МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Реферат: Избирательное право и избирательная система

    Документы, представленные инициативной группой о проведении республиканского референдума, и вопрос (проект решения), предлагаемый на референдум, направляются Центральной комиссией на заключение в Министерство юстиции и Прокуратуру Республики Беларусь, которые проверяют соответствие вопроса (проекта решения) требованиям законодательства Республики Беларусь и соблюдение порядка образования инициативной группы.

    Вопрос (проект решения), предлагаемый на республиканский референдум с учетом заключения Министерства юстиции и Прокуратуры Республики Беларусь, и состав инициативной группы регистрируются Центральной комиссией. В регистрации отказывается в случае нарушения требований законодательства Республики Беларусь. Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован в месячный срок в Верховный Суд Республики Беларусь (жалоба должна быть подписана большинством состава инициативной группы).

    Как уже отмечалось, проверка соответствия вопроса, выносимого на местный референдум, требованиям законодательства и соблюдение порядка образования инициативной группы для местного референдума проверяют областные и Минский городской органы юстиции.

    В регистрации инициативной группы по проведению местного референдума может также быть отказано в случае нарушения законодательства, причем такой отказ может быть в месячный срок обжалован в районный, городской суд.

    После регистрации инициативной группы Центральная комиссия выдает ей свидетельство о регистрации и образец листа для сбора подписей граждан под предложением о проведении республиканского референдума (далее – подписной лист), а членам инициативной группы – соответствующие удостоверения.

    Аналогично поступают местные исполнительные комитеты, которые в 30–дневный срок со дня обращения выдают инициативной группе по проведению местного референдума свидетельство о регистрации, образец подписного листа и удостоверения членам инициативной группы.

    При инициировании республиканского референдума инициативной группой государство не финансирует расходы на агитационные мероприятия, связанные со сбором подписей граждан в поддержку предложения о проведении республиканского референдума.

    Материальное обеспечение агитации по инициированию республиканского референдума гражданами и сбору подписей граждан осуществляется за счет средств инициативной группы, которая открывает для этого счет в банке. В этих целях инициативная группа может использовать добровольные пожертвования организаций (за исключением государственных), политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан Республики Беларусь. Контроль за поступлением и расходованием этих средств осуществляется Центральной комиссией.

    На подготовку и проведение референдума использование средств иностранных государств, предприятий, организаций, ино-странных граждан и международных организаций, предприятий Республики Беларусь с иностранными инвестициями не допускается.

    В отношении финансирования агитационных мероприятий, связанных со сбором подписей при проведении местного референдума Избирательный Кодекс прямо не определяет источники финансирования, однако в его статье 125 указывается, что реализация права граждан на проведение местного референдума, его подготовка и проведение и др. осуществляются применительно к нормам законодательства о республиканском референдуме. Поэтому, такое финансирование осуществляется также инициативной группой по проведению местного референдума за счет средств инициативной группы и добровольных пожертвований.

    Сбор подписей граждан

    Сбор подписей граждан под предложением о проведении референдума осуществляется только членами инициативной группы в двухмесячный срок со дня регистрации инициативной группы.

    Подписные листы должны содержать формулировку зарегистрированного вопроса, предлагаемого на референдум, и (или) изложение существа предлагаемого решения (законопроекта), а также фамилию, имя и отчество члена инициативной группы, собирающего подписи, с указанием номера свидетельства о регистрации инициативной группы и органа, выдавшего его. Член инициативной группы, проводящий сбор подписей, обязан по требованию гражданина представить для ознакомления полный текст решения (законопроекта), предлагаемого на референдум.

    В подписной лист могут быть включены только подписи граждан, проживающих в одном населенном пункте, а в городах с районным делением – в одном районе города.

    В подписном листе указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или реквизиты заменяющего его удостоверения личности гражданина Республики Беларусь, обладающего избирательным правом, поддерживающего предложение о проведении референдума. Данные о гражданине вносятся в подписной лист рукописным способом. Гражданин собственноручно ставит в подписном листе дату подписи и расписывается. Подписи нумеруются.

    Гражданин имеет право подписаться в поддержку предложения о проведении референдума только один раз.

    Каждый подписной лист заверяется подписью члена инициативной группы, осуществлявшего сбор подписей, в присутствии руководителя либо заместителя руководителя местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого проводился сбор подписей, и немедленно удостоверяется печатью этого органа. На каждом подписном листе производится запись об общем числе заверенных подписей и дате такого заверения.

    Принуждение граждан Республики Беларусь с целью получения подписи в подписном листе, а также использование противоправных форм сбора подписей запрещается.

    Ответственность за достоверность содержащихся в подписных листах данных несет член инициативной группы, осуществлявший сбор подписей.

    Порядок проверки достоверности подписей граждан при инициировании гражданами республиканского или местного референдума аналогичен проверке подписей при проведении выборов. Так, подписные листы сдаются инициативной группой не позднее истечения срока, установленного для сбора подписей, в районный, городской исполнительный комитет, в районную администрацию в городе, которые в десятидневный срок проверяют достоверность подписей граждан в подписных листах. При этом должно быть проверено не менее 20 процентов подписей граждан в подписных листах, сданных инициативной группой.

    Определение порядка проверки и учета подписей граждан в подписных листах, а также признание недостоверными подписей граждан проводятся в порядке, предусмотренном для проверки и учета подписей граждан при выдвижении кандидата в Президенты. Наряду с основаниями для признания подписей недостоверными, предусмотренными статьей 61 Избирательного Кодекса (фиктивные подписи, подписи лиц, не обладающие избирательным правом, подписи лиц, выполненные от имени разных граждан одним лицом и др.), недостоверными при инициировании референдума считаются также подписи граждан, собранные до регистрации инициативной группы.

    В случае обнаружения нескольких подписей одного и того же гражданина достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недостоверными.

    Если количество обнаруженных при проверке недостоверных подписей граждан составит более 15 процентов от количества проверенных подписей, проводится дополнительная проверка еще 15 процентов подписей от количества подписей в подписных листах, сданных членом (членами) инициативной группы в соответствующий районный, городской исполнительный комитет, районную администрацию в городе.

    В случае, если суммарное количество недостоверных подписей граждан, выявленных при проверках, составит более 15 процентов от общего количества проверенных подписей в подписных листах, дальнейшая проверка подписей в подписных листах районным, городским исполнительным комитетом, районной администрацией в городе прекращается, и все подписи граждан в сданных подписных листах не учитываются при определении результата сбора подписей в районе, городе, районе в городе.

    О результатах сбора подписей граждан в подписных листах в поддержку инициативы о проведении республиканского референдума принимается решение соответствующего районного, городского исполнительного комитета, районной администрации в городе, которое направляется соответственно в областной, Минский городской исполнительный комитет. В решении указываются общее количество подписей в подписных листах, принятых от инициативной группы; количество подписей, достоверность которых проверялась; количество подписей, признанных достоверными, и количество подписей, признанных недостоверными.

    Подписные листы должны находиться на хранении в соответствующих районных, городских исполнительных комитетах, районных администрациях в городах.

    Областной, Минский городской исполнительный комитет при необходимости в пятидневный срок может также проверить достоверность подписей граждан в подписных листах. На основании решений районных, городских исполнительных комитетов, районных администраций в городах об установлении количества граждан, поставивших свои подписи в подписных листах в поддержку инициативы о проведении референдума, и результатов проведенных областным, Минским городским исполнительным комитетом проверок достоверности подписей граждан в подписных листах областной, Минский городской исполнительный комитет подводит итоги сбора подписей по области, городу Минску, принимает об этом решение и направляет его в Центральную комиссию. В решении указываются данные, предусмотренные частью шестой настоящей статьи. Копия решения передается координатору инициативной группы.

    После принятия решений областными и Минским городским исполнительными комитетами, инициативная группа составляет заключительный акт о сборе подписей и представляет его в Центральную комиссию.

    Центральная комиссия:

    1  проверяет соответствие заключительного акта инициативной группы и поступивших решений областных, Минского городского исполнительных комитетов требованиям Избирательного Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь;

    2  составляет заключение о соблюдении инициативной группой требований Избирательного Кодекса и протокол о результатах сбора подписей, подтверждающий наличие не менее 450 тысяч подписей граждан, в том числе не менее 30 тысяч подписей граждан от каждой из областей и города Минска.

    Заключительный акт инициативной группы вместе со своим заключением и протоколом, если отсутствуют основания для отклонения предложения о проведении референдума, Центральная комиссия передает Президенту Республики Беларусь.

    Центральная комиссия отклоняет предложение о проведении референдума и сообщает об этом инициативной группе и Президенту Республики Беларусь в случаях:

    1  нарушения срока для сбора подписей граждан;

    2  отсутствия требуемого количества подписей;

    3  выявления нарушений принципа добровольности в ходе сбора подписей, зафиксированных в установленном Центральной комиссией порядке;

    4  представления инициативной группой более 15 процентов недостоверных подписей от общего количества проверенных подписей граждан в подписных листах;

    5  установления в представленных документах других нарушений требований Избирательного Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь.

    Решение Центральной комиссии об отклонении предложения по проведению референдума может быть обжаловано в месячный срок в Верховный Суд Республики Беларусь (жалоба должна быть подписана большинством состава инициативной группы).

    Сходная процедура проверки подписных листов и установления достоверности итогов сбора подписей устанавливается и при инициировании проведения местного референдума. В зависимости от вида местного референдума (областной, районный, городской, поселковый, сельский) проверка достоверности подписей в подписных листах и подведение итогов сбора подписей в поддержку референдума осуществляется соответствующими исполнительными комитетами. В связи с тем, что Избирательный кодекс содержит отсылочную норму (статья 125) по всем этим вопросам, указывая на возможность применения аналогичных норм, связанных с проведением республиканского референдума, на практике могут возникнуть некоторые вопросы (до настоящего времени местные референдумы на территории Республики Беларусь не проводились), требующие более детального правового регулирования. Например, при инициировании референдума в сельсовете или поселке, исходя из смысла статьи 125 Избирательного кодекса, проверку достоверности подписей граждан должны осуществлять районные исполнительные комитеты, хотя более оправданной являлась бы такая проверка сельскими и поселковыми исполнительными комитетами и др.

    После сбора необходимого количества подписей инициативная группа по проведению местного референдума составляет заключительный акт и представляет его в соответствующий исполнительный комитет, который в свою очередь передает этот акт в местный Совет депутатов.

    Законодательством установлено, что повторное инициирование гражданами проведения референдума по одному и тому же вопросу допускается не ранее, чем через год после отклонения предложения о проведении референдума и не ранее, чем через три года после проведения референдума по этому вопросу. Следует отметить, что Избирательный кодекс не содержит подобных ограничений для других инициаторов – Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания республики Беларусь, хотя в законодательстве следовало бы такие ограничения установить.

    Если сбор подписей был произведен в соответствии с законодательством, то первый этап подготовки референдума заканчивается принятием решения о назначении республиканского или местного референдума.

    Президент Республики Беларусь назначает республиканский референдум по собственной инициативе в любое время или в двухмесячный срок после внесения предложений палат Национального собрания Республики Беларусь либо граждан. В указе Президента Республики Беларусь о назначении референдума, как правило, предусматриваются:

    1  дата проведения референдума;

    2  юридическая сила решения, принятого референдумом;

    3  формулировка вынесенного на референдум вопроса (вопросов);

    4  иные организационные мероприятия по обеспечению проведения референдума.

    Если на референдум выносится законопроект, то он прилагается к указу Президента Республики Беларусь о назначении референдума.

    Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента Республики Беларусь о назначении референдума.

    Указ Президента Республики Беларусь о назначении референдума, текст законопроекта или проекта иного решения, вынесенных на референдум, публикуются в печати и обнародуются в других средствах массовой информации в порядке, устанавливаемом Президентом Республики Беларусь.

    Президент Республики Беларусь вправе отклонить предложение о проведении референдума, если оно не соответствует требованиям Избирательного Кодекса и иных актов законодательства. Решение Президента Республики Беларусь об отклонении референдума оформляется указом.

    Решение о назначении местного референдума принимается соответствующим местным Советом (при назначении такого референдума на территории района в городе с районным делением такое решение принимает городской Совет депутатов, так как районные в городе Советы депутатов не образуются) не позднее 30 дней после внесения предложения граждан. Если местный референдум проводится по инициативе самого местного Совета депутатов, то срок принятия решения в законодательстве не оговаривается.

    После принятия решения о назначении местного референдума местный Совет депутатов обеспечивает ознакомление граждан с содержанием вопроса, выносимого на местный референдум и (или) проекта решения местного референдума. Такое ознакомление осуществляется путем публикации в печати, сообщениями в иных средствах массовой информации (телевидение, радио и др.). Сама дата проведения местного референдума устанавливается не позднее 3 месяцев после его назначения.

    Образование списков участков для голосования и составление граждан, имеющих право участвовать в референдуме

    Вторым этапом проведения республиканского и местного референдумов является образование участков для голосования и составление списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Этот этап мало чем отличается от аналогичных процедур, осуществляемых при проведении выборов. Участки для голосования образуются с числом не менее 20 и не более 3000 участников референдума районными (городскими) исполнительными комитетами или местными администрациями. Особенностью образования избирательных участков при проведении референдумов является то, что они образуются не позднее, чем за 25 дней до проведения референдума (при выборах – не позднее, чем за два месяца).

    Составление списков граждан, имеющих право принимать участие в референдуме, осуществляется по тем же правилам, что и при выборах.

    Формирование комиссий по референдуму

    Этот этап в подготовке и проведении референдума имеет некоторые особенности. Наряду с Центральной комиссией, которая действует постоянно, для проведения республиканских референдумов образуются областные и Минская городская, районные (городские), районные в городах и участковые комиссии по референдуму. При назначении республиканского референдума Президент Республики Беларусь может принять решение не образовывать эти комиссии, а их функции возложить на аналогичные существующие комиссии по выборам.

    Для проведения местного референдума комиссии по референдуму образуются в зависимости от вида такого референдума (областной, районный, городской, районный в городе, сельский, поселковый).

    Так, при проведении областного или Минского городского референдума образуются областная (Минская городская), городские, районные, районные в городе и участковые комиссии по референдуму. При проведении районного, городского, районного в городе референдума – районные, городские, районные в городе и участковые комиссии, а при проведении сельского, поселкового референдума – сельские, поселковые и участковые комиссии. Как и при проведении республиканского референдума, данные комиссии могут не образовываться, а их функции соответствующий местный Совет депутатов может возложить на действующие территориальные комиссии.

    Порядок формирования комиссий по референдуму такой же, как и порядок формирования комиссий по выборам Президента Республики Беларусь и местных Советов депутатов. Во многом сходны и полномочия комиссий по выборам и комиссий по референдуму. Однако комиссии по референдуму не осуществляют ряд полномочий, характерных для комиссий по выборам (образование избирательных округов при выборах в местные Советы депутатов, содействие кандидатам в депутаты в организации встреч с избирателями, проведение второго тура голосования при выборах, созыв первой сессии вновь избранного местного Совета депутатов, регистрация кандидатов в депутаты и их доверенных лиц и так далее). В то же время на отдельные виды комиссий по референдуму возложены полномочия по содействию средствам массовой информации в разъяснении вопроса, выносимого на референдум, опубликование на соответствующей территории результатов референдума.

    Проведение агитации по референдуму

    Этот этап в подготовке и проведении республиканских и местных референдумов также во многом не отличается от аналогичных мероприятий при проведении выборов. Однако, если при проведении выборов агитационные мероприятия в основном направлены на разъяснение избирателям личных качеств кандидатов в Президенты и депутаты, а также на разъяснение их предвыборных программ, то при проведении республиканских и местных референдумов основной задачей является разъяснение гражданам сущность вопроса, выносимого на референдум и проекта соответствующего решения. Гражданам Республики Беларусь, политическим партиям, другим общественным объединениям, трудовым коллективам предоставляется право беспрепятственной агитации за предложение по проведению референдума, за принятие решения, вынесенного на референдум, а также против указанных предложения и решения. Проведение встреч с гражданами, обсуждение вопросов и проекта решения, выносимых на республиканский или местный референдум осуществляется в соответствии с законодательством о проведении митингов, собраний, уличных шествий, демонстраций и пикетирования.

    Проведение голосования и подведение итогов референдума

    По существу данный этап при проведении республиканского и местного референдума является завершающим (за исключением факультативного этапа при проведении повторного голосования).

    Для проведения голосования на референдуме изготавливаются специальные бюллетени для голосования, содержание которых значительно отличается от бюллетеней при проведении выборов.

    В бюллетене для голосования точно воспроизводится формулировка вынесенного на референдум вопроса (проекта решения) и указываются варианты волеизъявления голосующего словами «за» или «против».

    При вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень для голосования и последовательно нумеруются. Если предлагаются альтернативные проекты решения (закона) по одному и тому же вопросу или альтернативные варианты какой-либо нормы проекта решения (закона), они также последовательно нумеруются.

    При вынесении на референдум проекта закона Центральная комиссия может принять решение о публикации в печати текстов проекта закона, выносимого на референдум, и действующего закона, который предлагается отменить, изменить или дополнить. Указанные тексты должны находиться в помещении каждого участка для голосования для всеобщего ознакомления.

    В случае проведения одновременно республиканского и местного референдумов бюллетени для голосования, используемые в каждом из них, должны различаться по цвету или иметь отличительный знак.

    Бюллетени для голосования печатаются на белорусском или русском языке.

    Бюллетень для голосования должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.

    На оборотной стороне бюллетеня для голосования ставятся подписи не менее двух лиц, входящих в состав участковой комиссии по референдуму.

    Участковые комиссии по референдуму обеспечиваются бюллетенями для голосования не позднее, чем за семь дней до референдума.

    Порядок проведения голосования и досрочного голосования при выборах и референдумах не различается. По общим правилам голосование при проведении референдума осуществляется на участках для голосования с 8 до 20 часов, а досрочное голосование при проведении референдума может проводиться не ранее, чем за 5 дней до референдума.

    На основании протоколов, полученных от участковых комиссий по референдуму, районные, городские, районные в городах комиссии по референдуму устанавливают:

    1  общее число граждан в районе, городе, районе в городе, имеющих право участвовать в референдуме;

    2  число граждан, получивших бюллетени для голосования;

    3  число граждан, принявших участие в голосовании;

    4  число голосовавших за одобрение вынесенного на референдум вопроса (проекта решения) и число голосовавших против его одобрения;

    5  число бюллетеней, признанных недействительными;

    6  число бюллетеней, выданных участковым комиссиям по референдуму;

    7  число испорченных бюллетеней;

    8  число неиспользованных бюллетеней.

    Результаты референдума в районах, городах, районах в городах устанавливаются на заседаниях районных, городских, районных в городах комиссий по референдуму и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами соответствующей комиссии по референдуму и передается немедленно, но не позднее, чем через два дня после окончания голосования лично председателем или заместителем председателя либо секретарем комиссии в областную, Минскую городскую комиссию по референдуму и в органы, образовавшие комиссию, для информации. Районные комиссии по референдуму в городах областного подчинения с районным делением передают протоколы в соответствующие городские комиссии по референдуму, которые устанавливают результаты референдума по городу и немедленно представляют протоколы в соответствующие областные комиссии и в органы, образовавшие комиссию, для информации. К протоколу, направляемому в областную, Минскую городскую комиссию по референдуму, прилагаются, если они имеются, особые мнения членов комиссии, заявления других лиц о нарушениях, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, и принятые по ним решения комиссии.

    В случае обнаружения органами, образовавшими комиссию, нарушений требований актов законодательства Республики Беларусь, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, об этом немедленно сообщается в вышестоящую комиссию по референдуму или Центральную комиссию.

    Далее на основании протоколов районных, городских, районных в городах комиссий по референдуму областные, Минская городская комиссии по референдуму устанавливают:

    1  общее число граждан в области, городе Минске, имеющих право участвовать в референдуме;

    2  число граждан, получивших бюллетени для голосования;

    3  число граждан, принявших участие в голосовании;

    4  число голосовавших за одобрение вынесенного на референдум вопроса (проекта решения) и число голосовавших против его одобрения;

    5  число бюллетеней, признанных недействительными;

    6  число бюллетеней, выданных районным, городским, районным в городах комиссиям по референдуму;

    7  число испорченных бюллетеней;

    8  число неиспользованных бюллетеней.

    Результаты референдума в областях, городе Минске устанавливаются на заседаниях областных, Минской городской комиссий по референдуму и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами областных, Минской городской комиссий по референдуму и передается не позднее, чем через три дня после окончания голосования лично председателем или заместителем председателя, либо секретарем комиссии в Центральную комиссию и в органы, образовавшие областные, Минскую городскую комиссии по референдуму, для информации. К протоколу, направляемому в Центральную комиссию, прилагаются, если они имеются, особые мнения членов комиссии, заявления других лиц о нарушениях, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, и принятые по ним решения комиссии.

    При проведении местных референдумов на соответствующем уровне процедура подведения итогов голосования на этом и заканчивается. При проведении республиканского референдума на основании протоколов областных, Минской городской комиссий по референдуму Центральная комиссия устанавливает:

    1  общее число граждан, имеющих право участвовать в референдуме;

    2  число граждан, получивших бюллетени для голосования;

    3  число граждан, принявших участие в голосовании;

    4  число голосовавших за одобрение вынесенного на референдум вопроса (проекта решения) и число голосовавших против его одобрения;

    5  число бюллетеней, признанных недействительными.

    Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Решение считается принятым референдумом, если за него в целом по Республике Беларусь или на территории соответствующей административно-территориальной единицы при местном референдуме проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

    Решение о принятии, изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь, как уже ранее отмечалось, считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

    Результаты референдума устанавливаются на заседании Центральной комиссии или соответствующей территориальной комиссии при проведении местного референдума и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии.

    Центральная комиссия или соответствующая территориальная комиссия для проведения местного референдума по представлению соответствующих комиссий по референдуму и органов, образовавших комиссии, а также по установленным ею основаниям может признать результаты референдума в области, районе, городе, районе в городе, на участке для голосования недействительными из-за допущенных нарушений требований законодательства Республики Беларусь.

    Сообщение об итогах референдума публикуется в печати Центральной комиссией или территориальной комиссией при местном референдуме в семидневный срок. В сообщении указываются общее число граждан, имеющих право участвовать в референдуме; число граждан, получивших бюллетени для голосования; число граждан, принявших участие в голосовании; число голосовавших за одобрение вынесенного на референдум вопроса (проекта решения) и число голосовавших против его одобрения; число бюллетеней, признанных недействительными.

    Решение, принятое референдумом, подписывается Президентом Республики Беларусь и публикуется в порядке, установленном для опубликования актов Президента Республики Беларусь.

    Решение, принятое местным референдумом, подписывается руководителем соответствующего исполнительного и распорядительного органа (председателем исполнительного комитета или главой местной администрации).

    Решение, принятое референдумом, вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если в нем не установлен иной срок.

    Датой принятия решения референдумом считается день референдума.

    Следует особо остановиться на юридической силе решения, принятого республиканским и местным референдумом.

    Юридическая сила решения, принятого республиканским референдумом, определяется указом Президента Республики Беларусь о назначении референдума. Юридическая сила решения, принятого местным референдумом, основывается на статье 50 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», согласно которой решение местного референдума по вопросам, отнесенным к ведению местных органов управления и самоуправления, обязательны для соответствующих Советов, исполнительных комитетов и местных администраций, органов территориального общественного самоуправления, всех предприятий, учреждений, объединений и граждан на соответствующей территории.

    Согласно статье 77 Конституции решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом. Указанная статья Конституции определяет такую процедуру как для республиканских, так и для местных референдумов. Представляется, что в случае коллизии между решением местного референдума и правовым актом вышестоящего государственного органа (законом, декретом, указом и др.) должны применятся указанные правовые акты, однако, несмотря на это, решение местного референдума будет продолжать действовать.

    Если для выполнения решения, принятого референдумом, требуется издание какого-либо правового акта, он должен быть принят в течение пяти месяцев со дня вступления в силу решения, принятого референдумом.

    Последним возможным (факультативным) этапом проведения республиканского и местного референдумов является проведение повторного голосования. Статьей 122 Избирательного кодекса такая возможность устанавливается в случаях нарушений, допущенных при проведении республиканского или местного референдума. При проведении республиканского референдума Центральная комиссия по представлению Генерального прокурора имеет право принять решение о проведении в течение месяца повторного голосования на тех участках для голосования или территориях, где были допущены нарушения, либо решение о проведении в течение года повторного голосования на всей территории Республики Беларусь.

    Такая же ситуация может возникнуть и при проведении местного референдума, хотя в Избирательном Кодексе отсутствуют прямые указания на этот счет и имеется лишь отсылочная норма статьи 128. Представляется, что в указанные статьей 122 Избирательного кодекса сроки решение о проведении повторного голосования при проведении местного референдума должна принимать соответствующая территориальная комиссия по референдуму по представлению прокурора района, города, области или вышестоящего прокурора.

    Размещено на http://www.


    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.