МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • ЗАСЛУГИ ЛОМОНОСОВА ПЕРЕД РУССКОЙ ШКОЛОЙ

    упрямство, самохвальство, Ломоносов предостерегал от ошибок в воспитании,

    так как они приводят «на неправый путь юношество, приступающее к наукам, в

    нежных умах вкореняют ложные понятия, которые после истребить трудно или и

    вовсе невозможно».

    Ломоносов считал нравственность одной из величайших ценностей, «ибо в

    единой токмо добродетели состоит человеческое совершенство. Един

    добродетельный совершенно богат, что больше богатства не желает, всем

    изобилен, что добродетельно все недостатки наполняет, во всем честен, ибо

    добродетель есть сама себе честь и похвала; она есть в недостатках

    довольство и в нищете изобилие».

    По мнению ученого, интенсивное нравственное воспитание детей

    осуществляется в семье и школе. В публицистических работах Ломоносов

    заметил, что во многих семьях дети не получают хорошего воспитания. Он

    предлагал оградить молодых людей от вредного влияния семьи и заниматься

    воспитанием «просвещенного юношества» в условиях учебных заведений.

    Ломоносов разработал некоторые рекомендации для гимназистов. Он

    считал, что леность всего вреднее учащимся, и она должна преодолеваться

    «послушанием, воздержанием, бдением и терпением».

    - Ученики не должны спорить с учителями;

    - быть дружными между собой;

    - быть учтивыми с другими, а не гордыми и пустыми;

    - остерегаться «пустых слов, подлых и соромских»;

    - не хвастаться и не лгать;

    - не обижать другого;

    - помогать друг другу в учении, избегать подсказок;

    - соблюдать чистоту и порядок;

    - в церкви, на молитве и за едой быть тихим и внимательным. Ломоносов

    рекомендовал «удаляться от неприличного и худого сообщества, которое подать

    скоро может повод к бездельному и праздному житью, прогуливать школы, не

    исправлять заданного уроку». Ломоносов предлагал сочетать познание норм

    поведения с выработкой у детей положительных привычек. Их закреплению, по

    его мнению, способствует действенный анализ поступков учащихся.

    Основой нравственного воспитания Ломоносов считал родной язык. Он

    высоко ценил его богатство, красоту, музыкальность:

    «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с

    богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятельми, италиянским — с

    женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был

    искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными

    говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость

    французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того

    богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского

    языка».

    Именно Ломоносов-педагог выдвинул идею о воспитательном значении

    русского языка. Его изучение способствует формированию патриотизма,

    уважения к национальной культуре, распространению грамотности и науки.

    Благодаря усилиям Ломоносова в гимназии появились классы русского языка

    («российская школа»). В «Российской школе» изучались русский язык и русская

    история. Все предметы в гимназии, за исключением философии, преподавались

    на русском языке. В «Проекте регламента московских гимназий» Ломоносов

    рекомендовал в «Российской школе» обучать детей народным русским способом:

    «Грамоте обыкновенным старинным порядком, то есть азбуку, часослов и

    псалтырь... Потом учить писать по предписанному доброму великороссийскому

    почерку и приучивать читать печать гражданскую». Ломоносов считал, что для

    глубокого образования каждому учащемуся следует овладеть русским языком:

    «Итак, ежели принятый школьник еще российской грамоте не знает, должен

    только в российском первом классе дотоле обучаться, пока писать и читать

    искусен будет. Ежели который школьник грамоте российской довольно искусен в

    Гимназию вступил, того, обучив первым основаниям российской грамматики в

    нижнем классе, обучать в латинской школе в нижнем классе, что показано

    четыре дни в неделю; а прочие два дни в школе первых оснований наук

    показывать арифметику». Он требовал, чтобы уже в первом русском классе дети

    могли «читать и писать в совершенстве». «Нужно следить и за тем, чтобы они

    учились писать буквы красиво, в чем должен быть искусен и сам учитель этого

    класса». Лишь после изучения русского языка допускался переход в другие

    классы, к другим наукам.

    Для обучения учащихся необходимо было подготовить учебное пособие, за

    разработку которого взялся сам Ломоносов. «Российская грамматика» была

    построена на передовом языковедении, на тонком знании русского языка, его

    диалектов. Долгое время это был самый авторитетный учебник русского языка.

    Проблемы воспитания Ломоносов рассматривал в тесной связи с

    дидактическими вопросами. Его волновали постановка обучения, содержание

    образования молодежи, приобщение ее к науке. В занятиях наукой он видел

    богатейшие возможности для воспитания у молодежи нравственности. Ломоносов

    отрицал распространенную в те времена мысль о том, что русские не способны

    к наукам. Он полагал, что наукой следует овладевать всем членам общества.

    Поэтому требовал отмены сословных ограничений в образовании, расширения

    сети учебных заведений, широкого общего образования юношества. Об этом 1

    ноября 1761 года он писал И. И. Шувалову в своем знаменитом письме «О

    сохранении и размножении российского народа». Благополучие России он видел

    в развитии экономики, науки и просвещения. Овладение основами наук

    Ломоносов рассматривал как тяжелый, но имеющий большое социальное значение

    труд, способствующий развитию положительных качеств личности. Поэтому,

    понимая воспитание в широком смысле, он включал в него образование и

    обучение. Он отмечал тесную связь образования и воспитания.

    В таких документах, как «Проект регламента Академической гимназии» и

    «Проект регламента московских гимназий», он выступил сторонником классно-

    урочной системы. Это была новая идея в русской педагогике, которую

    Ломоносов сам воплотил на практике. Он считал, что в рамках урока можно

    более полно использовать воспитательную функцию обучения. По мнению

    Ломоносова, обучение должно быть построено по определенной схеме, с учетом

    особенностей восприятия:

    1. проверка выполнения «домашних экзерциций» (домашних упражнений)

    2. сообщение новых знаний, выполнение «дневных заданий» на уроке.

    Много внимания он уделял практике, постановке опытов, практической

    значимости знаний. Эти положения тесно связаны с идеями великого чешского

    педагога Я. А. Коменского.

    Ломоносов полагал, что умственное развитие может быть результативным

    тогда, когда в процессе обучения педагог будет использовать определенные

    дидактические правила или принципы. Он писал: «Во-первых, при обучении

    школьников паче всего наблюдать должно, чтобы разного рода понятиями не

    отягощать и не приводить их в замешательство. Итак, ежели принятый школьник

    еще российской грамоты не знает, должен только в российском первом классе

    потоле обучаться, пока читать и писать искусен будет». Он добивался

    соблюдения принципа доступности обучения.

    Ломоносов, учитывая особенности детского познания, советовал идти в

    обучении от простого к сложному: «Заблуждались бы математики, если бы,

    отбросив самые простые понятия, стали исследовать трудные». Он предлагал

    применять систему уроков и систему домашних заданий. Рекомендовал, опираясь

    на возрастные особенности детей, развивать их познавательную активность и

    самостоятельность. С этой целью Ломоносов разработал специальные

    упражнения. В гимназии они выполнялись в присутствии одного учителя или

    «при других классах». Упражнения «при других классах» проходили «в конце

    каждого месяца в один день, до и после обеда», причем преподаватели давали

    всем сразу небольшой материал для перевода или заставляли «перелагать фразы

    прозой и стихами с тем, чтобы гимназисты выполняли это, не заглядывая в

    книгу и ничего не записывая». Для гимназистов верхнего класса Ломоносов

    рекомендовал раз в полгода публичные упражнения перед всей академией. Они

    должны «произносить речи, составленные ими самими под наблюдением ректора

    на русском и на латинском языках, в стихах и в прозе». Возможными были

    «упражнения по своей охоте для показания каждому своего особливого рачения

    и понятия».

    Ломоносов предлагал проводить совместные занятия учащихся, на которых

    они могли оказывать друг другу помощь. Исключение составляли экзамены, на

    которых, «чтобы знать в успехах каждого разность, тогда никто друг другу

    помогать не должен. Равно как и в то время, когда по спросу учительскому

    говорит кто свой урок наизусть и не знает твердо, близ его сидящий товарищ

    не должен ему тихонько подшептывать и тем помогать его лености. Такой

    помощник равному наказанию с незнающим подвержен».

    Его система учета знаний носила ярко выраженную образовательно-

    воспитательную направленность: «Что кто исполнил или пропустил и прочее,

    назначивать в клетках против каждого дня и имени первыми буквами слов

    знаменующих: В. И. — все исполнил, Н. У.— не знал уроку, Н. Ч. У.— не знал

    части уроку, 3. У. Н. Т.— знал урок нетвердо, Н. 3.— не подал задачи, X.

    3.— худа задача, Б. — болен, X.— не был в школе. В. И. С.— все исполнил с

    избытком, Ш. — шабаш».

    Учебные планы, составленные Ломоносовым, показывают, что он стремился

    осуществить разностороннее образование, избежать перегрузки учащихся.

    Впервые в русской педагогике он выступил сторонником синтеза классического,

    естественно-научного и реального образования. Он поставил задачу приобщения

    детей к духовным ценностям прошлых веков, развития их любознательности,

    творчества.

    Его своеобразный педагогический подход к постановке реального

    образования проявился в отборе учебного материала. В его методах обучения

    ярко выделяются элементы политехнического образования. Он знакомил учащихся

    и студентов не только с теоретическими вопросами, но и с их практическим

    обоснованием и воплощением. Включение молодежи в непосредственный

    производственный процесс, совместный научный поиск, обучение будущих ученых

    методике исследования были характерными для Ломоносова-педагога.

    Ломоносов подготовил основательный проект деятельности академической

    гимназии. В нем Ломоносов регламентировал не только учебный процесс, но и

    всю воспитательную работу этого заведения. Проект отличался наличием

    специальных глав об обязанностях учителей, инспекторов, ректора, в которых

    речь шла и о требованиях к ним. Ломоносов разработал и более подробный

    учебный план для этой гимназии. «Кормилицей Университета или его кладовой и

    поставщицей является Академическая гимназия. Здесь следует воспитывать

    более нежный возраст, преподавая школьные предметы так, чтобы вышедшие

    оттуда способны приступить к занятиям высшего порядка в Университете».

    Школьные прдметы он разделял на обыкновенные (обязательные) и

    дополнительные. Первые необходимы для всех, без изучения их невозможно

    поступить в университет. Дополнительные предметы были рассчитаны на

    успевающих учеников.

    Обыкновенные предметы распределялись по трем классам: низший, средний,

    высший. Дополнительные — по двум.

    Дополнительными предметами были греческий, немецкий, французский

    языки. Ломоносов обозначил объем знаний по каждому из них: в низшем классе

    изучалась грамматика французского и немецкого языков. В высшем классе

    учащиеся занимались стилистикой и переводами, а также обучались греческому

    языку. Совершенствоваться в знании его предполагалось в университете под

    руководством профессора по собственному желанию. Ломоносов придавал большое

    значение естественному образованию молодежи, хотя естественные науки в тот

    период были развиты слабо. Они включались в философию, которая состояла из

    элементов физики, психологии, математики.

    По мнению Ломоносова, учебные планы должны создаваться на основе учета

    некоторых педагогических условий: обучения на родном языке,

    последовательности изучения наук, их постепенного усложнения, светскости

    образования, единства и преемственности планов средней и высшей школы.

    Ломоносов поставил проблему методов воспитания и обучения. Он был

    сторонником использования словесных и практических методов, высоко ценил

    самостоятельный поиск, самостоятельное изучение источников учениками и

    студентами. Ломоносов опубликовал важные методические советы по

    преподаванию некоторых предметов, в том числе русского языка, иностранных и

    древних языков, химии.

    Ломоносов предлагал использовать поощрения и наказания. Особо

    отличившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами,

    математическими приборами «в присутствии всей Гимназии». В качестве

    наказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы. За «постыдные шалости»

    наказание осуществлялось на глазах всех учащихся. Распространенные в школах

    телесные наказания, по сложившейся традиции, применялись и Ломоносовым,

    хотя он рекомендовал использовать их как исключительную меру, в отдельных

    случаях, не причиняя этим вреда здоровью детей.

    Как метод и как условие воспитания и обучения Ломоносов расценивал

    порядок и дисциплину. Соблюдение гимназистами и студентами прочного

    распорядка дня, чистоты в учебных помещениях и общежитии, правил поведения

    способствует воспитанию «нравов».

    В воспитании и образовании Ломоносов считал важными такие методы, как

    убеждение и пример. «Добрые» и «приличные» поступки взрослых (ректора,

    инспекторов, учителей) являются необходимыми в становлении ребенка.

    В подготовке «просвещенного юношества» особую роль Ломоносов отводил

    учителю. Он боролся за то, чтобы не допускать к обучению детей тех

    иностранцев, которые кроме своего «природного языка» ничего не знают.

    Ученый разработал требования к личности и деятельности учителя, заложив

    основы педагогической этики. Он считал, что педагог прежде всего должен

    любить Родину, быть образцом нравственности для учащихся: «Учители с

    учениками не должны поступать ни гордо, ни фамилиарно. Первое производит к

    ним ненависть, второе — презрение. Умеренность не даст места ни тому, ни

    другому, и, словом, учитель должен не токмо словами учения, но и поступками

    добрый пример показывать учащимся».

    В работе учителя над методикой преподавания Ломоносов рекомендовал

    тщательно отбирать материал для урока, опираться на научные достижения.

    «Должно опасаться,— писал он,— чтобы не примешать мелких и слову

    непристойных обстоятельств, чтобы не отступить от слова к другой

    посторонней материи, чтобы речи не были безмерно закручены и идеи бы,

    вместе быть должные, не были одна от другой далече разметаны, чтобы много

    разных вещей не стеснять в кучу и тем бы не отяготить понятие слушателей,

    чтобы не представить, что слушателям невероятно, смешно и подло показаться

    могло, чтобы истолкование не весьма просто и низко было и несвязными речьми

    и весьма много раз повторенными теми же словами не скучно казалось».

    Занимаясь проблемой организации руководства школой, деятельности

    учителей и учеников в ней, Ломоносов пришел к выводу, что во главе школы

    должен стоять только педагог. Инспектор и ректор обязаны помогать учителям,

    «осматривать прилежание учеников и учителей», следить за осуществлением

    учебного процесса, постоянно посещать классы, общежитие. Руководителям школ

    следовало уважительно обращаться к учителям, не допускать к ним грубого

    отношения. Как педагог, Ломоносов понимал значение и высоко ценил «дружбу и

    единение» в коллективе, которые способствовали получению хороших

    результатов в процессе обучения и воспитания.

    Ломоносов первым из ученых обратился к проблеме терминологии в науке.

    Он явился основателем научного языка русской педагогики. Имея прекрасную

    лингвистическую подготовку, обладая энциклопедическими знаниями, владея

    иностранными языками, ученый создал своеобразный стиль научного изложения.

    По мнению Ломоносова, богатство русского языка позволяет выражать самые

    разнообразные явления и процессы. «И ежели чего точно изобразить не можем,

    не языку нашему, но недовольному своему в нем искусству приписывать

    долженствуем». В первой половине XVIII века, когда создавалась литературная

    система русского национального языка, в научных трактатах употреблялось

    большое количество иностранных слов. Выступая за сотрудничество с

    европейскими учеными, Ломоносов в то же время осуждал слепое заимствование

    из «чужеродных сочинений» иностранных слов, понятий. Советовал использовать

    их только в необходимых ситуациях, поскольку «тончайшие философские

    воображения и рассуждения» на русском языке отличаются «пристойностью» и

    выражают суть «вещи».

    Ломоносов довольно часто применял в педагогических работах

    терминологию греко-латинского происхождения. Педагогические термины ученого

    отличались точностью, обобщенностью, логичностью. Он стремился к тому,

    чтобы язык науки был доступным для широких слоев населения. Ломоносов ввел

    в научное употребление такие понятия и термины, как воспитание

    (воспитатель, воспитывающиеся), гимназия (гимназический дом, гимназисты),

    занятия, знания, класс, каждый год (имея в виду учебный год), лекции,

    обучать (обучение, обучающиеся), познание, учение, урок и др. Он

    модернизировал многие понятия церковно книжного происхождения. Довольно

    часто Ломоносов употреблял такие сочетания, как «любление к наукам»,

    «изусть твердить», «речение» и др. В его работах имеются как

    общепедагогические термины (воспитание, образование, обучение), так и

    дидактические, и воспитательные. Он широко использовал школоведческие

    понятия: школа, училище, директор и др. Часть терминов была заимствована из

    уставов западноевропейских учебных заведений: академия, куратор, аудитор и

    т. п. Разнообразными педагогическими понятиями Ломоносов обозначал разделы

    науки, методы обучения и воспитания, этические качества личности

    преподавателей, молодых людей.

    Таким образом, XVIII век — век Просвещения — оказал благотворное

    влияние на развитие педагогической науки и просвещения в России. Этот

    период характеризуется появлением целого ряда школьных проектов, в которых

    нашли отражение как прогрессивные идеи, так и положения, поддерживаемые

    официальными кругами. Преобразованиями Петра I было положено начало

    светскому образованию. Однако в целом основная масса населения оставалась

    неграмотной. Сохранился сословный характер образования. Немногие

    представители простого народа могли достичь вершин в науке.

    Одним из таких людей был Ломоносов, с именем которого непосредственно

    связана история педагогической мысли и просвещения России XVIII в. На

    протяжении двадцатилетней педагогической деятельности он занимался

    организацией учебного дела в стране, преобразовывал работу академической

    гимназии и университета, внедрял классно-урочную систему обучения,

    разрабатывал учебные планы, программы по предметам, фундаментальные

    методические учебные пособия. Ломоносовский период в педагогике и

    просвещении называют новым периодом русской образованности.

    Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличающуюся

    заботой о человеке, опорой на национальные традиции. Самобытность первого

    русского академика как педагога состоит в том, что он смело боролся со

    старыми представлениями в педагогической области, разрабатывал и внедрял

    оригинальные идеи по воспитанию и образованию молодежи.

    Источники:

    М.В.Ломоносов. Полное собрание сочинений. М. 1965 – 1969

    Педагогические труды М.В.Ломоносова. М. 1989

    План

    1. Введение.

    - Наследственные и индивидуальные способности детей.

    - Взаимосвязь между общим, средним и высшим образованием.

    - Преподвние на русском языке. Российская грамматика.

    2. Этапы педагогической деятельности Ломоносова.

    - Первый этап (1742-1745). Народное просвящение. Разработка учебных

    пособий на русском языке.

    -Второй этап (1745-1749). Методическая работа. Семинаристов – в

    университет!

    - Работа над новым уставом.

    - Третий этап (1750-1755). Программа организации просвящения в России.

    Московский университет (1755) и гимназия. Служение университета на

    пользу и славу отечеству: развитие науки, популяризация научных

    знаний, решение педагогических задач.

    - Четвертый этап (1756-1765). Завершение работ над программой развития

    среднего и высшего образования в России.

    3. Принципы демократизма, гуманизма и народности.

    - Демократизм. Образование во всех слоях общества, стипендии и

    финансирование. Подразделение средней школы: российская, латинская,

    первых оснований в науках и знатнейших европейских языков;

    трехгодичный срок обучения.

    - Три факультета вуза: исторический, медицинский, философский.

    Богословское образование – прерогатива Синода.

    - Диалектика Ломоносова.

    - Из наблюдений установлять теорию, чрез теорию исправлять наблюдения.

    - Принцип природосообразности: подразделял природные дарования

    человека на душевные и телесные.

    - Принципы гуманизма и народности. Общечеловеческая нравственность.

    Милосердие и трудолюбие. Внимание к условиям трудовой деятельности.

    Человек должен быть счастливым - нравственность и возможность служить

    на благо отечества.

    - Оградить молодых людей от вредного валияния семьи. Рекомендации для

    гимназистов: ленность преодаливается послушанием, воздержанием,

    бдением и терпением. Основой нравственного воспитания Ломоносов считал

    родной язык.

    - Детей обучать грамоте народным способом.

    - Наукой следует овладеть всем членам общества.

    4. Особенности методики.

    - Сторонник классно-урочной системы: проверка домашних заданий,

    сообщение новых знаний на уроке. Практика.

    - Разработка специальных упражнений. В старших классах публичные

    выступления. На уроках ученикам можно помогать друг другу. Оценки.

    - Предметы. Обыкновенные и дополнительные. Поощрения и наказания.

    Порядок и дисциплина, убеждение и пример. Не позволять иностранцам

    учить детей. Во главе школы – только педагог!

    - Проблема терминалогии.

    5. Заключение.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.