МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

    процессе посредством использования элементов художественного

    конструирования при организации эстетико-педагогических условий,

    обеспечивающих функционирование данных качеств на всех этапах творческой

    деятельности: воспринимающем, появлении замысла, интуитивном,

    деятельностном; и основывается на являющейся актуальной для младших

    школьников чувственно-эмоциональной сфере, задействующей в творческом

    процессе все органы чувств и эмоциональной отзывчивости, путем образно-

    логического преподавания.

    В целом, основные особенности дизайнерского мышления можно

    представить в следующем виде:

    -системное владение логическими операциями;

    -наличие новизны, оригинальности, стилевого чутья, способности к

    проектированию;

    -понимание целесообразности, рациональности вещей;

    знание способов создания эстетически грамотной вещи и гармонической

    среды.

    В связи с тем, что речь идет о развитии творческого мышления,

    являющегося категорией эстетической, наиболее сильное воздействие на

    формирование и развитие творческого порыва будут оказывать эстетические

    факторы окружающей среды, что было доказано философами, психологами и

    эстетиками.

    Следовательно, для продуктивного развития творческого мышления

    младших школьников в учебно-воспитательном процессе необходимо

    взаимодействие эстетических, психологических (индивидуально-

    психологические особенности каждого ученика) и педагогических

    (взаимодействие педагога с учениками) условий, объединение которых

    позволило сформулировать эстетико-педагогические условия развития

    творческого мышления у учащихся

    младшего школьного возраста.

    1.2. Теоретическая организация эстетико-педагогических условий развития

    творческого мышления младших школьников.

    Эстетико-педагогические условия имеют двустороннюю структуру,

    включающую педагогические и эстетические условия.

    Педагогические условия широко представлены в трудах педагогов: Я.А.

    Коменского, А.С. Макаренко, А.Ф. Харламова, Ю.К. Бабанского, Ш.А.

    Амонашвили, Б.П. Никитина, Дж. Смита и других.

    Эстетические условия вытекают из теории дизайна и эргономических требований

    организации окружающей среды, вопросами которой занимались: В.П. Зинченко,

    В.П. Глазычев, И.М. Демина, Л.М. Холмянский, И.П. Юров и другие.

    Синтез эстетических и педагогических условий как единая система организации

    школьного учебного пространства был осуществлен Р. Штейнером в процессе

    создания вальдорских школ. А также, попытки аналогичного синтеза были

    осуществлены педагогами: В.А. Караковским, Н.Л. Арининой, Г.Б. Кобахидзе,

    С.А. Анискиным, что и стало теоретической основой для создания эстетико-

    педагогических условий в учебно-воспитательном процессе, обоснованных в

    этой работе.

    Итак, с начало остановимся на анализе педагогических условий, создаваемых

    известными педагогами в русле своей теории с точки зрения их применения в

    конкретной школьной и классной обстановке, ставшей базой экспериментального

    исследования.

    Субъективные условия, способствующие развитию творческого мышления у

    детей имеют двустороннюю структуру. С одной стороны - это субъективно-

    индивидуальные, физиологические, психологические и интеллектуальные

    особенности ребенка, позволяющие ему усвоить в той или иной степени

    необходимые для формирования творческого мышления мыслительные процессы,

    ЗУН; с другой стороны - интеллектуально-психологические особенности

    педагога, лежащие в основе его творческой личности. Создание данной группы

    условий осуществляется на основе положений экспериментальной эстетики по

    формо-цветовым предпочтениям. Качественные характеристики, которые

    необходимо развивать для возможности функционирования творческого мышления

    у младших школьников: цепкость и цельность восприятия, память, воображение,

    логическое мышление, речь, интуиция, способность к оценочным действиям и

    доведению дела до конца, интеллект.

    Таким образом, субъективные факторы, влияющие на развитие творческого

    мышления у младших школьников почти не отличается от тех, которые

    необходимы для общего гармоничного развития, обучения и воспитания ребенка.

    Исходя из этого, субъективные условия развития творческого мышления можно

    сформулировать как индивидуально творческие.

    Данные условия находят свое выражение и становятся эффективными

    только в результате непосредственного взаимодействия педагога с детьми, то

    есть проявляются через объективно субъективные условия.

    Индивидуально творческие условия объединяют две стороны: эстетический

    внешний облик педагога и учеников, соответствующий таким эстетическим

    показателям: стиль одежды, соответствие целям и ситуации, гармония с

    окружающей предметно-цветовой средой, гармонию эстетических,

    профессиональных морально-эстетических, интеллектуальных качеств личности

    педагога, определяющих индивидуальный стиль учителя и направленных на

    выявление способностей и призвания ребенка; определенный уровень развития

    психолого-интеллектуальных качеств ребенка, необходимых для обеспечения

    дальнейшего развития его творческого мышления и иных вышеперечисленных

    качеств личности.

    Духовная гармоничность педагога включает три основных составляющих:

    морально-этические качества (доброта, порядочность, такт, честность и так

    далее), эстетическое сознание, эстетическое отношение к действительности,

    эстетические убеждения, вкусы, культура, мировоззрение, мастерство (высокий

    уровень интеллекта, профессионализм, артистичность, развитие творческого

    мышления и потребность в творчестве).

    Таким образом, педагог становится для учеников наглядным примером

    развитого творческого мышления, а подражательная способность младших

    школьников стимулирует функционирование и развитие творческой активности.

    Субъективно-объективные условия, способствующие развитию творческого

    мышления, заключается в создании эмоционально-благоприятной атмосферы в

    классном коллективе в результате субъективного взаимодействия педагога с

    детьми. Эта группа условий включает мажорный тон в коллективе,

    демократический стиль общения педагога с учениками, эмоционально-

    психологическую комфортность каждого ребенка, свободу выбора творческих

    форм и методов творческой деятельности. Данная группа условий

    характеризуется образованием творческой атмосферы в классном коллективе,

    которая формируется на фоне эстетического отношения коллектива к

    выполняемой деятельности и эстетических проявлений межличностных

    коллективных отношений.

    эстетическое отношение к выполняемой деятельности проявляется в следующих

    эстетических реакциях: эмоциональности, темпе, ритме, активности, свободе,

    заинтересованности, гармоничности действий и поз, согласии, четкости,

    оптимизме, реализации творческой деятельности, эстетичность межличностных

    отношений тесно связана с морально-эстетическими нормами характеризующимися

    следующими проявлениями: дружбой, взаимным уважением, эмоциональной

    отзывчивостью, вежливостью, доверием, радостью общения, честностью ми так

    далее.

    Теория коллективного воспитания, стиля и тона коллектива глубоко

    разработана педагогом А.С. Макаренко. Он выделил несколько признаков стиля

    детского коллектива, способного решать любые воспитательные задачи:

    1. Мажор: постоянная бодрость, готовность к действию, радужное, веселое,

    мажорное настроение.

    2. Ощущение собственного достоинства каждого ребенка

    3. Идея защищенности от насилия, самодурства, издевательства

    4. Способность к торможению

    5. Красивый внешний облик коллектива: цвет, костюмы, чистота комнат, обуви.

    Наибольшую сложность вызывает создание второго и третьего признаков

    стиля коллектива. В результате этого, учитель начальных классов вынужден

    выполнять в коллективе компенсаторную функцию, создавая такую атмосферу,

    которая способствует снятию стрессовой ситуации и сохранению чувства

    собственного достоинства каждого ребенка.

    Помимо обеспечения благоприятной эмоционально-психологической

    атмосферы в классе, субъективно-объективные условия включают и другие факты

    учебно-воспитательного процесса.

    Более четко отражают субъективно-объективные факторы, способствующие

    формированию у младших школьников заинтересованности в учении, педагоги

    О.С. Богданова и В.И. Петрова создание на уроках, в учебном процессе,

    обстановки радости познания, коллективной дружной работы, удовлетворение от

    решения новых познавательных задач;

    -активная позиция ученика в процессе обучения, выбор методов и приемов,

    активизирующих познавательную деятельность школьников, когда дети выступают

    как соучастники добывания новых знаний;

    -включение школьников в разнообразные виды психической деятельности, где

    развивается не только интеллектуальная, но и эмоционально-волевая сфера

    психики, познавательные процессы и интересы;

    -осуществление разнообразных форм взаимодействия программного материала с

    личным опытом ребенка, окружающей жизнью.

    Вышеперечисленные педагогические условия активизации познавательной

    деятельности детей, лежащие в основе творческого мышления, которые можно

    отнести к субъективно-объективным, создаются непосредственно в учебно-

    воспитательном процессе, в школе.

    Д.Б. Никитин считает, что создание условий успешного развития

    творческих способностей надо начинать задолго до поступления ребенка в

    учебное заведение.

    В качестве таких условий Никитин выдвигает следующие положения:

    -ранее начало развития творческих способностей, со дня рождения ребенка

    необходимо подготавливать почву для функционирования творческого мышления;

    -окружить ребенка такой средой и системой отношений, которые бы

    стимулировали его разнообразную творческую деятельность;

    -максимальное напряжение сил, которые вытекают из самого характера

    творческого процесса;

    -представление ребенку большей свободы в выборе деятельности, способов

    работы, чередовании дел, продолжительности занятий;

    -ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослого.

    Итак, вышеперечисленные факторы, составляющие часть субъективно-

    объективных условий, касающиеся развития творческого мышления посредством

    создания соответствующих эмоционально-психологической комфортности

    учащегося во время учебно-воспитательного процесса, можно определить как

    социально-эмоциональные условия.

    Создание данных условий основано на использовании определенных форм и

    методов работы, с помощью которых достигается необходимая для творчества

    атмосфера коллектива, и в связи с тем, что речь идет о развитии творческого

    мышления, характеризующегося оригинальностью, непредсказуемостью, - то

    наряду с традиционными формами и методами учебно-воспитательной работы, без

    которых не обходится формирование ни с одного психологического и

    интеллектуального процесса, объединяют в себе многочисленный опыт педагогов

    и подразделяются на следующие группы:

    -объяснительно-иллюстрированный или рецензивный метод (рассказ, лекция,

    объяснение и так далее)

    -репродуктивный - воспроизведение действий по применению знаний на практике

    -проблемное изложение изучаемого материала

    -исследовательский метод при котором учащимся предлагается познавательная

    задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого

    методы.

    Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три

    основные группы: методы организации и осуществление учебно-познавательной

    деятельности; методы стимулирования и мотивации познавательной

    деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-

    познавательной деятельности.

    М.И. Махмутов классифицировал методы по трем основаниям: общие методы

    обучения: монологический, показательный, диалогический, эвристический,

    программированный; методы преподавания – информационно-сообщающий,

    объяснительный, интуитивный, стимулирующий, побуждающий; методы -

    исполнительский, репродуктивный, практический, частично-поисковый,

    поисковый.

    Данные методы охватывают обе стороны учебно-воспитательного процесса:

    деятельность педагога и деятельность ученика, раскрывая весь спектр

    методологической деятельности.

    К методам, преложенным Ю.К. Бабанским и М.И. Махмутовым, направленым на

    активизацию учебно-познавательной деятельности на протяжении всего учебного

    процесса, можно добавить еще несколько методов организации и осуществления

    творческой деятельности:

    -индивидуально-личностного творческого примера педагога, так и других

    окружающих ребенка людей;

    -иллюстративно-эвристический метод, когда рассказ, демонстрация картин,

    лекция и так далее, преподносятся не педагогом, а учеником для объяснения и

    доказательства индивидуального решения творческой задачи;

    -синтетической деятельности по единовременному восприятию слуховой,

    зрительной, осязательной и так далее информации по созданию ассоциативных

    –синтетических образов;

    -психологического тренинга;

    Специфика функционирования творческого мышления требует, помимо

    общепринятых, использование соответствующих специфических форм организации

    деятельности по развитию данного процесса.

    К традиционным формам, способствующим развитию творческого мышления у

    младших школьников в учебно-воспитательном процессе относятся: урок,

    экскурсия, факультативы, домашняя работа, формы внеклассной работы, студии,

    конкурсы, концерты. Кроме перечисленных, возможно целесообразно

    использование таких форм организации деятельности, которые нацелены

    непосредственно на развитие творческого мышления. Это может быть миниурок

    /5-10 минут/ творческого фантазирования, уроки-подсказки, уроки-диспуты,

    музыкальные, художественные, театральные гостиные, театрализованные

    представления, дидактические, ролевые, развивающие творческое мышление

    игры.

    Обобщая вышеуказанные факторы объективно-субъективных условий,

    отметим, что данная группа включает в себя, с одной стороны стиль общения

    педагога с учениками, тон коллектива, предполагающий наличие творческой

    атмосферы в классе - социально-эмоциональных условий; с другой стороны -

    разнообразие форм и методов работы, нацеленных на развитие творческого

    мышления у младших школьников - условия которые можно сформулировать как

    эвристико-дидактические.

    Безусловно, данные условия вытекают непосредственно из учебно-

    дизайнерских, так как творческая деятельность в коллективе зависит от

    эстетического содержания окружающей среды, стимулирующий творческий

    потенциал.

    Кроме того, творческие формы и методы работы предполагают постоянное

    использование эстетических качеств среды и эстетических ценностей -

    продуктов человеческой деятельности в качестве наглядно-иллюстративного,

    творчески стимулирующего материала.

    Использование в педагогической деятельности творческих форм и методов

    работы включается в эстетическое содержание учебно-воспитательного

    процесса, которые характеризуются оригинальностью, образностью, новизной и

    эмоциональностью, доступностью и целесообразностью, возможностью

    импровизации.

    Данное содержание учебно-воспитательного процесса предполагает создание

    эстетических продуктов деятельности, побуждающих к дальнейшей творческой

    деятельности.

    Эстетическое содержание продуктов деятельности определяется новизной

    оригинальностью, гармоничностью, использование различных выразительных

    средств композиции, закономерностью, целостностью, оптимальностью,

    логичностью, и другим в зависимости от вида творческой деятельности и

    специфики ее продукта. Творческие характеристики атмосферы коллектива, форм

    и методов педагогической деятельности являются показателями того, что

    социально-эмоциональные и эвристико-дидактические условия становятся не

    просто педагогическими, а эстетико-педагогическими, так как творчество -

    есть одна из категорий эстетического, изучающего общие законы творческой

    деятельности; данные же условия не только повышают эффективность учебно-

    воспитательного процесса по усвоению детьми знаний, умений, навыков, но и

    способствует эстетическому воспитанию по формированию эстетических качеств,

    лежащих в основе развитой творческой личности.

    Следующая группа условий, обозначаемая в педагогике как объективные

    условия, заключается в создании оптимальных для обучения и воспитания

    внешних средовых факторов, объединяющих в себе различные эстетические

    качества окружающего мире. Их называют учебно-дизайнерскими.

    Данная группа условий включает две стороны: эргономическую и эстетическую

    организацию физической и предметной школьной среды.

    В убранстве интерьера больше значение имеет цвет. Можно с большим

    художественным вкусом решать убранство комнаты, положив в основу либо

    контрастные цветовые сочетания, либо наоборот, изысканные мягкие тональные

    переходы цвета.

    Рассмотрим проблему цвета в дизайне.

    Значение цвета в нашей жизни многократно. Цвет и форма неотделимы друг

    от друга. Их соединение может быть гармоничным и дисгармоничным. В

    зависимости от этого меняется эмоциональный тон восприятия.

    Понятие "цветового проектирования" введено у нас архитекторами, прежде

    всего А.В. Ефимовым. На наш взгляд, это понятие может быть использовано и в

    сфере дизайна. Будем исходить из того, что цветовое проектирование – это

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.