МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

    Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

    Министерство общего и профессионального образования РФ

    Уральский Государственный педагогический университет

    Департамент педагогики и психологии детства

    Кафедра эстетического воспитания

    Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования

    элементов дизайнерского мышления.

    Дипломная работа

    Исполнитель:

    студентка 5 курса

    дневного отделения

    Вотинова Е.Н.

    Научный руководитель:

    старший преподаватель

    Сенина Э.Э.

    Екатеринбург 1999

    СОДЕРЖАНИЕ стр.

    ВВЕДЕНИЕ

    ГЛАВА I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО

    МЫШЛЕНИЯ

    1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.

    1.2.Теоретическая организация эстетико-педагогических условий развития

    творческого мышления.

    ГЛАВА II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ

    ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

    2.1.Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках

    трудового обучения.

    2.2.Теоретические положения технической эстетики.

    ГЛАВА III.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО

    МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского

    мышления у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.

    3.2.Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на

    формирующем этапе эксперимента.

    3.3.Динамика развития элементов дизайнерского мышления у младших

    школьников на контрольном этапе эксперимента.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

    Рассматривая человека и окружающую среду в диалектическом единстве,

    следует подчеркнуть, что его духовная жизнь неразрывно связана с природой и

    с "миром вещей", который он сам для себя создал.

    Духовно-эстетическая значимость предметной среды заметно возрастает в

    современных условиях и оказывает огромное влияние на формирование

    художественно-оценочного сознания и мировоззрения человека в целом. Это

    объясняется тем, что даже природа начинает эстетически восприниматься

    современным ребенком гораздо позднее, чем вещи, среде которых он проводит

    большую часть жизни. На ранних этапах развития воспитательное воздействие

    среды осуществляется в значительной степени стихийно, но к младшему

    школьному возрасту это влияние так или иначе осмысливается.

    В современных условиях требуется дать детям определенную подготовку в

    той области человеческой деятельности, к которой относится разработка

    гармонической предметной среды в области технической эстетики(дизайна).

    В свете современных требований к образованию преимущественная

    установка на вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими

    умениями, которые от класса к классу совершенствуются, уже недостаточно.

    Ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве

    средства, но никак не цели обучения, особенно в младшем школьном возрасте.

    Ручной труд должен являться средством развития сферы чувств, эстетического

    вкуса, разума и творческих сил - т.е. общего развития ребенка. Формирование

    элементов дизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано

    именно в рамках предметно-практической деятельности на материале

    художественного конструирования. Введение элементов дизайна также позволит

    наметить и реализовать единую образовательную линию от начальной школы к

    средней и далее. При этом, начиная со среднего звена, профиль

    дизайнообразования может постепенно локализоваться в зависимости от

    ориентации учреждения: в отдельных школах могут функционировать программы,

    например, по дизайну одежды, прически, бытовых приборов, интерьера.

    В целях локализации предмета исследования и определения его научно-

    теоретических основ мы предприняли анализ печатных источников по проблеме.

    Анализ источников приводит нас к выводу, что существуют достаточные основы

    для дальнейшего изучения проблемы воспитания человека, способного к

    эмоционально-оценочной и творчески созидательной деятельности, направленной

    на организацию гармонической предметной среды, т.е. проблемы дизайнерского

    образования учащихся.

    Исходя из анализа теоретической разработанности, практического

    осуществления и значимости проблемы дизайнерского образования, можно

    утверждать, что логика педагогической теории и практики на современном

    этапе выдвигает в повестку дня совершенно специфическую задачу:

    формирование у детей особого типа мышления, которое можно назвать

    "дизайнерским мышлением".

    Именно руководствуясь им как комплексом, состоящим из особой установки

    сознания, оценочных суждений и способов творческой деятельности, человек

    может формировать в себе эстетическое отношение к миру вещей.

    Художественное конструирование-это процесс рационального проектирования

    изделий с учетом законов гармонии и красоты. Эстетическая выразительность

    должна достигаться как результат последовательного осуществления

    конструкторского замысла.

    Все вышеизложенное определило выбор темы исследования.

    ТЕМА: Художественно-конструкторская деятельность как основа

    формирования элементов дизайнерского мышления.

    ПРОБЛЕМА: При каких эстетико-педагогических условиях обеспечивается

    формирование дизайнерского мышления у младших школьников на уроках

    трудового обучения.

    Решение данной проблемы и является ЦЕЛЬЮ.

    ОБЬЕКТ: Художественно-конструкторская деятельность младших школьников

    на уроках труда.

    ПРЕДМЕТ: Процесс формирования элементов дизайнерского мышления в

    процессе решения художественно-конструкторских задач.

    ЗАДАЧИ:

    1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.

    2.Определить содержание понятий "элементарное дизайнерское мышление",

    понимая под последним возможный уровень его развития для учащихся начальных

    классов.

    3.Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее

    важных для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных

    учащимся начальных классов.

    4.Обосновать эстетико-педагогические условия формирования

    дизайнерского мышления у младших школьников на начальном этапе обучения.

    5.Разработать методические рекомендации, направленные на формирование

    дизайнерского мышления на базе действующих программ по трудовому обучению

    ГИПОТЕЗА: В процессе специально организованных занятий возможно

    формировать у детей особый стиль мышления, для которого характерно

    понимание основных критериев гармонической вещи, чувства стиля,

    эстетическое отношение к миру вещей (т.е. дизайнерское мышление) при

    соблюдении определенных условий:

    -если будет реализована совокупность эстетико-педагогических условий

    развития творческого мышления (учебно-дизайнерских, социально-

    эмоциональных, эвристико-дидактических,индивидуально-творческих);

    -единство эмоциональной, интеллектуально-оценочной и проектно-

    практической деятельности в процессе обучения;

    -постановка и решение дизайнерских проблемных ситуаций на основе

    специальных знаний;

    -раскрытие в процессе обучения духовно-содержательного начала вещей

    через их дизайнерские качества;

    -приобщение детей к активным самостоятельным наблюдениям природы,

    окружающей предметной среды.

    МЕТОДЫ ИССЕДОВАНИЯ:

    -теоретический анализ философской, психологической,

    искусствоведческой, педагогической литературы, освещающей состояние

    изучаемой проблемы.

    -изучение учебных программ и методической литературы по трудовому

    обучению.

    -изучение передового педагогического опыта;

    -наблюдение за процессом трудового обучения в начальных классов;

    -педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий)

    -диагностические методы (индивидуальная беседа, психологическое

    тестирование, срезы)

    -обобщение теоретических и экспериментальных выводов и создание

    методических рекомендаций.

    НАУЧНАЯ НОВИЗНА:

    -дана характеристика понятия "элементарное дизайнерское мышление",

    как особого уровня дизайнерского мышления, возможного применительно к

    младшему школьному возрасту.

    -обоснованы и экспериментально подтверждены эстетико-педагогические

    условия формирования дизайнерского мышления у младших школьников на

    начальном этапе обучения.

    -впервые поставлена проблема формирования у младших школьников

    дизайнерского мышления как комплекса, включающего особую установку

    сознания, оценочные суждения и способы творческой деятельности,

    руководствуясь которыми человек может формировать в себе соответствующее

    эстетическое отношение к миру вещей.

    -определена сущность и выделены основные структурные компоненты

    дизайнерского мышления у младших школьников.

    -выделены возможные уровни развития дизайнерского мышления

    (стихийное, элементарное, системное), определенна их специфика

    применительно к детям младшего школьного возраста.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: разработанная методика существенно повышает

    эффективность процесса художественно-эстетического воспитания в школе.

    Предложенный подход к организации занятий с младшими школьниками на уроках

    трудового обучения позволяет приблизить их к требованиям времени, делая

    возможным формирование у детей эмоционально-оценочного отношения к гармонии

    окружающей предметной среды, а также творческих созидательных качеств

    личности.

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА: теоретико-исторический анализ научных

    трудов, затрагивающих проблемы, связанные с социально-психологическим и

    нравственно-эстетическим воздействием окружающей предметной среды на

    человека: положения теории эстетического воспитания, определяющие ведущую

    роль деятельности в становлении личности, познания о движении мысли от

    чувственного к рациональному, от конкретного к абстрактному, от частного к

    общему.

    НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

    1.Целостный процесс приобщения младших школьников к интеллектуально-

    оценочной и проектно-практической деятельности в области дизайна

    создает реальные предпосылки для формирования у них духовной потребности в

    гармонической предметной среде и формирует возможности для создания такой

    среды.

    2.Сформированность дизайнерского мышления у детей младшего школьного

    возраста связана со сформированностью его компонентов: рациональности,

    целесообразности, оригинальности(новизны),стилевого чутья, способности к

    проектированию.

    3.Выделены возможные уровни развития дизайнерского мышления

    (стихийное, элементарное, системное), определена их специфика применительно

    к детям младшего школьного возраста.

    В целях локализации предмета исследования и определения его научно-

    теоретических основ мы предприняли анализ печатных источников по проблеме.

    В изученной литературе можно условно выделить несколько основных

    групп вопросов, касающихся различных сторон избранной проблемы.

    В философском плане вопросы художественного творчества

    рассматривались в работах А.А.Адамяна, Д.Благоева, А.И.Бурова, Г.Д.Гачева,

    М.С.Кагана, Н.И.Килщенко,В .П.Копнина, Н.Л.Лейзерова и др.

    Психологической наукой накоплено достаточное количество исследований

    по вопросам воздействия на психику человека цвета и формы, способности их

    вызывать различные эмоции (Р.Арнхейм, В.С.Мейлах, А.Пейпер и др.)

    художественная педагогика, основываясь на перечисленных выше областях

    знаний, в свою очередь, также накопила достаточный опыт в исследовании

    проблем художественного творчества (В.В.Алексеева, Н.А.Дмитриева,

    Н.М.Зубарева, А.А.Мелик-Пашаев, бН.Н.Фомина, В.С.Щербакова и др.)

    Вопросы воспитательного и общеразвивающего воздействия специально

    организованной художественно-эстетической деятельности изучали

    Ю.П.Азаров, Д.Н.Джола, Б.Т.Лихачев, З.И.Калмыкова, Г.П.Калинина и др.

    ГЛАВА 1.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО

    МЫШЛЕНИЯ.

    1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.

    Каковы же факторы и процессы, без функционирования которых

    продуктивное мышление невозможно?

    В целом, можно выделить 6 блоков, по которым осуществляется выделение

    факторов и процессов функционирования творческого мышления:

    -восприятие и память;

    -мышление;

    -воображение и новизна;

    -интуиция;

    -потребность в самовыражении, самостоятельность;

    -эстетические и морально-этические качества личности.(15,с.34)

    Самым многочисленным по количеству показателей является блок,

    связанный с деятельностью мышления.

    Обратимся к определению понятия "мышление"

    Леонтьев А.Н. говорил, что мышление-процесс сознательного отражения

    действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в

    которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию

    объекты

    Брушлинский А.В. понимал под мышлением неразрывно связанный с речью,

    социально обусловленный психический процесс самостоятельного искания и

    открытия существенно нового в ходе анализа действительности, возникающий на

    основе практической деятельности. (15,с.49)

    Педагогический словарь дает такое определение: мышление

    опосредованное и обобщенное познание человеком предметов и явлений

    объективной действительности в их существенных связях и отношениях.

    (49,с.56)

    Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в

    процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей

    информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от

    основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций,

    раскрываются закономерные связи между ними. Это обобщенное и опосредованное

    познание действительности, в процессе которого мысль человека бесконечно

    углубляется в суть окружающей действительности, открывая ее

    закономерности.(20,с.43). Самый существенный признак, отличающий мышление

    от других психических процессов, - направленность на открытие новых знаний,

    т. е. Его продуктивность. Суммируя основные моменты в определениях, можно

    сказать, что мышление:

    1.Это психический процесс, который является обобщенным и

    опосредованным отражением общего и существенного в действительности.

    2.Мышление выполняет регулирующую функцию по отношению к поведению

    человека, поскольку связано с образованием целей, средств, программ

    деятельности.

    3.Мышление является социально обусловленным процессом: оно не

    возможно без знаний, добытых в ходе человеческой деятельности.

    .Для раскрытия понятия дизайнерского мышления необходимо раскрыть

    механизмы продуктивного мышления, поскольку они тесно связаны между собой и

    имеют сходную природу.Выразителями подхода к мышлению как к чисто

    продуктивному процессу являются представители гештальтпсихологии

    (М.Вертгаймер, В. Келер, К. Коффка и др.) Продуктивность рассматривается

    ими в качестве специфической черты мышления, отличающей его от других

    психических процессов. Мышление возникает в проблемной ситуации, включающей

    неизвестные звенья. Преобразование этой ситуации приводит к такому решению,

    в результате которого получается нечто новое, не содержащееся в фонде

    имеющихся знаний и не выводимое из него непосредственно на основе законов

    формальной логики.

    В продуктивных теориях мышления новое, возникающее в результате

    мыслительной деятельности, характеризуется своей оригинальностью (у

    гештальтистов - это новая структура, новый гештальт). Оно возникает в

    проблемной ситуации, обычно предполагающей преодоление "барьера прошлого

    опыта", мешающего поиску нового, требующего понимания этой ситуации.

    Идеи о продуктивном характере мышления человека, о его специфике,

    взаимоотношении с другими процессами, и прежде всего с памятью, о

    закономерностях его развития разрабатывались в исследованиях многих

    советских психологов (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Г.

    С. Костюк, А. Н. Леонтьев, Ю. А. Самарин, Б. М. Теплов, М. Н. Шардаков, П.

    Я. Шеварев и др. )

    В трудах отечественных психологов вопрос о продуктивности мышления и

    о его соотношении с репродукцией нашел свое научное освещение с позиций

    диалектического материализма. Продуктивность выступает в них как наиболее

    характерная, отличительная черта мышления, отличающая его от других

    психических процессов, и в то же время рассматривается диалектическая,

    противоречивая связь ее с репродукцией.

    Процесс поиска новых знаний протекает скачкообразно; в нем

    используются как алгоритмические, так и эвристические приемы. Мышление не

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.