МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Заикание

    наличие защитных реакций (обидчивость, стеснительность, маскировка,

    уклонение от речевого общения), на речевое поведение при обследовании

    (ожидает помощи, стремится к активному преодолению недостатка или не

    понимает, зачем нужны речевые занятия). Изучение заикающегося продолжается

    и в процессе коррекционного курса. Помимо бесед с заикающимися, их

    родителями, изучения психолого-педагогической и медицинской документации,

    используются методы по созданию зкспериментальных игровых, учебных

    ситуаций, психодиагностические методы (метод Роршаха, тематический

    апперцепционный тест (ТАТ), методика С. Розенцвейга, методика “тест-

    конфликт”, методика незаконченных предложений, оценочные шкалы, тесты

    психических функций и моторики и т. д.). Указанные методы применяются в

    качестве ценного источника информации для завершения диагностической

    картины, для более тонкого понимания психологических особенностей

    заикающегося. Получаемая с их помощью количественная и качественная

    информация подвергается интерпретации на основе комплексного психолого

    педагогического изучения испытуемого.

    В логопедическом заключении учитывается:

    Форма заикания (тоническая, клоническая, смешанная), вид судорог

    (дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный), степень заикания

    (легкая, средняя, тяжелая), темп речи (замедленный, ускоренный,

    скороговорение, наличие тахилалии), сопутствующие заиканию дислалия,

    стертая форма дизартрии, общее недоразвитие речи, состояние моторной

    функции, наличие и выраженность психических симптомов заикания: страх речи

    (логофобия), двигательные и речевые уловки, эмболофразия, изменение стиля

    речи и др., наличие волнения в процессе заикания, реакция на волнение.

    Фиксация внимания на речевом процессе и ее влияние на заикание, влияние

    сложности речевой ситуации на заикание, индивидуально-психологические

    особенности заикающегося, характер игровой деятельности, отношение к

    учебной деятельности, круг ситуаций, в которых проявляется заикание (во

    всех, в большинстве, в некоторых).

    Логопедическое заключение дает возможность осуществить

    дифференциальную диагностику и отличить заикание от других речевых

    расстройств (тахилалии, дизартрии, от спотыкания физиологического

    характера), а также отделить разные формы заикания друг от друга. Данные

    комплексного изучения заикающегося позволяют установить его природу.

    Наличие разных проявлений заикания, психологических особенностей и

    поведение каждого заикающегося определяют и особенности выбора средств,

    приемов и направленности логопедической работы индивидуально для каждого

    заикающегося в условиях общей поэтапной логопедической работы со всей

    группой.

    Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую

    очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и

    полноты его применения, от возраста и т. д. Можно считать, что чем моложе

    возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов

    речевого аппарата захвачено судорогой и чем слабее сама судорога, чем

    меньше психических наслоений, тем прогноз благоприятнее. Для заикания,

    развивающегося на почве врожденного отягчения или приобретенной нейропатии,

    а также появившегося без видимых внешних воздействий, предсказание менее

    благоприятно. Здесь чаще рецидивы. Успешнее устраняются судороги

    дыхательные, чем голосовые, клонические формы исчезают легче, чем

    тонические. Следовательно, на них легче воздействовать через 11 сигнальную

    систему, чем на тонические, характерные для возбуждения подкорки, которая

    труднее поддается указанному воздействию. Прогноз в значительной степени

    зависит от личности ребенка, от личности и мастерства логопеда.

    Наиболее благоприятным является возраст 2 - 4 года (легче создать

    благоприятные условия, небольшой стаж заикания). Наименее благоприятным

    оказывается возраст 10 - 16 лет, пубертатный период (обострённая

    психическая ранимость, стремление к свободе, самостоятельности, нелюдимость

    и другие отрицательные личностные качества). Нередко исчезнувшее заикание

    потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении

    неблагоприятных условий.

    В большинстве случаев прогноз при заикании благоприятный и социальная

    адаптация заикающихся осуществляется в достаточно высокой степени.

    Профилактика

    Профилактика заикания в нашей стране осуществляется комплексно и

    последовательно. Вначале она проводится с родителями до рождения ребенка,

    чтобы предупредить отрицательные воздействия на ребенка после рождения

    (беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость,

    не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение,

    удалять аденоидные разращения). Поскольку устная речь развивается по

    подражанию, то для ребенка могут сыграть неблагоприятную роль лица с

    заиканием, тахилалией, спотыканием и другими нарушениями речи. Следует

    стимулировать детей к общению, но удерживать от слишком обильной речевой

    продукции. Нервно предрасположенным нужно создавать более спокойную

    обстановку: ограничить речевое общение и шумные игры, не баловать новыми

    игрушками, по возможности избегать большого общества вокруг них.

    При поступлении в школу у ребенка может возникнуть заикание или его

    рецидивы. Поэтому профилактика заикания необходима и в школьные годы.

    Следует избегать неожиданных вызовов детей и принуждения их к быстрым

    ответам; создать в классе вокруг заикающегося благоприятную обстановку;

    сообщать логопедические знания родителям, учителям и т. д.

    В пубертатном периоде обращается внимание на состояние нервной

    системы подростка, на его взаимоотношения с окружающими, на адекватные

    способы утверждения себя как личности и т. п. Различные отклонения в нервно-

    психическом состоянии подростка, перенапряжение нервной деятельности,

    эмоционально волевой сферы, неверная самооценка, преобладание отрицательных

    свойств личности могут послужить причиной возникновения заикания или его

    рецидива.

    Целесообразно особое внимание обратить на профилактику рецидивов,

    исходя из их причин. Можно указать следующие причины рецидивов заикания:

    плохие социально- бытовые условия (нервная обстановка, грубое обращение с

    ребенком, перегрузка нервной системы учением, дополнительными занятиями,

    работой, психическое перенапряжение); недостаточно прочное закрепление

    успеха в процессе логопедических занятий, отсутствие диспансеризации;

    недостаточно глубокое перевоспитание личности заикающегося, неполное

    устранение вторичных психических наслоений, “почвы”, на которой возникло

    заикание, например, ущемленные, подавленные эмоции, напряженные отношения с

    окружающими, вяло текущие хронические заболевания и т. д.; болезни,

    истощающие нервную систему; психические травмы; недостаточное внимание со

    стороны окружающих к ребенку, освободившемуся от заикания; нарушения

    режимов деятельности, а также режимов сна, питания, отдыха; неустранённый

    травмирующий, постоянно действующий фактор, например, заикающиеся мать или

    отец и др.

    Зная указанные и другие возможные причины рецидивов заикания, логопед

    постоянно проводит профилактическую работу как в процессе логопедических

    занятий, так и после их окончания.

    Содержание логопедических занятий

    Дидактический принцип систематичности и последовательности в

    логопедических занятиях с заикающимися отражается прежде всего в

    логическом расположении содержания этих занятий, когда сообщение

    определенных занятий и воспитание навыков правильной речи у заикающихся

    происходит в строго систематическом и последовательном порядке с учетом их

    речевых возможностей, когда весь процесс обучения идет от простого к

    сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

    Непостоянство проявлений заикания известно давно. И с давних пор

    специалистов не покидают надежда найти средство или способ удержать,

    закрепить возможности свободной речи у заикающихся: будь то при какой-то

    определенной форме речи или каких-то особых ситуациях. Специалисты разных

    времен постоянно находились и находятся в поисках таких приемов, способов,

    средств, которые позволили бы перенести эти зачатки свободной речи у

    заикающихся в обстановку естественного общения с окружающими людьми.

    Истории известны многочисленные попытки создать разные системы постепенных

    последовательно усложняемых упражнений, которые должны были бы служить в

    качестве переходного мостика от легких форм речи для заикающихся к более

    сложным. Эти упражнения являлись бы одновременно и той необходимой

    тренировкой, которая должна была позволить заикающемуся говорить не

    задумываясь, свободно в любых условиях.

    Что же это за факторы, которые могут влиять на усиление или

    ослабление судорог? Ведь знание этих факторов позволит найти и способы,

    как управлять речевыми судорогами, предупреждать их или избегать.

    Оказывается таких факторов много. Одни из них относятся к

    особенностям собственно устной речи человека. Другие могут быть отнесены к

    особенностям внешних условий, окружающих человека в момент его речевого

    общения, или к особенностям его внутреннего состояния при этом.

    Наблюдения показывают, что на речь заикающегося ребенка оказывает

    влияние разная степень ее самостоятельности.

    Это значит, что частота и сила речевых судорог зависит от того,

    говорит ли ребенок сам ( задает вопросы, самопроизвольно выражает свои

    мысли, желания ) или делает это с чьей-либо помощью. Эта помощь ( прямая

    или косвенная ) может выражаться в подсказке ему образца фразы и даже

    просто в совместном ее проговаривании.

    В зависимости от степени самостоятельной речи в ней можно выделить

    несколько постепенно усложняющихся этапов:

    Сопряженная речь, когда ребенок вслед за логопедом и вместе с ним

    произносит фразы. Например:

    |Логопед. |Логопед и ребенок вместе. |

    | | |

    |- Я держу в руках кубик. |- Я держу в руках кубик. |

    |- На кубике нарисован слон. |- На кубике нарисован слон. |

    Это наиболее легкая для заикающихся форма речи. В случае даже очень

    тяжелых форм заикания ребенок сопряженно говорит совершенно свободно. Это

    связано с тем, что при этой форме речи он фактически лишь копирует чужую

    фразу ( ее конструкцию, манеру произношения ), да и произносит ее даже не

    самостоятельно, а с посторонней помощью. Степень самостоятельности здесь

    практически сводится к нулю.

    Отраженная речь предполагает ( в отличии от сопряженной ) только лишь

    повторение ребенком фразы вслед за логопедом без ее совместного

    проговаривания. Сравните :

    |Логопед говорит. |Ребенок повторяет. |

    | | |

    |- Я поднял с пола мяч. |- Я поднял с пола мяч. |

    |- Этот мяч ярко-синий. |- Этот мяч ярко-синий. |

    Как видим, ребенок здесь также полностью использует чужую конструкцию

    фразы, ее темп, интонацию, манеру произношения, но он уже лишен частично

    помощи в виде совместного ее проговаривания. Это тоже обычно доступная для

    всех заикающихся детей форма речи.

    В отличии от отраженной речи здесь уже появляются элементы

    самостоятельной речи. Правда, это пока еще отдельные самостоятельно

    вставленные слова, и в то же время это еще и как бы полуотраженная речь.

    Ведь ответ на конкретно поставленный вопрос позволяет ребенку использовать

    и определенную конструкцию предложения, и почти все слова, содержащиеся в

    вопросе, добавив лишь 1-2 слова.

    Сложнее заикающемуся ребенку давать развернутые ответы на вопросы

    типа : что делает мальчик ( или кто-то другой), почему, для чего ? На

    такие вопросы ребенок вынужден отвечать развернутой фразой и не одной. Но

    у него уже нет возможности опереться на поставленный вопрос. Такие ответы

    приближают ребенка к самостоятельной речи.

    Пересказ еще более усложняет речь заикающегося, так как требует от

    него сразу произнести уже не 1-2 фразы, а значительно больше. Здесь могут

    встретиться не только простые , но и сложные фразы. И нужно их

    последовательно и связно передать слушателю. В пересказе тоже есть

    некоторые моменты, которые облегчают речь заикающегося ребенка. Это прежде

    всего материал, изложенный кем-то : пересказ сказки, рассказа, увиденного

    диафильма и пр. Значит, есть уже какой-то образец. Достаточно запомнить

    последовательность изложения, отдельные конструктивные примеры - и вот уже

    есть помощь.

    Рассказ - это уже полностью самостоятельное изложение материала по

    какой-то теме : по картинке, по впечатлениям, оставшимся от экскурсии,

    прогулки и пр.

    И наконец, спонтанная речь ( самопроизвольная, самостоятельная) -

    самая сложная для заикающихся, ибо она предполагает естественное и активное

    речевое общение с окружающими : вопросы, просьбы, обращения, сообщения,

    обмен мыслями, выражение желаний и пр.

    Таким образом, свободная самостоятельная речь у заикающихся детей

    воспитывается на речевых занятиях в такой последовательности :

    сопряженно-отраженная речь;

    ответно-вопросная форма речи;

    пересказ или рассказ;

    спонтанная речь.

    Другим фактором, который может оказывать влияние на состояние речи

    заикающихся, может быть разная степень ее подготовленности.

    Для заикающегося имеет значение и то, как подготовлен речевой

    материал, которым он собирается оперировать.

    Заикающемуся легче говорить тогда, когда текст выучен наизусть. Здесь

    нет необходимости подыскивать слова, необходимые конструкции предложений,

    последовательно излагать материал. Тем более само звучание наизусть

    предполагает обычно неоднократное проговаривание вслух определенного

    речевого материала. Следовательно, здесь есть и некоторая предварительная

    тренировка речи.

    Речь заикающегося льется свободнее и тогда, когда он заранее

    отрепетирует необходимый материал вслух или хотя бы предварительно мысленно

    продумает, что он хочет сказать и в какой последовательности будет это

    излагать.

    Проявления заикания усиливаются, когда текст незнакомый и нужно

    говорить экспромтом, т. е. без предварительной подготовки.

    Учитывая все перечисленные условия, речевые упражнения строятся в

    следующей последовательности :

    заученный текст;

    отрепетированный вслух;

    мысленно продуманный;

    незнакомый текст, экспромт.

    Следующим фактором, способным влиять на появление или

    исчезновение речевых судорог у заикающегося, является разная сложность

    речевой структуры.

    Обычно заикающиеся легко произносят отдельные звуки, реже -

    слоги, еще реже - слова. Трудности у них, как правило, возникают в начале

    изложения ( трудно начать говорить ), в начале смыслового отрезка

    развернутой фразы ( после дыхательной или смысловой паузы) или в начале

    простой фразы. Нередко остановки, «спотыкания» появляются на некоторых

    определенных («трудных») звуках.

    Итак, трудности в речи заикающегося возрастают в зависимости от

    того, произносит ли он отдельные звуки, слова или фразы. В последнем случае

    чаще всего встречаются запинки. Причем в сложной фразе их больше, чем в

    простой, а в связных по смыслу фразах (пересказ, рассказ) больше, чем в

    отдельно взятых.

    Отсюда и возрастающая сложность речевых упражнений. Вначале

    звуки и слоги, затем отдельные слова, потом фразы от простых к сложным и,

    наконец, связная речь.

    Степень громкости речи заикающегося также влияет на свободное ее

    течение.

    Как правило, заикающиеся всегда говорят свободно шепотом, у них

    никогда не наблюдается судорог и при беззвучной речи, т.е. тогда, когда они

    только беззвучно артикулируют, «произносят» фразу без единого звука.

    Заикающиеся говорят свободнее тихо, чем громко. Но как парадокс наблюдается

    иногда и обратная картина, когда громкая и даже очень громкая речь у

    заикающегося ребенка звучит совершенно без запинок. Это бывает не часто и

    наблюдается обычно у детей робких, тихих, застенчивых.

    Поэтому свободная и громкая речь у заикающихся достигается

    обычно путем последовательных речевых упражнений, произносимых ими

    беззвучно, шепотом, тихо, громко, обычным голосом.

    На речь заикающихся благотворно действуют плавность и

    ритмичность. Даже по этому поводу бытует мнение, что для избавления от

    заикания нужно петь, или читать стихи, или говорить нараспев, т.е. сильно

    растягивать гласные звуки.

    Действительно, при пении, ритмичной стихотворной речи или при

    разговоре «нараспев» речевые судороги заикающихся или вовсе отсутствуют,

    или значительно уменьшаются. Однако это вовсе не значит, что, пользуясь

    только этими формами речи, можно избавиться от заикания. К тому же, как

    показывают наблюдения, искусственно растянутая речь («нараспев») не

    приживается у заикающихся. Они ее стыдятся не меньше, чем своих запинок, и

    обычно предпочитают пользоваться заикливой, но привычной речью, нежели

    новой, искусственной речью, обращающей на себя внимание.

    В речевые занятия с заикающимися детьми вводят пение и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.