МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Реферат: Роль обращений граждан в обеспечении законности в государственном управлении

    Реферат: Роль обращений граждан в обеспечении законности в государственном управлении

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Амурский государственный университет

    ГОУВПО «АмГУ»)

    Кафедра Конституционного права


    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине

    Административное право

    на тему:

    Роль обращений граждан в обеспечении законности в государственном управлении

    Благовещенск 2011


    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    1. Понятие и система способов обеспечения законности в государственном управлении

    2. Роль обращений граждан в обеспечении законности в государственном управлении

    Заключение

    Библиографический список


    ВВЕДЕНИЕ

    В соответствии с Конституцией РФ (ст. 15) органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

    Особое значение соблюдение законности имеет в сфере управления. Это обусловливается следующими важнейшими обстоятельствами.

    Во-первых, управление охватывает наибольшую сферу деятельности государства и органов местного самоуправления. Здесь осуществляется их многогранная деятельность по руководству экономикой, социально-культурным и административно-политическим строительством. Строжайшее соблюдение законности является важнейшим условием слаженности и функционирования всех звеньев управленческой системы, успешного выполнения стоящих перед управлением задач.

    Во-вторых, субъекты управления, реализуя свои функции и полномочия, осуществляют правоприменительную деятельность. Она сопровождается разработкой и принятием управленческих решений в виде актов применения права (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина и т. п.). Конкретизируя общие предписания правовых норм, эти акты вызывают возникновение, изменение, прекращение конкретных правовых отношений в контексте различных отраслей права.

    В-третьих, управление осуществляют многочисленные субъекты (органы исполнительной власти, должностные лица и т. д.). С ними чаще всего и имеют дело граждане, различные организации. От их четкой и слаженной работы, построенной на строгом соблюдении законов и подзаконных актов, неукоснительном выполнении возложенных на них обязанностей, во многом зависит правильное, объективное и оперативное решение вопросов, связанных с повседневной жизнью граждан и деятельностью организаций.

    Поэтому органы исполнительной власти обязаны в пределах своей компетенции обеспечивать соблюдение законов и подзаконных актов в деятельности подведомственных организаций, принимать меры по укреплению государственной дисциплины.

    В-четвертых, органы управления осуществляют правотворческую деятельность, охватывающую широкую и разнообразную сферу общественной жизни.

    Издание нормативных актов органами управления базируется на принципе законности, то есть они должны соответствовать законам, основываться на них. Соблюдение законности при издании нормативных актов возрастает в связи с тем, что содержащиеся в них предписания часто затрагивают права и интересы граждан, предприятий, учреждений, организаций. Осуществление правотворческой деятельности в рамках законности усиливает их гарантии.

    В-пятых, органы управления наделены широкими полномочиями в области применения мер административного принуждения. Осуществляя административную юрисдикцию, они самостоятельно разрешают конфликты, воздействуют на правонарушителей, применяя меры государственного принуждения.

    Таким образом, законность охватывает различную управленческую деятельность, обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм, как управляющими, так и управляемыми. Она является объективным условием эффективности управления.


    1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

    Обеспечение законности в государственном управлении предполагает деятельность соответствующих государственных формирований, направленную на:

    а) недопущение нарушений в деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах и которыми они руководствуются в своей повседневной работе;

    б) своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение таких нарушений;

    в) установление причин и условий, им способствующих;

    г) привлечение к соответствующей ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины;

    д) разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушений законности и дисциплины;

    е) создание обстановки неотвратимости ответственности в случае их нарушения.

    Обеспечение законности достигается при помощи организационно-правовых средств. В своей совокупности они представляют собой способы обеспечения законности, а также систему этих способов.

    Данная система включает в себя значительное число различных государственных органов, деятельность которых в разной степени связана с обеспечением законности и дисциплины.

    Для одних органов обеспечение законности и дисциплины является лишь одной из многочисленных функций по руководству, управлению отраслью, сферой, комплексом (например, транспортным, топливно-энергетическим и др.). В данном случае деятельность по обеспечению законности и дисциплины осуществляется этими органами в границах их основной деятельности, не связанной в целом с институтом законности и дисциплины.

    Наряду с этим государством образуются и такие органы, деятельность которых непосредственно направлена на обеспечение законности в государственной и общественной жизни, в том числе и в сфере управления (например, суды, прокуратура, государственные инспекции, федеральные надзоры и др.).

    Все органы, занимающиеся вопросами обеспечения законности и дисциплины, наделены для этого юридически-властными полномочиями, что придает их деятельности государственно-правовой характер. Такая деятельность понимается в качестве способа обеспечения законности и дисциплины.

    Она осуществляется различными органами государственной власти, а также местного самоуправления.

    Особая роль в обеспечении законности и дисциплины принадлежит Президенту РФ как гаранту Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

    В процессе деятельности по обеспечению законности и дисциплины в сфере управления названные органы используют в пределах предоставленной компетенции контроль и его разновидности — проверку исполнения и надзор.

    Сущность и назначение контроля состоят:

    а) в наблюдении за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;

    б) в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины;

    в) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;

    г) в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям;

    д) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

    Контроль, таким образом, призван обеспечивать строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами.

    Проверка исполнения тесно связана с контролем и является составной частью контроля. Она представляет собой такую деятельность, которая позволяет выяснить, что и как сделано во исполнение предписаний и требований закона, подзаконного акта, соответствующего решения (например, вышестоящего органа управления).

    Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, подразделяется на два вида.

    Первый вид связан с деятельностью органов прокуратуры по надзору за соблюдением законов в сфере управления (общий надзор).

    Другой вид надзора — административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, нормы санитарии и др.).

    Наиболее характерные черты надзора сводятся к следующему:

    а) органы надзора (в том числе и прокурорского) осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля — в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении не подчиненных объектов;

    б) в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам;

    в) по ныне действующему законодательству органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.

    Существуют различные виды контроля. Так, в зависимости от объема обследуемой деятельности выделяют общий и специальный контроль. Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольного объекта. Назначение специального контроля состоит в осуществлении проверки деятельности подконтрольного объекта по четко определенному вопросу (например, соблюдение ветеринарных правил).

    По стадиям проведения контроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

    В зависимости от субъектов, его осуществляющих, и характера их полномочий можно выделить:

    а) контроль Президента РФ;

    б) контроль органов законодательной (представительной) власти;

    в) контроль органов исполнительной власти;

    г) контроль органов судебной власти.

    2. РОЛЬ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАКОННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

    Одним из важных конституционных прав человека и гражданина является право на обращения в государственные органы. Оно закреплено в статье 33 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает, что граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

    Закрепленное в настоящей статье право граждан Российской Федерации является важным средством осуществления и защиты конституционных и других прав и свобод граждан, укрепления связей государственного аппарата с населением, одной из форм участия граждан в управлении делами государства, существенным источником информации при решении вопросов государственного и социально-культурного строительства и иных вопросов деятельности государства и общества.

    В праве на обращение проявляется возможность удовлетворения личных, государственных и общественных интересов. Обращения граждан способствуют усилению контроля народа за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, борьбе с бюрократизмом, волокитой и другими недостатками в их работе.

    Праву граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления соответствует обязанность этих органов, а также должностных лиц, которым они направлены, внимательно, в установленном порядке и сроки рассмотреть обращения и принять по ним законные и обоснованные решения.

    Раскрытие содержания правоотношений, связанных с предоставлением гражданину закрепленного за ним действующей Конституцией права на обращение, требовало принятия посвященного этому федерального закона. Однако его разработка затянулась на долгие годы, и на территории России продолжал действовать Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", в ред. от 4 марта 1980 г., от 2 февраля 1988 г. (Ведомости СССР. 1968. N 17. ст. 144; 1980. N 11. ст. 192; 1988. N 6. ст. 94) в той мере, в какой его положения не противоречили Конституции РФ.

    2 мая 2006 г. принят ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который вступил в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования в "Российской газете" 5 мая 2006 г.

    Сферой регулирования данного ФЗ являются правоотношения, связанные с реализацией гражданином России конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан этими органами и должностными лицами. Порядок рассмотрения обращений граждан распространяется и на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором РФ или федеральным законом, что вполне соответствует принципу, закрепленному в ч. 3 ст. 62 Конституции, о правах и обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

    Вопросу рассмотрения коллективных обращений граждан уделено внимание и в ФЗ от 19 июня 2004 г. "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". В его ст. 18 установлено, что органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством РФ, сообщить о принятых решениях организатору публичного мероприятия.

    Федеральный закон от 2 мая 2006 г. установил, что порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами или иными федеральными законами.

    Законы и иные правовые акты субъектов РФ могут устанавливать положения, направленные на защиту прав граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные указанным ФЗ. Отсюда вытекает, что никакие ограничения в реализации права граждан на обращение субъекты Федерации устанавливать не вправе.

    Что же касается иного порядка рассмотрения обращений, то он установлен рядом федеральных законов. Так, порядок подачи и рассмотрения жалоб и других видов обращений, связанных с осуществлением правосудия по гражданским, арбитражным и уголовным делам, определяется соответственно гражданским процессуальным, арбитражно-процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством. Особенности подачи и рассмотрения жалоб по делам об административных правонарушениях регламентированы КоАП.

    Требования, предъявляемые к жалобе, направляемой в Конституционный Суд, определены в ч. 4 ст. 125 Конституции и ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ст. 3, 36-39, 96-97). Этим же ФКЗ установлен и порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных жалоб. С требованием проверить конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, могут обратиться отдельные граждане, группы граждан, общественные объединения по вопросам, затрагивающим интересы входящих в них членов.

    Поскольку в соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений нарушающих права и свободы граждан" (в ред. ФЗ от 14 декабря 1995 г.) гражданин до обращения с жалобой в суд на действия (решения), нарушающие его права и свободы, вправе обратиться с такой жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему, возникает вопрос, распространяются ли положения ФЗ от 2 мая 2006 г. на данные обращения и в какой мере.

    Представляется, что при учете особенностей Закона от 27 апреля 1993 г. на этот вопрос следует ответить положительно, так как в этом Законе в должной мере не урегулирован порядок подачи и рассмотрения жалоб. Сказано лишь, что вышестоящий в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок.

    Между тем наличие точно определенного порядка подачи и рассмотрения жалоб непосредственно в законе бесспорно важно для обеспечения и защиты прав граждан не только в суде, но и в других властных структурах, решения возникших вопросов, не прибегая к помощи суда, что обременено дополнительными требованиями и большими временными затратами.

    В ФЗ от 2 мая 2006 г. раскрывается содержание применяемых им основных терминов, а именно:

    обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

    предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

    заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

    жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

    должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

    В Законе указывается, что граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно, а рассмотрение обращений осуществляется бесплатно. Первое указывает на недопустимость манипулировать правом гражданина, а последнее существенным образом отличает такие обращения от, например, подаваемых исковых требований в суд. Ясно, что это является существенным обстоятельством, облегчающим устранение допущенных нарушений и восстановление прав граждан.

    Право гражданина подавать жалобу не ограничивается возможностью направить ее в упомянутые органы либо должностному лицу и требовать своевременного рассмотрения. Закон наделяет гражданина определенными правами и при ее рассмотрении.

    В числе этих прав: представление дополнительных документов и материалов либо обращение с просьбой об их истребовании; право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Под иной охраняемой федеральным законом тайной имеется, в частности, в виду коммерческая тайна, тайна усыновления (удочерения), запрет на разглашение которой установлен статьей 139 Семейного кодекса, что влечет уголовную ответственность по ст. 155 УК. Несомненно, и в данном случае охране подлежат и конституционные права на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции).

    Гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; в то же время гражданину предоставлено право обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения. Предоставлено также право обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.