МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского

    Ушинский решительно осуждал систему дворянского воспитания с его

    пренебрежением к труду и людям труда, воспитания, формирующего привычку к

    праздности, пустой болтовне, ничегонеделанию. В этой связи он выступил

    против тех педагогов, которые считали задачей педагогики всячески

    облегчать процесс учения не идущими к делу прикрасами, создавали

    представление о его легкости и занимательности. Такую практику школьной

    работы он язвительно назвал “потешающей педагогикой”, обусловливающей

    “такое препровождение времени, когда человек остается без работы в руках,

    без мысли в голове”. При такой организации обучения ученики постепенно

    приобретают “гнусную привычку оставаться целые часы, ничего не делая и

    ничего не думая”.

    Стремлениям педагогов всячески облегчить процесс обучения он

    противопоставил твердое убеждение в том, что учение есть труд, и труд

    серьезный. “В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но

    не превращающая всего дела в шутку... Ученье есть труд и должно оставаться

    трудом, полным мысли...” Ушинский хотел, чтобы все учение и жизнь учеников

    было организовано разумно: “Преподавание всякого предмета должно

    непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно

    столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы”. Не нужно надрывать

    сил ученика в умственной работе, необходимо не давать ему засыпать,

    необходимо постепенно приучать его к умственной работе. “Организм человека

    должен приучаться к умственному труду понемногу, осторожно, но, действуя

    таким образом, можно дать ему привычку легко и без всякого вреда для

    здоровья выносить продолжительный умственный труд...” Учитель “приучая

    воспитанника к умственному труду, приучает и преодолевать тяжесть такого

    труда и испытывать те наслаждения, которые им доставляются”. “Человек,

    привыкший трудиться умственно, скучает без такого труда, ищет его и,

    конечно, находит на каждом шагу”.

    Исходя из такого понимания воспитывающего характера обучения,

    Ушинский возвеличил учителя, высоко оценил влияние его личности на

    учащихся. Это влияние он поставил на первое место среди других средств и

    утверждал, что оно не может быть заменено никакими другими дидактическими

    и методическими средствами.

    К.Д.Ушинский придавал важное значение смене умственного труда

    физическим, который является не только приятным, но и полезным отдыхом

    после умственного труда. Он считал полезным введение физического труда в

    свободное от учения время, особенно в закрытых учебных заведениях, где

    воспитанники могут заниматься обработкой сада, огорода, столярным и

    токарным ремеслом, переплетением книг, самообслуживанием и т.п. С этой

    точки зрения Ушинский ценил также игры детей. “...Но, - писал он, - чтобы

    игра была настоящей игрой, для этого должно, чтобы ребенок никогда ей не

    пресыщался и привык, мало-помалу, без труда и принуждения покидать ее для

    работы”.

    Педагогические высказывания К.Д.Ушинского о нравственно-

    воспитательной роли труда, о соединении физического и умственного труда, о

    правильной организации учения и отдыха являются ценными и в наше время.

    Основы теории дошкольного воспитания.

    В основу теории дошкольного воспитания К.Д.Ушинский положил идею

    народности воспитания

    Он считал основным свойством детей дошкольного возраста жажду

    деятельности и стремление к познанию окружающего мира и рекомендовал

    воспитателям и родителям поощрять детей в их порывах к самостоятельной

    деятельности, продуманно и умело руководить ими, не допуская ни

    чрезмерного облегчения сил детей, ни чрезмерного облегчения, так как эти

    крайности могут содействовать появлению у них лени, пассивности.

    Огромное воспитательно-образовательное значение Ушинский придавал

    играм детей. Он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее

    научно-психологическими данными.

    Он отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста

    большую роль играет воображение. Это объясняется тем, что у него

    недостаточны опыт и знания, не развито логическое мышление. Но Ушинский

    правильно указывал что воображение ребенка и беднее и слабее, и

    однообразнее, чем у взрослого человека. Характерной чертой детства

    является разорванность верениц представлений, быстрота перехода от одного

    порядка мысли к другому. “Движение детского воображения напоминает

    прихотливое порхание бабочки, а уже никак не могучий полет орла”.

    Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных

    представлений и созданных образов является психологической основой детской

    игры. “В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем

    следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее

    явлений и интересов... В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы

    и самостоятельно распоряжается своими же созданиями”.

    К.Д.Ушинский подчеркивал влияние на содержание детской игры: она дает

    материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей

    в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства

    взрослых. Переживание детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое

    проявление в будущем в общественном поведении человека.

    Большое значение в формировании поведения детей имеют общественные

    игры и их направленность, указывал Ушинский: “В играх общественных, в

    которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации

    общественных отношений”.

    К.Д.Ушинский, в отличии от Фребеля и его последователей, возражал

    против излишнего вмешательства воспитательницы в детскую игру. Он считал

    игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей важное

    значение в развитии личности: ”Игра есть свободная деятельность дитяти...

    В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его

    воля”. Воспитательница должна доставлять материал для игры, заботиться о

    том, чтобы этот материал содействовал выполнению поставленных задач

    воспитания. Время для детских игр в детском саду должно отводиться

    сообразно возрасту: чем меньше ребенок, тем больше времени должен он

    проводить в игре. И в дошкольном возрасте надо стремиться к тому, чтобы

    ребенок никогда не пресыщался в игре и мог легко прервать ее для работы.

    Дошкольники тоже должны трудиться.

    К.Д.Ушинский рекомендовал широко использовать в воспитательной работе

    с детьми дошкольного возраста народные игры; “Обратить внимание на эти

    народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и

    создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство -

    задача будущей педагогики”, - писал он. Этот завет Ушинского стремились

    выполнить русские передовые деятели дошкольного воспитания.

    Большое воспитательное значение, указывал Ушинский, имеют игрушки.

    “Дети не любят игрушек неподвижных... хорошо отделанных, которых они не

    могут изменить по своей фантазии...- писал он. - Лучшая игрушка для дитяти

    та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом”.

    ”Дитя искренно привязывается к своим игрушкам, - замечал Ушинский, - любит

    их нежно и горячо, и любит в них не красоту их, а те картины воображения,

    которые само же к ним привязало. Новая кукла, как бы она ни была хороша,

    никогда не сделается сразу любимицей девочки, и она будет продолжать

    любить старую, хотя у той давно нет носа и лицо все вытерлось.”

    Теория детской игры, разработанная К.Д.Ушинским, явилась ценным

    вкладом не только в русскую, но и в мировую дошкольную педагогику. Она

    свободна от религиозно-мистических толкований, так характерных для

    Фребеля. Ушинский показал социальный характер и значение детской игры, дал

    ценные методические указания об использовании игр в работе с детьми

    дошкольного возраста.

    В деле воспитания детей дошкольного возраста К.Д.Ушинский видное

    место отводил природе - “одному из могущественных агентов в воспитании

    человека”. Природные явления и предметы рано начинают занимать ум ребенка.

    Общение детей с природой помогает развивать их умственные способности.

    Наблюдение и изучение родной природы способствует и развитию чувства

    патриотизма, эстетическому воспитанию. С ранних лет необходимо воспитывать

    у детей бережное отношение к сохранению природной среды.

    Эстетическое воспитание Ушинский ставил в прямую связь с нравственным

    воспитанием детей дошкольного возраста. Детскими чувствами надо

    руководить, не насилуя их, указывал он, надо заботиться о создании

    окружающей обстановки, удовлетворяющей эстетическим и педагогическим

    требованиям. ”Украшайте, - говорил Ушинский, - комнату дитяти красивыми

    вещами, но только красота которых доступна ребенку.”

    Ушинский высоко оценивал значение хорошего пения как одного из

    средств эстетического воспитания детей, в то же время освежающего их

    жизнь, помогающего объединить их в дружный коллектив.

    Ценным занятием с точки зрения эстетического воспитания и общего

    умственного развития детей считал он и рисование.

    Эстетически воспитывают детей, прививают им любовь к родине также

    произведения народного и литературного творчества. Простые по изложению,

    доступные для понимания, художественные рассказы, стихи, статьи, данные

    К.Д.Ушинским в “Родном слове”, служили для миллионов русских детей ценным

    средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

    Учитывая конкретные условия России 60-х годов, когда еще не было

    создано даже настоящей народной школы, Ушинский считал, что детские сады

    пока еще “желательная, но малодоступная роскошь”, что они доступны только

    для богатых. И все же в столицах и больших городах, “где можно устроить

    такой сад, там должно его устроить по возможности скорее”. В детском саду

    дети будут приучаться к общественности, играть вместе со сверстниками,

    уступать и помогать друг другу, полюбят “порядок, стройность, гармонию в

    звуках, цветах, фигурах, движениях, в словах и поступках”.

    К.Д.Ушинский дал ценные указания по улучшению воспитательной работы

    детских садов, вошедшие в фонд русской дошкольной педагогики второй

    половины XIX в. Во время пребывания детей в детском саду не надо

    переутомлять их “сидячими занятиями” и формально систематизированными

    дидактическими играми, надо давать им больше свободного времени для

    самостоятельной деятельности; следует предоставлять ребенку в детском саду

    возможность временно уединиться, чтобы он мог проявить свою

    самостоятельность в том или ином виде деятельности.

    К.Д.Ушинский считал, что преждевременное обучение, так же как и

    запаздывание в обучении, имеет свои дурные стороны. Преждевременное

    обучение переутомляет мозг детей, вселяет в них неуверенность в свои силы,

    отбивает охоту к учению; запаздывание же в обучение обусловливает

    отставание в развитии детей, приобретение ими таких привычек и

    наклонностей, с которыми учителям приходится напряженно бороться. Ушинский

    различал, во-первых методическое, систематическое обучение, начинающееся с

    семилетнего возраста, и, во-вторых, подготовительное учение,

    осуществляемое в дошкольном возрасте. Он считал необходимым разработать:

    учебные занятия детей, “предшествующие книжному учению”, и правила учения

    и развития до приобретения детьми грамотности; неучебные занятия, которые

    примыкают к детской игре (шитье платьев куклам, плетение, посадка цветов).

    Высказывания К.Д.Ушинского о взаимоотношении подготовительного учения

    и методического обучения детей, о характере и особенностях

    подготовительного учения в дошкольном возрасте явились ценным вкладом в

    русскую педагогику. Они помогали точнее определить содержание и методику

    образовательной работы детского сада как подготовительного заведения к

    школе, установить линии связи и преемственности работы детского сада и

    школы, творческий характер деятельности воспитательницы при обучении

    детей.

    Ушинский предъявлял высокие требования к личности детской

    “садовницы”; он представлял ее “обладающей педагогическим талантом,

    доброй, кроткой, но в то же время с твердым характером, которая бы по

    страсти посвятила себя детям этого возраста и, пожалуй, изучила все, что

    нужно знать для того, чтобы занять их”.

    Воспитательница, по его мнению, должна происходить из среды народа,

    обладать лучшими его нравственными качествами, всесторонними знаниями,

    любить свое дело и детей, служить для них примером, изучать законы

    психического развития детей, осуществлять индивидуальный подход к каждому

    ребенку.

    О семейном воспитании.

    Для большинства населения страны Ушинский наиболее естественной

    средой воспитания и обучения дошкольников все же считал семью. В ней дети

    получают первые впечатления, приобретают элементарные знания, навыки и

    привычки, развивают свои задатки. Огромную роль в развитии и воспитании

    личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их жизни и

    поведения. “Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца

    семейства, - писал Ушинский, - приготовить из своих детей полезных для

    общества граждан; одно из священных прав человека, рождающегося в мире, -

    право на правильное и доброе воспитание”.

    Чтобы выполнить эту ответственную обязанность и гражданский долг

    перед обществом, родители должны проникнуться стремлением сочетать свое

    частное благополучие с общественной пользой. Они должны иметь

    педагогические знания, для чего изучать педагогическую литературу;

    сознательно подходить к воспитательному делу, к выбору воспитателей и

    учителей, определению будущих путей жизни для своих детей.

    Исключительно важную роль в семейном воспитании и обучении

    дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский отводил матери. Мать

    ближе стоит к детям, проявляет непрестанные заботы о них со дня рождения,

    лучше понимает их индивидуальные особенности; если она не занята на работе

    вне дома, то имеет больше возможностей в процессе повседневной жизни

    влиять на детей в желательном направлении.

    Воспитательной деятельности матери Ушинский придавал общественное

    значение. Являясь воспитательницей своих детей, она тем самым становится

    воспитательницей народа. Из этого, говорил Ушинский, “вытекает уже сама

    собой необходимость полного всестороннего образования для женщины уже, так

    сказать, не для одного семейного обихода, но имея в виду высокую цель -

    провести в жизнь народа результаты науки, искусства и поэзии”.

    В условиях царской России, когда элементарных школ было мало,

    Ушинский хотел видеть в лице матери не только воспитательницу, но и

    учительницу своих детей. Учебное пособие “Родное слово” (год I) и

    “Руководство к преподаванию по “Родному слову” он считал возможным

    использовать в семейном воспитании и обучении детей до 8- 10-летнего

    возраста.

    Значение Ушинского в развитии педагогики

    К.Д.Ушинский является основоположником оригинальной русской

    педагогики, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в

    развитие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал

    теорию и практику воспитания, в том числе дошкольного, и образования за

    рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел

    итоги развития педагогики других народов.

    Он обосновал идею народного воспитания, послужившую основой для

    создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка

    в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе,

    его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только

    на современное, и на последующие поколения педагогов многонациональной

    России.

    Многие педагогические высказывания Ушинского были откликами на острые

    вопросы современности, критикой неудовлетворенного состояния воспитательно-

    образовательной работы в школе, в семье, в дошкольных учреждениях того

    времени и практическими предложениями по их улучшению, и они представляют

    не только историко-педагогический интерес. М.И.Калинин на совещании

    работников народного образования в 1941 г., указав на ряд советов

    Ушинского по воспитанию и обучению детей, высоко оценил его идеи, которые

    только в нашем социалистическом обществе могут быть оценены полностью.

    Кончилась короткая человеческая жизнь, на долю которой выпало

    промелькнуть среди миллионов земных существований в середине ХIХ столетия.

    Но было это одновременно и началом новой, уже бесконечной, бессмертной

    жизни - в памяти людских поколений, которые никогда не забывают достойных.

    Недаром же на памятнике его есть такая надпись: "Мертвые да почитают от

    трудов своих, дела об их ходят вслед за ними".

    И говорят о нем люди разных поколений, разных эпох...

    И. П. Деркачев, симферопольский учитель:

    "Этот воспитатель воздвиг себе памятник не в одних сердцах и умах русских

    детей - многие труженики народного образования долго и с любовью будут

    вспоминать его плодотворное дело".

    Д. Д. Семенов, педагог, друг Ушинского:

    "Если весь славянский мир гордится И. А. Коменским, Швейцария -

    Песталоцци, Германия - Дистервегом, то мы, русские, не забудем, что среди

    нас жил и учил Константин Дмитриевич Ушинский".

    Н. Ф. Бунаков, выдающийся русский педагог:

    "И до настоящего времени, несмотря на то, что прошло уже более тридцати

    лет со времени Ушинского, сочинения его не утратили своего значения".

    В. Н. Столетов, президент Академии педагогических наук СССР:

    "Согласно календарю Константин Дмитриевич Ушинский - человек

    девятнадцатого века. Но благодаря общественно полезной деятельности он

    живет и в наш век".

    Памятники Ушинскому стоят на улицах наших городов, его имя носят

    институты, школы, библиотеки. Его бронзовый бюст установлен в конференц-

    зале Академии педагогических наук, а портреты висят почти в каждой школе.

    Стипендии его имени получают студенты, премии и медали его имени

    присуждаются ученым.

    Книги его издаются на десятках языков и у нас и за границей.

    Как мудрый советчик, он всегда рядом с тем, кто учит, и со всеми, кто

    учится.

    Пусть же неумолчно звучит для нас и сегодня его добрый, искренний, чистый

    голос...

    "Человек рожден для труда... Сознательный и свободный труд один способен

    составить счастье человека... Наслаждения являются лишь сопровождающими

    явлениями... Богатство растет безвредно для человека только тогда, когда

    вместе с богатством растут и духовные потребности человека... Труд -

    лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть

    воспитателем человека...

    Но труд потому и труд, что он труден, а потому и дорога к счастью

    трудна..."

    Список используемой литературы:

    1. А. Г. Хрипкова "Мудрость воспитания", Москва, "Педагогика", 1989.

    2. А. А. Радугин "Психология и педагогика", Москва, "Центр", 1999.

    3. Б. П. Есипов "Педагогическая энциклопедия", Москва, "Советская

    энциклопедия", 1968.

    4. Ю Сальников "Убеждение", Москва, "Молодая гвардия", 1977.

    5. Л. Н. Литвинов "История дошкольной педагогики", Москва, "Просвещение",

    1989.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.