Курсовая работа: Планировка непродовольственного магазина площадью 450 кв.м.
Курсовая работа: Планировка непродовольственного магазина площадью 450 кв.м.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: "Оборудование торгового предприятия"
на тему: Планировка непродовольственного магазина площадью 450 кв. м.
Содержание
Введение
1. Характеристика торгового предприятия
2. Устройство и планировка магазина
3. Торговая мебель
4. Контрольно-кассовые машины
5. Системы безопасности
6. Телефонное обеспечение
7. Рекламно-выставочный инвентарь
7. Расчетная работа
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Предметом дисциплины "Оборудование предприятий" является
изучение механизации и автоматизации процесса товародвижения, анализ рынка оборудования,
подбор, установка и рациональная эксплуатация всех видов торгово-технологического
оборудования. Изучение дисциплины основано на достижениях науки, техники и технологии,
мировой практики совершенствования процесса товародвижения.
Торгово-технологическое оборудование, попадая в торговлю, становится
существенной частью материально-технической базы предприятия, важнейшим прогрессивным
элементом торгово-технологического процесса и процесса товародвижения в целом.
Участники рынка торгово-технологического оборудования являются,
с одной стороны, предприятия, формирующие предложения, к которым относятся производственные
предприятия отечественных и зарубежных фирм. Основные потребители рынка торгово-технологического
оборудования - различные производственные, торговые, пищевые предприятия и предприятия
сферы быта и услуг. Все они являются участниками процесса товародвижения. Товародвижение
- специально организованный процесс перемещения товаров от сферы производства до
сферы потребления.
Целью данной курсовой работы является разработка плана торгового
зала предприятия, а именно магазина, специализирующегося на продаже одежды, оснащение
торгового процесса современными видами торгового оборудования и инвентарем, оптимизация
количества используемого оборудования.
1. Характеристика торгового предприятия
Магазины являются основными видами предприятий розничной торговли.
Эффективность работы торговых предприятий, уровень культуры обслуживания покупателей
во многом зависят от устройства и внутренней планировки торговых зданий.
Устройство и внутренняя планировка торгового здания должны соответствовать
товарному профилю магазина, обеспечивать возможность применения прогрессивных методов
продажи, условия для полной сохранности товарно-материальных ценностей, высокий
уровень производительности труда работников торгового предприятия, внедрение механизации
и др.
Предприятия розничной торговли могут быть размещены в отдельно
стоящих зданиях и на первых этажах жилых домов. Магазины, размещаемые на первых
этажах жилых домов, могут быть встроенными, т.е. занимать весь или часть первого
этажа, и встроено-пристроенными, когда одни помещения находятся на первом этаже
и в подвале (как правило, подсобные), а другие (обычно торговый зал) вынесены за
пределы первого этажа в виде отдельного блока.
Торгово-оперативные процессы в магазине могут быть должным образом
организованы при условии, если размеры, устройство и внутренняя планировка магазина
отвечают современным требованиям.
При планировке и размещении помещений магазинов необходимо соблюдать
следующие основные требования:
·
торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для
подготовки товаров к продаже;
·
помещения для хранения товаров должны быть расположены так, чтобы
при необходимости их можно было бы изолировать;
оборудование непродовольственный магазин планировка
·
не разрешается устраивать проход в административные, подсобные и технические
помещения через торговые залы и помещения для хранения и подготовки товаров к продаже;
·
помещения для хранения товаров не должны быть проходными;
·
приемочные следует располагать по возможности ближе к помещениям для
хранения товаров.
Планировка торгового зала магазина самообслуживания имеет некоторые
особенности. Площадь торгового зала магазина самообслуживания подразделяется на
площадь, занятую оборудованием для размещения, показа и продажи товаров (28 %),
площадь проходов для покупателей (50 - 52 %) и площадь, занимаемую прилавками обслуживания
и узлами расчета (10 - 20 %).
При планировании торгового зала магазина самообслуживания следует
учитывать:
·
максимальную площадь торгового зала с необходимыми подсобными помещениями;
·
рациональное движение покупательских потоков;
·
расположение торгово-кассовой зоны при выходе;
·
компактность и привлекательный вид торгового зала.
Удачная планировка торгового зала и удобное размещение оборудования
в магазине самообслуживания позволяют покупателям легко ориентироваться, быстро
выбрать товары и рассчитаться.
Рациональность выбора и эффективность расстановки в зоне обслуживания
оборудования, предназначенного для размещения, показа и продажи товаров, оценивают
по коэффициентам установочной и демонстрационной площади.
Под установочной принимается часть торговой площади, занятая
основанием оборудования: прилавками, горками, контейнерами, столами, кассовыми кабинами.
Она включает и площадь, занятую вспомогательным оборудованием. Исчисляется установочная
площадь с учетом размеров оборудования. Коэффициент установочной площади счисляется
как суммы площади основания отдельных видов оборудования к общей площади торгового
зала.
Демонстрационная площадь - это площадь выкладки товаров,
слагаемая из площадей всех плоскостей оборудования, используемых для показа товаров.
Коэффициент демонстрационной площади определяется как соотношение демонстрационной
площади магазина к общей площади торгового зала.
Для продажи товаров, на которые не распространяются прогрессивные
методы торговли, в торговом зале устанавливаются прилавки.
Площадь проходов для покупателей включает все основные
и боковые (между островными горками) проходы, а также свободную площадь перед входом
в магазин и выходом из него.
Площадь узлов расчетов состоит из площади, занятой кассовыми
кабинами проходами между ними, столами для упаковки товаров, проходами между кабинами
контролеров-кассиров и стеной, витриной, нерабочей стороной оборудования. Она включает
также площадь для хранения закупочных корзин и тележек.
Важное значение придается освещению помещений магазинов.
Нормы естественного освещения определяются отношением оконных, витринных и дверных
проемов к площади зала. Для торговых залов это соотношение должно составить 1: 6,
для подсобных - 1: 10.
При искусственном освещении предпочтение отдается люминесцентным
лампам, которые благоприятно действуют на зрение, имеют более долгий срок службы
и экономичны в эксплуатации.
В данной работе представлена планировка непродовольственного
торгового предприятия, площадь торгового зала которого составляет 450 кв. м. Специализируется данный магазин на реализации одежды. Магазин расположен в отдельно стоящем
здании. Здесь имеются следующие основные группы помещений: торговый зал, помещения
для приемки, хранения, подготовки товара к продаже, административное помещение,
технические помещения. Торговый зал, административные и технические помещения располагаются
на первом этаже здания, остальные помещения располагаются в подвале здания.
Торговый зал - это основное помещение магазина. Он занимает центральное
место в составе планировочных зон магазина. В торговом зале размещаются рабочий
и выставочный товар, рабочие места продавцов и кассиров.
Оплата покупок производится с помощью контрольно-кассовых машин
наличным и безналичным расчетом.
2. Устройство и планировка магазина
Наряду с улучшением планировки и повышением эффективности использования
площадей для рациональной организации работы магазина весьма важное значение имеет
оснащение его торговым оборудованием, средствами механизации, а также различными
приспособлениями, инструментами и инвентарем, с помощью которых осуществляется продажа
товаров.
Оснащение магазинов современными видами торгового оборудования
и инвентарем предъявляет повышенные требования к работникам магазина. Они должны
хорошо знать значение каждого вида оборудования и инвентаря, правила эксплуатации,
в совершенстве владеть приемами и методами работы с применением различных приспособлений
и механизмов и т.д.
За последние годы оборудование магазинов во многом изменилось,
что связано с расширением прогрессивных методов продажи товаров, применением новых
материалов, используемых для его изготовления и др. Ежегодно объем производства
оборудования увеличивается, вводится много новых видов.
Торговое оборудование должно отвечать следующим
требованиям:
·
иметь стандартные размеры и состоять из сборных элементов, из которых
можно составлять различные конструкции;
·
быть удобной для осмотра и выбора товаров;
·
обладать достаточной емкостью для обеспечения рациональной выкладки;
·
быть конструктивно прочным и недорогим в изготовлении;
·
иметь прочную облицовку, отвечающую санитарным и гигиеническим требованиям
и обеспечить удобное крепление ценников;
·
конструкция оборудования должна обеспечить оптимальное использование
площади торгового зала;
·
форма и конструкция оборудования должны составлять единое целое с
оформлением торгового зала.
Оборудование должно также отвечать определенным эстетическим
требованиям.
Согласно санитарно-техническим требованиям поверхность торгового
оборудования должна быть водостойкой и легко очищаться от загрязнений. На оборудовании
не должно быть излишних углублений, зазоров и т.п.
Применяемое в торговле оборудование разделяют по следующим признакам:
месту использования, способу установки, товарному профилю, назначению, конструкции.
По месту использования оборудование разделяют на две группы:
для торговых залов магазинов и для подсобных помещений.
По способу установки - на пристенное, островное, настенное
и встроенное.
По товарному профилю - на специализированное, используемое
для размещения и продажи определенной группы или определенного вида товара, универсальное,
используемое для размещения и продажи товаров различных групп.
По назначению - на оборудование для денежных расчетов
с покупателями (кабины контролера-кассира); для демонстрации образцов товаров (витрины);
для размещения и показа товаров в торговом зале (горки, шкафы); для хранения товаров
(стеллажи, подтоварники, поддоны); для подготовки товаров к продаже (стола для бракеража
товаров, фасовки).
Размеры торгового оборудования должны обеспечивать его достаточную
вместимость и быть удобными для покупателей. Товары на оборудовании следует размещать
так, чтобы они находились в пределах видимости и досягаемости покупателей, а также,
чтобы не требовалось больших усилий от продавца при их выкладке.
Оборудование для розничной торговли включает:
·
инвентарь для вскрытия тары, упаковки;
·
весоизмерительное оборудование для приемки товаров;
·
оборудование для хранения товаров, в том числе холодильное;
·
фасовочное, упаковочное, этикеировочное оборудование, если товар поступил
не в потребительской таре;
·
инвентарь для продажи товаров (мерные кружки, ножи и др.);
·
весоизмерительное оборудование для продажи товаров;
·
торговая мебель;
·
торговое холодильное оборудование;
·
контрольно-кассовое оборудование (кассовые терминалы, компьютерная
техника) и узлы расчета;
·
оборудование для дополнительного обслуживания покупателей.
Последовательность перечисления применяемого оборудования соответствует
логике товародвижения от сферы производства до сферы потребления.
3. Торговая мебель
Внедрение новейших методов выкладки и продажи предъявляет к торговой
мебели новые требования. Она должна соответствовать современным представлениям дизайна,
технологии и производственной эстетики, способствовать привлечению покупателей,
увеличению товарооборота и повышению культуры торгового обслуживания.
Оснащение магазина правильно подобранной торговой мебелью позволяет
более рационально организовать торгово-технологический процесс, эффективно использовать
торговые площади, повысить пропускную способность, обеспечить необходимое архитектурно-художественное
оформление интерьера торгового зала.
Производство торговой мебели постоянно расширяется, при этом
учитываются такие направления ее совершенствования, как:
·
универсальность;
·
унификация узлов и деталей;
·
увеличение емкости;
·
расширение номенклатуры приспособлений для выкладки товаров;
·
применение недорогих пластиковых и других облегченных материалов;
·
производство быстро сборного торгово-выставочного оборудования из
стекла и зеркал;
·
проектирование торгового оборудования нового поколения;
·
производство торгового и выставочного оборудование их ламинированных
ДВП в сочетании с металлическим профилем;
Большие резервы в рационализации использования торговой мебели
заключаются в унификации каркасных и композиционных конструкций различных ее типов
с целью достижения возможности взаимозаменяемости узлов и деталей торговой мебели
одного типа узлами и деталями другого. Решение этой проблемы позволяет разрабатывать
систему кооперирования между различными производителями торговой мебели и дает существенный
экономический эффект.
Торговую мебель принято классифицировать по следующим признакам:
·
по функциональному назначению - для хранения, подготовки товаров
к продаже, их показа, выкладки и продажи, транспортирования, хранения и продажи,
расчетов с покупателями и дополнительного обслуживания;
·
по месту использования - для торговых залов магазинов, помещений
для приемки, кратковременного хранения, подготовки товаров к продаже;
·
по способу установки - пристенная, островная, привитринная,
настенная и встроенная;
В зависимости от конструкции торговую мебель подразделяют:
·
по принципу устройства - полочная, каркасная и трубчатая;
·
по комплектности - детали, элементы, приспособления, композиции
горок;
·
по способу сборки - неразборная, сборно-разборная и складная;
·
по материалу изготовления - пластиковая, из стекла и зеркал,
металлическая, деревянная, комбинированная с применением металла, дерева, ДСП, стекла
и пластмасс в различных сочетаниях.
При конструировании торговой мебели стремятся не только увеличить
ее экспозиционную площадь, но и оснащают некоторые ее виды встроенным люминесцентным
освещением, наклонными кронштейнами, зеркалами и другими приспособлениями с целью
обеспечения широкого показа товаров и создания покупателям максимума удобств и комфортности
при выборе товаров.
Необходимо, чтобы форма, пропорции и цвет торговой мебели соответствовали
ее функциональному назначению и архитектурно-художественному оформлению торгового
зала.
Устройство торговой мебели, а также материалы, используемые для
ее изготовления, не должны затруднять ее чистку в процессе эксплуатации и уборки
торговых помещений. В связи с этим торговая мебель должна иметь качественную отделку
с гладкой поверхностью без лишних зазоров, выступов и углублений.
Рабочие поверхности торговой мебели, соприкасающиеся с продуктами,
должны изготавливаться из материалов, разрешенных к применению в торговле продовольственными
товарами.
Для оснащения торгового зала магазина, специализирующегося на
продаже одежды, применяются следующие виды оборудования:
ГОРКИ серии "Tomsal 1,2":
Металлические горки серии " Tomsal 1" прочно зарекомендовали себя как оптимальное оборудование
для торговых предприятий различной специализации.
ДИСПЛЕЙ ПАНЕЛЬ:
Предназначено для выставки и продажи различных товаров, в зависимости
с какими аксессуарами педставленно.
КАБИНА ПРИМЕРОЧНАЯ:
Кабина примерочная двух секционная, комплектуется крючком, зеркалом
и штангой под шторку.
ПРИЛАВОК LW2-P.
БАНКЕТКА 55T-2M предназначена для примерки обуви.
Системы входа и барьерных ограждений
Предлагаемые фирмой "Wanzl"
пропускные системы характеризуются современным комфортом и продуманными техническими
решениями. Представляют собой целостную универсальную систему, состоящую из совмещаемых
элементов. Предлагаются решения для магазина любого формата. В ассортименте представлены
как классические и традиционные решения, так и новейшие разработки, такие, как автоматические
турникеты, пропускные системы с электронным управлением, инфракрасным фотодиодом
и механизмом для учета количества покупателей.
рамка поворотная;
перегородка для барьера;
турникет;
перегородка для тележек.
Таблица 1. Технические характеристики торговой мебели
№
п/п
|
Наименование торгового оборудования, марка, фирма |
Ширина, м |
Длина, м |
Площадь уст. ед. оборудования |
Кол-во ярусов |
Площадь эксп. ед. оборудования |
Кол-во едениц оборудования в группе |
Площадь установочная группы оборудования |
Площадь экспозиционная группы оборудования |
1. |
Дисплей панель |
0,60 |
0,9 |
0,54 |
5 |
2,7 |
138 |
74,52 |
372,6 |
2. |
Прилавок глухой LW2-P |
0.5 |
0.92 |
0.46 |
1 |
0.46 |
5 |
2.3 |
2.3 |
3. |
Прилавок остеклённый |
0,5 |
0,92 |
0,46 |
2 |
0,92 |
4 |
1,84 |
3,68 |
4. |
Прилавок угловой |
0,5 |
0,5 |
0,25 |
3 |
0,75 |
2 |
1 |
1,5 |
5. |
Горка Tomsal 1 |
0,4 |
0,9 |
0,36 |
4 |
1,44 |
32 |
11,52 |
46,08 |
6. |
Горка Tomsal 2 |
0,4 |
0,9 |
0,36 |
4 |
1,44 |
16 |
5,76 |
23,04 |
7. |
Кабина примерочная 2х секционная |
1,2 |
2,38 |
2,856 |
1 |
2,856 |
4 |
11,425 |
11,425 |
8. |
банкетка |
0,45 |
1 |
0,45 |
1 |
0,45 |
40 |
18 |
18 |
Для обеспечения планировочной схемы производится выбор оборудования
и торгового инвентаря, позволяющий с учетом ассортимента реализуемого товара произвести
оптимальную выкладку и обеспечить сохранность торговой продукции.
Страницы: 1, 2, 3
|