МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Воспитание детей в игре

    полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие

    представления о значении труда, о роли различных профессий.

    В игре умственная активность детей всегда связана с работой

    воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует

    человек, которому хочется подражать,что он говорит. Воображение проявляется

    и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем

    отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо

    подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому. Так

    в игре развиваются творческие способности будущего школьника.

    Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь

    детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельность. Даже в

    хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться,

    станет вялым, если он лишен увлекательной игры.

    В игре все стороны детской личности формируются в единстве и

    взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей

    товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае,

    если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные

    поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации

    детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого

    ребенка, его активность.

    Н.К. Крупская впервые в педагогике поставила вопрос о связи игры с

    трудом. Она доказала, что у детей нет резкой грани между этими видами

    деятельности; в игре, как и в работе, главное – постановка цели и ее

    выполнение. По мнению Н.К. Крупской, игра готовит детей к труду. Эту

    мысль развивает А.С. Макаренко. Он утверждает, что хорошая игра похожа на

    хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость

    творчества, чувство ответственности.

    «Чем же все-таки отличается игра от работы? …Работа есть участие

    человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных,

    иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к

    общественным целям она не имеет прямого отношения, но к ним отношение

    косвенное, она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям,

    которые необходимы для работы»1 .

    Идеи Н.К. Крупской и А.С. Макаренко лежат в основе советской

    педагогики игрыю

    Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам

    мамы и бабушки, работе воспитателя, врачаб учителя шофера, летчика ,

    космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду,

    полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем

    участие.

    Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать,

    как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном

    образе; моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры

    оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой

    образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, он

    превращается в рабочего кондитерской фабрике, а убирая участок, становится

    дворником.

    В игре формируются моральные качества; ответственность перед

    коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование

    действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные

    вопросы.

    Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников –

    рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства

    отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности

    имеют много общего; можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по

    ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

    Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего

    развития детей связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется

    ее место в педагогическом процессе детского сада. В «Программе воспитания в

    детском саду» указано, что игра – важнейшая самостоятельная деятельность,

    которая имеет большое значение для становления индивидуальности и

    формирования детского коллектива. Для каждой группы определены задачи

    воспитания, которые решаются с помощью игры.

    Руководство творческими играми – один из самых сложных разделов

    методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что

    придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что

    роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в

    играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и

    своеобразных приемов управления.

    Важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение

    завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только

    в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним

    интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю

    ребята охотно расказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и

    помощью. Часто

    ставится вопрос; может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру?

    Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы

    дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет

    успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием,

    когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре

    раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные

    черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности

    дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают

    наити правильный подход к каждому ребенку.

    Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор

    темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

    Тема игры – это то

    явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа,

    путешествия, праздники.Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды

    в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по

    одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает

    человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи

    (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок.

    Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к

    выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают

    мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в

    сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами

    ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но

    игровые образы всегда индивидуальны. Содержание игр советских детей

    разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных

    профессий, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его

    внимание. Деление игр на бытовые, производственные и общественные условно.

    В одной и той же игре часто сочетаются элементы бытаб труда и общественной

    жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу;

    родители с детьми идут на праздник, в театр. Но в каждой игре есть

    преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое

    значение. И гра с куклами в дочки-матери

    существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые

    впечатления об окружающей жизни, родители – самсые близкие, любимые люди,

    которым прежде всего хочется подражать. Закономерно также, что куклы

    привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и

    бабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм (“зачем

    тебе кукла, ты ведь не девочка”), и они с удовольствием бывают папами,

    выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей.

    Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о

    взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры

    помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желение

    заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают

    некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели,

    подметают пол в своем “доме”, стирают кукольное белье.

    Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой

    деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много

    новых впечатлений. В игре отражается повседневная жизнь детского сада и

    необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение кукольного

    театра, зоопарка.

    Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных

    профессий. Во всех детских садах ребята возят самолетах. Повсюду в нашей

    стране идет строительство, и дети без устали строят дома, новые города. В

    этих играх специфика труда и быта каждой республики, каждой области.

    Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к

    разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

    Задача воспитателя – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их

    увлекательными, насыщенными действиями.

    Не следует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжеты

    игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а

    комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. И

    если им предложить действовать по плану воспитателя, копировать данные

    образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность,

    непосредственность. В высказываниях великих педагогов – К.Д. Ушинского,

    Н.К. Крупской, А.С. Макаренко игра рассматривается как самостоятельная

    творческая деятельность детей.

    “Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской

    инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели…

    Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать

    им те или иные игры…”1.

    “Мы на ребят должы влиять, и влиять очень сильно, но так, чтобы дать

    известное развитие силам, не водить их за ручку, не регулировать каждое

    слово, а давать возможность всестороннего развития на игре, общении, на

    наблюдении окружающего…”2.

    А.С. Макаренко, давая советы родителям, указывает на распространенные

    ошибки семейного воспитания: некоторые родители просто не интересуются

    игрой своих детей, другие ограничиваются тем, что накупают много игрушек,

    третьи слишком вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают, лишают

    ребенка возможности самому решить игровую задачу. “У таких родителей

    ребенку ничего не остается, как слушаться родителей и подражать им: здесь,

    в сущности, играют больше родители, чем ребенок”3. В педагогических

    исследованиях и в практике детских садов мысли Н.К. Крупской и А.С.

    Макаренко находят свое развитие и подтверждение.

    Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей,

    необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игре, почему подражают

    именно данному герою, изображаютданное событие.

    Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется

    силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и

    повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к

    близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.

    Задача воспитателя – помочь ребенку выбрать из массы жизненных

    впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей

    игры. Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь

    управления игрой – создание интереса к тому или иному событию жизни,

    влияние на воображение и чувство детей.

    Для того чтобы получилась интересная игра, недостаточно, чтобы дети

    только увидели, как строят дом, перевозят грузы. Если ограничиться этим,

    ребята будут подражать только действиям взрослых, не осознавая значения их

    труда. В результате игра будет бедной, малосодержательной. Надо глубоко

    взволновать детей событиями жизни, трудовыми подвигами, чтобы они захотели

    подражать им.

    Влияние искусства и художественной литературы на формирование

    личности ребенка чрезвычайно велико. Книга открывает перед детьми новый

    мир, впервые заставляет задумываться над тем, “что такое хорошо и что такое

    плохо”. Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь

    детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у

    ребят появилось желание воплотить в игре образы героев литературных

    произведений.

    Сильное влияние на игру оказывает зрелища, особенно телевидение,

    которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный

    материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных детских

    передач, а также предач о событиях, которыми живет наша страна.

    Опираясь на интересы детейб на их представления, педагог руководит

    выбором игры. Различными приемами он вызывает в памяти ребят то, что они

    видели, о чем им читали. Для малышей, например, важно наглядное напоминание

    – игрушки: игрушечное пианино наводит на мысль провести музыкальное

    занятие, игрушечные животные напоминают знакомую сказку. Иногда, чтобы

    подсказать детям идею игры, можно показать им спектакль кукольного театра

    или театра игрушек. Повторяя инсценировку, малыши в основном ее

    переделывают, объединяя показанное со своим личным опытом: так, доктор

    Айболит лечит не зверей, а кукол, которые заболели гриппом.

    Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и

    ее содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвертом году жизни

    дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель. Перед

    началом игры воспитатель спрашивает: “Во что будете играть? Что построите?

    Куда поедите на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?” Эти

    вопросы заставляют детей задумываться и наметить основной сюжет, который в

    дальнейшем может измениться.

    Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер,

    становится содержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте

    больший игровой опыт, более развитое воображение помогает детям самим

    придумывать различные интересные сюжеты. Воспитателю достаточно лишь

    словесного напоминания об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея

    новой хорошей игры. Важным побудителем игры является также беседа, в

    которой раскрывается смысл виденного и прочитанного, характеры действующих

    лиц, их переживания. Если удается увлечь детей сюжетом, игра возникает

    естественно даже без предложения воспитателя. Но педагог может и

    посоветовать детям тему игры, если знает, что она заинтересует их.

    Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе

    личности каждого ребенка – один из важнейших и очень сложных вопросов

    педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером

    переживаний ивзаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль,

    ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не

    матрос, и капитан – это только его товарищ. Оказывая внешнее уважение

    командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства –осуждает его,

    завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и

    глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы.

    Задача педагога – воспитывать детей на лучших примерах из жизни и

    деятельности людей, способствующих формированию положительных чувст и

    побуждений.

    При организации игры перед воспитателем встают трудные вопросы:

    каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением

    товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого

    внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей

    необходимо воспитывать активность и организаторские умения.

    Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей.

    В игровоя деятельности формируются многие положительные качества ребенка,

    интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные

    способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того

    чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

    § 3 РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ИГРОВОГО ЗАМЫСЛА

    Первеночальные ростки творчества могут появиться в различной

    деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От

    воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем

    обеспечат участие ребенка в творческом труде.

    Н.К. Крупская в речи на третьей конференции по дошкольному воспитанию

    (1926 г.) поставила вопрос о том, что уже в дошкольном возрасте надо

    формировать такие способности, которые требуются для подготовки «умелых

    работников» во всех областях труда. «…Если мы понаблюдаем, как развивается

    та или другая способность, то мы видим, что решающим является сплошь и

    рядом какое-нибудь переживание раннего детства»[1]. Н.К. Крупская не раз

    указывала на необходимость всячески поощрять и развивать детское

    творчество.

    Психологические и педагогические исследования, а также практика наших

    детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей

    падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.