МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Воспитание и обучение в Древнерусском государстве ХI-XV вв

    сочинений об иноческой жизни и "слов" (с достоверностью считают

    принадлежащими ему восемь или девять "слов"). "Слова" Кирилла Туровского,

    еще более нежели поучения Илариона, представляют чрезвычайно замечательное,

    даже единичное явление в древней письменности по их высокой литературной

    обработке. Старые книжники, с той поры и после, вообще близко держались

    греческих (переводных) образцов, но Кирилл, хотя также отчасти с ними

    связанный, является самостоятельным писателем крупного дарования: это -

    оратор, знакомый с приемами искусства. Новейшим исследователям древнего

    периода он кажется почти загадкой или явлением исключительным: это - ученик

    византийских церковных ораторов, но вообще он своих образцов не повторял.

    Едва ли кто из последующих церковных ораторов может сравниться с Кириллом

    по изяществу речи, принимающей иногда и поэтические оттенки. Древнему

    периоду принадлежат еще несколько других произведений замечательного

    достоинства: они свидетельствуют о живом поэтическом творчестве, еще не

    подавленном церковно-аскетическими запрещениями, и о разнообразных

    литературно-народных интересах. Таково, во-первых, знаменитое "Слово о

    полку Игореве", повествующее, как настоящая поэма, о походе князя Игоря

    против половцев, в конце XII века. Это - произведение единственное в своем

    роде во всей допетровской письменности, произведение высокого достоинства,

    к удивлению - не оставившее никакой поэтической традиции: в древней

    письменности мало следов его влияния. Найденное случайно в конце XVIII века

    гр. А.И. Мусиным-Пушкиным в рукописи XV - XVI века, сгоревшей потом в

    пожаре 1812 г., "Слово" было издано весьма неумело. С тех пор оно вызвало

    множество изданий и комментариев; последние приобретают некоторую почву

    только теперь, с развитием изучения народной поэзии, к которой "Слово"

    различным образом примыкает. Оно открывается обращением к "соловью старого

    времени", вещему Бояну, и дает нам красивый, хотя неясный, намек на старого

    народно-дружинного певца. Рассказ о походе, о битве, о скорби покинутой

    Ярославны исполнен поэтическими чертами редкой красоты, параллели которых

    отыскиваются теперь в народно -поэтическом предании. "Слово" было написано

    книжником, над которым, однако, еще владычествовала народно - поэтическая

    стихия, почему рядом с "Богородицей Пирогощей" являются на сцене Даж-бог,

    Хорс, оборотень Всеслав, народное причитание, призывы сил природы и т. д.

    Автор "Слова" - вместе с тем горячий патриот: он с гордой радостью

    вспоминает имена князей, прославлявших русскую землю, и, рассказывая о

    поражении и плене князя, скорбит о раздорах, которые делят русскую землю и

    отдают ее насилию поганых. Во всей поэме неизменно господствует тон

    высокого одушевления. Отрывочный остаток княжеской литературы древнего

    периода представляет "Слово" или "Моление" Даниила Заточника , обращенное к

    князю Ярославу Всеволодовичу, вероятно, в первой четверти XIII века. Это -

    моление провинившегося дружинника, сосланного на озеро Лаче: но Даниил был

    человек книжный, и свое моление обставил нравоучительными текстами из

    Писания, народной мудростью и замысловатым остроумием, вследствие чего

    личное послание стало весьма распространенным памятником литературы

    нравоучительных изречений. К началу XII столетия относится замечательный

    памятник древней письменности - "Хождение" Даниила игумена, ходившего в

    Иерусалим в 1106 - 1108 годах. Паломничество стало распространяться с

    первых веков русского христианства, и до такой степени, что церковная

    власть нашла нужным воздерживать странников (чтобы противодействовать

    бродяжничеству), объясняя, что душу можно спасти и дома доброй жизнью (так

    - в "Вопросах Кирика" к архиепископу Нифонту ). Паломники, как особый

    разряд людей, подлежали церковному ведению и суду. "Хождение" Даниила,

    впоследствии самый распространенный памятник паломнической литературы,

    занимает в ней первое место и по своему литературному достоинству. Оно

    проникнуто благочестивым настроением, написано "верных ради человек",

    чтобы, слыша о святых местах, о них скорбели и получили равную мзду с теми,

    кто доходил до них. Автор прибавляет, однако, что большую мзду можно

    получить, оставаясь дома добрыми людьми. В Святой земле у Гроба Господня,

    Даниил молится за русскую землю и русских князей. Рассказ его отличается

    точностью описаний и полной верой в легендарные сказания, какие он раньше

    знал и здесь слышал и в которых, как в то же время в летописи, мы имеем

    первые свидетельства о широко распространенной потом апокрифической

    литературе. Около 1200 г. странствовал в Царьград новгородский архиепископ

    Антоний, в миру Добрыня Ядрейкович (Андрейкович). Антоний видел в Царьграде

    только нескончаемое множество святынь, великолепные храмы, наполненные

    священными предметами библейской и евангельской истории, мощами святых и

    мучеников и пр., - и хождение его опять сполна принадлежит области легенды

    и апокрифического сказания. Кроме исторического значения в судьбах русской

    древней письменности, хождение Даниила имеет большое значение для

    исследований палестинской топографии и археологии, а хождение Антония

    доставляет важные указания для археологии Царьграда. Из этого периода

    сохранились еще любопытные летописная запись от 1163 года (с продолжением

    от 1329 г.), как в том году из Великого Новгорода от святой Софии ходили 40

    мужей-калик ко граду Иерусалиму, ко гробу Господню, как они гроб Господень

    целовали и рады были, взяли у патриарха благословение и святые мощи, и

    принесли их в Новгород; невольно вспоминаются при этом сорок калик в

    былине. Наконец, замечательным памятником древнего периода была летопись.

    Основанием ее была знаменитая "Повесть временных лет, откуда есть пошла

    русская земля, кто в Киеве начал первое книжити и откуда русская земля

    стала есть". По новым исследованиям, "Повесть" не была первым началом

    летописания; ей предшествовал свод известий, составленный в Киеве в

    половине XI столетия на основании русских записей и греческих источников.

    Впоследствии "Повесть", имевшая не одну редакцию, стала обычным началом

    летописи, в ее различных разветвлениях. Где было начало летописи, кто были

    летописцы? Эти вопросы вызывали разные решения; писцами, которые несколько

    раз себя назвали, были духовные лица, от игумена до пономаря; классическим

    древним летописцем представляется монах Нестор, как в поэтической

    реставрации Пушкина - монах Пимен; древним средоточием летописания является

    монастырь, но в том его значении (особливо Печерского монастыря в Киеве),

    какое имел он в Киевском периоде: монастырь был уже ознаменован святостью

    подвижников, он был близок к князю как нравственный, затем и политический

    авторитет; в нем собраны были ученые книжники, в нем стекались известия.

    Некоторые исследователи полагали, что по живости политических интересов

    летопись может считаться именно делом самих городов. Как бы то ни было,

    древнейшая летопись свидетельствовала о живой литературной деятельности и

    широких интересах. Летописец, почти единственный раз в древней

    письменности, хотел дать понятия о целом славянском племени; он исчисляет

    русские племена, с любовью собирает предания о древних князьях, приводит

    документы княжеского архива (договоры Олега и Игоря), рассказывает о

    печерских подвижниках, дает нередко живой рассказ о событиях текущих. Все

    это освещено благочестивым настроением. История начинается с библейского

    рассказа о сотворении мира; после Вавилонского столпотворения, когда языки

    разделились, в Иафетовом племени выделилось славянство, и среди его племен

    - русский народ. Вся история совершается по воле Божьей: княженья и народ

    держатся милосердием Божьим и молитвой; за грехи Бог казнил всякими

    бедствиями - голодом, мором, трусом и нашествием иноплеменных. Летописец

    восхваляет князей благочестивых и книжных. Старейшая летопись, веденная в

    Киеве, и летопись галицко-волынская отличаются от позднейшего летописания

    своей народной свежестью. Как христианин, и вероятно, лицо духовное,

    летописец не дает внимания тому народному быту, в котором хранились еще

    остатки язычества, но он с любовью рассказывает предания исторические о

    первых князьях, о борьбе с иноплеменниками, о первых святых подвижниках; у

    него еще хранится память о целом славянстве, к которому принадлежит русский

    народ; он рассказывает о начале славянской грамоты и, раньше, о посещении

    русской земли апостолом Андреем, предсказавшем величие Киева, матери

    русских городов, и будущий свет христианства в русской земле. Летопись

    галицко-волынская своим оживленным, иногда поэтическим рассказом напоминает

    в некоторых чертах "Слово о полку Игореве"... С первых веков своего

    христианства русская земля имела святых подвижников, как Антоний и Феодосий

    Печерские, как еще раньше, два мученика-варяга, как мученики-князья святой

    Борис и Глеб; доходили даже сказания о святых западнославянских, как

    чешские Вячеслав и Людмила. Почитание памяти святых людей еще в древнем

    периоде положило начало литературе житий, весьма распространившейся

    впоследствии: жития давали историю, но вместе и легенду, так как сказания о

    святых иногда еще при их жизни получали в народной фантазии поэтическую

    окраску в церковном направлении. Святость обыкновенно проявлялась чудесами,

    так что обычным заглавием таких жизнеописаний было "Житие и чудеса". С

    укреплением христианства, при сильном возбуждении религиозного чувства

    область житий, - агиография, - распространилась по всей русской земле:

    каждый большой город имел свою святыню, в виде местного святого,

    чудотворной иконы, знаменитого храма (как святая София киевская и

    новгородская, святая Троица псковская, Богородица владимирская) и т. п. В

    древнем периоде возникла и мысль о собрании в целое таких сказаний,

    результатом чего был знаменитый "Патерик Печерский", сборник житий

    печерских подвижников, составившийся из трудов Симона , первого епископа во

    Владимире (умер в 1226 г.), и монаха Поликарпа : впоследствии он был

    распространен в чтении и подвергся разным редакциям. Древний период русской

    письменности, как и жизни, носит вообще своеобразный характер, которого уже

    не встречаем потом в народной жизни и письменности. Это была пора свежей

    непосредственности, деятельной боевой жизни, оставившей след в поэтических

    преданиях народа; пора международного общения, еще не возбуждавшего

    вероисповедных опасений; пора оживленной и разнообразной письменной

    деятельности, создавшей типы литературного труда для последующих веков

    (летопись, житие, учительное слово, хождение), которые, однако, не умели

    развить поэтического наследия древней Руси (такова одинокость Слова о полку

    Игореве). Владимир Святой, Ярослав и другие князья заботились о школе;

    летопись упоминает князей - книголюбцев; князь Всеволод знал пять языков;

    творения таких писателей, как Иларион и Кирилл Туровский, указывают, по-

    видимому, на правильное изучение словесного искусства (по византийским

    образцам); Владимир Мономах оставил чрезвычайно любопытную автобиографию;

    "Слово о полку Игореве" свидетельствует о высоком поэтическом настроении

    писателя-патриота. Удельная форма государства стала источником политической

    слабости целого, но уделы, располагавшиеся по естественным областям

    "земель", открывали возможность местного развития. Древняя Русь имела уже

    несколько центров политических, которые становились и культурными: Киев,

    Галич, Новгород, Ростов, Тверь, наконец, Москва. Древний период

    представляет и примеры живого общения с Западом: любопытные намеки "Слова о

    полку Игореве" о немцах и венедицах, греках и Мораве, поющих славу

    Святослава, имеют параллель во влиянии западного искусства, доходившем до

    отдаленного Владимира. Не выяснен вопрос о частных свойствах племени,

    игравшего наиболее деятельную роль в Киеве. Некоторые исследователи

    предполагают, что это племя были также великорусы, отступившие впоследствии

    на север; более вероятно другое мнение, что в Киеве действовала та же южная

    отрасль племени, которую видим здесь в последующие века, и упомянутые

    особенности культурного характера древнего периода подкрепляют это

    предположение. Политическая несостоятельность удельно-вечевой формы, из

    которой не выработалась федерация, движение народной колонизации на северо-

    восток частью по условиям первобытного экономического быта, вследствие,

    частью необходимости отграничить финно-тюркских инородцев, частью по

    внушениям богатырского удальства, - еще с XII века наметили новую

    политическую систему, которая и стала мало-помалу утверждаться на северо-

    востоке, где не были так сильны удельно-вечевые предания. Это было

    зарождавшееся стремление к сосредоточению, к утверждению земли во власти

    одного княжеского рода. Оно едва возникало, когда совершилось нашествие

    монголо-татар, на время подействовавшее оглушающим образом. В конце концов,

    под татарским игом процесс завершился возвышением Москвы, которая положила

    конец и самому игу (Амусов, 1999)

    ЛИТЕРАТУРА.

    1. Адити А., Адити Е., Руны. Толкование Старшего Футарка. 1993. С. 31-

    33.

    2. Алферова Н.И. Владимир Мономах. Тюмень, 1997. С. 51.

    3. Амосов С.Ю. История славянской письменности. Екатеринбург, 1998. С.

    24.

    4. Амусов Ю.С. История России с древнейших времен: Учебное пособие.

    Саратов, 1999. С. 56 – 59.

    5. Ангелов Б.С. Труды отдела древнерусск. литер. Ак. наук, 1958. К.14.

    С. 136.

    6. Афанасеко В.В. Летописи. М., 1978. С. 44 – 49.

    7. Басов Р.Т. История России. Л., 1985. С. 35.

    8. Бегунов Ю. Обретение Велесовой книги / в кн. Кайсаров А. С., Глинка

    Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. Сост.

    А.И.Баженова, В.И.Вардугин., Саратов, 1993.

    9. Биркин В.И. Славянская письменность. // Вопросы истории. №3. 1989.

    10. Большая Энциклопедия под редакцией С. Н. Южакова в 22 томах. Т. 1,

    3. СПб., 1896. С. 58-69.

    11. Боянов гимн Словену.// Наука и религия. N4, 1995. С. 15.

    12. Брюсов С.С. Глаголица. // Вопросы философии. №5. 1998.

    13. Вакутин А.Е. Велесова Книга. Тюмень, 1996.

    14. Велесова книга. Перевод и комментарии А.И.Асова. Изд. 2-ое

    исправленное. М., 1995.

    15. Владимиров С.О. Славяне. Тюмень, 1998.

    16. Внукова Н.В. Учитель. М., 1995. С. 14-17.

    17. Воронов Т.А. Воспитание на Руси. Екатеринбург, 1999.

    18. Гаврилов Д.А., Один - Велес - Шива - великий бог индоевропейцев /

    Елкин С., Протоязык и традиционализм. Пути реконструкции. М., 1997.

    19. Гаврилов Д.А., Платов А.В., К основаниям традиционализма через

    морфологический анализ мифов о Великом боге индоевропейцев /

    Материалы XVI Зигелевcких чтений, доклад, 23 марта 1998.

    20. Гладышев Т.Д. Древнерусские памятники. Тюмень, 1993.

    21. Горин В.Н. Несколько слов о воспитании…М., 1996. С. 53-55.

    22. Грин Г.В. Первая русская азбука…Тюмень, 2000.

    23. Грицков В.В., Сказания русов. ч.1. Велесова Книга, М., 1992.

    24. Грицков В.В. Гимн Бояна - древнеславянский рунический текст / Мифы

    и магия индоевропейцев, Сб., вып.1. М., 1995.

    25. Грицков В., Велесова Книга: подделка или отзвуки далекого прошлого?

    / Мифы и магия индоевропейцев, Сб., Вып.3. М., 1996.

    26. Громов Н.Н. История русской культуры. Саратов, 1998.

    27. Гуськова Н.И. Поучения Владимира Мономаха. Тюмень, 1998.

    28. Данилова Ю.Б. Русские князья. Екатеринбург, 2000.

    29. Жуковская Л.П., Новгородские берестяные грамоты. М., 1959.

    30. Жункович К вопросу письменности у славян. // Вопросы истории.

    1968. №6. С. 23-26.

    31. Зализняк А.А. Древне-Новгородский диалект. М. 1995. С. 36-48.

    32. Зелинский Л.О. Древний Новгород. М., 1997. С. 3.

    33. Зеркало Д.Ю. Женщина в Древней Руси. Екатеринбург, 1998.

    34. Зибров Т.Ю. История России. Саратов, 1998. С. 17-19.

    35. История руссов в неизвращенном виде. М., 1857. Вып. 6.

    36. История России с древнейших времен: Учебное пособие. Под ред

    Сахарова. М., 1983.

    37. Космынина Т.В. Летописи. М., 1996.

    38. Краскова О.В. Воспитание детей: традиции, истоки. Тюмень, 2000.

    39. Крестьянинов М.Ю. Технология педагогической деятельности.

    Екатеринбург, 2000.

    40. Лавровский П.А. Исследование о летописи Якимской. Ученые записки 2-

    го Отд. Ак. Наук. 1856. К. 2. С. 23.

    41. Лапаев Г.П. Владимир Мономах. Екатеринбург, 1989.

    42. Лапенков А.Ю. Споры по поводу…(записки о происхождении письменности

    у славян). Екатеринбург, 1998. С. 79-83.

    43. Лейбович Л.И. Сводная летопись. М., 1876. Вып.1. С. 63-64.

    44. Лихачёв Д.С. Владимир Всеволодович Мономах. Словарь книжников и

    книжности Древней Руси. XI - первая половина XIV вв. Вып. I /Отв.

    ред. Д.С.Лихачёв. Л., 1987. С. 98-102.

    45. Лихачев Д.С. История письменности славян. // Вопросы истории, 1951,

    №12. С. 14.

    46. Матюшенков А.Н. История русской культуры. СПб., 1999.

    47. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1937. С. 227.

    48. Миролюбов Ю. Новгородская дохристианская письменность / Русский

    языческий фольклор. В кн. Ю. Миролюбов. Сакральное Руси. 1-2 тт.

    М., 1997.

    49. Михалева М.Э. История России. М., 1998.

    50. Нагаева Л.Г. История России с древнейших времен. Екатеринбург,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.