Реферат: Дом-особняк в архитектуре русского модерна
Реферат: Дом-особняк в архитектуре русского модерна
Министерство образования РФ
УралГАХА
Реферат
тема: «Дом-особняк в архитектуре
русского модерна»
Исполнитель: ст. гр. 271
Нестерова П.М.
Преподаватель:
Волокитина Т.Е.
Екатеринбург 2008
Содержание
1. Модерн
2. Интерьер модерна
3. Архитектура модерна
Список литературы
Приложение
1. Модерн
Модерн не вписался в
техническую цивилизацию, потому что слишком благоговел перед природой, рисуя
свои картины и строя свои дома по ее законам, по законам органических природных
форм. Кроме того, он был неисправимым романтиком. [1]
Русский модерн
вдохновлялся другими источниками – своим 17 и 18 веком, своими древностями
и фольклором. И, действительно, старое русское искусство: архитектура, одежда,
утварь – уже сами по себе были азиатскими (хотя бы с точки зрения Европы). И
вполне отвечали стилистическим принципам модерна. В этом смысле собор Василия
Блаженного с его «пряничной», орнаментальной, разноцветной и в то же время
«органической» красотой – это модерн. А старые русские терема с декоративностью
их убранства! Даже простая русская изба с деревянной резьбой наличников, ворот
и крыльца могла вдохновить любого архитектора модерна. А русский лубок,
игрушка, народные росписи?! [1]
Термином
"модерн" определяют архитектуру, сознательно и резко восставшую
против подражательности, каноничности, выступившую с программой обновления зодчества
выражения особенностей времени с помощью приемов и средств, его
характеризующих. Сколь бы ни варьировались отдельные требования, лозунгом
модерна неизменно оставались современность и новизна. [1]
2. Интерьер модерна
Если в Европе творцами
модерна были архитекторы, то в России инициаторами нового стиля стали одарённые
живописцы. Отечественные зодчие присоединились к ним позднее, восприняв их идеи
с воодушевлением. [2]
Мебель, как необходимый
атрибут внутреннего убранства, привлекала внимание участников Абрамцевского
кружка и тех мастеров, которые подхватили их начинания. Это проекты мебели в
неорусском стиле, сделанные Аполлинарием Михайловичем Васнецовым (1856-1933), –
таков буфет монолитно-приземлённый, с витражными стеклами на верхних створках и
коваными бляхами и металлическими ручками на фасаде и нижних ящиках. Мебелью
увлекался и Врубель. Для парка в Абрамцеве он сделал скамью-диван, покрыв
спинку и сиденье зелёной майоликой и фантастическими птицами с женскими
головами (1899-1900). Более ранним опытом претворения Врубелем новых идей в
пространстве интерьера стала печь-лежанка в проходной комнате усадебного дома в
Абрамцеве, украшенная скульптурной головой изумрудно-бирюзовой львицы (1890).
Грозная энергия, исходящая от царственного зверя, несколько смягчена весёлым
цветочным орнаментом майоликовых плит, выдержанных в той же голубовато-зелёной
колористической гамме. [2]
Пройдёт всего несколько
лет, и деревянная резьба вместе с цветной майоликой оставят мебель, перешагнут
через порог интерьера, чтобы занять более престижное место на стенах доходных
домов и церквей, особняков и общественных зданий. Экспериментальная мебель
Абрамцева была своего рода повивальной бабкой многих архитектурных проектов.
Недаром самый знаменитый зодчий русского модерна Фёдор (Франц) Осипович Шехтель
(1859-1926), не получивший законченного архитектурного образования, считал
своим учителем Виктора Васнецова, согласовывал с художником свои проекты
сооружений в неорусском стиле. Всем известен построенный по шехтелевскому проекту
Ярославский вокзал (1902-1903), декорированный монументальными майоликовыми
панно. Немалой популярностью пользуется и Дом П.Н. Перцова на Лесном пр.
(Москва), сооружённый по эскизам художника С.В. Малютина в 1905-1907 гг., где
композиции из цветных плиток майолики празднуют свой триумф. [2]
Село Талашкино,
расположенное вблизи Смоленска, было вторым после Абрамцева очагом развития
неорусского стиля. Владелицей Талашкина была княгиня Мария Клавдиевна Тенишева,
побочная дочь императора Александра II. Будучи от природы одарённой – певицей и
художницей – Тенишева сплотила вокруг себя талантливых художников. Огромную
роль в мастерских Талашкина играли С.В. Малютин, М.А. Врубель и Н.К. Рерих
(1874-1947). [2]
Внешняя театральность
стала характерной чертой русского модерна от интерьера, мебели до архитектуры.
Эта осознанная тяга к театрализации мебели возникла на заре зарождения
неорусского стиля, возможно, под влиянием трилогии А.К. Толстого, пьес А.Н.
Островского. [2]
Неорусский стиль в
модерне получил за самое короткое время широчайшее распространение не только в
двух столицах, но и в крупнейших центрах провинции и был воспринят как своё,
родное, отечественное искусство. Спешно строились особняки и виллы частных лиц,
общественные сооружения, доходные дома в этом стиле. Проектировалась мебель для
их интерьеров. [2]
Наряду с неорусским
стилем в модерне появились иные направления: неоготика, неоклассицизм.
Характерным образцом неоклассицизма может служить кресло из Кустарных
мастерских Звенигородского уезда Московской губернии. Это был один из
крупнейших центров по изготовлению мебели в России в XIX – начале XX веков.
Мастер избрал излюбленное красное дерево и традиционную форму «корытца».
Украсил внутреннюю часть спинки и низ сидения бронзовым орнаментом. Вместо ручек
использовал стилизованные скульптуры бараньих голов. Эти резные детали, единственные
во всём кресле, вносят лёгкий оттенок ироничности, совсем не присущей истинному
классицизму, но зато бытовавшей в модерне. [2]
Стилизация была
отличительной чертой модерна вообще и русского в частности. Всё в интерьере –
от витражей, лестницы, мебели до формы дверных ручек – подчинено единому
замыслу. Большой популярностью пользовались так называемые венские стулья,
недорогие и лёгкие. Стулья эти напоминали скорее табуреты со спинками по
лапидарности форм. Ценители вычурных линий модерна приобретали мебель фирмы «Ф.
Мельцер» в стиле позднего рококо. Таковы столик и кресло из красного дерева с
инкрустацией (1900-е годы). Так создавался особый мир пластически пространственных
искусств, и «культура деталей» играла в нём важную роль. Тяготение к простым
удобным формам мебели без всяких украшений, что удешевляло её производство и
делало доступной для средних слоев населения, чётко обозначилось в 1910-е годы.
Так модерн прокладывал путь к будущему, к новым поискам и новым стилям XX века.
И современный минимализм может считать модерн своим прямым предшественником,
своим «дедушкой». [2]
3. Архитектура модерна
модерн
архитектура интерьер особняк
Стиль модерн в первую
очередь заявил о себе в архитектуре. Ее важной чертой стал отныне возврат к
функциональности, освобождение от излишков декора, обращение к национальным
традициям. Но то было иное использование элементов национальной традиции,
нежели в период историзма (или эклектики). Свойственная историзму вульгарная
"всеядность" по отношению к наследию прошлого сменилась продуманными
эстетическими критериями. Результатом присущей стилю модерн стилизации было
создание совершенно новых форм, подчинение одному формообразующему началу. Ретроспективизм
в новом стиле всегда сочетался с новаторской мыслью. [3]
Системы художественных
форм, сколько-нибудь родственной ордеру или "стилям" эклектики, в
модерне не существует. Свойственному эклектике и архитектуре нового времени принципу
проектирования здания "снаружи-внутрь", от предустановленной формы
плана и объема к внутреннему расположению помещений, в модерне противостоит
противоположный – "изнутри-наружу". [3]
Градостроительная установка
модерна предполагает единство сооружения и среды, уличного и внутридворового
пространства, ценностную однородность различных по своему функциональному
назначению городских территорий. [3]
В этом контексте свойства
модерна, выглядевшие нарушением логики, тектоники и архитектурной
закономерности, уже не кажутся несообразностью и прихотью. Они предстают в ином
свете – не как отказ от архитектурных норм вообще, а как отказ от исчерпавших
себя норм определенной эпохи. Больше того, они свидетельствуют о новаторстве
модерна, давшего начало новой архитектурной системе и создавшего новую стилевую
систему на основах, противоположных системе нового времени, но в определенной
мере родственных архитектурной системе средневековья. [3]
В модерне прекрасное не
имеет материального эквивалента, потому выражается по другому. Носителем
прекрасного являются специфически обработанная, трактованная в соответствии с
принятыми в модерне нормами красоты утилитарно-конструктивная форма, а не
геометрические формы объема и плана или система иллюзорно-тектонического
декора: ордер. Целостность модерна определяется единообразием трактовки и
приемов гармонизации разнородных, несущих функциональную нагрузку форм. [3]
Модерн отказывается от
применения специальной художественной, имеющей только
содержательно-декоративное значение системы, он за применение утилитарных форм,
трактуемых художественно. Архитектурно переосмысленное утилитарное, польза
выступают одновременно и как художественное, красота, эти две роли неотделимы.
Конечно, модерн не отрицал декоративного, все дело в характере формообразующей
связи. Хотя утилитарное трактуется в модерне нарочито декоративно, а в декоре
подчеркнута его практическая бесполезность, это не меняет дела. В модерне декор
– второстепенное. Недаром теперь часто говорят, что истинная архитектура всегда
конструктивна. Декору отведена роль "чистого" украшения, и в соответствии
с замыслом он часто изощрен и прихотлив. Он может быть, а может и не быть
(противоположность классицизму и эклектике: система форм – основное). [3]
Модерн можно
охарактеризовать словами французского искусствоведа Шарля Блана:
"...архитектура в высшем ее понимании – это не сооружение, которое
украшают, а украшение, которое строят". [4]
При кажущемся хаосе в
архитектуре нового стиля господствовал принцип динамического равновесия.
Особняки модерна сооружались первоклассными архитекторами и были воплощением
смелой творческой мысли, высокого вкуса, огромной художественной эрудиции.
Неоштукатуренный кирпич, мозаики на фасадах, витражи окон выглядели не цитатами
из прошлого, а логичной частью построек. Стиль отличался взаимозаменяемостью
архитектурных элементов, скульптуры, предметов декоративно-прикладного
искусства. Зодчими движет желание создать синтетичный стиль, в котором все
элементы архитектурного проекта и дизайна были бы связаны. Принцип художественной
продуманности ("до последнего гвоздя") придает каждого проекту стиля
модерн поразительную цельность и эстетическую законченность. В этой
ансамблевости решения важную роль играют новые материалы. Например, архитекторы
с упоением любуются обнаженностью металлических конструкций: разнообразными
изгибами лестниц, решеток, балюстрад, опор. [5]
Важнейшим для нового
стиля сделался лозунг Ван де Велде "Назад к природе". Многие
архитекторы и художники соотносят свои творческие поиски с природными формами.
Это художественное направление в стиле модерн получило название флореального.
Авторы часто обращались к мотиву раковины, волны, пламени, облака, переносили в
свои произведения формы насекомых (бабочки, стрекозы), ветвей растений,
особенно цветов (ириса, ползущего вьюнка, стрельчатых астр и орхидей, камыша,
цикламена, лилии). [5]
Знаменательны слова,
начертанные на фасаде здания "Венского Сецессиона" (Secession):
"DER ZEIT
IHRE KUNST DER KUNST IHRE FREIHEIT". Стиль модерн был романтической попыткой создания
нового "стиля жизни" в конце XIX века – самого эклектичного из
столетий. (Примечание: Der zeit ihre kunst der kunst ihre freiheit – (нем.) Каждому времени – свое искусство, каждому
искусству – своя свобода). [5]
Список литературы
1. http://sapr.mgsu.ru/biblio/arxitekt/archstyle/modern.htm
2. По материалам статьи Людмилы
Уразовой "Русский модерн и мебель".
3. Кириченко Е.И. Русская архитектура
1830-1910-х годов. – Москва: Искусство, 1982.
4. Ремпель Л.И., Вязниковцева Т.В.
Архитектура СССР. – 1935. – №10-11.
5. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю.
Русский модерн. – Москва: Советский художник, 1990.
Приложение
Рисунок 1. – Скамья
Врубеля, парк в Абрамцево, Москва
Рисунок 2. – Доходный дом
Перцовой, Москва
Рисунок 2.1 – Доходный
дом Перцовой, Москва
Рисунок 3. – Ярославский
вокзал, Москва
Рисунок 4. – Особняк Кекушева, Москва
Рисунок 5. – Северный модерн в Петербурге
Рисунок 6. – Пушкинская аптека, Екатеринбург
Рисунок 7. – Дом врача И. Сяно, Екатеринбург
Рисунок 8. – Дом Мишиных, Екатеринбург
Рисунок 9. – Дом Зубковых, Екатеринбург
|