

    необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты

    Формативными особенностями считается качество изображения: тщательность

    прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность

    изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры.

    Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение

    деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к

    другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого

    ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.

    Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:

    1.Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.

    2.Эмоциональное напряжение и дистанция.

    3.Дискомфорт.

    4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.

    На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных

    отношений на ребёнка.

    К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где

    ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в

    центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и

    родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах

    взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

    Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из

    членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от

    родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку

    деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

    Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из

    родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное

    выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через

    использование в рисунке тёмных красок.

    Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через

    прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы,

    оскаленный рот и т.д.

    Анализ рисунков показал, что из 30 семей к высокому уровню детско-

    родительских отношений можно отнести только 9 семей (30 %).

    В качестве примера разберём несколько рисунков. Настя С. помещает себя

    в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми,

    счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё

    это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях.

    На рисунке Гали К. изображена вся семья за ужином. На лицах взрослых и

    ребёнка – улыбки, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка

    прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье

    комфортно и уютно.

    К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 15 семей

    (50 %). В качестве примера рассмотрим рисунок Артёма С. Ребёнок нарисовал

    всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у него вообще

    отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что

    ребёнку не очень комфортно в этой семье.

    К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 6 семей

    (20 %). Рассмотрим в качестве примера рисунок Игоря Р. Мальчик изобразил

    только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о

    чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную

    позицию: пуки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на

    рисунке отсутствует. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок

    не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.

    После того, как дети нарисовали семью, мы предложили ряд вопросов,

    ответы на которые позволили нам выявить причины, вызывающие у детей

    тревожность в системе детско-родительских отношений:

    -физическое наказание;

    -отсутствие общения с родителями;

    -неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей);

    -общение с ребёнком на повышенных тонах.

    Результаты теста представлены в диаграмме 1.

    Диаграмма 1.

    Условные обозначения:

    - высокий уровень детско-родительских отношений (9 детей)

    - средний уровень детско-родительских отношений (15 детей)

    - низкий уровень детско-родительских отношений ( 6 детей)

    По результатам этого теста мы можем судить, что далеко не во всех

    семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В

    основном они носят переменный характер.

    Итак, нами было выявлено 6 детей, не удовлетворены своим положением в

    семье. 15 детей часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены.

    В результате предшествующей диагностики мы предположили, что этих детей

    не устраивают взаимоотношения с родителями.

    Методика «Неоконченные предложения».

    Цель: Получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и

    детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность у детей.

    Методика проведения:

    Детям предлагается закончить ряд предложений без предварительного

    обдумывания. Опрос ведётся в быстром темпе, чтобы ребёнок отвечал бы

    первое, что придёт в голову (Приложение 1).

    Результаты этого обследования помогли нам выявить отношения детей к

    родителям. Позитивные отношения наблюдаются у 9 детей (30 %).

    Так, Света В. ответила: «Мой папа очень весёлый», «Моя мама и я любим

    стряпать»; Серёжа А.: «Моя мама добрая», «Мой папа и я играем в

    конструктор»; Стас В.: «Моя мама целует меня».

    Негативные отношения испытывают 6 детей (20 %).

    Так, Вадим К. ответил: «Думаю, что моя мама редко обнимает меня; Игорь

    Р.:

    «Моя мама ругается»; Артём А.: «Я чувствую себя счастливым, когда мой

    папа уезжает».

    В 50 % случаях дети иногда испытывают эмоциональный дискомфорт в семье.

    Так, Аня С. пояснила: «Мой папа и я никогда не играем», «Мы с мамой любим

    гулять».

    Хорошие взаимоотношения сложились в 9 семьях (30 %): Настя С., Денис

    П., Алёша К., Полина К., Света В., Серёжа А., Стас В., Катя П., Наташа Б.

    Так, Денис П. сказал: «Когда уходят из дома мама и папа, я скучаю»;

    Катя П.: «Я играю дома с мамой и папой. Они меня любят».

    В 21 семье (70 %) детей не устраивают отношения с обоими родителями или

    с одним из них. Руслан М.: «Когда я шумно играю, папа кричит на меня»; Аня

    К.: «Меня мама часто наказывает за то, что я не играю с братиком»; Игорь

    Р.: «Когда уходят из дома мама и папа, я боюсь оставаться один».

    По результатам нашего исследования нами были выявлены причины,

    вызывающие тревожность у ребёнка:

    -боязнь физического наказания;

    -страх остаться дома одному;

    -отсутствие родительской ласки;

    -крики родителей за проступки.

    Данные проявления наблюдались в ответах у 21 ребёнка (70 %). Из них у

    15 (50 %) – наблюдалось наличие некоторых причин, вызывающих тревожность. У

    6 детей (20 %) были отмечены все эти причины и лишь в 9 (30 %) случаях

    тревожность не наблюдалась.

    По результатам данной методики можно сделать вывод, что во многих

    семьях дети испытывают тревожность в отношениях с родителями, между ними

    нет взаимопонимания.

    Для обследования родителей была разработана анкета из 10 вопросов

    (Приложение № 2).

    Цель: выявить уровень знаний и представлений у родителей о воспитании

    ребёнка шестилетнего возраста.

    Методика проведения:

    Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам

    выявить уровень их знаний. Обработка результатов показала, что из 30

    родителей только четверо (13 %) имеют достаточно полные знания о воспитании

    детей шестого года жизни. Например, мама Гали К. знает, как надо правильно

    воспитывать ребёнка, что для этого нужно сделать, как строить отношения с

    ребёнком, регулировать своё эмоциональное отношение и поведение.

    Двадцать человек (67 %) имеют недостаточно знаний о ребёнке, выделяют

    ту или иную сторону в его воспитании.

    У троих родителей (10 %) частичные, отрывистые знания о ребёнке и его

    воспитании. А трое родителей (10 %) совсем отказались от ответов, что

    говорит о их неосведомлённости по данному вопросу.

    Таким образом, мы констатируем, что большинство родителей не обладают

    достаточным уровнем знаний об особенностях возраста своего ребёнка, о

    формах, способах, методах воспитания.

    Для выявления родительского отношения к детям был предложен тест-

    опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.

    Цель: изучить выявление родительского отношения к детям.

    Методика проведения:

    Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый

    вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.

    Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить

    уровень родительских отношений.

    На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских

    отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского

    поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает

    чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятель- ность,

    старается быть с ним на равных.

    К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и

    «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с

    реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от

    трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

    К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип

    родительских отношений, как отвержение и «авторитарная гиперсоциализа-ция».

    Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от

    него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к

    ребёнку злость, раздражение, досаду.

    Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину

    родительского отношения к детям:

    Оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 10 семьях

    (33 %).

    К нейтральному уровню можно отнести 14 семей (47 %).

    Родительские отношения, которые носят отрицательный характер,

    проявляются в шести семьях (20 %).

    По результатам этой методики мы видим, что большинство семей используют

    неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности

    у детей.

    Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на

    обследование детей, мы обнаружили, что нарушения в родительских отношениях

    к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на

    проявление тревожности.

    Таким образом, в результате проведенного исследования, суммируя

    полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в

    семье. Критериями определения уровней детско-родительских отношений для нас

    явились:

    - детские отношения к родителям;

    - знания родителей о воспитании ребенка;

    - родительские отношения к детям.

    Высокий уровень – характеризуется достаточным объемом знаний и

    представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя

    комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы

    и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и

    самостоятельность.

    Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и

    представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают

    взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не

    предоставляют ему самостоятельности.

    Низкий уровень – характеризуется незнанием родителей о воспитании детей.

    Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает повышенную

    тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим,

    неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку

    раздражительность и обиду.

    Результаты обследований представлены в диаграмме 2.

    Диаграмма 2.

    Условные обозначения:

    - высокий уровень (9 детей)

    - средний уровень (15 детей)

    - низкий уровень (6 детей)

    Результаты проведенного нами исследования показали, что средний и

    низкий уровни в развитии детско-родительских отношений вызывают особое

    внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие

    нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.

    На наш взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у

    детей, является то, что:

    - у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;

    - ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен

    своим положением в семье);

    - дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;

    - в семье – неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.

    Для преодоления тревожности у детей, вызванной нарушениями в детско-

    родительских отношениях, нами была составлена программа, направленная на

    их коррекцию.

    ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО СОЗДАНИЮ

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ

    ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ

    ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

    Цель коррекционной программы:

    - создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у

    детей через коррекцию детско-родительских отношений;

    - апробирование эффективных форм работы с родителями, направленных на

    повышение педагогической грамотности.

    Задачи:

    1. Формирование знаний о психолого-педагогических особенностях ребенка

    шестого года жизни.

    2. Формирование позитивных взаимоотношений между родителями и детьми.

    3. Коррекция тревожности у детей в системе детско-родительских отношений.

    Коррекционная программа была направлена на работу с родителями и

    детьми. Содержание работы реализовывалось через ряд этапов:

    - пропедевтический;

    - вводный;

    - развивающий;

    - контрольно-оценочный.

    На формирующем этапе в исследовании приняло участие 20 родителей и

    20 детей (содержание коррекционной работы указано в таблице 1).

    ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

    | | |

    | |ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |

    |ЭТАПЫ | |

    | | | |

    | |РОДИТЕЛИ |ДЕТИ |

    | | |

    |1.Пропедевтический этап. |Совместные детско-родительские занятия |

    |Цель: | |

    |- снятие тревожности и напряженности в|Знакомство с родителями и детьми в круге: |

    |отношениях между родителями и детьми; |Все участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает каждому |

    |повышение уверенности в собственных |назвать себя и рассказать о себе то, что считает важным, чтобы знали о нём |

    |силах; |другие (кем работает, чем любит заниматься и т.д.). |

    |устранение отрицательных эмоций. |Психологические игры и упражнения, направленные на релаксацию. |

    |(одно занятие). |(«Комплименты», «Волшебный клубок»). |

    | | |

    | | |

    |Вводный этап. | |

    |Цель: повысить психолого-педагоги- |1.Изучение психолого-педагогической 1.Проведение этических бесед на темы:|

    |ческую грамотность родителей; | |

    |развивать умения, направленные на |литературы: (Мухина «Шестилетний «Семейные праздники», «Как быть |

    |общение детей с родителями. |ребёнок»). |

    |(три занятия). |вежливым». |

    | |2.Просмотр видеофильма: «Шестилет- 2.Рисунки детей, отражающие семью |

    | |ка, каков ты?» и каждого |

    | |родителя в отдельности. |

    | |3.Родительское собрание на тему: 3.Составление рассказов о |

    | |семье. |

    | |«Мы и наши родители. Семейные |

    | |линии». |

    | | |

    | | | |

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.