МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

    воздействием окружающей предметной среды и в результате специального

    обучения.

    Перед учащимися возникают технические задачи, требующие умственного

    напряжения. В качестве базы их решения , развития конструкторских

    способностей учащихся. Учителя определяют конструктивно – технические

    знания ,умения, которые необходимо формировать у младших школьников:

    - Знания и умения по обращению с инструментами и обработке материала.

    - Знания свойств материала и элементарной технологии.

    - Умение анализировать трудовые задания, планировать и применять знания на

    практике.

    Воспринимая окружающие предметы, соотношения различных форм, сочетания

    цветов, а также получая соответствующие знания на занятиях в детском саду и

    на уроках в школе, дети усваивают определенную систему знаний о различных

    комбинациях, средств выразительности в художественном конструировании.

    Эти знания способствуют формированию у ребенка пространственных

    представлений, цветоощущения, конструкторских знаний и знаний о

    композиции. Таким образом, художественно-конструкторские знания

    необходимо формировать с младшего возраста, так как они помогают

    восприятию красоты окружающего мира и развитию пространственных

    представлений.

    Рассмотрим наиболее распространенные формы организации работы учащихся по

    созданию новых для них конструкций изделий.

    1.Конструирование под диктовку учителя.

    Учитель поочередно показывает конструкции деталей, демонстрирует

    примы их изготовления и соединения, порядок отделки изделия, использование

    по назначению. Учащиеся занимаются репродуктивной деятельностью,

    воспроизводят, копируют действия учителя.

    2.Конструирование по аналогии.

    После того, как учащиеся под руководством учителя изготовят изделие,

    им предлагается самостоятельно провести конструирование аналогичного по

    конструкции или несколько более сложного, но подобного по конструкции

    изделия.

    3.Конструирование по образцу.

    Учащиеся анализируют конструкцию образца, выясняют из каких деталей

    он состоит, выясняют порядок и приемы выполнения отдельных операций, сборки

    и отделки изделия. В данной форме обучения конструированию обеспечивается в

    основном прямая передача детям готовых знаний. Это необходимый этап, в ходе

    которого дети узнают о свойствах материала, овладевают техникой

    конструирования. Т.о, конструирование по образцу, в основе которого лежит

    подражательная деятельность, является важным подготовительным этапом,

    обеспечивающим подход к самостоятельной поисковой деятельности.

    4.Конструирование по собственному замыслу.

    Это вид конструирования на основе самостоятельного рассмотрения

    задания на конструирование изделия, для изготовления которого требуется

    применить известные учащимся материалы, инструменты и усвоенные ранее

    приемы труда.

    5.Конструирование по письменным или графическим описаниям изделия,

    включающим общие технические требования к готовому изделию (его назначение,

    условия использования, материал, общие требования к конструкции и пр.)

    6.Конструирование по условиям.

    Не давая образца и способов изготовления, детям задают лишь условия,

    которыми композиция замысла должна соответствовать и которые, как правило,

    подчеркивают ее практическое назначение.

    7.Констрирование в коллективе из 2-4 человек с распределением

    обязанностей по созданию конструкции и ее воплощению в материале, испытанию

    в действии.

    В нашем исследовании мы используем конструирование по собственному

    замыслу, по условиям, по письменным и графическим описаниям с

    использованием материала бумаги.

    В обучении конструированию из бумаги решаются общие задачи:

    -Учить анализировать образец: выделять форму листа, из которого

    выполнена поделка, способ преобразования бумаги, выделять части, детали.

    -Формировать у детей обобщенные способы работы с бумагой.

    -Учить планировать процесс создания поделки, контролировать свою

    деятельность на основе анализа.

    -Развивать у детей творческое отношение к конструированию: подбирать

    цвет бумаги для поделки и ее украшения, отвечающий большей выразительности,

    переносить усвоенный способ преобразования бумаги на новое содержание,

    комбинировать способы преобразования бумаги для достижения выразительности

    поделки.

    Остановимся на особенностях конструктивной деятельности.

    Очень важно, чтобы ребенок проявил художественный вкус: чувство

    цвета, ритма, формы и композиции, придал своей поделке выразительность.

    Содержание конструирования должно быть представлено в виде системы

    знаний в различных проявлениях этой общей конструктивной зависимости и

    постепенно усложняющихся конструктивно-технических умений.

    Такое содержание требует отбора адекватных методов и приемов обучения

    конструированию. В частности установлена высокая эффективность

    использования в обучении конструированию таких задач, которые требует от

    детей нахождения новых для них способов действия, т.е, задач проблемного

    характера.

    Постановка перед детьми таких задач способствует развертыванию

    поисковой деятельности, которая складывается из практических попыток

    использования различных способов решения, анализа условий задачи с целью

    нахождения наиболее адекватных способов решения и практического

    их апробирования.

    В условиях систематического решения конструктивных задач проблемного

    характера у детей формируется правильное отношение к своим ошибкам,

    формируются обобщенные способы анализа, значительно повышается умственная

    активность.

    Одним из аспектов конструктивной деятельности является результат,

    выражающийся в законченном предмете. Ребенку нужно доказать, что все, что

    делает человек, имеет свою форму, композицию, цвет, линию и поэтому

    сделанное им самим может быть красивым или некрасивым, прекрасным или

    безобразным. Оформляя результат труда, школьник должен думать не только о

    том, удобна ли данная вещь, но и о том, как она выглядит. Поэтому одна из

    важнейших задач обучения конструированию состоит в том, чтобы учить ребенка

    не только навыкам добросовестной работы, но и чувству формы, сочетанию

    цвета, композиции, симметрии. Прежде всего дети постигают важную мысль, что

    конструкция формы должна быть целесообразной, разумной, проявляющейся в

    удобстве вещи при ее пользовании. Чем полнее соответствует форма своему

    назначению, чем целесообразнее решена, тем она проще. Поэтому здоровый

    эстетический вкус расценивает простоту формы как выражение ее красоты.

    (30,с.26)

    Процесс конструктивной деятельности состоит из 2 этапов:

    -процесс создания замысла;

    -процесс его выполнения.

    В процессе создания замысла происходит обдумывание предстоящей

    деятельности, представление конечной цели- конструкции, выбор способов

    достижения этой цели, планирование последовательности практических

    действий. Однако, практическая деятельность, направленная на выполнение

    замысла, не является чисто исполнительской, она сочетает мыслительные и

    практические действия. При этом особую роль играют практические действия,

    носящие поисковый характер, они являются как бы источником мысли ребенка,

    его дальнейших рассуждений.

    В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения

    целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого

    анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное,

    делать обобщения.

    Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать их условия и

    находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в

    соответствии с ним планировать свою деятельность. В основу систематизации

    содержания обучения конструированию должна быть положена зависимость

    конструируемых объектов от их практического назначения.(63,с.25)

    Методы обучения конструированию.

    1.Анализ серии образцов, выполненных одним способом.

    Представленность сразу нескольких предметов, выполненных одним и тем

    же способом, дает возможность вычленения обобщенного способа их создания.

    Анализ серии образцов помогает также сконцентрировать внимание детей

    на учебной задаче. Учитель подводит детей к выводу: главное-научиться"

    читать чертеж", "слушать линии", которые всегда "говорят", что с ними надо

    сделать(разрезать, согнуть и др.)

    Анализируя серию образцов, дети ставятся в ситуацию выбора конкретной

    поделки. Смысл ситуации выбора в том, что взрослый не навязывает детям

    решение.

    Создавая поделку на основе деления листа бумаги пополам, в серии

    "дома", можно предложить детям следующие варианты:

    -домики одной величины (высоты и ширины) с одним окном на каждой

    стороне, но разного цвета (детям надо выбрать цвет бумаги).

    -домики разного цвета и разной высоты (высокий и низкий), дети

    выбирают цвет и длину прямоугольника.

    -домики разной высоты, цвета и ширины (дети ориентируются на учет

    всех трех свойств)

    Когда у детей накапливается опыт создания поделок разнообразными

    способами, надо предоставить им возможность анализировать образцы с позиций

    способа их изготовления. Так, учитель предлагает объемные фигурки животных

    из бумаги на основе куба, бруска, конуса, разделенного пополам

    прямоугольника. Ребенок выбирает тот или иной способ работы. Умение

    находить общий способ создания основы конструкции развивает

    самостоятельность ребенка в выборе цвета, величины, возможных деталей,

    украшений для конкретной, задуманной им поделки. А в результате работа

    каждого ребенка индивидуальна.

    В художественном труде качество результата небезразлично ребенку. Его

    не устраивает плохо сделанная вещь.

    Основными методами формирования рациональных действий являются:

    -показ;

    -объяснение;

    Чтобы показ и объяснение были эффективными, педагог должен:

    -сам четко представлять алгоритм рационального действия;

    -обеспечить совершенствование действий по линии осознанного и

    самостоятельного его применения;

    -помочь сделать "перенос" усвоенного действия с одной конкретной

    поделки на другую, с одного материала на другой, корректируя действие с

    учетом специфики материала;

    -в выборе конкретных приемов показа и объяснения учитывать трудности,

    с которыми встречается ребенок при усвоении действий. Т.к. внимание ребенка

    при выполнении работы, как правило, направлено на результат действия, а не

    на способ его выполнения, необходимо при показе действий переключить

    внимание детей с результата на способ действий и учить выполнению нужных

    движений рукой и инструментом.

    Трудность, которую часто испытывают дети, -отсутствие или

    недостаточность зрительного контроля, также дети затрудняются в сравнении

    особенностей движений в оценке их качества, не могут отличить правильное от

    неправильного.

    Чтобы преодолеть эти трудности, нужно своевременно установить связь

    между характером движений и получаемым от этого движения результатом и дать

    установку на самоконтроль за действием.

    2.Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю.

    Анализ промежуточных результатов способствует убеждению ребенка в

    необходимости соблюдать последовательность действий. Представленность

    промежуточных результатов может быть использована учителем для обучения

    детей самоконтролю. Не всегда дети удерживают в памяти последовательность

    работы, даже если они участвовали в ее определении. Действиям сопоставления

    надо учить: ребенку предлагается прикладывать под каждый промежуточный

    результат, начиная с первого, свою работу, сравнивая их. Когда ребенок

    доходит до промежуточного результата, идентичного своему, учитель обращает

    внимание на следующий и устанавливает, что следует сделать, чтобы его

    получить.

    Постепенно отпадает необходимость сопоставления промежуточных

    результатов под непосредственным руководством взрослого, дети

    самостоятельно с этим справляются.

    3.Анализ несовершенной поделки.

    В ней представлены наглядно те ошибки, которые могут быть у детей. В

    любой работе есть возможность предугадать возможную детскую ошибку и с

    помощью анализа несовершенной поделки дать установку на самоконтроль. Также

    надо побуждать детей к взаимоконтролю. Они легче обнаруживают ошибку у

    другого, чем у себя.

    4.Педагогическая оценка или анализ результатов деятельности.

    Детские поделки обязательно оцениваются с точки зрения решения

    художественно-конструкторских задач, должны быть отмечены их

    выразительность, оригинальность.

    Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:

    -оценивается только результат, который достигается усилиями самого

    ребенка;

    -по мере развития ребенка оценка становится все более

    дифференцированной;

    -нельзя сопоставлять результаты деятельности с успехами других детей,

    нужно оценивать его достижения;

    -оценку необходимо построить так, чтобы дети были максимально активны

    в ней.

    5.Игровые приемы.

    Игровые приемы используются для упражнения детей в решении

    конструктивной задачи.

    Чтобы ошибок в конечном результате было как можно меньше, персонажи,

    используемые на занятиях, по ходу работы детей не оставляют их без внимания

    и вносят свои предложения, задают вопросы, помогающие контролировать свои

    действия и корректировать работу, уточнять, обогащать замысел.

    Замечания сказочного героя принимается детьми легче, чем от педагога.

    Если по ходу работы дети исправляют свои ошибки, конечные результаты

    значительно выше по качеству, и это радует их, создает уверенность в своих

    возможностях. ( )

    Остановимся на этапах изготовления изделия.

    Процесс изготовления вещи целесообразно разбить на 4 этапа:

    1.Планирование труда.

    И.И.Будницкая выделяет в процессе такого планирования 3 момента:

    -анализ образца;

    -определение последовательности операций;

    -поиски вариантов решения.

    Остановимся подробнее на анализе образца.

    Каждый объект труда должен быть проанализированным в двух частях:

    -самостоятельное восприятие и определение достоинств объекта;

    -педагогическое руководство процессом восприятия.

    Во время самостоятельного восприятия объекта детьми, вопросы учителем

    не задаются, дети высказывают свои впечатления. После этого учитель дает

    целевую установку: посмотреть на изделие и ответить на вопрос: "Нравится

    предмет? В чем его красота?"

    Калинина Г.П. предлагает вот такие ориентировочные вопросы по

    выявлению и восприятию эстетических признаков, которые можно использовать

    при анализе образца изделия: (30,с.28)

    -Какую геометрическую фору напоминает общая форма предмета?

    -Как можно охарактеризовать форму с точки зрения красоты, какая она,

    какие свойства имеет?

    -Какой материал использован для изготовления изделия? Почему?

    -Помогает ли он выразить красоту предмета?

    -Что можно сказать о выразительности фактуры материала?

    -Определите цветовую гамму с точки зрения красоты. Как она влияет на

    форму предмета? Помогает ли выявить красоту формы?

    -Определите конструктивное строение предмета. Из каких деталей он

    состоит? Назовите основные детали конструкции и второстепенные. Органично

    ли связаны между собой детали?

    -Какое чувство вызывает сочетание различных форм в этом предмете?

    Нужно учить видеть объект в целом и по частям. Дети данного возраста

    с неустойчивым вниманием не умеют видеть несколько предметов в единстве.

    Они часто выхватывают один предмет и постепенно к нему присоединяют другие.

    Поэтому очень важно научить их видеть несколько предметов в комплексе,

    показывать красивое сочетание, необходимость единства. С этой целью можно,

    например, использовать картины с изображением интерьера комнаты, где учтено

    и цветовое решение, и пространственное соотношение различных предметов.

    Такого вида упражнения учат видеть несколько предметов в единстве, ощущать

    красоту этого единства.

    Нельзя ставить цель только в изготовлении какого-либо изделия(как

    обычно получается на практике),нужно чтобы дети получали знания о различных

    материалах и их свойствах, цвете и форме, а изделие должно быть упражнением

    для закрепления знаний.

    Это подтверждается учением психологов о том, что:

    -определяющую сторону в развитии детей младшего школьного возраста в

    процессе обучения составляет усложнение знаний и способов деятельности;

    -в ходе обучения и воспитания происходит накопление и изменение

    способов, умений выполнять все более разнообразные действия;

    Перечисленные условия выдвигают и педагогические требования к

    построению и проведению уроков трудового обучения:

    - систематическое введение элементов художественного конструирования в

    уроки;

    -создание проблемных ситуаций;

    -введение элементов творчества;

    Т.о, планирование трудовых действий играет немаловажную роль, т.к.

    сам процесс планирования эстетически весьма выразителен, он является ярким

    проявлением творчества человека, способного спроектировать свои трудовые

    действия, организацию труда, также планирование активно способствует

    достижению детьми высокой организации коллективного труда, красоты

    индивидуальных трудовых действий.

    2.Анализ чертежа, выполнение разметки.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.