МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Возможности использования детских фортепианных сочинений К. Дебюсси и М. Равеля на уроках музыки в общеобразовательной школе

    (например, "Облака" К.Дебюсси, "Балеро" М.Равеля и др.)

    В средних и старших классах центральной задачей

    программы

    Ю.Б.Алиева становится формирование у учащихся представлений о различных

    историко-художественных стилях. После рассмотрения в 5 классе стиля русской

    композиторской школы, в 6 классе учащиеся приступают к освоению понятия

    музыкального стиля во всех его видах и проявлениях.

    В 7 классе учащиеся получают представление о таких стилевых

    направлениях в искусстве конца XIX - начало XXв.в. (и соответственно

    музыкальных стилей), как импрессионизм, эксприссионизм, неоклассицизм.

    Среди тем I-ой четверти, посвещенных этим направлениям встречаем тему

    "Импрессионизм в музыке". Она раскрывается на примерах следующих

    музыкальных произведении: для слушания - "Лунный свет" из "Бергамасской

    сюиты", прелюдии для фортепиано "Девушка с волосами цвета льна" и "Сады под

    дождем", прелюдия "Послеполуденному отдыху Фавна", К.Дебюсси: "Игра

    воды", "Красавица и чудовище" и "Волшебный сад" из сюиты "Моя матушка

    гусыня", "Болеро" М.Равеля. Для пения - "Песня дитя" из оперы "Дитя и

    волшебство" М.Равеля: романсы "Чудный вечер", "Рождественская песня

    бездомных детей" К.Дебюсси.

    Круг произведений предложенных Ю.Б.Алиевым, на наш взгляд достаточно

    сложен для учеников 7 класса (особенно вокальные сочинения). Данный

    выбор музыкального материала, автор программы обуславливает важностью

    образовательной линии, т.к. в прямой зависимости от полученных знаний

    сказывается уровень художественного вкуса подростка, его идеалы,

    убеждения, эстетические потребности и творческие способности.

    Хотелось бы отметить, что первоначально данная Программа была рассчитана на

    10 лет обучения по 2 (два) часа в неделю, затем тот же объем материала был

    "уложен" в 8 лет по одному часу в неделю. Следовательно к импрессионизму

    ребята бы обращались в 9 - 10 классах, и при занятиях музыкой 2 часа в

    неделю знакомство с кругом музыкальных произведений, определенных

    Ю.Б.Алиевым, было бы вполне продуктивным. Но ввиду ограниченного

    количества часов и сравнительно небольшого возраста учеников следовало бы

    несколько изменить выбор предлагаемых для изучения произведении и выгодно

    дополнить его детской музыкой К.Дебюсси и М.Равеля. Нам кажется, что

    вокальные сочинения импрессионистов можно оставить в стороне, как и

    прелюдию к "Послеполуденому отдыху Фавна" К.Дебюсси и "Игру воды"

    М.Равеля, т.к. в этих произведениях музыкальный язык очень сложен, и

    ученикам будет трудно понять и принять его.

    Автор Программы не останавливается на методах подачи материала,

    целиком полагаясь на творческии подход учителем музыки.

    Следует отметить, что тема "О стилях в музыке" впервые вводится в

    школьную программу. И еще один положительный момент - привлечение

    промизведении К.Дебюсси на уроках музыки в начальной школе, что будет

    способствовать постепенному овладеванию основами столь сложного

    направления как импрессионизм.

    Кабалевскии Д.Б. Программа по музыке для обще образовательной

    школы. М.: Просвещение, 1983г.

    В _Программе по музыке . для общеобразовательных школ

    _Д.Б.Кабалевс _кии . на произведениях импрессионистов специально не

    останавливается. Он включает их в качестве музыкальных примеров в темы

    общего характера.

    Так, в IV-ой четверти 4 класса (тема "Можем ли мы услышать

    живопись?") в качестве музыки для слушания предлагается "Хабанера" из

    "Испанской рапсодии" М.Равеля. Д.Б. Кабалевскии делает акцент на слуховом

    анализе тембрового оформления основной. Это вполне закономерно, поскольку

    импрессионистам своиственно подчеркнутое внимание к тембровым краскам.

    Многие произведения К.Дебюсси и М.Равеля воспринимаются как живописные

    звуковые картины. В "Хабанере" автор Программы советует педагогу обратить

    внимание ребят на необычно мягкое, нежное звучание трубы. Все дети знают

    трубу как воинственный, боевой, призывный инструмент и открытие ими

    новых звуковых качеств хорошо известного музыкального инструмента

    способствует возрастанию интереса, как к тембру самого инструмента, так

    и к музыке, которую он исполняет. В данном случае не секрет, что

    богатство возможностей разных инструментов оркестра нередко "выпадает" из

    поля зрения детей, и знакомство с музыкой импрессионистов - чрезвычайно

    благодатный материал для восполнения подобных потерь.

    Как произведение для слушанья используется один из симфонических

    ноктюрнов К.Дебюсси - "Праздненства" (4 класс, IV четверть). По мысли

    Д.Б.Кабалевского, музыка "Праздненств" должна "вызывать яркие зрительные

    образы - картины народного гуляния" (прогр. К. с.37). Но в данном случае

    авторская программа К.Дебюсси, от которой явно отталкивался в постановке

    своей педагогической задачи Д.Б.Кабалевскии, не только не проясняя

    ситуацию содержания в музыке , а на оборот - усложняет ее. По словам

    композитора, "Праздненства" запечатлели воспоминания о народных ночных

    гуляниях в Булонском лесу в виде "ослепительных и химерических видении"

    (цит. по 9, с.76). Нам думается судить о таких образах школьникам

    чрезвычайно трудно. Это касается и возникновения у них зрительных

    ассоциации ночного народного праздника во Франции, для чего нужно быть

    осведомленными о культуре этой страны. На наш взгляд неподготовленным

    слушателям, какими являются ученики ... класса, достаточно сложно

    адекватно воспринять ярко-импрессионистическое произведение. Для этого

    требуется богатый опыт общения с импрессионистами.

    Без подготовительного этапа совершенно невозможно постижение такого

    сложного произведения как "Болеро" М.Равеля. Оно фигурирует в качестве

    музыки для слушания на уроках I-ой четверти в 6 классе (тема

    "Музыкальный образ"). Д.Б.Кабалевскии видит задачу педагога в том,

    чтобы помочь детям воспринять это произведение как единый, развивающийся

    образ танца. По нашему мнению, такая задача может быть успешно

    решена при следующих условиях: _во-первых ., при наличии положительного

    опыта предыдущего общения учеников с крупными, масштабными произведениями

    _во-вторых ., при умении учащихся не только различать тембры музыкальных

    инструментов, но и слышать тембровое развитие симфонической партитуры,

    _наконец ., важна способность педагога увлечь детей, повести их за

    собой.

    В предварительных замечаниях автор говорит, что одной из задач

    учителя на уроках музыки является воспитание у учеников чувства стиля,

    которое формируется в результате накопления музыкального опыта. Но тот

    опыт, который приобретают учащиеся, обратившись к музыке К.Дебюсси и

    М.Равеля, очень мал для достижения поставленной цели. И сам

    Д.Б.Кабалевскии не отрицает возможности расширения круга избранных им

    произведении.

    Сочинения К.Дебюсси и М.Равеля можно очень органично включить во

    многие темы, заявленные в программе.

    Например, в теме "Между музыкой разных народов мира нет непереходимых

    границ" можно использовать любую часть из "Детского уголка" (в

    особенности "Кукольный кэк-уол"), или "Моей матушки гусыни".

    В 4 классе в каждой четверти также возможно обращение к музыке

    импрессионистов - в темах "Что стало бы с музыкой, если бы не было

    литературы" ("Моя матушка гусыня") и "Можем ли мы увидеть музыку и услышать

    живопись?" (Здесь нужно включать произведения более показательные

    в плане импрессионистического стиля: "Облака", "Паруса", "Затонувшии

    собор" К.Дебюсси с привлечением репродукции живописцев Э.Моне, Э.Дега,

    О.Ренуара).

    В теме "Музыкальный образ" сочинений импрессионистов могут быть

    представлены в различных вариантах. Предлагается как обращение к уже

    знакомым ("Маленькии пастух" К.Дебюсси, "Разговор Красавицы и Чудовища",

    "Мальчик с пальчик", "Принцесса дурнушка" М.Равеля) так и к незвучавшим

    ранее произведениям "Девушка с волосами цвета льна", Прелюдия

    к "Послеполуденному отдыху Фавна" К.Дебюсси, "Уиндина" М.Равеля)

    Мы предлагаем включить произведения импрессионистов и в 8 класс в

    тему "Что значит современность в музыке". Здесь лучше привлекать сочинения,

    в которых претворяются элементы современного музыкального языка

    - в частности, джаза ("Кукольный кэк-уок", "Генерал Лявин - эксцентрик",

    "Менестрели" К.Дебюсси).

    В своей Программе Д.Б.Кабалевскии ограничивается очень узким кругом

    произведении импрессионистов: "Праздненства" К.Дебюсси, "Хабанера" и

    "Болеро" М.Равеля. К тому же, если учитывать сложность выразительных

    средств в этих произведениях, то вероятность их полноценного восприятия

    детьми очень мала.

    Нам видятся по крайней мере два пути решения этой проблемы:

    1)систематическое обращение к сочинениям импрессионистов по принципу "от

    простого к сложному", прдводящее к пониманию многокрасочных, насыщенных

    звучании и выстроенной совершенно по-особому логики развития образов в

    "Праздненствах", "Болеро" и др. подобным им крупных оркестровых

    произведении, 2)при отсутствии первой возможности вероятно необходима

    замена столь сложных образов музыкального импрессионизма на более

    доступные для восприятия школьниками (как по тематике, так и по

    композиторскому языку).

    Анализ тематического плана Программы убедил нас, что некоторые из тем

    очень органично могут включать в себя произведения К.Дебюсси и

    М.Равеля.В целом Программа Д.Б.Кабалевского дает весьма широкие

    возможности привлечения сочинений импрессионистов на уроках музыки в школе.

    Подробно проанализировав программы Н.А.Терентьевой ,

    Ю.Б,Алиева,Д.Б.Кабалевского, мы убедились, что у каждого из них свой

    подход к использованию импрессионистических сочинений на уроках музыки.

    Н.А.Терентьева в Программе музыкально-эстетическое воспитание уже

    во втором классе включает в уроки музыку К.Дебюсси и М.Равеля,привлекая на

    помощь другие виды искусств.Темы уроков очень органично включают в себя

    предложенные автором произведения.

    Ю.Б.Алиев в своей Программе знакомство с музыкой

    импрессионистов осуществляет в 7 классе в контексте изучения стилей и

    художественных направлений.Он предлагает произведения не только для

    слушания, но и для пения.

    Сочинения композиторов-импрессионистов включены и в

    Программу Д.Б.Кабалевского.Он привлекает их в качестве материала для

    слушания.

    Мы предложили некоторые варианты дополнений проанализированных

    программ,которые заключаются в более раннем обращении к сочинениям

    К.Дебюсси и М.Равеля,в расширении репертуара засчет детской фортепианной

    музыки этих авторов и последовательном изучении импрессионистических

    сочинений.

    АНАЛИЗ ДЕТСКИХ ФОРТЕПИАННЫХ ЦИКЛОВ

    К.ДЕБЮССИ И М.РАВЕЛЯ.

    К.Дебюсси и М.Равель - самые яркие представители

    импрессионизма в музыке.Творчество этих композиторов включает большой круг

    разножанровых произведений, предназначенных для разных исполнительских

    составов.Музыкальный язык импрессионистов яркий,насыщенный,но очень

    сложный.Мы решили,что лучше осуществить знакомство школьников с музыкой

    импрессионистов на примере фортепианных сочинений для детей:"Детский

    уголок" К.Дебюсси и "Моя матушка-гусыня" М.Равеля,поскольку в них

    музыкальный язык достаточно упрощен.И даже один из авторов (М.Равель)

    говорил, что "намерение воспризвести в этих пьесах поэзию детства привело

    ... к упрощению моего стиля и очищению моего почерка".(цит.по 21,

    с.84).Хотя мы не исключаем возможности использования других сочинений этих

    композиторов (как целиком,так и в виде фрагментов).Предлагаемый материал

    может служить пособием для учителя музыки,желающего познакомить учеников с

    детскими фортепианными сочинениями импрессионистов.

    В 1908 году К.Дебюсси написал цикл из 6 пьес для

    фортепиано под названием "Детский уголок".Это произведение он посвятил

    своей горячо любимой дочери Эмме :"моей дорогой маленькой Шушу с нежными

    извинениями отца за то, что последует".Все пьесы "Доктор Gradus ad

    Parnassum","Колыбельная Джимбо","Серенада кукле","Снег

    танцует","Маленький пастух","Кукольный кэк-уок" - это небольшие зарисовки,

    в которых композитор мастерски создал образы и картины детства.

    В "Детском уголке" К.Дебюсси обратился к форме сюиты,возрожденной

    композиторами-романтиками.Новая "романтическая" сюита существенно

    отличалась от старинной своим содержанием и композиционными чертами.В

    сочинении композитора-импрессиониста находим такие ее принципы,как:

    а) стремление к конкретности музыкальных образов,к программности,которое

    проявляется у К.Дебюсси в названии не только цикла,но и каждой миниатюры;

    б) свободное тональное сопоставление частей:все пьесы написаны в разных

    тональнастях(C dur, B dur, E dur, d moll, A dur, Es dur),с явным

    преобладанием мажорного лада.Сочетание мажорных тональностей с

    оживленными темпами не случайно - оно явно отражает

    жизнерадостность,любознательнось,подвижность,свойственные поведению детей.С

    этим связано и достаточно жанровое разнообразие пьес (среди них есть

    жанровые сценки-"Серенада кукле","Кукольный кэк-уок","Колыбельная

    Джимбо";портретные зарисовки-"Маленький пастух";волшебный пейзаж,

    рожденный детской фантазией-"Снег танцует").

    Одной из характерных черт сочинения стала его юмористическая

    окраска.Музыковед Н.Копчевский пишет, что тонкий авторский "юмор заключен

    уже в английских заголовках сюиты и ее частей - это как бы шутливое

    обращение отца к ребенку, который воспитывается под руководством

    английской "мисс""(15,с.171).Юмористическое настроение создает

    пародирование этюдов М.Клементи (сборник "Gradus ad Parnassum"-"Путь к

    Парнасу") и известной музыки Р.Вагнера ("Тристан и Изольда").Переосмысление

    тем и музыкальных образов этих сочинений ярко проявилось в первой и

    последней пьесах цикла.

    Фортепианная сюита К.Дебюсси "Детский уголок" - призведение,в котором

    воплощен наивный и мудрый, сказочный и реальный, забавный и грустный,

    а целом чудесный и добрый мир детства.И хотя сочинение было создано в

    начале века, главные герои сюиты - кукла, игрушечный слон, пастушок -

    любимы, близки и понятны современным детям.

    Первая пьеса цикла называется "Доктор Gradus ad Parnassum".

    Ее заглавие связано со знаменитым циклом этюдов М.Клементи.Систематические

    упражнения в технике игры на фортепиано, предлагаемые М.Клементи в виде

    этюдов - один из путей, постепенно приближающих юного пианиста к вершинам

    исполнительского мастерства.Сочинение же К.Дебюсси "Доктор Gradus ad

    Parnassum" охарактеризована самим автором как "род гигиенической и

    прогрессивной гимнастики, следовательно подобает играть эту пьесу каждое

    утро натощак, начиная умеренно, чтобы закончить оживленно"(цит.по

    17,с.68).В словах композитора звучит тонкая ирония в адрес всевозможных

    технических упражнений.Ее подчеркивают авторская ремарка "ровно и без

    сухости",мягкость фигураций, созвучия, насыщенные секундовыми

    сочетаниями.Фактура основана на ровном и непрерывном движении шестнадцатых,

    прекращающемся ненадолго - в центральном эпизоде, где композитор изображает

    рассеянность ученика:

    ПРИМЕР N 9.

    Живому непосредственному развитию художественного образа способствует

    отказ композитора от схемаичных, квадратных структур, столь

    свойственных этюду. Иронизируя таким образом над инструктивным жанром,

    Дебюсси одновременно значительно опоэтизировал его.

    "Колыбельная Джимбо" (так звали игрушечного слона Шушу) рождает в

    нашем представлении образ неуклюжего, немного тяжеловесного существа,

    вызывающего однако, самые добрые чувства. Жанр колыбельной как нельзя

    лучше помогает показать образ с легким оттенком юмора. Ведь звучание

    колыбельной чаще всего ассоциируется с чем то маленьким, беззащитным и

    нежным. У Дебюсси же этот жанр характеризует пусть и игрушечного, но

    всетаки слона. Отсюда - и нетипичное для колыбельной использование на

    протяжении всей пьессы низкого регистра, и нетрадиционный для

    колыбельной аккомпанемент в виде чередующихся больших секунд.

    Тяжеловесная, несколько угловатая мелодия колыбельной построена по звукам

    пентатонического звукоряда, что придает музыке некоторый восточный

    колорит:

    ПРИМЕР N 10

    Основным,"строительным" материалом пьесы являются секунды, которые

    то "колышутся", то "топчутся" на месте, образуя вместе с сопровождением

    целотоновое звучание. Использование столь необычных выразительных средств

    - одно из проявлении связей Дебюсси с русской музыкой. Вчастности, можно

    провести аналогию с романсом А.П.Бородина "Спящая княжна", в котором

    композитор широко применил целотоновые последования, мерцающие секунды в

    сопровождении и пентатоническое строение мелодии.

    Развитие материала в "Колыбельной Джимбо" осуществляется по

    сквозному принципу: каждое новое мелодическое образование подготавливается

    предшествующим и появляется незаметно. В целом эта пьеса богата тонкими

    оттенками настроения, очень живописна по колориту и пленяет удивительно

    мастерским использованием скромной палитры выразительных средств.

    Очень изящна и грациозна третья часть сюиты - "Серенада кукле". На

    ее жанровую принадлежность указывает уже само название. Как известно,

    серенада приветственная или любовная песня, исполняемая под окном

    возлюбленой. Главные признаки жанра - плавная, выразительная мелодия и

    аккомпонимент, подражающии звучанию гитары или мандолины.

    В "Детском уголке" героиней серенады, Дебюсси сделал куклу, поэтому

    перечисленные жанровые признаки заключают в себе нечто игрушечное. Уже

    первая авторская ремарка, предписывающая исполнять всю пьесу на левой

    педали подчеркивает прозрачность и некоторую иллюзорность звучания

    музыки. Весь комплекс музыкально-выразительных средств харак-

    теризует "кукольное" звучание серенады: облегченная фактура, забавная

    "прыгающая" мелодия, построенная на широких интервалах и предворяемая

    форшлагом, своеобразная гармония, в которой выделяется звучание пустых

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.