МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Заикание, причины, профилактика

    психолингвистики. Данный аспект изучения предполагает выяснение того, на

    какой стадии порождения речевого высказывания возникают судороги в речи

    заикающегося. Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:

    1) наличие потребности в речи, или коммуникативное намерение;

    2) рождение замысла высказывания во внутренней речи;

    3) звуковая реализация высказывания. В разных структурах речевой

    деятельности эти фазы различны по своей полноте и длительности протекания и

    не всегда однозначно вытекают одна из другой. Но постоянно происходит

    сопоставление задуманного и осуществленного. И. Ю. Абелева считает, что

    заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего

    коммуникативного намерения, программы речи и принципиального умения

    говорить нормально. В трехчленную модель порождения речи автор предлагает

    включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося “ломается” весь

    произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и

    энергетическая. Возникает судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой,

    завершающей фазе.

    Рассмотрев разные точки зрения на проблему заикания, можно сделать

    основной вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны. В одних

    случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое

    является результатом ошибки нервных процессов в корне головного мозга,

    нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого

    авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).

    В других случаях - как сложное невротическое расстройство, явившееся

    результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально

    возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.

    В третьих - как сложное, преимущественно функциональное расстройство

    речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и

    дисгармоничного развития личности.

    В четвертых - механизм заикания можно объяснить на основе

    органических изменений центральной нервной системы. Возможны и другие

    объяснения. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения

    физиологического и психологического характера, составляющие единство.

    Причины заикания

    Еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд,

    испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание

    неправильной речи отца и матери. И. А. Сикорский (1889) первым подчеркнул,

    что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не

    окончено. Решающую роль он отводил наследственности, считая иные

    психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни,

    подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей

    речевых механизмов. Г. Д. Неткачев (1909) причину заикания искал в

    неправильных методах воспитания ребенка в семье и считал вредным как

    суровое, так и заласканное воспитание.

    Зарубежные исследователи в качестве причин возникновения заикания

    выделяли неправильное воспитание детей (А. Шервен, 1908); астенизацию

    организма вследствие инфекционных заболеваний (А. Гутцман, 1910);

    косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при

    переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс, 1931).

    Таким образом, в этиологии заикания отмечается совокупность

    экзогенных и эндогенных факторов (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, Н. А.

    Власова, Н. И. Красногорский, Н. П. Тяпугин, М. Зееман и др.).

    В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие

    “почву” и производящие “толчки”. При этом некоторые этиологические факторы

    могут как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать

    его.

    К предрасполагающим причинам относятся следующие:

    невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и

    соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции

    центральной нервной системы);

    невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи,

    энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);

    конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной

    нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее

    особая подверженность психическим травмам);

    наследственная отягощенность (заикание развивается на почве

    врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по

    наследству в качестве рецессивного признака). При этом необходимо

    обязательно учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к

    заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды;

    поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием

    многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия;

    постнатальные - инфекционные, травматические и обменно-трофические

    нарушения при различных детских заболеваниях.

    Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в

    соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к

    речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

    К неблагоприятным условиям относятся:

    физическая ослабленность детей;

    возрастные особенности деятельности мозга ; большие полушария

    головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же

    возрасту оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного

    мозга. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и

    поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее

    созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более

    выраженную неустойчивость их нервной системы;

    ускоренное развитие речи (3 - 4 года), когда ее коммуникативная,

    познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием

    общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение

    слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;

    скрытая психическая ущемлённость ребёнка, повышенная реактивность на

    почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием

    среды и

    степенью его осознания;

    недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми

    и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне

    разрешается заиканием;

    недостаточное развитие моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных

    движений.

    При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий

    достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы

    вызвать нервный срыв и заикание.

    В группе производящих причин выделяются анатомо-физиолгические,

    психические и социальные.

    Анатомо - физиологические причины: физические заболевания с

    энцефалитическими последствиями; травмы - внутриутробные, природовые,

    нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при

    которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;

    истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и

    других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф,

    рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена;

    болезни носа, глотки и гортани; несовершенство звукопроизносительного

    аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.

    Психические и социальные причины: кратковременная - одномоментная -

    психическая травма (испуг, страх); длительно-действующая психическая

    травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье:

    избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание

    “примерного” ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные

    отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или

    неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций; острая тяжелая

    психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие

    острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;

    неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение,

    нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка

    детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту

    усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная

    конструкция фразы); полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте

    разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;

    подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции:

    пассивная - ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь

    заикающегося; активная - он копирует речь заикающегося; переучивание

    леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать

    высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и

    психопатического состояния с возникновением заикания; неправильное

    отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение

    расположить ученика -- может служить толчком для появления заикания.

    Обследование заикающихся

    Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом,

    невропатологом, психологом) с привлечением по необходимости других

    специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста отоларинголога и

    др.

    Содержание обследования включает изучение анамнестических сведений,

    педагогической, психологической и медицинской документации и исследование

    самого заикающегося из беседы с родителями логопед выясняет наиболее

    значимые события, происшедшие в семье, и в связи с этим уточняет

    особенности общего, моторного и речевого развития ребенка.

    Оцениваются основные моменты пренатального (дородового) периода:

    возраст матери (менее или более 35 лет) при рождении ребёнка, нервно-

    психическое здоровье, болезни матери, отца, течение беременности. Данные о

    здоровье отца и матери до появления ребенка позволяют определить возможные

    отклонения в его соматическом и нервнопсихическом состоянии. Выявление

    неблагоприятных факторов внутриутробного развития поможет определить их

    косвенное влияние на последующее речевое развитие ребенка.

    Выявленные отклонения, различные отрицательные факты натального и

    постнатального периодов развития ребенка анализируются и оцениваются

    специалистами с целью наиболее полного изучения этиологии и патогенеза

    заикания.

    В беседах с родителями уточняются сведения о речевом развитии

    ребенка: когда появились первые звуки, ленив, лепет, первые слова, фразы,

    каким темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты

    речевого общения с окружающими. Важно узнать и о речевом окружении ребенка

    (не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро родители или близкие ребенку

    люди).

    Уделяется внимание изучению вопроса воспитания ребенка в семье:

    отношение к нему взрослых (нет ли заласкивания, потакания капризам или,

    наоборот, неуравновешенного, резкого обращения, физических наказаний,

    запугивания); помощь в формировании у него правильной речи (нет ли

    перегрузок в заучивании сложных текстов) или, наоборот, почти полное

    отсутствие контроля за развитием его правильного произношения,

    грамматически правильного речевого общения и т. д.

    Когда возникло заикание, появились первые его признаки? Как внешне

    оно выражалось? Какие. предполагаемые причины могли его вызвать? Как

    развивалось, какие особенности проявлений обратили на себя внимание

    родителей: нет ли сопутствующих двигательных нарушений (судорог,

    постукивания рукой, ногой, покачивания головой и пр.) или недостатков речи

    (лишние слова, звуки, произношение отдельных звуков и слов на вдохе и др.)?

    Как проявляется оно в зависимости от обстановки или окружающих людей, от

    разного вида деятельности? Как говорит ребенок один (например, со своими

    игрушками)? С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи? Как ребенок

    относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не замечает,

    безразличен, переживает, стыдится, скрывает, боится говорить и т. д.)?

    Обращались ли родители за помощью: куда, когда, что было

    рекомендовано, какие результаты?

    Сведения об особенностях протекания заикания позволяют в каждом

    конкретном случае выбрать основную форму лечебно педагогического

    воздействия. Наличие сопутствующих нарушений моторики указывает на

    необходимость двигательных упражнений, быть может, даже цикла занятий по

    лечебной физкультуре.

    Особенности психологических проявлений у заикающегося требуют от

    логопеда предусмотреть и этот план воздействия на него: отвлечь от

    фиксированности на своем дефекте, перестроить его отношение к себе, к своей

    речи, научить его слышать свою правильную речь.

    После уточнения сведений о ребенке, истории возникновения и

    особенностей протекания у него заикания проводится обследование речи

    заикающегося и внеречевых процессов, оказывающих непосредственное влияние

    на его речевую деятельность.

    Проводится исследование его общительности, моторики,

    подражательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учебной,

    производственной деятельности, личностных особенностей заикающегося.

    Различают первичное ( в течение первого месяца пребывания ребенка в речевом

    дошкольном учреждении или в первые две недели пребывания в санатории для

    заикающихся детей, на школьном логопедическом пункте) и динамическое

    изучение заикающегося в процессе коррекционно-воспитательного воздействия.

    Для исследования речи детей используются картинки, книжки со стихами,

    сказками, подбираются игрушки (куклы, машинки, фигурки животных,

    строительный материал).

    Конкретные задачи речевого обследования заключаются в том, чтобы

    определить:

    - место возникновения и форму речевых судорог;

    - частоту их проявлений и сохранные речевые возможности заикающегося;

    - сопутствующие нарушения речи; двигательные нарушения;

    - отношение заикающегося к своему речевому дефекту; наличие

    психологических особенностей.

    Место возникновения судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных,

    смешанных) и их форма (клоническая, тоническая, смешанная) определяются на

    слух или зрительно.

    Частота судорог у заикающегося представляет для логопеда особый

    интерес. Она позволяет судить о сохранных участках речи, и, следовательно,

    от нее непосредственно будет зависеть насколько правильно и успешно

    начнутся первые же речевые занятия с ребенком. Изучение уровня свободной

    речи начинается с выявления зависимости пароксизмов заикания от разной

    степени его речевой самостоятельности. В беседе о его родителях, друзьях,

    интересах и т. д. выявляются особенности его речевого поведения и речевых

    судорог. Ребенку предлагается составить рассказ или описать содержание

    картинки, пересказать знакомую сказку; логопед читает рассказ и предлагает

    пересказать его и т. д. Затем проверяет состояние отраженной и сопряженной

    речи путем повторения или совместного произнесения простых и сложных фраз.

    Уровень свободной речи заикающегося зависит не только от разной

    степени ее самостоятельности, но и от ее подготовленности.

    Необходимо проследить появление речевых судорог в зависимости от

    того, произносит ли ребенок сложную или простую фразу, отдельные слова или

    звуки. На материале пересказа текста фиксируется, в каких случаях возникают

    речевые судороги: только а начале рассказывания, в начале фраз, на

    отдельных словах или звуках. Выясняется, не зависят ли речевые судороги от

    уровня громкости речи. С этой целью предлагается обследуемому говорить

    тихо, громко, шепотом.

    Влияние разной степени ритмизованности на речь заикающегося может

    быть проверено следующим образом: он рассказывает о том, что нарисовано на

    картинках, передает содержание сказки, которая является ритмизованной

    прозой, рассказывает стихотворение.

    При обследовании логопед обращает внимание на сопутствующие речевые и

    двигательные нарушения: лишние слова или звуки, произнесение отдельных

    звуков, слов и даже предложений на вдохе, неправильное произношение звуков

    речи, недостатки словаря и грамматического строя речи, темпа, тики,

    миоклонусы (непроизвольные движения), различные вспомогательные

    (произвольные) движения и некоторые особенности речевого поведения:

    скованность и напряженность общих движений или, наоборот, их резкость,

    хаотичность, несобранность, “разболтанность”.

    При исследовании игровой деятельности детей выясняется характер их

    игр, взаимоотношения, степень игровой активности, эмоциональное состояние.

    При исследовании учебной деятельности обращается внимание на то, как

    заикающиеся школьники пользуются различными формами речи в процессе

    обучения.

    Обращается внимание и на наличие у них психологических особенностей,

    в частности на степень болезненной фиксированности на своем речевом

    дефекте.

    О психологических особенностях заикающегося сведения черпаются из

    бесед с родителями. Логопед уточняет сведения о его контактности с

    окружающими (дома, в школе, со сверстниками и взрослыми, знакомыми и

    незнакомыми), обращает внимание на оценку собственной речи (знает или не

    знает о своём речевом несовершенстве, какое значение придает ему), на

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.