МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Воспитание самостоятельности у учащихся вспомогательной школы в процессе профессионально-трудового обучения /на материале обучения швейному делу/

    очередь является одним из условий воспитания самостоятельности у учащихся

    в процессе профессионально-трудового обучения.

    Весьма важным фактором в воспитании у учащихся самостоятельности в

    труде является также привитие им навыков планирования предстоящей работы,

    главным образом в отношении установления последовательности выполнения

    отдельных операций по изготовлению изделия.

    п.2. Уровень подготовленности учащихся вспомогательной школы к

    самостоятельному выполнению трудовых заданий

    Как уже отмечалось выше, для самостоятельного выполнения трудового

    задания по швейному делу выпускники вспомогательной школы, кроме умения

    выполнять ручные и машинные швы должны:

    . разбираться в чертежах и рисунках программного изделия;

    . знать контурные срезы изделий и их названия;

    . уметь определять лицевую и изнаночную сторону /изделия/ ткани;

    . определять последовательность выполнения задания;

    . выполнять задания по инструкции /письменной и устной/ и по образцу.

    Чтобы выяснить, в какой мере учащиеся вспомогательной школы владеют

    перечисленными знаниями и умениями, были проведены контрольные работы по

    швейному делу выпускного класса. Анализ контрольных работ свидетельствует о

    том, что воспитанники вспомогательной школы получают недостаточную

    подготовку по швейному делу. Учащиеся выпускного класса часто не

    разбираются в элементарных вопросах, касающихся их будущей профессии. Они

    не умеют читать чертежей щвейной промышленности, плохо понимают рисунок

    готового изделия и т. д. У них плохо сформированы навыки и умения

    самостоятельной работы.

    Одной из главных причин неудовлетворительной подготовки учащихся к

    самостоятельному выполнению практических заданий по труду является

    несовершенство комплекса приемов и методов, которыми пользуются в своей

    работе учителя профессионально-трудового обучения. Например, наблюдаемые

    нами учителя швейного дела, объясняя учащимся процесс выполнения

    предстоящих изделий, не проводили в достаточной степени анализа этого

    процесса; не показывали готовые изделия-образцы, их рисунки или чертежи; не

    приучали учащихся выполнять задания по образцу и рисунку; не привлекали их

    к организации планирования предстоящей работы, а также не учат работать по

    готовому плану, данному учителем.

    Такая организация работы по выполнению учащимися вспомогательной

    школы конкретных практических заданий не способствует воспитанию у детей

    самостоятельности в труде.

    Профессионально-трудовое обучение требует серьезного улучшения.

    Необходимо в частности уделять значительно больше внимания вопросу методики

    формирования у учащихся умения самостоятельно работать.

    Глава 3. Исследование эффективности некоторых приемов воспитания у учащихся

    самостоятельности при выполнении трудовых заданий

    п.1. Задачи и методика исследования

    1. Задачи экспериментального обучения

    Результаты исследования уровня знаний, умений и навыков учащихся

    вспомогательной школы говорят о том, что в практике вспомогательных школ

    при подготовке учащихся к трудовой деятельности слабо обеспечивается одно

    из главных требований, а именно воспитание у детей умения работать

    самостоятельно.

    И одной из главных причин неудовлетворительной подготовки учащихся к

    самостоятельному выполнению практических заданий по труду является

    несовершенство комплекса приемов и методов, которыми пользуются в своей

    работе учителя профессионально-трудового обучения. Задачей данного

    исследования и являлось отыскание наиболее эффективных приемов воспитания у

    учащихся вспомогательной школы самостоятельности при выполнении трудовых

    заданий.

    Главной отправной точкой при решении поставленной проблемы было

    положение о том, что профессиональное обучение должно строиться таким

    образом, чтобы обеспечивались наиболее благоприятные условия для активной

    сознательной, а не механической работы детей при выполнении ими

    практических заданий по труду, чтобы учащиеся обдумывали и осмысливали

    процесс изготовления вещи или ее детали. Сознательно выполняя практические

    задания по труду, дети приучаются работать самостоятельно.

    При исследовании были выдвинуты для решения следующие вопросы:

    . В какой мере воспитанию самостоятельности у детей способствует обучение

    их умению давать словесный отчет о проделанной работе и рассказывать о

    способе выполнения предстоящей.

    . Как помогает воспитанию самостоятельности у учащихся умение планировать

    работу.

    . Обеспечивается ли самостоятельность в работе учащихся показом

    образца или рисунка.

    2. Организация экспериментального обучения

    Экспериментальное обучение проводилось в 1995/96 учебном году в

    школе-интернате N99 г. Москвы. Экспериментом были охвачены учащиеся

    первого года обучения - всего 10 человек - ученики четвертого класса в

    возрасте 12-13 лет.

    В качестве контрольной группы была взята группа учащихся того же

    интерната и в том же количественном составе, того же возраста, года

    обучения и класса.

    Во время эксперимента обучение проводилось по программе швейного дела

    первого года обучения учащихся вспомогательной школы с целью определения

    гипотетических положений о приемах обучения и уточнения доступности

    материала. Экспериментальное обучение осуществлялось по разработанным нами

    конспектам уроков. Кроме того, для эксперимента были подготовлены образцы

    готовых изделий, технологические карты, а также рисунки и чертежи. Каждый

    ученик был обеспечен всеми необходимыми инструментами / ножницы, линейки,

    карандаши, сантиметровые ленты / и материалами для практических работ.

    Существенное различие в обучении учащихся контрольной и экспериментальной

    групп заключалось в методической стороне проведения уроков.

    Для проверки результатов эксперимента учащимся обоих классов давались

    специальные практические задания в конце прохождения разделов и тем

    программы. Учащимся также предлагались письменные работы, в которых они

    описывали последовательность выполнения того или иного задания. Выполнение

    практических заданий, письменные и устные ответы учащихся тщательно

    анализировались.

    3. Содержание экспериментального обучения

    При определении и построении системы обучения в экспериментальном

    классе нами были положены в основу, с одной стороны, важнейшие требования

    производства, которые в конечном счете определяют всю методику обучения:

    необходимость уметь определить последовательность обработки изделия,

    выполнить задание, руководствуясь словесной инструкцией / устной и

    письменной /, образом, рисунком или чертежом, уметь организовать свою

    работу. С другой стороны, учитывали характерологические черты личности

    аномального ребенка: нарушение и снижение регулирующей роли слова в его

    деятельности, затруднения в установлении причинных зависимостей, слабость

    активных процессов памяти.

    Следовательно, система экспериментального обучения строилась с учетом

    требований и производства и особенностей учащихся вспомогательных школ.

    При экспериментальном обучении, которое проводилось в одном классе на

    протяжении всего учебного года, было предусмотрено:

    . Воспитать у учащихся умения давать словесный отчет о проделанной работе

    после выполнения задания и рассказывать о способе выполнения предстоящей

    работы.

    . Привить учащимся навыки составления плана выполнения предстоящего задания

    /устно, письменно /.

    . Научить их умению выполнять задания по образцу / готовому изделию / и

    рисунку.

    Остановимся на некоторых из указанных пунктах.

    Обучение учащихся умению давать словесный отчет о проделанной и рассказать

    о предстоящей работе

    Требуя от учащихся описания трудовых операций, мы приучали их

    сознательно подходить к выполнению заданий. Вначале дети должны были

    научиться рассказывать о способе выполнения задания непосредственно после

    его окончания - в конце урока / как закрепление того, что они делали на

    уроке / или в начале следующего урока / как повторение предыдущего

    задания/.

    Вот как учили детей выполнять стачной шов. На первом уроке перед

    объяснением способа выполнения стачного шва им сообщали, как называется шов

    /название записывалось на доске/, где он применяется /демострировались

    изделия с этим швом /, показывали и объясняли способ выполнения шва. После

    предварительной работы им разрешалось приступить к выполнению задания.

    Наши вопросы и ответы учеников выглядели примерно так:

    - Какой шов вы сегодня выполняли ?

    - Стачной.

    - Вспомните, где применяется стачной шов?

    - Им сшивают отдельные части юбки, блузки и т. д.

    - Какой ширины нужно было сделать шов?

    - Один сантиметр.

    - Что надо было сделать перед тем, как начать шить?

    - Определить лицо и изнанку ткани.

    - Какие стежки применялись при выполнении этого шва?

    - Стежки “вперед иголку” при сметывании и “назад иголку” при сшивании.

    - Как вы выполняли стачной шов?

    - Сложили два кусочка ткани, отметили 1см, наметили карандашом линию, на

    этой линии стежками “вперед иголку”, затем сшили стежками “назад иголку”,

    вынули наметку, расправили шов.

    На следующем уроке перед выполнением этого же шва от учащихся

    требовалось по той же схеме рассказать о способе выполнения предстоящего

    задания, т.е. выполнения того же стачного шва.

    Далее ставилась задача научить их рассказывать о способе выполнения

    предстоящего задания, знакомого или лишь частично, т.е. когда была известна

    технология выполнения отдельных операций, но незнаком порядок изготовления

    всего задания. После этого их учили словесно описывать процесс выполнения

    нового задания.

    Обучение учащихся давать словесный отчет о проделанной работе и

    рассказывать о предстоящей проходило по следующим этапам:

    1. Внимание учащихся направлялось на осознание ими цели задания - что они

    будут делать и для чего.

    2. Учащихся учили умению производить анализ готового изделия, т.е.

    описывать его внешний вид.

    3. От них требовали словесного отчета о способе выполнения задания.

    4. Учили умению рассказывать о том, как они будут выполнять предстоящее,

    частично знакомое задание.

    5. Учили умению рассказывать о способе выполнения предстоящего нового

    задания.

    Составление плана после выполнения задания

    После объяснения способа выполнения стачного шва ученикам было

    предложено рассказать о том, как они думают выполнять это задание, с чего

    начнут, как будут переходить от одной операции к другой и т.д. Только после

    того, как они дали подробные ответы на поставленные нами вопросы, им было

    предложено приступить к непосредственному выполнению шва.

    Сразу же после окончания работы ученикам было предложено составить

    план выполнения законченного задания. Составлялся план так: ученики

    коллективно называли порядок изготовления шва, учитель записывал на доске

    устанавливаемую ими последовательность операций, соответственно нумеруя их.

    В результате получился такой план:

    1. Определить лицевую и изнаночную стороны ткани.

    2. Сложить кусочки ткани лицевыми сторонами во внутрь один к другому.

    3. Отметить ширину шва 1 сантиметр.

    4. Сметать кусочки ткани стежками “вперед иголку”.

    5. Прошить по наметке стежками “назад иголку”.

    6. Вынуть наметку.

    Этот план, составленный коллективно, ученики переписали в свои

    тетради по труду.

    п.2. Результаты экспериментального обучения

    1. Умение учащихся давать словесный отчет

    Детям предлагалось рассказать о процессе выполнения швов / стачного,

    вывернутого, подручного /. C этой целью им было предложено вспомнить и

    назвать швы, которые они изучали раньше.

    Полученные результаты говорят в пользу учащихся экспериментальной

    группы. Если в контрольной группе вспомнили и назвали стачной шов всего

    лишь- 3 - ученицы, подрубочный-6 -учениц и вывернутый -8- учениц, то в

    экспериментальной группе соответственно - 8, 9, 10 учениц. Эти данные

    показывают, что большинство учащихся контрольной группы забыли названия тех

    швов, которые изучались в начале темы, и лучше всего запомнили название

    того шва, который изучали в конце раздела. Зато учащиеся экспериментальной

    группы приблизительно в одинаковой степени запомнили названия всех швов.

    Это дает основание утверждать, что воспитание у учащихся умения давать

    словесный отчет о проделанной работе способствует запоминанию детьми

    программного материала, а значит, способствует воспитанию у них умения быть

    самостоятельными при выполнении трудовых операций.

    2. Проявление самостоятельности при выполнении учащимися заданий

    Мы предлагали учащимся контрольной и экспериментальной групп

    одинаковые задания. Оно заключалось в том, что за определенное время надо

    выполнить разные стежки / всего 8 видов /. При этом названия стежков были

    написаны на доске; каждому из учеников были розданы их образцы, выполненные

    на кусочках ткани.

    Показательным в процессе выполнения задания было то, что учащиеся

    экспериментальной группы начинали шить почти все стежки без помощи учителя.

    При этом они пользовались образцами, рассматривая, анализируя их и т.д.

    Чтобы стежки имели хороший вид, были выполнены по ровной линии, учащиеся

    самостоятельно и по собственной инициативе делали пометки / выдергивали

    нитки, проводили линии карандашом /.

    Иная картина наблюдалась в контрольной группе. Здесь три ученицы не

    обратились за помощью к учителю, а все остальные спрашивали, как начинать

    стежки, как переходить от одного к другому. Ни один из них ничего не

    предпринял, чтобы стежки были выполнены по ровной линии. Они не

    рассматривали розданных им образцов, не осознали по-настоящему сути

    задания, поэтому не смогли выполнить его самостоятельно.

    Вывод: в результате обучения учащихся вспомогательной школы по нашей

    методики у последних воспитывались самостоятельность и умение работать

    аккуратно, с чувством надлежащей ответственности.

    Таким образом, проведенное исследование подтвердило нашу мысль о том

    , что обучение учащихся умению составлять план, руководствоваться

    инструкциями способствует развитию у них самостоятельности.

    Заключение

    На основании проведенного исследования мы пришли к выводу, что

    положительных результатов в деле воспитания у учащихся умения

    самостоятельно выполнять трудовые задания можно достичь при соблюдении

    следующих основных требований.

    1. Трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у учащихся

    только рабочих двигательных навыков . Оно, кроме того, должно быть

    направлено на воспитание у учащихся умений решать умственные задачи,

    связанные с практическим выполнением трудовых заданий / планирование,

    выполнение заданий при помощи различных инструкций, образца, рисунка и

    т.д. /. Это в свою очередь способствует коррекции умственного развития

    учащихся вспомогательных школ вообще.

    2. Проблема воспитания у учащихся самостоятельности должна решаться при

    строгом соблюдении правила: от простого к сложному, от более известного к

    менее известному, от конкретного к абстрактному. Так, при обучении

    швейному делу следует осуществлять постепенный переход от простейших к

    более сложным операциям, а также к инструкциям, планам, образам и т.

    3. Профессионально-трудовое обучение можно и необходимо использовать для

    развития речи воспитанников вспомогательной школы /словесный отчет -

    устный и письменный - о проделанной работе, рассказ о выполнении

    предстоящего задания и т.д./, что в свою очередь будет способствовать

    умственному развитию детей.

    Как показал наш опыт, наиболее эффективным является такой путь

    воспитания самостоятельности у учащихся вспомогательной школы на первом

    году обучения /4 класс/, когда формирование у детей умения давать словесный

    отчет, составлять план работы, выполнять задания по образцу, рисунку и

    письменной инструкции проходит по нескольким этапам: сначала обучение

    проводится на материале, знакомом учащимся, затем - на частично знакомом и

    только после этого - на новом материале.

    Литература

    Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В. В.

    Воронковой. - М.: Школа-пресс, 1994.

    Выгодский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и

    речь. - М.: Из-во АПН РСФСР, 1959.

    Гнатюк А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к

    профессиональному труду. // Дефектология. 1986. N6.

    Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе.

    - М.: Просвещение, 1981.

    Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. -

    М.: Просвещение, 1969.

    Кузьмина-Сыромятникова Н. Ф. Основные вопросы обучения арифметике.-

    Книга для учителей вспомогательных школ. Учпедгиз, 1955.

    Крылов А. М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации

    инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе.//

    Дефектология. 1993. N5.

    Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения во

    вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1966.

    Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во

    вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1988.

    Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы

    в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990.

    Мирский С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во

    вспомогательных школах. // Дефектология. 1986. N1.

    Поставская В. А. Воспитание самостоятельности на уроках

    естествознания. Учпедгиз. 1953.

    Федосов С. Г. Трудовое обучение в 9 классе вспомогательной школы с

    учетом технологии базового предприятия. //Дефектология. 1987. N4.

    Шинкоренко В. А. О развитии элементов конструктивной деятельности у

    учащихся вспомогательной школы на уроках труда. // Дефектология. 1982. N2.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.