МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Значение игры для всестороннего развития ребёнка

    Значение игры для всестороннего развития ребёнка

    Межшкольный учебный комбинат № 1

    « Перово »

    Экзаменационный реферат по курсу: «Основы дошкольного

    воспитания»

    Тема: «Значение игры для всестороннего развития ребёнка»

    Ученика 11 «А» школы № 810

    Скоркина Сергея

    Преподаватель: Фёдорова Елена Александровна

    План

    1 Вступление

    2 Сюжетно-ролевые игры.

    1 Своеобразие сюжетно-ролевых игр.

    2 Средства изображения в игре.

    3 Руководство сюжетно-ролевой игрой.

    3 Игры-драматизации и руководство ими.

    4 Строительные игры.

    1 Своеобразие строительных игр. Их воспитательное влияние.

    2 Строительные игры с природными материалами и руководство ими.

    3 Руководство строительными играми.

    4 Хранение строительного материала и пользование им.

    5 Дидактические игры.

    1 Своеобразие дидактических игр.

    2 Педагогическая ценность дидактических игр

    3 Руководство дидактическими играми.

    6 Настольные игры-пособия.

    7 Подвижные игры с правилами.

    Вступление.

    Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое

    место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

    Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве

    воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие

    игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто

    копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в

    создаваемых образах, игровых действиях. Разновидностью сюжетно-ролевых игр

    являются строительные игры.

    В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для

    детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные,

    игры-забавы. В основе их лежит четко определённое программное содержание,

    дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей

    при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством

    воспитателя. При овладении опытом игры, развитие способности к

    самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.

    Своеобразие сюжетно-ролевых игр.

    Ролевая, или так называемая творческая игра детей дошкольного возраста в

    развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли

    (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых

    условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для

    этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов,

    замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

    Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что

    они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и

    своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей,

    понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием

    или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

    Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок

    как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в

    правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается

    по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным,

    потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через

    игровые действия.

    Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами

    изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий

    мир человеческих стремлений и героических поступков.

    В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого

    воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль

    принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры,

    образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с

    вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща

    только ей.

    В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический,

    жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются

    успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури,

    пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.

    В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует

    явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым

    содержанием, оставляя след на долгие годы.

    Средства изображения в игре.

    В сюжетно-ролевой игре средством изображения являются роль и игровые

    действия. По своему характеру они чаще всего бывают подражательными,

    близкими к реальным.

    Большое место в развитие игры принадлежит сюжетно-образным игрушкам,

    которые являются как бы вспомогательными и вместе с тем необходимыми

    средствами изображения. Дети полнее отображают те или иные явления, входят

    в роль, если предоставлять возможность использовать реальные предметы:

    зонты, сумки, одежду посуду, условные знаки и т.п., а так же картины,

    фотографии, иллюстрации, усиливающие ситуацию игры. Например, отделы

    магазина обозначаются соответствующими изображениями, которые являются как

    бы вывесками (фрукты, овощи, игрушки, одежда и др.). В качестве

    изобразительных средств используются и театральные костюмы.

    Однако сама фантазия, выдумка, способность вообразить, домыслить часто

    восполняют отсутствие реальных предметов и средств изображения.

    Руководство сюжетно-ролевой игрой

    Руководство этим видом игр требует большого мастерства и

    педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её,

    сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей,

    непосредственность переживаний, веру в правду игры.

    Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание

    жизни детей: расширяет их представление о труде и быте взрослых, о

    взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной

    игровой роли. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены

    на все более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают её

    содержание, на обогащение их духовного мира.

    Однако в расширении знаний и представлений у дошкольников необходимо

    соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному

    отражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости,

    недостаточной организованности.

    Воспитатель не должен спешить, пробуждая детей к быстрому воспроизведению в

    игре того, что они усвоили во время бесед, экскурсий, рассказов и т.д.

    Отражение окружающей жизни в игре не представляет собой прямого

    воспроизведения усвоенного содержания: оно некоторое время как бы

    отстаивается в сознание и чувствах детей.

    Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оно

    способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых

    действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен

    стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными

    отношением детей и вне игры. Руководство игрой ни в коем случае не должно

    быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Уместны

    наводящие вопросы, советы, рекомендации.

    Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые

    детьми. Например, он спрашивает ребенка, выполняющего роль заведующего в

    игре в магазин, где касса, кто кассир, почему нет тех или иных предметов,

    удобно ли покупателю выбрать то, что он хочет купить, кто будет завёртывать

    покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец

    вежливо приглашает приходить в магазин за покупками.

    Наиболее эффективным способом руководства является участие самого

    педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он

    воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех

    детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает у них уверенность в своих

    силах, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других детей.

    По окончании игры воспитатель отмечает дружные действия детей, старших

    привлекают к обсуждению игры, подчеркивает положительные отношения её

    участников. Всё это способствует развитию интереса у детей к последующим

    играм.

    Педагог должен проанализировать проведённую игру, оценить её

    воспитательное воздействие на детей и обдумать способы дальнейшего

    руководства сюжетно-ролевыми играми детей своей группы, воспитания у них

    коллективных начал.

    Игры-драматизации и руководство ими.

    В играх- драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены

    сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и

    т.п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное

    воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также

    имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заклычается в

    том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли,

    воспроизводят события в точной последовательности.

    Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы

    героев очерчены наиболее ярко, они превлекают детей динамичностью и ясной

    мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и

    дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми

    народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх

    драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым

    создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.

    С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание

    произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную

    обусловленность.

    Для развёртывания игр - драматизаций необходимы: возбуждение и развитие

    интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения,

    наличие костюов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен

    стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные

    его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа:

    гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению костюмов

    хорошо привлекать самих детей.

    Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде всего

    подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых

    детям нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию.

    С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный

    язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия -

    всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании

    сказки дети дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в

    игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно

    выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

    В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные

    выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

    Большое значение в развитии игры-драматизации , в усвоении характерных

    черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его

    умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении

    или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы,

    некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них

    желание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в

    помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре

    драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и

    педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

    Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают интересы, желания

    друг друга, а иногда применяют считалку. Но и тут необходимо некоторое

    влияние воспитателя: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников к

    робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить.

    Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель

    использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям ,

    уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к

    игре.

    Своеобразие строительных игр.

    Их воспитательное влияние.

    Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием

    которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных

    с ними действиях.

    Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и

    рассматривается как её разновидность. У них один источник - окружающая

    жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и

    многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие

    предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел,

    индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и

    строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе

    общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

    Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре

    прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения

    между людьми, а в строительной основным является ознакомление с

    соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её

    использованием.

    Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой

    и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-

    ролевой игры и вызываются ею. Она как бы задаёт цель строительной игры.

    Например, дети задумали играть в моряков - у них возникла необходимость

    строить пароход; игра в магазин неизбежно требует его постройки т.д. Однако

    строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на её основе

    развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например дети строят театр, а

    потом играют в артистов.

    В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно

    сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики.

    Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в

    идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами

    строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи,

    упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие

    определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та

    или иная умственная задача, решение которой требует предварительного

    обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности

    должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной

    задачи способствует развития конструктивного мышления.

    В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать,

    сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и

    воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на

    последовательности действий. Под его руководством школьники овладевают

    точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных

    отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий,

    широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т.п.

    Строительные игры имеют важное значение для физического воспитания

    дошкольников. В них проявляется разнообразная двигательная активность

    ребёнка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие

    мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети

    прилагают доступные им физические усилия, проявляют выносливость.

    Для строительных игр созданы специальные наборы материалов, включающие

    разнообразные геометрические тела (кубы, бруски, призмы, цилиндры, конусы,

    полушарья), дополнительные (пластины, доски, арки, кольца, трубы и т.д.)

    и вспомогательные материалы для украшения построек.

    В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные

    игрушки, широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег,

    камешки, шишки, тростник и др.

    Руководство строительными играми.

    Воспитательное и развивающее воздействие строительных игр достигается лишь

    тогда, когда целенаправленное обучающее и направляющее руководство

    воспитателя правильно сочетается с самодеятельностью и активностью детей.

    При этом воспитатель осуществляет следующие задачи:

    а) расширение представлений детей и направление их внимания на труд

    строителей, используемую ими технику;

    б) обучение способам строительства, воспитание и развитие

    самостоятельности и активности мышления, конструктивно- творческих

    способностей;

    в) формирование трудолюбия, развитие правильных взаимоотношений детей,

    объединение их в дружный коллектив.

    Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды - отборе

    строительного материала. Детям даются кубики, кирпичики, призмы, позднее -

    соединяющие доски, пластины. По размерам кубики и кирпичи должны быть

    такими, чтобы малыши могли охватить их рукой. Когда разовьётся координация

    движений рук, можно давать и более крупные кубы и кирпичи для построек на

    полу, на участке. Предпочтение стоит отдавать устойчивому строительному

    материалу из дерева. Пластмассовый строительный материал очень лёгок,

    скользит в руках, малоустойчив в постройках, а поэтому они быстрее

    разрушаются, что вызывает огорчение детей.

    Материала должно быть достаточно для того, чтобы могли играть все

    желающие. В играх детей 2-3 лет нет замысла или сюжета. Малышей привлекает

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.