МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром

    объекта или же субъекта субъективно для личности выступают в процессе

    взаимодействия природные объекты, иными словами, "с кем" разворачивается

    взаимодействие.

    Исследования показали, что если природные объекты наделяются личностью

    способностью выполнять функции субъекта, то по отношению к ним формируется

    так называемая субъектная установка и они начинают восприниматься ею уже не

    как объекты, а как субъекты (со всеми вытекающими из этого последствиями).

    Это явление в экологической психологии обозначается термином

    субъектификация .

    Во-вторых, модальность отношения к природе определяется характером

    преобладающих целей взаимодействия личности с ней: прагматическим (когда

    природа служит средством удовлетворения прагматических потребностей

    человека: пищевых, производственных и т.д.) или непрагматическим (когда не

    ставится цели получить такого рода "полезный продукт"), иными словами,

    "зачем" разворачивается это взаимодействие.

    Таким образом, модальность субъективного отношения к природе может

    быть охарактеризована, во-первых, по оси "объектная субъектная", а во-

    вторых, по оси "прагматическая непрагматическая". Соответственно выделяются

    четыре типа модальности: 1) объектно-прагматический, 2) объектно-

    непрагматический, 3) субъектно-прагматический, 4) субъектно-

    непрагматический.

    Второй важнейшей характеристикой субъективного отношения является

    параметр интенсивности, являющийся показателем того, в каких сферах и в

    какой степени проявляется данное отношение.

    В соответствии со сферами, областями проявления субъективного

    отношения к природе можно выделить четыре компонента интенсивности .

    Перцептивно-аффективный компонент интенсивности отношения к природе

    характеризует уровень эстетического и этического освоения природных

    объектов, отзывчивости на их витальные (от лат. vitalis жизненный)

    проявления. Общим для всех трех аспектов является то, что тот или иной

    перцептивный факт получает эмоциональную оценку, аффективно окрашивается,

    перцептивные и аффективные процессы протекают в неразрывном единстве.

    Когнитивный компонент характеризует уровень готовности и стремлении

    получать, искать и перерабатывать информацию об объектах природы.

    Практический компонент характеризует уровень готовности и стремления к

    практическому взаимодействию с объектами природы.

    Поступочный компонент характеризует уровень активности личности,

    направленной на изменение ее окружения в соответствии со своим субъективным

    отношением к природе. Эта активность может быть направлена как на сами

    природные объекты, так и на людей, взаимодействующих с ними.

    Таким образом, собственно психологическая типологии субъективного

    отношения базируется на двух основаниях: каково качественное содержание

    данного отношения модальность и как оно проявляется при взаимодействии

    человека с природой интенсивность.

    Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе

    является осознание ими себя как части живой природы. Дошкольнику легче

    установить сходства, чем найти отличия. Именно они ведут к сравнению с

    собой. Например: животному (растению) больно, как и мне, оно двигается,

    питается, дышит — как и я.

    Многочисленные, интересные наблюдения в природе помогли мне

    сформировать у детей отношение сочувствия к представителям растительного и

    животного мира. Благодаря занятиям по экологии дети научились

    анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения,

    выявлять самое важное, научились ухаживать за растениями и животными. Я

    познакомила детей с различными произведениями искусства, т.к. для

    осуществления экологического воспитания большое значение имеет эстетическое

    восприятие природы детьми. А так как дети становились старше, то немного и

    постепенно вносила в наблюдения изменения, чтобы заставлять детей больше

    думать и анализировать. Например: предлагала детям разобраться в ситуациях

    и ответить на вопрос: “Как бы вы поступили?”

    1. Саша и Олег построили из песка “улицу” и решили ее озеленить. “Как это

    сделать?” — спросил Саша. “Нарвем веточек — вот и будут кусты и деревья”, —

    ответил Олег.

    Предложений детей было много: не надо озеленять; придумать новую игру;

    просто представить, что озеленили. Но остановились на предложении Жени —

    собрать сухие веточки, а на них повесить “носики” клена — вот и будут

    деревья.

    2. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют

    ассортимент “продуктов”, обрывая растения: листочки ивы — “кильки”, стручки

    желтой акации — “бобы”, головки ромашки пахучей — “конфетки” и т.д.

    В этой ситуации все дети единогласно сказали, что у нас таких девочек

    нет, а нужно для этого собрать семена клена, маленькие камушки, сережки

    тополя, семена липы.

    Очень интересные рассуждения были по поводу вот такой ситуации. Сережа

    прикрывая что-то в ладошке, заглядывая туда, нежно улыбается. Таня подходит

    к нему и говорит: “Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!” Из ладошки

    падает на асфальт маленькая гусеница, чья-то нога безжалостно топчет ее.

    Сначала послышались бойкие высказывания: так ей и надо, она вредная;

    гусениц давить надо; и вдруг Юля сказала: “Но ведь она живая, ей тоже

    хочется жить!” Ребята замерли, но к единому мнению прийти не смогли. А как

    бы вы поступили, товарищи взрослые, чтобы вы сказали? Поразмышляйте на

    досуге.

    Дети осенью пойдут в школу, а запас знаний по экологии у них очень

    большой и интересный, а самое главное — прочный. Итогом нашей работы был

    “День земли”. Все дети добросовестно трудились на территории детского сада.

    Лодырей не было. Все хотели выполнить работу как можно лучше. Жалко мне

    расставаться с детьми, но думаю, что полученные в саду знания они пронесут

    с собой через всю жизнь, и хочется им сказать:

    Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений

    и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких

    качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты,

    заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его

    основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

    3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

    Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников в очень

    большой степени определяются особенностями мышления, свойственными данному

    возрасту. Еще в 20-х - 30-х годах ХХ века Ж.Пиаже установил, что основной

    чертой познавательной деятельности дошкольника является эгоцентризм,

    который приводит к тому, что ребенок четко не дифференцирует свое "Я" и

    окружающий мир, субъективное и объективное, переносит на реальные связи

    между явлениями мира собственные внутренние побуждения. Своеобразные

    представления дошкольника о мире являются следствием поверхностных

    обобщений, которые делает ребенок в процессе взаимодействия со своим

    окружением; неправомерность этих обобщений обусловлена ограниченностью его

    практики.

    Несформированность познавательной сферы приводит к антропоморфизму в

    отношении к природе. Поскольку в жизненном опыте ребенка причинно-

    следственные связи между ним и окружающими его людьми предшествуют всем

    остальным, то совершенно естественным для него является объяснение любых

    причинно-следственных отношений в окружающей его природе по аналогии с

    отношениями, существующими между людьми: "Месяца нет на небе, потому что он

    ушел в гости".

    Свойственный дошкольнику антропоморфический способ осмысления мира с

    неизбежностью приводит не только к тому, что он, в сущности, считает

    различные природные объекты субъектами, способными думать, чувствовать,

    иметь свои цели и желания, но и к неразличимости для него границы между

    "человеческим" и "не-человеческим".

    Поскольку все природное включается дошкольником в сферу

    "человеческого", то у него формируется "субъектная установка" по отношению

    к природным объектам, он и относится к ним как к субъектам. Но отношение к

    природным объектам как к субъектам у дошкольника носит специфический

    характер: отнесение всего природного к сфере "человеческого" вовсе не

    означает для него, что оно является чем-то равным в своей самоценности:

    Почему у вас в аквариуме нет рыбок? Сдохли, отвечает без тени эмоций

    пятилетний дошкольник.

    Зачем ты ломаешь кусты? А их здесь много!

    Таким образом, свойственный дошкольнику антропоморфический способ

    осмысления мира приводит к формированию у него субъектного характера

    модальности субъективного отношения к природе, в основе которого лежит

    "субъектная установка", возникающая в результате отнесения дошкольником

    всего природного к сфере "человеческого", но не к сфере равного в своей

    самоценности.

    Вторая характерная черта мышления дошкольника артификализм (от лат.

    arte искусственно и facere делать), т.е. представление о том, что все

    объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих

    собственных целей.

    Артификализм в восприятии природы и непоколебимая вера в ничем

    неограниченное могущество взрослого объясняют просьбы детей к своим

    родителям подарить им лес, в котором они только что гуляли, достать в неба

    звездочку и т.д. "Когда маленькому Алику пришлось увидеть проехавший

    автомобиль, очень понравившийся ему, он настойчиво начал просить: "Мама,

    еще!" Так же точно реагировала Марина на пролетевшую ворону: она была

    искренне уверена, что мама может заставить ворону пролететь еще раз".

    Поскольку в этом мире все существует для него или для других людей, то

    и восприятие природы дошкольником идет сквозь призму прагматизма: "А что

    мне это может дать?". "Озеро существует для того, чтобы я мог в нем

    купаться", "Дождь идет для того, чтобы я мог ходить по лужам", "Солнце

    существует для того, чтобы я мог загорать" и т.д. Ярким выражением

    типичного для дошкольников прагматизма являются размышления героя любимой

    детьми серии мультфильмов про Виннипуха: "Зачем существует дерево? Чтобы в

    нем было дупло. А зачем дупло? Чтобы в нем жили пчелы. А зачем в нем жить

    пчелам? Чтобы делали мед. А зачем делать мед? Чтобы я его ел".

    Вообще, наряду с вопросом "что это", основной вопрос дошкольника

    "зачем". Очень показателен эпизод, который приводят Л.С.Выготский и

    А.Р.Лурия .

    Алик, 5 лет 5 месяцев.

    Вечером через окно увидел Юпитер.

    - Мама, а зачем существует Юпитер?

    Я попыталась ему объяснить, но неудачно. Он опять пристал ко мне.

    -Ну, зачем же существует Юпитер?

    Тогда, не зная, что сказать, я спросила его:

    -А мы с тобой зачем существуем?

    На это получила мгновенный и уверенный ответ:

    -Для себя.

    -Ну, и Юпитер тоже для себя.

    Это понравилось ему, и он удовлетворенно сказал:

    -И муравьи, и клопы, и комары, и крапива тоже для себя?

    -Да.

    И он радостно засмеялся.

    Юпитер не может существовать "просто так": это разрушает сложившийся

    образ мира. Когда ответ на вопрос "зачем" становится затруднительным,

    дошкольник решает его привычным способом: "Значит, для себя".

    Таким образом, свойственный дошкольникам артификализм приводит к

    формированию у них прагматического характера модальности отношения к

    природе.

    Следовательно, в целом модальность субъективного отношения к природе в

    дошкольном возрасте является субъектно-прагматической.

    В какой же сфере в наибольшей степени проявляется отношение к природе у

    дошкольников, какой компонент интенсивности: перцептивно-аффективный,

    когнитивный, практический или поступочный у них преобладает?

    Экспериментально было установлено, что на характер взаимодействия

    дошкольников с природными объектами, самое существенное влияние оказывает

    степенью сформированности у них представлений о живом. Чем она выше, тем

    более спокойно ребенок ведет себя при контакте с природным объектом, больше

    проявляет познавательный интерес к нему, ориентируется при взаимодействии

    на состояние и благополучие самого природного объекта, а не на оценку его

    действий взрослым и т.д. . Иными словами, степень сформированности

    представлений о живом, т.е. уровень развития познавательной сферы

    определяет у дошкольников и характер взаимодействия с природными объектами,

    и отношение к ним.

    С другой стороны, именно в познавательной сфере, в первую очередь, и

    проявляется субъективное отношение к природе у дошкольников. Характерно

    рассогласование между отношением к природе у дошкольников и взрослых, с

    которыми они взаимодействуют, например, воспитателей в детском саду. Если

    первая реакция воспитательницы, увидевшей бабочку: "Ах, какая прелесть!"

    (перцептивно-аффективный компонент), то первая реакция дошкольника поймать

    ее и потрогать, узнать, "какая она на ощупь" и т.д. (когнитивный

    компонент).

    Иногда познавательная активность дошкольника носит слишком

    "исследовательский" характер: в этом случае он может стереть пыльцу с

    крылышек этой бабочки и даже оторвать их, чтобы посмотреть "что же будет".

    Такая шокирующая взрослых "жестокость" детей по отношению к природным

    объектам объясняется тем, что дошкольники, как уже говорилось, просто не

    относят природное к сфере равного с ними в своей самоценности.

    В сущности, воспитатели навязывают детям свой собственный,

    свойственный взрослым, тип отношения к природе, в котором преобладает

    перцептивно-аффективный компонент.

    Это ярко проявляется в таких явно "скопированных" со взрослых ответах

    дошкольников на вопрос, почему они любят природу: "Нравится любоваться

    природой", "Природа украшает нашу жизнь" и т.п. С трудом можно представить

    дошкольника, который идет по лесу и "любуется природой", если, конечно,

    рядом нет взрослого, который подскажет, что природой нужно любоваться.

    Развитие перцептивно-аффективного компонента в отношении к природе

    требует определенного уровня сформированности как познавательной, так и

    эмоциональной сфер личности, который достигается значительно позже,

    практически только к юношескому возрасту. В то же время, неразвитость

    перцептивно-аффективного компонента у дошкольников вовсе не означает

    низкого уровня такого параметра отношения как эмоциональность. Именно

    поэтому часто считается, что отношение к природе у дошкольников носит

    эмоциональный характер. Но оно может быть эмоциональным по своей

    насыщенности, но не "эмоционально" по своей направленности.

    Практический компонент интенсивности отношения к природе у

    дошкольников также сформирован достаточно низко. Их стремление к

    практическому взаимодействию с природными объектами носит, в основном, не

    активный, а реактивный характер: когда ребенок тянется, например, к собаке,

    он просто реагирует на поступающие от нее специфические стимулы. Кроме

    того, из-за отсутствия технологической вооруженности, т.е. наличия

    соответствующих умений и навыков взаимодействия с природой, они и не могут

    реализовать практический компонент отношения.

    В незначительной степени развит и поступочный компонент. Для

    дошкольников характерно противоречие между декларируемым и реальным

    поведением среди природы, оно обусловлено не их собственным отношением, а

    системой запретов: "не рвать", "не сорить", "не ломать". Действенность

    таких запретов весьма относительна. Если человеку дается инструкция: "Ни в

    коем случае не представляйте яблоко" он просто не может не представить это

    яблоко.

    Таким образом, у дошкольников преобладает когнитивный компонент

    отношения. Следовательно, для дошкольного возраста, в целом, характерен

    когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.

    4. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЖИЗНЬЮ ЖИВОТНЫХ

    В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ.

    Кроме растений и животных в уголке природы, воспитатель знакомит

    детей с животным миром на прогулках и экскурсиях, им дают знания о

    некоторых насекомых, животных тех мест, где находится дошкольное

    учреждение. Например, чтобы дети поняли, какой вред приносят растениям

    гусеницы-листоеды, их помещают в садок вместе с растением, на котором они

    были найдены. После наблюдения можно убедиться, как за короткий срок

    гусеницы поражают листья. В беседе воспитатель подчеркивает пользу птиц,

    уничтожающих таких гусениц.

    Учитывая, что в условиях города и пригородных зон в настоящее время

    осталось очень мало бабочек, ловить их и помещать в садики не следует;

    лучше рассматривать их на прогулках, когда дети их видят летающими или

    сидящими на растениях, траве. Не следует также разрешать детям собирать

    большое количество насекомых (например, жужелиц, божьих коровок или других

    жуков), что дети иногда любят делать; можно поймать 1-2 вида насекомых,

    рассмотреть в садике в течение нескольких дней и отпустить, объяснив, какую

    пользу они приносят природе.

    Уход за птицами осуществляется под контролем и при непосредственном

    участии воспитателя.

    Бывают случаи, когда из гнезда выпадает грачонок. Его можно взять и

    выкормить кусочками мяса, булкой, размоченной в молоке, земляными червями.

    Такой грачонок может вырасти, привыкнуть и даже осенью не улететь. Особенно

    часто это случается с грачом, у которого были повреждены крылья. Помещение

    для него можно сделать, отгородив в конце коридора или в другом месте

    проволочной сеткой небольшое пространство. В не морозную зиму ему можно

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.