МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Заикание

    ритмизованную речь. Такой вид упражнений используют для совершенствования и

    развития голоса, дыхания, артикуляции, а также для того, чтобы еще раз

    обратить внимание ребенка на имеющуюся у него возможность говорить

    свободно. Речь «нараспев» не используется, как правило, на занятиях, но от

    нее осталась опора на гласные звуки в начале фразы в тех случаях, когда

    ребенок затрудняется начать ее с согласного звука.

    Определенное облегчение испытывают заикающиеся, когда свою речь

    сопровождают какими-то ритмичными движениями. Например, известные слова :

    Пили пила,

    Пили живей,

    Мы домик строим

    Для зверей -

    дети произносят, взявшись за руки и имитируя движения пильщиков.

    Однако наша устная речь разнометрична, т.е. мы в речи пользуемся

    разными ритмами. Поэтому задача логопеда состоит в том, чтобы

    последовательно перевести к него навыки свободной речи с ритмизованной на

    разнометричную, т.е. обычную речь.

    Таким образом, плавность и ритмичность речи у заикающихся

    воспитывается в такой последовательности :

    пение;

    пение с движениями;

    ритмизованная речь ( стихи, затем проза) в сопровождении движений;

    ритмизованная речь ( стихи, проза) без движений;

    опора на гласные звуки;

    разнометричная речь.

    Мы уже отмечали выше, что в зависимости от эмоционального

    состояния ребенка его речь заметно меняется. В минуты подавленного

    настроения или, наоборот, повышенного возбуждения его речь значительно

    ухудшается по сравнению с той, которая у него бывает в минуты душевного

    равновесия и положительных, но не сильных эмоций.

    Задача воспитания правильной речи у заикающегося здесь

    заключается в тренировке этой правильной речи при разных эмоционально

    острых состояниях ребенка. Логопед должен научить заикающегося владеть

    собой, свободной речью независимо от настроения, от эмоционального

    возбуждения или подавленности.

    На эмоциональное состояние человека может серьезно влиять

    окружающая обстановка, люди и характер его деятельности. Влияние

    перечисленных факторов на эмоциональное состояние заикающегося отражается

    на качестве речи.

    Ребенок, например, обычно спокойнее и увереннее чувствует себя в

    домашней обстановке, иногда в привычных условиях детского сада, у

    родственников. Здесь и речь у него лучше. А вот в незнакомой обстановке он

    смущается, чувствует себя неуверенно, настороженно, при этом он особенно

    остро ощущает свою неполноценность и речь его становится значительно хуже.

    Точно так же и с окружающими людьми. Близкие, деликатные,

    доброжелательные люди действуют успокаивающе, ободряюще. Он их не

    стесняется, чувствует себя с ними легко, уверенно, но обособленно, и речь

    значительно лучше, чем с теми, кого он боится, не знает, стесняется.

    Поэтому-то на речевых занятиях важно предусмотреть подбор не

    только самих речевых упражнений, но и различных ситуаций, в которых должны

    проводиться занятия.

    В зависимости от обстановки последовательность речевых

    упражнений может быть выражена так:

    тренировка правильной речи в хорошо знакомой, привычной

    обстановке; в малознакомой; в незнакомой, чужой.

    В зависимости от общественного окружения : В одиночестве (здесь

    обычно дети говорят совершенно свободно) ; с близкими и друзьями; с

    воспитателями ; с малознакомыми людьми; с незнакомыми.

    И наконец, деятельность заикающегося ребенка также может влиять

    на качество его речи в зависимости : а) от вида ее (дидактические и

    подвижные игры, рисование, лепка и пр.); б) от степени сложности

    (элементарные действия, комплекс действий) и в) от отношения ее к речи во

    времени (описание того, что есть, было или будет).

    Так, на занятиях по ручной деятельности с заикающимися

    дошкольниками логопед Н.А. Чевелева обнаружила, что речь у них лучше, когда

    они непосредственно сопровождают свои действия словами, т.е. одновременно

    проговаривают, что каждый из них в данный момент делает.

    Например : « Я отрезаю полоску бумаги»; «Я скатываю шарик из

    пластилина»и т.д. При этом, безусловно, чем проще действие, тем легче

    ребенку его описать.

    Значительно труднее заикающемуся ребенку рассказать о предстоящих

    своих действиях, тем более если они сложные. Здесь нужно предварительно

    представлять себе мысленно весь процесс выражения своих мыслей. Ребенок в

    данном случае лишен возможности опереться на зрительный и тактильный

    анализаторы, как это он делает при описании. Все это затрудняет его речь,

    способствует учащению и усилению запинок.

    Вот почему при подборе речевых упражнений в зависимости от

    деятельности ребенка должна предусматриваться следующая последовательность

    их усложнения :

    |Виды деятельности (от | | |

    |спокойных к подвижным и |Сложность деятельности |Отношение деятельности к |

    |эмоционально насыщенным) | |речи во времени |

    |Дидактические игры (лото,|От элементарных, простых |Настоящее время |

    |домино) |движений, действий до |Прошедшее время |

    |Занятия по лепке, |сложных комплексов |Будущее время |

    |рисованию, аппликации |движе-ний и действий. | |

    |Общеобразовательные | | |

    |занятия (обучение счету, | | |

    |родному языку, труд) | | |

    |Подвижные игры | | |

    |Творческие и ролевые | | |

    |игры, инсценировки | | |

    |Репетиции к утренникам | | |

    |или концертам | | |

    |Участие в утренниках, | | |

    |концертах | | |

    Как видно из изложенного, факторов, от которых в известной мере

    зависит появление или исчезновение речевых запинок у заикающихся детей,

    очень много. Какие же из них главные ? Что принять за основу ? Степень

    самостоятельности ? Подготовленности ? Сложность структуры ? Громкости ?

    Плавности и ритмичности ? Обстановки и общественного окружения ? Видов

    деятельности ?

    Все перечисленные факторы имеют значение для перевоспитания речи

    заикающихся детей. Недооценка одного из них будет мешать успешности или

    прочности вырабатываемых навыков правильной речи у ребенка, может

    неожиданно спрвоцировать заикание после, казалось бы, успешного завершения

    речевых занятий. Поэтому логопед должен приложить все свое умение и знания,

    чтобы ничто не помешало успешному проведению занятий и не вызвало рецидива.

    Существование такого многообразия факторов, влияющих на состояние

    речи заикающегося ребенка, позволяет логопеду комбинировать различные виды

    речевых упражнений так, чтобы всегда предугадать возможность возникновения

    речевых судорог и избежать их. Также возникает возможность для тренировки

    правильной речи и фиксирования на ней внимания заикающегося ребенка. А в

    случае срывов логопед должен помочь ребенку опереться на знакомые и легкие

    для него речевые стереотипы, для того чтобы заикающийся вновь мог

    преодолеть речевые трудности.

    Наглядность и технические средства обучения

    На логопедических занятиях с заикающимися используются соответственно

    их возрасту общепринятые в учебном процессе пособия и технические средства

    обучения и специфические, направленные непосредственно на коррекцию

    неправильной речи.

    К первым относятся: учебные наглядные пособия, учебники, литература,

    произведения искусства, настольные игры, маски, кукольный и пальчиковый

    театр, диафильмы, радио- и телепередачи, магнитофонные записи, пластинки и

    пр.

    К специфическим техническим средствам относятся: корректофон Деражне,

    аппарат “Эхо” (АИР), аппарат звукоусиления, магнитофон.

    Аппарат Деражне (как и трещотка Барани) построен на эффекте

    звукозаглушения. Разной силы шум (в корректофоне он реглируется с помощью

    специального винта) подается через резиновые трубочки, оканчивающиеся

    оливами, прямо в слуховой проход, заглушая собственную речь. Для

    заикающихся, у которых имеется фиксированность на дефекте, отключение

    слухового контроля облегчает проведение речевых упражнений. Уменьшая силу

    заглушения, заикающиеся успешно учатся говорить и без корректофона.

    Но далеко не во всех случаях метод звукозаглушения может быть

    применим. Некоторые заикающиеся плохо переносят шум, который вызывает у них

    головные боли, раздражительность. Постоянный шум может мешать выполнению

    сложных речевых упражнений. Отсутствие слухового контроля снижает

    возможность активного речевого общения заикающегося с окружающими.

    Аппарат “Эхо”, сконструированный Б. Адамчиком, состоит из двух

    магнитофонов с приставкой. Записанный звук воспроизводится через долю

    секунды, что создает эффект эха. Отечественными конструкторами создан

    портативный аппарат “Эхо” (АИР) для индивидуального пользования.

    Своеобразный аппарат для работы с заикающимися был предложен В. А.

    Раздольским. Принцип его работы построен на звукоусилении речи заикающихся

    через громкоговорители или воздушные телефоны к слуховому аппарату

    “Кристалл”. Воспринимая свою речь звукоусиленной, заикающиеся меньше

    напрягают речевую мускулатуру, чаще начинают пользоваться мягкой атакой

    звуков, что благотворно отражается на их речи. Положительным является и тот

    факт, что при использовании звукоусиления заикающиеся с первых же занятий

    слышат свою правильную речь, а это ускоряет выработку положительных

    рефлексов и свободной, ненапряженной речи. Ряд исследователей используют в

    практике различные варианты отставленной речи (“белого шума”,

    звукозаглушения и др.).

    В процессе логопедических занятий с заикающимися в

    психотерапевтических целях можно использовать звукозаписывающую аппаратуру.

    При магнитофонном занятии с последующей беседой логопеда у заикающегося

    повышается настроение, появляется желание добиваться успехов в речевых

    занятиях, вырабатывается уверенность в положительном исходе занятий, растет

    доверие к логопеду. На первых магнитофонных занятиях материал для

    выступления заикающегося отбирается и тщательно репетируется.

    Выработке навыков правильной речи способствует обучающие

    магнитофонные занятия. Цель этих занятий заключается в том, чтобы обратить

    внимание заикающегося на темп и плавность его речи, звучность,

    выразительность, грамматическую правильность фразы. После предварительных

    бесед о качествах правильной речи, прослушивания соответствующих образцов

    речи, после неоднократных репетиций заикающийся выступает перед микрофоном

    со своим текстом в зависимости от этапа занятий. Задача - следить и

    управлять своим поведением, темпом, плавностью, звучностью речи, не

    допускать грамматических неправильностей в ней. Руководитель фиксирует в

    своей тетради состояние речи и поведение заикающегося в момент выступления

    перед микрофоном. Закончив выступление, заикающийся сам оценивает свою речь

    (говорил тихо - громко, быстро - медленно, выразительно - монотонно и т.

    д.). Затем, прослушав речь, записанную на магнитофонной пленке,

    заикающийся вновь оценивает её. После этого логопед анализирует речь

    заикающегося, его умение дать правильную оценку своей речи, выделяет

    положительное в его выступлении, в поведении на занятии и подводит общий

    итог.

    Вариантом обучающих магнитофонных занятий является подражание

    выступлениям артистов, мастеров художественного слова. В этом случае

    прослушивается художественное выступление, выучивается текст,

    отрабатывается воспроизведение, записывается на магнитофонную пленку, а

    затем сравнивается с оригиналом, констатируются сходства и различия.

    Полезны сравнительные магнитофонные занятия, на которых заикающемуся

    предоставляется возможность сопоставить свою настоящую речь с той, что была

    у него раньше. В начале курса речевых занятий при включенном микрофоне ему

    задаются вопросы на бытовые темы, предлагаются сюжетные картинки для

    описания их содержания и составления рассказа и пр. Магнитофонная пленка

    фиксирует случаи судорог в речи: их место во фразе, частоту, длительность.

    В последующем эта первая запись речи заикающегося служит мерилом успешности

    проводимых речевых занятий: с нею сравнивается состояние речи в

    последующем.

    По окончании логопедического курса логопед строит заключительную

    беседу на материале последнего сравнительного магнитофонного занятия.

    Используя его логопед советует заикающимся систематически наблюдать за

    своей речью, ежедневно закреплять приобретенные на занятиях умения и

    навыки.

    Магнитофонные занятия рекомендуются проводить в тех случаях, когда у

    заикающегося имеется фиксированность на своем дефекте и осознание своей

    неправильной речи.

    В настоящее время существует ряд логопедических методик по устранению

    заикания. Их можно рассматривать в зависимости от возраста заикающихся:

    работа с дошкольниками, школьниками, подростками и взрослыми.

    Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками

    Авторы первой отечественной методики логопедической работы с

    заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста Н. А. Власова и

    Е. Ф. Рау строят нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от

    разной степени речевой самостоятельности детей.

    Н. А. Власова различает 7 видов речи, которые в порядке постепенности

    необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками:

    1 ) сопряженная речь,

    отраженная речь,

    ответы на вопросы по знакомой картинке,

    самостоятельное описание знакомых картинок,

    пересказ прослушанного небольшого рассказа,

    спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам),

    нормальная речь (беседа, просьбы и т. д.).

    Е. Ф. Рау видит задачу логопедической работы в том, “чтобы путем

    систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от

    напряжения, сделать её свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а

    также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную

    артикуляцию”. Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей

    распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.

    На первом этапе предлагаются упражнения в совместной и отраженной

    речи, в произношении заученных фраз, стихов. Широко используется

    декламация.

    На втором этапе дети упражняются в устном описании картинок по

    вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на

    данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал

    логопед.

    На третьем, завершающем этапе детям предоставляется возможность

    закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с

    окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие

    моменты детской жизни.

    В основу методик Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау положена разная степень

    речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в

    том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность

    речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к

    отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. На

    протяжении многих лет предложенная методика является одной из самых

    популярных в практической работе с заикающимися детьми. В настоящее время

    логопедами используются многие ее элементы.

    Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися

    дошкольниками в процессе ручной деятельности была предложена Н. А.

    Чевелевой. Автор исходит из психологической концепции о том, что развитие

    связной речи ребенка осуществляется путем перехода от речи ситуативной

    (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной

    ситуацией) к контекстной (обобщенной, связанной с событиями прошедшими, с

    отсутствующими предметами, с будущими действиями), а затем на протяжении

    дошкольного периода контекстная и ситуативная формы речи сосуществуют (С.

    Л. Рубинштейн, А. М. Леушина). Поэтому последовательность речевых

    упражнений с заикающимися детьми усматривается в постепенном переходе от

    наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям и

    включает в себя следующие формы: сопровождающую, завершающую,

    предваряющую.

    Система последовательного усложнения речи предусматривает также

    постепенное усложнение объектов деятельности через увеличение числа

    отдельных элементов работы, на которые распадается весь трудовой процесс

    при изготовлении поделок.

    Эта система преодоления заикания у детей включает в себя 5 периодов:

    Пропедевтический. Основная цель - привить детям навыки

    организованного поведения, научить слышать немногословную, но логически

    четкую речь логопеда, ее нормальный ритм, временно ограничить речь самих

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.