МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Влияние семьи на подготовку ребенка к школе

    Влияние семьи на подготовку ребенка к школе

    План

    Введение.

    1. Семья и ребенок.

    2. Подготовка ребенка к школе.

    3. Трудовое воспитание ребенка

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И

    если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у

    шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год

    школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям.

    Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания —

    всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако,

    значительное количество детей несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся

    у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении.

    основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы

    “психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика

    жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели

    психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться

    лишь на физический или паспортный возраст детей.

    Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под

    руководством психолога-академика А. В. Запорожца. Результаты работы

    неоднократно обсуждались с Д. Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение

    детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного

    этапа, за безболезненый переход от дошкольного к младшему школьному

    возрасту.

    Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы

    жизни ребенка. Психологическая готовность к школе только один из аспектов

    этой задачи, правда исключительно важный и значимый. Однако и внутри этого

    аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме.

    К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на

    формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков,

    необходимых для обучения в школе. Этот подход получил в педагогике и

    психологии мощное развитие в связи с вопросом возможности обучения с более

    раннего возраста.

    В исследованиях этого направления установлено, что дети 5-6 лет имеют

    значительно большие интеллектуальные, физические и психические возможности,

    что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную

    группу детского сада (исследования в лаборатории подготовки детей к школе

    НИИ дошкольного воспитания АПН СССР; Тарунтаева Т. В., 1980; Журова Л. Е.,

    1978). Результаты убедительно показывают, что путем социальной организации

    воспитательно-образовательной работы можно успешно обучать детей данного

    возраста началам математики и грамоты, а тем самым значительно улучшить

    подготовку к школьному обучению.

    Проблема психологической подготовки детей к школе не исчерпывается

    формированием у них определенных знаний, умений, навыков, т. к. все

    усваиваемое дошкольниками содержание, как правило согласовано с их

    возрастными возможностями. Но сама форма деятельности при таком подходе не

    является стержневой для проблемы психологической готовности.

    1. Семья и ребенок

    Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить

    лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Изучению

    особенностей влияния семьи на формирование школьной зрелости посвящены

    теоретические исследования данного параграфа.

    Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста

    направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции,

    какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по

    отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под

    руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт,

    элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в

    обществе. Поэтому мы считаем необходимым изучить вопрос влияния семьи на

    формирование готовности ребенка к школьному обучению, а также зависимость

    развития ребенка от характера внутрисемейных отношений и от понимания

    родителями важности правильного воспитания в семье.

    Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное

    время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя

    недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.

    Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое

    повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной

    жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по

    удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых,

    расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как

    удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его

    деятельность, какая речевая среда в семье и др.

    Все начинается с семьи. В повседневном общении с детьми сеются семена

    характера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Именно об этом

    напоминает всем известная народная мудрость, о которой мы часто забываем в

    суете обыденности: “Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку —

    пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу”. А пренебрежение ею

    дорого стоит. Очень часто школьные неудачи наших детей, их трудное

    вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться — результат

    родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех

    жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются.

    Поэтому с самого начала жизни ребенка вокруг него не должно быть суеты

    и разнобоя в предъявляемых ему требованиях.

    Прежде всего не надо торопиться ни все запрещать, ни все разрешать.

    Определите самое главное, что нужно требовать от ребенка, точно решите, что

    он должен делать сам, а чего он делать не должен; что можно ему разрешить,

    а чего разрешить нельзя. И придерживайтесь своих требований неукоснительно,

    и не уступайте никаким просьбам, слезам, крикам. Вскоре ребенок поймет, что

    круг ваших требований для него обязателен, требования неизменны, их надо

    выполнять.

    Чем старше ребенок, тем внимательней следит за постоянством и

    обоснованностью предъявляемых ему требований. И если отношение к ним

    складывается недостаточно уважительное, оно легко переносится и на

    требования, предъявляемые школой.

    Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых

    первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но

    и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность,

    организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному

    делу.

    Многие родители не жалеют времени и сил, чтобы научить родителей

    читать, считать, писать, полагая, что это и есть подготовка к школе.

    Однако, для полноценного воспитания этого вовсе недостаточно. Столь же

    ревностно мы должны печься о том, чем питаем ум, сердце и душу ребенка.

    Понятно, что ко времени поступления в школу ребенок должен обладать

    определенным уровнем развития. Вообще говоря, значение общего развития

    ребенка родители, как правило, хорошо понимают. Они усердно следят, как

    развивается их малыш и делают все возможное, чтобы способствовать этому.

    Как же должны поступать родители, чтобы их ребенок правильно

    развивался, получал необходимое количество информации? Все дети очень

    любознательны, их интересует все новое, наши дети постоянные “почемучки”.

    Как важно родителям не погасить эту искорку интереса к окружающему,

    неизвестному миру, а поддержать ее своим живым участием. Поэтому родители

    обязательно должны рассказывать много интересного своему ребенку, читать

    книги, объяснять различные явления природы, которые привлекают внимание

    детей, например, во время прогулок и, тем самым, взрослые способствуют

    расширению кругозора, развитию любознательности, воспитанию интересов

    своего ребенка.

    Родители часто спрашивают у воспитателя: “Сколько времени требуется,

    чтобы подготовить ребенка к школе?” Много — несколько лет, ведь подготовка

    к школе продолжается в течение всего периода дошкольного детства.

    Конечно, задач, и весьма сложных, перед родителями очень много. Но для

    тех, кто задумался над ними вовремя, эти воспитательные проблемы могут

    решаться без особых затрат дополнительного времени — в повседневной жизни,

    день за днем, в обычном общении с ребенком.

    Для того, чтобы подготовить ребенка к школе не требуется

    дополнительного внимания — обучение практическим навыкам легко вписывается

    в бытовые дела семьи, а занятия, организованные родителями дают прекрасные

    результаты, даже если им отводится совсем немного времени. Таким образом,

    мы видим, что важно не количество времени, уделяемого взрослыми для общения

    с детьми, а качество общения, смысловое содержание бесед между взрослыми

    членами семьи и детьми.

    Однако, без соответствующей работы необходимый уровень развития ребенка

    не будет достигнут. часто родители, уделяя большое внимание приобретению

    малышом различных знаний, умений, навыков, пускают на самотек формирование

    психологических процессов, обуславливающих успешность его общего развития.

    В школе нередко в 1-м классе встречаются дети, которые свободно владеют

    речью, обладают необходимым запасом знаний об окружающем, умеют читать,

    считать, но, в то же время, являются неподготовленными к школьной жизни.

    Если проанализировать трудности, с которыми сталкивается младший школьник,

    то можно обнаружить за ними допущенные родителями просчеты в воспитании. У

    одного не выработана познавательная потребность, в результате интерес к

    учению быстро улетучивается. Другой не владеет способами приобретения

    знаний и, сталкиваясь с трудностями, не умеет их преодолевать. У третьего

    не сформированы общие основы деятельности, он не может организовывать свой

    труд, контролировать свои действия, концентрировать и распределять внимание

    при выполнении различных заданий. Четвертый не знает зачем он учится. Все

    эти дети нуждаются в постоянной опеке, т. к. привыкли получать от взрослых

    все в готовом виде.

    2. Подготовка ребенка к школе

    Рассмотрим причины, по которым ребенок может быть неподготовлен к

    школе.

    Изучение практики воспитания показывает, что во многих семьях родители

    не уделяют должного внимания подготовке ребенка к школе. Чаще всего это

    происходит в результате недостаточности педагогического уровня родителей.

    Такие родители заботятся о материальном обеспечении детей, но не готовят их

    к школе, к систематическим учебным занятиям. В таких семьях нет интереса к

    чтению книг, такие родители не развивают речь ребенка, не работают над

    произношением, не прививают интереса, не воспитывают у детей

    психологическую готовность к труду, трудолюбие. Ребенок из такой семьи

    начинает показывать более слабые результаты своей деятельности, чем его

    одноклассники. В результате у него появляется отрицательное отношение к

    учению.

    Единственный ребенок в семье — это дополнительные трудности и заботы.

    Единственные дети растут среди взрослых и часто это приводит к ошибкам в

    воспитании. В одних случаях детей заласкивают, балуют, ограничивают

    самостоятельность. В других возлагают на ребенка честолюбивые надежды и

    переоценивая неокрепшие силы сына (дочери), родители загружают их занятиями

    (музыкой, языками, чтением). У таких детей тенденция к “взрослению”, у них

    нет той детской непосредственности, игр, забав, свойственных другим. Так,

    наблюдения показывают там, где дети растут в общении с братом, сестрой, они

    более приспособлены к жизни: быстро налаживают контакт. Родителям, у

    которых растет один ребенок, следует помнить, что не следует воспитывать в

    нем сознание исключительности, так как это приводит к конфликтам с

    товарищами. Дети, не приученные к справедливой оценке своих поступков,

    долго не могут определить свое место в коллективе. Поэтому внимание к

    детям, заботу о них нужно проявлять в такой мере и формах, чтобы у них не

    возникала переоценка собственных сил и возможностей.

    У некоторых детей трудности вхождения в школьную жизнь связаны с

    неумением жить в коллективе, подчинять свои поступки и желания требованиям

    взрослых и интересам своих товарищей.

    По тому, какой ребенок среди других, можно многое узнать о его

    характере, привычках и о наших педагогических просчетах тоже. Родители и

    другие близкие люди первые, кто не только удовлетворяет его потребность в

    общении, но и дают эталон поведения. Поэтому взрослые должны заботится о

    должном эмоциональном уровне общения, о том, чтобы учить ребенка

    сопереживанию, взаимопониманию, справедливости, доброжелательности,

    щедрости. В общении с близкими ребенок впервые видит себя глазами других и

    на основе этого составляет представление о себе самом. Очень важно, чтобы

    оно соответствовало действительности, иначе, если это представление будет

    подвергнуто переоценке со стороны новых знакомых, это очень тяжело

    отразится на формировании личности ребенка и осложнит его вхождение в

    детский коллектив. В старшем дошкольном возрасте познавательная активность

    ребенка от мира вещей распространяется и на мир людей, рождается интерес к

    их поступкам, характерам, взаимоотношениям. Вот где важно родителям помочь

    своим детям найти важные ориентиры в жизни.

    Напомним родителям, что будущий школьник должен хорошо владеть навыками

    и привычками культурного поведения: уметь вести себя с незнакомыми людьми,

    не стесняясь отвечать на вопросы и самому задавать их взрослым и товарищам.

    Ребенок должен владеть также элементарными навыками самообслуживания и

    личной гигиены. Научится всему этому помогают строгий режим дня и

    выполнение постоянных обязанностей по дому. В посильных домашних делах у

    детей тренируется способность вовремя переключаться с игры на необходимое

    занятие. Безусловно, всему этому дети не научатся сами, без участия

    взрослых. Так что родители старшего дошкольника должны заранее об этом

    позаботиться.

    Поэтому, осуществляя подготовку к школе, взрослые вносят определенную

    коррекцию в организацию детской деятельности и общения с тем, чтобы

    способствовать развитию наиболее важных с позиции предстоящего школьного

    обучения черт личности и поведения. Особенно необходимо всестороннее

    развитие познания, деятельности и личности в целом. Лишь на этом фундаменте

    могут развиваться специальные способности.

    Конечно, не каждый ребенок при поступлении в школу должен знать буквы и

    читать, но обстановка развития познавательных интересов, внимание к его

    умственной деятельности, настроя на школу, на серьезный учебный труд должна

    быть создана в каждой семье. Учебная работа требует от ребенка поиска новых

    решений познавательных задач, потребует волевых усилий, умственного

    напряжения, умения самостоятельно мыслить.

    Готовность ребенка к школе определяется его общей, интеллектуальной и

    психолого-педагогической подготовкой.

    Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т.

    е. сама по себе. Она образуется постепенно и, самое главное, требует

    верного педагогического руководства, специально организованных занятий с

    ребенком в семье.

    Для дошкольника, который посещает детский сад, регулярные “домашние

    уроки” не будут новостью сами по себе, но характер их будет совсем иной.

    Ведь в детском саду воспитатель одновременно обучает коллектив ребят, дома

    же с ребенком занимаются индивидуально. Это позволяет лучше учесть его

    возможности, способности, характер. Кроме того, общение между ним и

    взрослым, даже если занятия происходят 1-2 раза в неделю, сближают ребенка

    с матерью или отцом, способствуют их деловому или эмоциональному

    взаимопониманию, позволяют добиться больших успехов в развитии.

    Такие занятия особенно необходимы для детей, которые в детский сад не

    ходят. Они не только дают новые знания, приобщают к разным видам

    деятельности, постепенно и планомерно совершенствуют восприятие и мышление,

    но и облегчают переход к роли школьника, планомерному и обязательному

    обучению. У дошкольника вырабатывается привычка заниматься в определенное

    время, содержать в порядке рабочее место, выполнять требования взрослых.

    Все это поможет ему правильно организовать и свою учебную деятельность.

    Таким образом, мы видим, что занятия с ребенком в семье несут не только

    обучающий и развивающий смысл, но имеют также важное воспитательное

    значение.

    Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима.

    Какие же условия полноценное психическое развитие ребенка и его

    подготовку к учебному труду?

    Первое и самое главное — постоянное сотрудничество ребенка с другими

    членами семьи. Сотрудничество осуществляется в разных формах и не сводится

    к словесному общению. Возникновение желания сотрудничать со взрослыми,

    ориентировка на взрослого, на его пример, знания которые он передает,—

    необходимое условие полноценной подготовке к школе.

    Другим условием успешного воспитания и развития является выработка у

    ребенка умения преодолевать трудности. Умственное развитие ребенка не может

    нормально осуществляться, если у него не выработано правильное отношение к

    трудностям, желание и умение их преодолевать. Не всегда у детей все

    получается сразу. В школе ребенку нередко приходится переделывать одно и

    тоже упражнение по несколько раз. Если ученик готов, он преодолеет

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.