МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности

    психических процессов. Сама школа медленно и болезненно меняет свою

    педагогическую парадигму. Стихийный поиск добавляет новые проблемы. Одной

    из самых острых проблем остается воспитание. Каковы же концептуальные

    основы воспитания в сложившейся политической и экономической обстановке?

    1. Воспитание как возрождение гражданина, человека культурного и

    нравственного, как необходимое условие социализации личности, является

    социально обусловленным процессом, выполняющим стабилизирующие функции.

    2. Сохранение, развитие культуры.

    3. Обслуживание исторического процесса смены поколений.

    4. Создание условий для свободного развития личности, как субъекта культуры

    исторического процесса собственного развития и жизнетворчества.

    Важными базовыми компонентами воспитания являются:

    1. Воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания,

    гражданственность, чувство собственного достоинства, самодисциплины).

    2. Воспитание гуманной личности (милосердие, доброта, терпимость,

    доброжелательность, готовность оказать помощь).

    3. Воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании в

    красоте общения).

    4. Воспитание творческой личности (развитие способностей, знаний, умений,

    навыков, интеллекта).

    5. Воспитание практичной личности (знание основ экономики, трудолюбия,

    хозяйственность, владение языками, физическая закалка, хорошие манеры).

    Обновление воспитания, опирающегося на принцип гуманизации означает:

    1. Возвращает воспитание к человеку.

    2. Поддержку индивидуальности и самобытности ребенка, решительный отказ от

    «валового» подхода в воспитании и признание каждого отдельного ребенка

    высшей ценностью воспитания, развитие субъективных свойств творческой

    потенциала.

    3. Осуществление в контексте национальной культуры, как среды питающей

    духовное и нравственное развитие ребенка.

    4. Возвращение воспитания в семью к родителям, признание в них главных

    воспитателей, поиск путей педагогического сотрудничества и доверительного

    общения с родителями.

    5. Существенное повышение педагогической культуры воспитателей, обретение

    ими гуманистической педагогической позиции. Современной школе нужен труд,

    дающий возможность проявляться интересам детей и педагогов, их

    созидательным силам и стремлениям. Восстановление и сохранение природы,

    исторических памятников, возрождение народных промыслов, во всем

    необходимо участие школы.

    Для образовательных учреждений с гуманистическими воспитательными

    системами характерны следующие признаки:

    1. Наличие собственной идеологии школы.

    2. Формирование определенного образа жизни.

    3. Педагогически целесообразная организация среды образовательного

    учреждения, как внутренней (предметно-эстетической, пространственной,

    духовной), так и внешней (Социальной, природной). генеральной целью

    воспитания является формирование гармонично развитой личности, способной

    полноценно выполнить систему социальных ролей; функции семейные,

    трудовые, гражданские, геосоциальные, саморегулятивные. При этом

    необходимо ориентироваться на общечеловеческие ценности, следует помнить

    об опережающем характере цели воспитания, о необходимости проектирования

    тех качеств, которые понадобятся нашему воспитаннику для

    жизнедеятельности в будущем. Воспитание должно подготовить сегодняшнего

    ребенка и завтрашнего гражданина к жизни и работе в демократическом

    обществе, где действительными, а не мнимыми регуляторами поведения будут

    мораль и право.

    Свобода как цель и необходимое условие прогрессивного развития

    достижима лишь при условии ее осознания участниками образовательного

    процесса, осознания, которым может снабдить молодежь только воспитание и

    обучение в их единстве. Чтобы человек мог справиться с грузом

    ответственности, возлагаемым на него свободой воли, ему необходимо

    мужество.

    Стремление к самостоятельности выбора того, что составляет содержание

    и смысл жизни — работы, общения, потребления, личной жизни, досуга, присуще

    человеку, но воспитание призвано вдохновить эту генеральную потребность

    личности, укрепить, наполнить ее конструктивным содержанием.

    В воспитании нуждаются добродетели созерцания и рефлексии, рвения к

    истине, творчеству и самосовершенствованию. Колоссальное значение имеет

    также приобщение людей к искусству достойного человека счастья, искусству

    благородного наслаждения прекрасным. Чтобы восполнить утрачиваемый смысл

    жизни в постоянно усложняющемся мире, учение и научную работу, размышление

    над сложными Проблемами, бескорыстное стремление к познанию важно

    представить как трудную, но достойную, очень нужную, возвышающую человека и

    уважаемую другими деятельность.

    Правильное воспитание призвано гармонизировать способности и

    потребности людей. А для достижения этой цели им нужно уметь

    рефлектировать. Неразрушительное, а то и созидательное, творческое сознание

    образованному и развитому человеку дает только рефлексия — и цель, и

    важнейший компонент образовательно-воспитательных усилий.

    Воспитание призвано позаботиться об умственном развитии детей,

    достаточном для понимания ими различий между мечтой и учением, пророчеством

    и доктриной, утопией и наукой. Важно убедить подростков не обманываться

    словами.

    Воспитание ума, нацеленное на предотвращение личных и общественных

    трагедии, должно включать в себя обучение последовательной самокритичности

    и критичности, способности трезво мыслить, готовности подвергать сомнению

    все надежды и устремления и отвергать их, если они заключают в себе

    опасность. Нужно научить детей ненавидеть самообман. В жизни часто придется

    перепроверять информацию, искать и находить новые материалы для такой

    проверки и перепроверки.

    Человеку необходимо постоянно поддерживать в себе интерес к жизни, к

    окружающему миру. Поэтому в высшей степени желательно соединение

    эстетического и этического начал в личности.

    Воспитание, основанное на глубоком знании моральной организации

    человека. Чтобы выжить, обществу предстоит научиться более искренней

    терпимости, чем ныне признаваемая.

    Социальная педагогика служит цели облагородить, очеловечить

    разрушительные эгоистические природные влечения, ибо иначе совместная жизнь

    людей становится невозможной. В связи с этим необходимо преодолеть

    отчуждение человека от культуры. Педагог должен способствовать

    интериоризации культурных предписаний, сочетая внутренние задатки ребенка с

    активно взывающими к их развитию внешними обстоятельствами, приводя к

    первым успехам и закрепляя их последующими Содержание воспитания. Что же

    необходимо знать каждому члену общества? То, что полезно для домашнего

    хозяйства, для ведения своих дел, свободного развития способностей и

    профессиональных навыков, для умения осуществлять и защищать свои права,

    для понимания своих обязанностей и возможности их хорошего исполнения;

    суждения о поступках по точным критериям; то, что полезно для отторжения

    внушения.

    Новым поколениям необходимо знать пути самоуничтожения человечества. К

    ним мы относим прежде всего глупость, невежество, жадность и

    недальновидность. История человеческой глупости представляет собой ценный

    компонент содержания воспитания: она "учит" учиться на уже совершенных

    ошибках. Одновременно история заблуждений и трагедий разума полезна в том

    смысле, что способствует развитию осторожности, строгости суждений, дает

    представление о сложности умственной работы, учит уважать ее и проверять

    конечные результаты.

    Социальной педагогике предстоит оказать помощь молодежи в усвоении

    целей жизни, а значит, своей деятельности. Этому служит эволюция культуры и

    науки. Их история помогает новым поколениям лучше понять современность. В

    истории искусств, ремесел, теорий, технологий, социальных устройств и т.д.

    приращение знаний о законах мира предстает как бы в замедленной киносъемке,

    раскрывающей драму людей и идей, обобщающей причины успехов и поражений

    человечества. Это позволяет усвоить законы развития прогресса, застоя и

    регресса в исторической перспективе.

    Большое значение имеет и изучение истории субъекта познания (его

    рациональности и самого понятия): оно воспитывает конструктивность

    мышления, располагает к творчеству и служит просвещению в более обширном

    смысле — как выходу человеческого рода из состояния несовершеннолетия в

    состояние свободного неразрушительного творчества жизни.

    Огромное значение приобретает усвоение методов познания, понимание их

    сравнительной эффективности, развитие способности к их уместному и

    правильному применению. Научное и учебное познание имеет грани

    взаимодействия, позволяющие применять методы науки в воспитательных целях.

    Так, интроспекция, в психологической науке служащая методом исследования и

    диагностики, является одновременно и эффективным способом

    самосовершенствования.

    Любовь, свобода, гармония — вот три величайшие силы в воспитании

    человека, его счастье и судьбе. Они дают защиту от (ужасов мира, закаливают

    в жизненной борьбе и уравновешивают немногие радости со многими скорбями.

    Школа должна защищать, развивать, поощрять самостоятельность и

    ответственность. Такое воспитание позволяет преодолевать страх людей перед

    свободой личного выбора.

    Ни одно действие растущего человека не может быть совершено без

    предварительного размышления над причинной зависимостью одних поступков от

    других: только таким образом можно развить ценнейшую способность предвидеть

    последовательность и последствия действий.

    Взгляд в будущее.

    Опасность человечеству исходит прежде всего от неправильного

    воспитания, укореняющего самодовольное и не подозревающее о себе скудоумие,

    жадность, безответственную недальновидность.

    Обществу приходится опасаться нового деспотизма. Ибо оно столкнулось с

    ростом невежества, научившегося добиваться власти, — властвующего

    невежества серых, поверхностно образованных людей. Отсюда — жесточайшие

    наши беды

    Социальная справедливость может войти только в свободную страну.

    Поэтому интеллектуальная свобода обладает всемирно-историческим

    спасительным значением.

    В обозримом будущем воспитательно-образовательная активность станет

    наиболее емким резервуаром социально и" индивидуально-ценной занятости

    сотен миллионов людей. В исторической перспективе воспитание должно

    предшествовать экономике и политике и опережать их в каждую данную единицу

    времени. Воспитание обладает властью над властью: влияет на общественное

    мнение и стимулирует производство идей.

    ГЛАВА 2

    § 1. Современный подход к внеклассной работе. Новые формы внеклассной

    работы.

    В.А. Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается

    наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать:

    мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый

    результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом

    себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые

    изощренные методы и приемы воспитания остаются пустыми, если они не

    приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над

    собственной судьбой.»[1]

    Какое же мировоззрение формирует сегодняшняя школа? Многие учителя

    честно отвечают на этот вопрос – никакое. Но ведь так не должно быть.

    Человек растет, он должен ответить себе на вопрос: что такое хорошо и что

    такое плохо. Он поставлен перед необходимостью хоть в каком-то приближении

    понять, что такое жизнь, как она устроена и что ему в ней делать. Если

    сегодняшняя школа оставит на время формирование целостного устойчивого

    мировоззрения у ребенка, она просто предаст его.

    Школа лишилась сформированной цели и рациональной системы воспитания,

    классное руководство превратилось в формальность. Попытка свести воспитание

    к образованию противоречит всему опыту мировой педагогики.

    В основе качеств личности всегда лежало отношение человека к другому, к

    обществу. Но чтобы оно сложилось, и закрепилось, отношение должно долго

    функционировать и тогда оно закрепится как качество личности. Для этого

    требуется общение, оно дает возможность получить и пережить более широкий

    опыт, усвоить ценностные отношения. Условием общения должно быть: свобода,

    равноправие, независимость участников общения.

    О.С. Газман в статье «Ответственность школы за воспитание детей»

    предлагает идеи, которыми можно руководствоваться в современных условиях:

    1. Воспитание – это органическая часть целостного «образования личности»,

    оно осуществляется под влиянием внешних факторов социализации и

    внутренних процессов саморазвития личности.

    2. Процесс воспитания – это взаимодействие взрослых и детей (их

    сотрудничество) с целью создания благоприятных условий для саморазвития

    всех субъектов.

    3. «Реализм целей воспитания» означает не всестороннее, а разностороннее

    развитие личности.

    4. Базовая культура личности служит основанием для разработки содержания

    воспитания.

    5. Идея жизненного самоопределения личности воспитанника становится

    основополагающим для гуманистической ориентации педагога.

    6. Участие детей во внеурочной воспитательной работе должно быть

    добровольным.

    7. Коллективная творческая деятельность – это совокупность задач, методов,

    обеспечивающих гуманистическую самоуправляющуюся общность детей и

    взрослых.

    Школа всегда часть общества, в школе рождается завтрашний день страны.

    Вот почему судьба школы – дело не одного лишь узкого круга специалистов по

    педагогике.

    Семья закладывает фундамент личности, на школу падает главный труд по

    ее строительству, причем нередко приходится заниматься и укреплением и

    перестраиванием самого фундамента. Один из главных аспектов мировоззрения

    воспитания – развитие у человека способности самостоятельно оценивать

    социальный явления. Эта способность необходима современной молодежи и как

    предпосылка социальной правильности ее поведения в обстановке ослабления

    традиционных форм общественного регулирования и контроля. Даже Существенно

    повысить воспитательную отдачу обучения, школа не вправе отказываться от

    воспитания как первичной и более масштабной цели, достижение которой

    призвано поднять на новую качественную высоту отношение учителя к учащимся.

    Поэтому задача уже начальной школы: начинать воспитание культуры поведения

    и мышления, уважительного отношения к труду и старшим.

    Труд подростков, направленный на организуемый школой не единственный

    способ приобщить к трудовой деятельности. Как показали социологические

    исследования дети мало трудятся по дому, и в этом направлении также

    необходимо работать школе. Дети мало читают, больше смотрят телевизор, а

    это большая разница. Важное значение имеет такая организация

    профессиональной ориентации, которая на много бы увеличила трудовую отдачу

    каждого, повысила бы удовлетворенность трудом, так как только труд

    человека, нашедшего себя, может стать творческим, принести ему уважение

    товарищей. Общественность может способствовать воспитательной деятельности

    семьи и школы в различный направлениях. Это развитие неформальных контактов

    с подростками, важно в этом случае, чтобы взрослые выступали перед детьми в

    роли образцов. В настоящее время, в период научно-технической революции,

    обновления общества, эффективно готовить молодежь к жизни может только

    школа воспитывающая. Хочется закончить словами ректора Рязанского

    Педагогического университета Лиферова А.П.: «Чтобы стать центром сообщества

    (микрорайона) школа сама должна стать глобальным сообществом, где вклад

    каждого в общее дело, где отношения учащихся и родителей к учебному

    процессу не потребительское, а конструктивное и созидательное. Разработка

    концепции школы от ее общей миссии и портрета выпускника, до разработки

    планов, программ и требований к уроку, к оценке результатов – процесс

    длительный и непрерывный, т.к. требования жизни и новые наработки учителей

    вносят в него свои коррективы».[2]

    § 2. Направления стратегии воспитания в современной школе.

    Существующий уже несколько лет общественно-экономический кризис в

    нашей стране тесно связан с низким уровнем образовательной и воспитательной

    систем, в условиях реально существующего социализма. Прежде всего имеет

    место особый воспитательный диссонанс.

    Педагогический диссонанс понимается как отсутствие гармонии и

    согласования, как расхождение между предполагаемым и существующим итогами

    воспитания. Намеренные цели воспитания остаются в диссонансе с реально

    проявляющимися результатами – взглядами и поведением молодежи. Например, в

    системе общественных ценностей, принимаемых современной молодёжью,

    преобладают те, которые касаются личных индивидуальных дел, а такие, как

    культурная и общественная активность, политическое неравнодушие или даже

    профессиональный труд, далеко не на первом плане. Имеем дело с адаптацией

    молодёжи к существующим условиям, но в принципе разным чем предположенные

    представления социалистического образа жизни.

    Чем же объясняется педагогический диссонанс? Почему так случилось,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.