МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи

    Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи

    Детский сад №9

    Лужского отдела образования

    Тупикова Ирина Владимировна

    Учитель-логопед

    РЕФЕРАТ

    «Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у

    дошкольников с общим недоразвитием речи».

    1999 год

    План реферата.

    1. Профилактика дислексии — актуальная проблема в современных

    условиях…………………..стр 3-4.

    2. Обоснование избранной темы, роль и значение профилактики нарушений

    чтения………..стр 5-9.

    3. Основные направления и новые аспекты работы в современных условиях.

    стр 10-12.

    4. Раскрытие динамики и состояние практики по данной проблеме, на основе

    анализа личного опыта:

    а) какие трудности пришлось преодолеть и каким путём;

    б) что было и что изменилось в работе на протяжении времени опробации;

    в) как эти изменения отразились на количественных и качественных

    результатах. Чем определились достижения……………….………...стр 13-18.

    5. Оценка пути совершенствования работы, план дальнейшей работы по

    теме…….………стр 18-20.

    1) Профилактика дислексии — актуальная проблема в современных условиях.

    Предупреждение нарушения чтения — одна из важнейших задач дошкольного

    логопеда.

    В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием

    речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим

    недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с

    недостаточными предпосылками для обучения чтению. На сегодняшний день

    очень возросли требования к поступающим в первый класс детям.

    Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом,

    который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую

    школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи,

    испытывает большие трудности в обучении чтению. Не во всех школах

    города дети могут продолжить занятия у логопеда, так как нет широкой

    сети школьной логопедической помощи. Поэтому задача профилактики

    дислексии чрезвычайна, важна и необходима в наши дни.

    Исследования изобразительно-графических способностей детей

    подготовительной группы с общим недоразвитием речи (1998/99 уч. год),

    из методики раннего выявления дислексии А.Н. Корнева (1991г.),

    подтвердили правильность выбора данной темы. Детям предлагался тест-

    рисунок: «дом, дерево, человек», без каких-либо дополнительных

    указаний. После подведения итогов выяснилось, что 70% детей данной

    группы составляют группу риска по дислексии. В рисунках отсутствовало

    большинство существенных деталей. 30% детей показали незрелость

    изобразительных способностей.

    Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно

    повышают шансы на успех в дальнейшем обучении чтению. Как показали

    исследования А.Н. Корнева (1995 г.), при выявлении дислексии в

    возрасте 6-7 лет и проведении профилактики, чтение может быть доведено

    до уровня нормы у 82% детей. При выявлении в 1-2-м классах — это

    происходит в 46% случаев.

    Понятно, что ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг,

    абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию

    первоначального обучения грамоте, на которой у них бывает большее или

    меньшее количество ошибок. Но не о таких ошибках – закономерных,

    естественных – идёт речь, когда имеют в виду патологию.

    2) Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети с общим

    недоразвитием речи, при обучении чтению и показывает роль и значение

    профилактики дислексии.

    Нарушение чтения у детей чаще всего возникает вследствие недоразвития

    всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-

    грамматического. При глубоких степенях общего недоразвития речи

    (первый и второй уровни) дети оказываются не в состоянии овладеть

    чтением и письмом в условиях массовой школы. Дети менее глубоким

    недоразвитием речи (третий уровень) В первом классе, как правило,

    овладевают элементарными навыками чтения и письма, но при этом делают

    большое количество специфических ошибок, обусловленных отклонениями в

    развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и

    грамматического строя. Для таких детей необходимы систематические, в

    течение ряда лет, занятия по формированию их устной речи и по

    подготовке к обучению грамоте, а также совершенствование навыков

    звукового анализа.

    Нарушения чтения у детей распространяются как на способы овладевания

    чтением, так и на темы чтения, и на понимание прочитанного.

    Дети с недоразвитием речи вместо плавного слогового чтения часто

    пользуются побуквенным угадывающим чтением. При этом они делают много

    самых разнообразных ошибок.

    Нередко, стремясь объединить отдельно названные буквы в процессе

    чтения слов, дети произносят бессмысленный набор звуков, в силу чего

    слово теряет своё значение. Бывает и так, что, назвав первые две-три

    буквы читаемого слова, дети стараются угадать, что они должны

    прочесть. Это приводит к замене читаемого слова другим, сходным по

    буквенному составу, но отличающимся по значению. Дети с недоразвитием

    речи могут прочесть слово правильно и тут же, прочитывая его вторично,

    сделать ошибку, воспринять его как совершенно новое, неизвестное им.

    К числу наиболее специфических ошибок можно отнести замену одних букв

    другими. В основном заменяются буквы, соответствующие звуки которых

    либо совсем не произносятся детьми, либо произносятся неправильно.

    Однако заменяются и буквы, которые обозначают правильно произносимые

    звуки. В этом случае ошибки могут иметь неустойчивый характер, при

    одних обстоятельствах буквы заменяются, при других — читаются

    правильно. Наряду с буквами заменяются целые слоги.

    Дети с недоразвитием речи делают при чтении и такие ошибки, которые

    характерны для детей с нормальным речевым развитием. Но количество

    этих ошибок у первых будет значительно большим, чем у вторых. Сюда

    можно отнести ошибки на пропуски или добавления букв, перестановки,

    неправильное окончание слов.

    Степень сформированности навыка чтения у детей может быть различной,

    но во всех случаях наблюдаются указанные выше характерные ошибки.

    Чтение детей с недоразвитием речи характеризуется также замедленным

    темпом, так как они часто застревают на чтении отдельных слов, часто

    возвращаются к повторному чтению отдельных букв, отдельных частей

    слова или целого слова, для того чтобы правильно соотнести букву с

    соответствующим звуком или осмыслить читаемое.

    Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным

    овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных

    звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за

    собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в

    условиях зрительно воспринимаемых графических знаков.

    Специальные исследования Р.Е. Левиной (1968 г.), Т.Б. Филичевой, Н.А.

    Чевелёвой, Г.Н. Чиркиной (1989 г.) показали, что существует связь

    между различием звуков и запоминанием их графического обозначения.

    Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к

    трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как график.

    Если на первых порах обучения решающую роль играет узнавание буквы и

    связанного с ней звука, то в дальнейшем навык чтения превращается в

    зрительное узнавание звукового анализа образа слогов, целых слов, а

    иногда и фраз. Ребёнок соотносит буквы с этими образами и благодаря

    этому понимает читаемое.

    Если у ребёнка нет чётких представлений о том, из каких звуко-

    буквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются

    обобщённые звуко-слоговые образцы. Вследствии этого он не может

    объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более лёгкими

    слогами и узнавать их.

    Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем

    сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как проявляется

    зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков,

    входящих в их состав.

    Отсутствие чёткого звукового образа слова затрудняет формирование

    чёткого зрительного образа этого слова в процессе чтения,

    Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при

    чтении необходимо, чтобы звуковой состав их был достаточно чёток и

    чтобы ребёнок умел их правильно произносить.

    Р.Е. Левина подчёркивает, что преодоление трудностей слияния в

    значительной мере зависит от развития устной речи ребёнка; чем лучше

    владеют дети устной речью, тем легче произвести слияние звуков

    читаемого слова. У детей легко создаются в процессе обучения звуковые

    образцы слов в их обобщённом звуко-буквенном обозначении. В тех

    случаях, когда это по каким-либо причинам не происходит, ребёнок

    отстаёт в обучении чтению, задерживаясь долго на побуквенном чтении,

    испытывает «муки слияния», не умеет переходить от букв и их названий к

    звукам живой речи. Подобная картина наблюдается у детей с общим

    недоразвитием речи.

    Несомненно, что у описываемых детей нарушения чтения связаны с

    недостаточностью представлений о звуко-буквенном составе слова.

    Возникший у ребёнка в процессе такого чтения звуковой образ слога или

    слова не сразу узнаётся. Так возникает чтение по догадке с частой

    заменой одного слова другим. Этим объясняются и такие ошибки в чтении,

    как многократное повторение отдельных букв или слогов, пропуски,

    перестановки, замены и т.д., что приводит нередко к искажению

    прочитанного, к неправильному пониманию и обуславливает резко

    замедленный темп чтения.

    Степень сформированности навыка чтения может быть выражена различно.

    Она связана в первую очередь с проявлениями фонетико-фонематического

    недоразвития речи у детей, с состоянием анализа звукового состава

    слова.

    Что касается детей с общим недоразвитием речи, то у них наблюдается

    неконтекстное восприятие фразы. Сущность его заключается в том, что

    дети при чтении воспринимают слова во фразе изолировано. Они не

    учитывают характерных лексико-граматических связей слов, а если и

    учитывают, то не всегда имеют достаточную речевую подготовленность к

    их восприятию. Они часто не могут сгруппировать слова по принципу

    лексической и грамматической сочетаемости. Это приводит к тому, что

    чтение нередко превращается в угадывание, что способствует замене

    суффиксов, окончаний, приставок. Недостатки в овладении техники чтения

    влияют на понимание прочитанного. Эти две стороны процесса чтения

    неразрывно связаны между собой и взаимно обуславливают друг друга.

    Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим недоразвитием

    речи открывает пути к его предупреждению до того, как ребёнок

    поступает в школу.

    Как показывают данные ряда авторов А.Н. Корнева (1995 г.), В.И.

    Гордиловой, М.З. Кудрявцевой (1995 г.), Г.А. Глинна (1996 г.), Т.А.

    Ткаченко (1999 г.) в среднем у дошкольников с общим недоразвитием речи

    готовность к звуковому анализу почти в два раза хуже, чем у нормально

    говорящих детей. Общее недоразвитие речи проявляется в значительном

    отклонении от нормы в формировании фонематических представлений,

    лежащих в основе, звукового анализа.

    Важными условиями предупреждения дислексии являются — раннее

    распознавание и единая система коррекционного воздействия.

    3) Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения

    должны осуществляться комплексно.

    Основные направления логопедической работы:

    1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков,

    звуков речи. Различные высоты, силы, тембра голоса на материале

    звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию.

    Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного

    звукового анализа.

    2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего необходимо устранить все

    недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия

    звука).

    3. Развите навыков звукового анализа и синтеза

    Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков.

    Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные.

    Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделять любые звуки

    из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова.

    Уметь определять последовательность звуков в слове и количество

    слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.

    4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения

    пользоваться им. Обучение детей разным способом словообразования с

    помощью различных приставок (например: ушёл, пришёл, зашёл, перешёл)

    или с помощью одной приставки от разных глагольных основ (например:

    пришёл, прилетел, прибежал). Другой вид работы — подбор однокоренных

    слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

    5. Развитие грамматических навыков.

    Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и

    употреблением предлогов, составление предложений по картинкам,

    сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

    6. Развитие связной речи.

    Ведётся работа по обучению составлению описательных рассказов и

    совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

    В устной речи детей наиболее заметно выступают недостатки

    произношения звуков, неотчётливое, смазанное произношение слов и

    искажение их слоговой структуры. Недостатки словарного запаса и

    грамматического строя обычно меньше заметны, так как дети стараются

    пользоваться только хорошо знакомыми словами выражениями.

    Естественно, что при обучении чтению возникнет много ошибок,

    обусловленных недостатками произношения и неумение анализировать

    звуковой состав слова – замены, пропуски, перестановки букв и слогов,

    а иногда и грубое искажение прочитанного.

    Поэтому в первую очередь ставится задача упорядочить фонетическую

    сторону речи. Развить произношение и звуковой анализ и синтез.

    Работа ведётся с использованием современных методик: Т.А. Ткаченко

    (1997/99 г.), Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина (1993 г.), Г.А. Глинна (1996

    г.), Л.П. Успенской, М.Б. Успенский (1996 г.), В.И. Городилова, М.З.

    Кудрявцева (1995 г.), Г.А. Ванюжена (1993 г.).

    Используя в работе методики данных авторов, устранение недостатков

    устной речи и пропедевтика чтения ведётся аналитико-синтетическим

    звуковым методом.

    В первую очередь специальными логопедическими приёмами исправляется

    произношение звуков или уточняется артикуляция имеющихся звуков. При

    устранении недостатков звукопроизношения следует соблюдать строгую

    последовательность в работе над звуками одной фонетической группы, с

    тем, чтобы постепенно выработать у детей прочные дифференцировки между

    сходными звуками. Последовательность учитывает постепенный переход от

    более лёгких по артикуляции звуков к более сложным.

    Параллельно с постановкой звуков ведётся работа по развитию звукового

    анализа и синтеза.

    Независимо от того, с детьми какого уровня общего недоразвития речи

    (III – II) ведётся работа, возникают следующие задачи:

    а) направить внимание учащихся на звуковую сторону речи;

    б) научить различать звуки на слух, развивать слуховое восприятие;

    в) отработать и уточнить артикуляцию сохранных звуков, т.е. тех

    звуков, которые изолированно произносящихся правильно, но в речи

    обычно звучат недостаточно отчётливо, смазанно;

    г) ввести речь те звуки, которые будут вновь поставлены;

    д) отдифференцировать и закрепить в речи те звуки, которые сменивались

    между собой, научить правильно пользоваться соответствующими буквами;

    е) закрепить тот уровень звукового анализа и синтеза, с которым дети

    пришли на логопедические занятия, а затем постепенно подвести их к

    усвоению более сложных форм звукового анализа и синтеза.

    Сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа каждого звука и

    развивающиеся навыки звукового анализа и синтеза позволяет детям не

    только отчётливо произносить целые слова, выделять из них число и

    последовательность звуков, но и правильно прочитывать их.

    4) В группах с общим недоразвитием речи обучение рассчитано на два года,

    поэтому звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии

    предлагаю разделить, исходя из анализа личного опыта, на два этапа:

    1. Первый год обучения. Безбуквенный период. Проводится звуковой

    анализ и синтез сочетаний, слогов и слов.

    2. Второй год обучения. Буквенный период. Проводится звуко-буквенный

    анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.

    На безбуквенном этапе обучения необходимо развивать у дошкольников

    интерес к занятиям и формировать осознанное овладение фонетической

    системой языка. Пробудить познавательный интерес помогают различные

    игры и игровые приёмы.

    Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть

    использована на занятиях учителем-логопедом. В то же время игра —

    основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра

    имеет две цели: одна из них, обучающая, которую преследует взрослый, а

    другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, что бы эти

    две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного

    материала.

    Поэтому на безбуквенном этапе обучения дети пользуются пособием

    изготовленным для звукового анализа слова. (Приложение №)

    На занятиях по формированию фонетической стороны речи постепенно

    вводится следующий наглядно-игровой материал:

    Изучая гласные звуки, вводится образ — «девочка»; изучая согласные

    звуки, вводится образ — «мальчик». Затем проводится анализ обратных

    слогов, которые составляются из двух картинок: «девочка» и «мальчик».

    Когда этот материал будет усвоен, переходим к анализу прямого слога.

    Сочетание согласного с гласным (СГ) обозначается одной картиной:

    «мальчики девочка стоят парой».

    а) Тесная взаимосвязь характеризует сочетание согласного и гласного

    (СГ). Так, артикуляция гласного готовится в самом начале произнесения

    слога (СГ): МА, ПА, КА т. д. Артикуляция гласного влияет на

    артикуляцию согласного. Эта взаимообусловленность обеспечивает прочное

    сочетание звуков в прямых открытых слогах (типа СГ). Звуки в таких

    слогах артикуляторно не отделяются один от другого, вот почему ребёнку

    трудно первоначально отделить согласный в сочетании СГ. Например,

    разбирая слово лампа, часто вместо первого звука [м] дети называют

    целое сочетание СГ [ма], т.к. воспринимают этот комплекс звуков как

    единое целое, ведь артикуляторная пауза между звуками не возникает,

    что обусловлено тесной взаимосвязью, согласного с гласным. Детей нужно

    специально обучать выделению звуков из сочетания СГ. Сформировать это

    умение — значит решить одну из главных задач подготовки детей к

    обучению грамоте.

    Таким образом, в безбуквенный период обучения дети знакомятся с

    основными единицами чтения: сочетанием СГ (карточка с изображением

    «мальчика и девочки») и звуком вне сочетания (карточки «мальчик» и

    «девочка» по отдельности). Данными единицами чтения они будут

    пользоваться на протяжении всего периода обучения. К концу года дети

    могут составлять из карточек односложные слова (типа: дом, мак, дуб) и

    выполнять полный звуковой анализ и синтез.

    На буквенном этапе обучения, соответственно вводятся буквы и

    совершенствуется звуковой анализ и синтез слов. Изготовленное пособие

    используется на занятиях, только дополняется фишками, которые будут

    служить «рубашками» для «девочек» и «мальчиков». Мягкие и твёрдые

    согласные будут различаться по цвету. В школах города используют два

    цвета для обозначения твёрдости и мягкости согласных звуков, поэтому и

    в данном пособии фишки — «рубашки» двух цветов: Чёрный цвет – твёрдые

    согласные, синий цвет – мягкие согласные. Звонкость и глухость

    согласного будет обозначаться наличием лил отсутствием на фишке -

    «рубашке» «колокольчика». Тактильное ощущение вибрации голосовых

    связок переходит в зрительный образ «колокольчик».

    Данное пособие используется на каждом занятии по обучению грамоте, что

    позволяет совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов.

    Дети изучают буквы, составляют слоги и односложные слова. Читают слоги

    и слова из пройденных букв. Использование на занятии данного пособия,

    позволяет составлять и анализировать слова любой звуко-слоговой

    структуры, что решает задачу опережающего обучения.

    Данный приём позволяет широко раскрыть все возможности звукового

    аналитико-синтетического метода профилактики дислексии.

    б) При обучении грамоте в подготовительной группе были внесены

    изменения в последовательность изучения букв. Это повысило

    эффективность работы по пропедевтике чтения.

    В начале изучаются первые пять гласных букв: А,У,О,Ы,Э. Затем

    изучаются согласные буквы: К,Т,П,М,Н,С. При изучении каждой согласной

    буквы, сразу же идёт чтение прямых слогов. Например: КА,КО,КУ,КЫ,КЭ;

    МА,МО,МУ,МЫ,МЭ и т.п.

    На данном этапе следует использовать методику Н.А. Зайцева (1998 г.).

    Читая таблицы слогов, дети воспринимают прямой слог, как единицу

    чтения, и в тоже время знают, что прямой слог состоит из двух звуков.

    Тренируясь в технике чтения слогов, дети не теряют способность к

    звуковому анализу. Перейдя к работе над словом, необходимо

    использовать «кубики зайцева» и читать, осуществляя синтез слова, по

    единицам чтения. Составив тоже слово по описанному выше пособию, легко

    произвести звуковой анализ.

    Затем изучаются другие пять гласных букв (я,ё,ю,и,е) и остальные

    согласные. Продолжается работа с таблицами и кубиками, а так же

    постоянно ведётся звуковой анализ слов.

    Следует отметить, что на буквенном этапе обучения у детей возникают

    трудности запоминания и воспроизведения букв. Данные затруднения легче

    преодолеть, если дать дошкольнику образ буквы, то есть предмет похожий

    на букву. Например: О - обруч или колесо, П – перекладина или ворота,

    Н – носилки и т. д. (Приложение№). Символы, наглядные образы помогают

    детям запомнить начертания и пространственное расположение буквы.

    Конечно, наряду с данным способом запоминания используются и другие,

    такие как: конструирование букв, выкладывание из палочек, печатание,

    раскрашивание, штрихование букв. Изучая новые буквы и анализируя

    звуковой состав слов, проводится работа и с предложением.

    1. Составляется предложение по специально подобранной картинке или по

    опорным словам. Даётся правило: Первое слово в предложении пишется с

    большой буквы в конце предложения ставится точка. Чертится схема

    предложения.

    .

    2. определяется количество и порядок слов в предложении. Все слова в

    предложении пишутся отдельно.

    .

    .

    3. Слова в предложении делятся на слоги.

    .

    .

    .

    4. Выполняется полный звуковой анализ слов.

    . гласный звук;

    . согласный, твёрдый, глухой звук;

    . согласный, твёрдый, звонкий звук;

    . согласный, мягкий, глухой звук;

    . согласный, мягкий, звонкий звук.

    5. Разбирается предложение по вопросам, устанавливаются связи слов в нём

    по смыслу и выделяются на слух окончания некоторых слов (например,

    существительного и прилагательного).

    6. Повторяется, всё предложения и записывается, предварительно вспомнив

    правила правописания уже знакомые детям.

    7. Прочитывается записанное предложение. После знакомства с предложением,

    переходим к работе над текстом. На занятиях по развитию связной речи,

    дети знакомятся с рассказом, учатся пересказывать, составляют рассказы

    по сюжетным картинкам и знают, что рассказ состоит из предложений.

    Этот вид работы включает в себя: чтение в слух текста из четырёх-пяти

    предложений с паузами после каждого из них; счет предложений в

    рассказе. Затем проводится разбор и чтение доступных текстов,

    составленных из пройденных букв.

    Например.

    Читаем текст, написанный на плакате. Красным цветом выделены первые

    буквы предложений и точки. Указкой показываем начало и конец

    предложений. Определяем количество предложений в рассказе. Читаем

    текст, соблюдая паузы после каждого предложения. После, дети

    самостоятельно читают и определяют количество предложений в тексте.

    При таком порядке работы дети многократно повторяют материал,

    анализируя в нём то одно, то другое. Это позволяет закрепить знания не

    механически, а осознанно, на основе осмысления различных заданий.

    Чтобы обеспечить системный подход к проведению занятий, необходимо

    следовать календарно-тематическому планированию. (Приложение№)

    в) Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, является

    основным в предупреждении дислексии. Применяя его на практике,

    значительно улучшаются результаты коррекции фонетической стороны речи

    (См. приложение: Динамика развития фонетической стороны речи).

    Исследуя звукопроизношения и фонематическое восприятие, был отмечен

    значительный рост звукового анализа и синтеза. Это позволило создать

    базу для полной и значительной коррекции речевых дефектов с

    последующим выпуском детей в массовую школу.

    5) На основании выше изложенного, следует отметить, что в коррекционных

    группах с общим недоразвитием речи созданы все условия для преодоления

    речевых дефектов и подготовки детей к школьному обучению.

    Необходимо продолжить и расширить работу по совершенствованию

    звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте, потому что

    велика вероятность проявления дислексии у детей с общим недоразвитием

    речи.

    Массовые школы города продолжают набор детей шестилетнего возраста в

    первые классы, и эта тенденция закрепляется.

    Среди детей логопедических групп есть такие, которые обучались один

    год, вместо положенных двух лет по программе коррекции общего

    недоразвития речи. Исходя из этого, а так же, учитывая, что ранняя

    диагностика дает лучшие результаты, считаю возможным набирать в группы

    общего недоразвития речи детей четырехлетнего возраста. Для того,

    чтобы к шести годам достичь того уровня развития, который достигался

    раньше к семи годам. Такой подход позволит провести коррекционное

    обучение в полном объеме.

    У детей будет сформирована полноценная речь, что даст возможность не

    только преодолеть речевую патологию, но и подготовить их к школе. В

    шесть лет, после полного курса коррекционного обучения, дети будут

    лучше подготовлены к усвоению школьной программы, чем их сверстники.

    В первый год обучения следует особо обратить внимание на развитие

    фонематического восприятия.

    В процессе логопедической работы у детей должно, прежде всего,

    сформироваться умение контролировать своё произношение, а также умение

    исправлять ошибки в своей речи и сравнивать речь окружающих с собой.

    Работу по развитию фонематического восприятия, для первого года

    обучения в группах с общим недоразвитием речи, условно можно разделит

    на шесть этапов:

    1) Узнавание неречевых звуков;

    2) Различие одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте,

    силе и тембру голоса;

    3) Различение слов, близких по звуковому составу;

    4) Дифференциация слогов;

    5) Дифференциация фонем;

    6) Развитие навыков элементарного звукового анализа.

    На второй год обучения вводится система специальных упражнений,

    (описанная выше), и направленная на пропедевтику чтения. У детей

    продолжает развиваться умение не только правильно произносить, но и

    различать все фонемы родного языка.

    Развитие звукового анализа и синтеза слов, постепенно формирует навык

    послогового чтения. Дети осмысленно читают лёгкие тексты, отвечают на

    вопросы по прочитанному, учатся пересказывать.

    По окончании обучения, дети выпускаются в массовую школу со

    значительным улучшением или полной коррекцией речевой патологии, а

    также умеют читать и подготовлены к усвоению школьной программы.

    ЛИТЕРАТУРА

    1) Л.С. Волкова Логопедия М.,1989

    2) Р.Е. Левина Основы теории и практики логопедии М., 1968.

    3) Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина Основы логопедии М.,1989

    4) Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева Преодоление общего

    недоразвития речи М., 1990

    5) А.Н. Корнев Дислексия и дисграфия у детей С Петербург 1995

    6) Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных

    классов М., 1991

    7) Т.А. Ткаченко если дошкольник плохо говорит С Петербург, 1997

    8) Т.А. Ткаченко В первый класс без дефектов речи С Петербург 1999-

    9) В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева Чтение и письмо М., 1995

    10) Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина Подготовка к школе детей с общим

    недоразвитием речи в условиях специального детского сада М.,1993ю

    -----------------------

    ШАЛУН

    Вот кот. Он уронил бидон. Молоко потекло.

    Кот лакал молок


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.