МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дипломная работа: Кредитование малого бизнеса в Республике Казахстан

    Дипломная работа: Кредитование малого бизнеса в Республике Казахстан

    АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (г.Москвы)

    АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ

    Факультет «Финансов и страхования»

    Кафедра «Специальных учетно-финансовых дисциплин»

    Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Допущен к защите

    Зав.кафедрой «СУФД»

    к.э.н., доцент Кульжабаева М. Т..__________________

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

    на тему: Кредитование малого бизнеса в Республике Казахстан

    Исполнитель__________________________________ Казанцева Ю. Ю.

    Научный руководитель,

    Ст.преподаватель_____________________________ Кульжабаева М. Т.

    Алматы, 2009 г.


    ПЛАН

    ВВЕДЕНИЕ

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

    1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

    1.2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

    1.3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА БАНКАМИ ВТОРОГО УРОВНЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В АО "БАНКТУРАНАЛЕМ"

    2.2 АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

    2.3 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В БАНКАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

    3.1 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    3.2 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    ПРИЛОЖЕНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ

    В большинстве стран мира рост малого бизнеса имеет большое значение для развития всей экономики и повышения ее эффективности. Предпринимательство является главнейшей, громадной важности политической и экономической задачей. Это - не преувеличение. Малые предприятия – это база экономики, в перспективе - это самая устойчивая ее часть. Только с развитием малого бизнеса возможно построение стабильно функционирующей рыночной экономики. Неоспоримой истиной считается, что малый бизнес формирует дух и среду предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Развитие малого бизнеса должно быть основой развития государства, его экономики. Это экономическая и социальная стабильность, как результат - стабильность политическая, это миллионы рабочих мест, это сбалансированное устойчивое развитие, это основа для воспитания нового поколения людей, способных самостоятельно определять свою жизнь, благополучие свое и своей семьи.

    Предпринимательство в лице малого бизнеса должно иметь большое будущее в нашей стране. Из давно сложившейся мировой практики, известно, что, малое предпринимательство, способствуя насыщению рынка товарами и услугами, росту здоровой конкуренции, обладая значительным потенциалом в сфере трудоустройства, является одним из индикаторов успешного развития экономики. Еще в 50-х годах во многих зарубежных странах были созданы специализированные сети центральных и региональных государственных органов управления и системы прямой и косвенной финансовой поддержки. В Казахстане же такая экономика развивается слабо.

     
    Сегодня, когда всеми признана приоритетность развития малого бизнеса, руководство республики стало поступательно стимулировать развитие этого сектора экономики. Учитывая важность мелкого бизнеса для развития экономики, государственные органы принимают разнообразные меры по их экономической поддержке. Для решения широкого круга проблем становления малого предпринимательства необходима разработка комплексной государственной программы развития малого бизнеса. Она должна охватывать все стороны формирования и развития малого предпринимательства.

    Меры поддержки малого предпринимательства направлены на решение проблем, возникающих по поводу небольших размеров компаний, посредством:

    - облегчения доступа к новым технологиям (предоставление технологий и экономической информации, консультации и обучение);

    - облегчения доступа к рынкам капитала (налоговые льготы, особые нормы амортизации, государственные инвестиционные субсидии, льготное кредитование в виде финансирования разницы между рыночной и льготной кредитными ставками;

    - внедрения кластерно-сетевого подхода, который содействует развитию инфраструктуры предпринимательства.

    Особое значение в системе мер поддержки субъектов малого бизнеса имеет их кредитование. Современное состояние взаимоотношений между банковской системой и малым бизнесом можно охарактеризовать как не устоявшееся, без определенных механизмов, характеризующих устойчивость управляемости этих процессов. Основные направления взаимосвязей прослеживаются по линии "государство - финансовая система" через Национальный банк страны и по линии "государство - малый бизнес" посредством ряда последовательных Государственных программ поддержки и развития малого предпринимательства.

    Реализация Государственных программ поддержки и развития предпринимательства позволила заложить основу становления и развития частного предпринимательства в Казахстане и сделала эту тенденцию необратимым процессом. Их реализация положительно повлияла на формирование и развитие предпринимательского сектора в республике. Создан конкурентный рынок товаров и услуг и определены институциональные меры поддержки и развития малого предпринимательства.

    Целью Государственной Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2006-2008 гг., является совершенствование институциональных условий, направленных на формирование среднего класса, путем развития малого предпринимательства, ориентированного на создание новых высокотехнологичных производств с наибольшей добавленной стоимостью. Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений программы.

    В системе взаимоотношений по первой линии вопросы кредитования малого бизнеса находятся в общем ряду вопросов развития финансовой системы и пока находятся в субъективном поле деятельности банков второго уровня. Другими словами - практически по остаточному принципу уделения внимания и во многом, по мнению банкиров, по причине излишней налоговой нагрузки на банковскую систему.

    Что же касается второй линии, фундаментально важной для малого бизнеса, то и здесь вопросы кредитования не имеют четких контуров конкретных эффективных мер. Последние сводятся лишь к рекомендациям о необходимости повышения заинтересованности банков второго уровня, чего, по нашему мнению, недостаточно, поскольку они являются частными и определяют свою политику сообразно коммерческой целесообразности.

    За последние годы быстрое развитие и укрепление финансового сектора значительно сократили ранее существовавший дефицит кредитных ресурсов. Экономический рост Казахстана и конструктивная политика Национального Банка РК усилили рост общественного доверия и позволили динамично развить банковский сектор страны в результате увеличения кредитных ресурсов и растущей конкуренции казахстанские банки стремятся предложить благоприятные условия по кредитам в отношении процентных ставок и сроков. Тем не менее, масштабное распределение кредитных ресурсов в реальную экономику, особенно в сектор малого бизнеса, все еще отсутствует.

    Дистанция между банковским сектором и малым бизнесом заключается в большей степени в ограниченном сотрудничестве, которое наблюдалось до сих пор. Установление успешного партнерства, рост взаимодоверия подразумевают эффективность кредитных структур и наличие соответствующих технологий со стороны банков.

    Таким образом, актуальность темы дипломной работы обусловлена возрастающей ролью банковских учреждений в финансировании и кредитовании субъектов малого бизнеса. Решение проблем эффективного кредитования важно как для отдельно взятых банка и предпринимателя, так и для экономики всей страны.

    Цель дипломной работы состоит в анализе организации кредитования малого бизнеса в Казахстане банками второго уровня Республики Казахстан и предложении путей совершенствования механизма взаимодействия между банками и предпринимателями.

    Задачи дипломной работы следующие:

    1.  раскрыть основные направления Программы поддержки малого бизнеса банками Казахстана;

    2.  описать организацию кредитования субъектов малого бизнеса коммерческими банками (на примере кредитования малого бизнеса в коммерческих банках Республики Казахстан, кредитной сделки АО "БанкТуранАлем");

    3.  рассмотреть документы, необходимые для кредита;

    4.  провести анализ результатов кредитования предпринимательства по статистическим данным Национального Банка Республики Казахстан;

    5.  предложить пути совершенствования механизма банковского кредитования.

    Предметом исследования является банковское кредитование субъектов малого и среднего бизнеса, объектом исследования – АО "БанкТуранАлем".


    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

    1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

    Малые формы хозяйствования - это прежде всего правовая форма организации трудового коллектива, как самостоятельно хозяйствующего субъекта разных форм собственности. Это и его связь с содержанием и спецификой производственной деятельности вообще.

    Малая форма хозяйствования - понятие, связанное с экономическим потенциалом хозяйствующего субъекта числом работников, доходом и размерами налоговых платежей. Малые предприятия имеют специфику производственно-технологического содержания, не позволяющую разрастаться до средних, а тем более до крупных размеров. Они лишь подвержены интеграционному единению на условиях, применяемых для участников интеграционного союза: компании, корпорации, синдикаты, тресты и другие.

    Определение "малый" по отношению к бизнесу может пониматься в смысле числа работников, общих активов капитала, прибыли и годового оборота. При классификации фирм по размерам в основном учитывается первый критерий: малым считается предприятие с численностью работников менее 100 человек (в Казахстане до 50 чел.). Но, в то же время, одним из непременных условий также является принадлежность предприятия определенному собственнику: оно не должно быть частью любого другого предприятия. Еще одно дополнительное требование - это независимое управление (свобода предпринимательской деятельности): предприниматель должен быть волен вести свое собственное дело, так как он предпочитает. Что касается капитала, то можно заметить, что вариабельность соотношения между трудом и капиталом на малых предприятиях достаточно высока.

    В течение многих лет ученые различных стран пытаются дать определение малому бизнесу. В Комитет Конгресса США было представлено около 700 определений малого бизнеса. Существуют различные критерии для характеристики малого бизнеса, например, объем продаж, количество работающих, объем депозитов. Одни предлагают считать малым бизнесом предприятия с численностью до 100 работников другие - от 50 до 1000 работников, третьи - от 100 до 1500 работников. Существуют исследования, в которых авторы предлагают уйти от подхода определять малый бизнес через такие показатели, как количество работников, оборот капитала, объем производства и другие. Вместо этого предлагается акцентировать внимание на таких характеристиках, которые принципиально отличают малый бизнес от крупного, в частности: доля рынка, управление предприятием основателями, отсутствие влияния крупных предприятий на процесс принятия решений. Подобную позицию занимают и Австралийские ученые, предлагающие считать малым бизнес, в котором 1 или 2 человека уполномочены принимать все стратегические решения в области финансов, бухгалтерского учета, управления персоналом, снабжения, маркетинга, производства или обеспечения услуг, продаж без помощи собственных специалистов.[1]

    В США, по определению Администрации малого бизнеса (АМБ), в малом бизнесе доминируют те отрасли, где объем среднегодовой численности рабочей силы приходится на предприятии с численностью занятых до 500 человек.[2] Под эти сферы попадают торговля, сфера услуг, жилищное строительство, сельское и лесное хозяйство и рыбная промышленность. В малом бизнесе Франции, аналогично, заняты до 500 человек, а в Голландии – 120.[3]

    В современных исследованиях предлагаются следующие характеристики малого бизнеса: отсутствие открытой продажи ценных бумаг предприятия; предприятие имеют ограниченный круг ценных бумаг; ограниченная ответственность отсутствует; основатели - предприниматели в первом поколении, имеющие склонность к риску; команда менеджеров укомплектована не полностью; бизнес несет высокие маркетинговые затраты; взаимоотношения с акционерами носят менее формальный характер; бизнес имеет более высокую степень гибкости при выборе различных видов компенсации.

    В исследованиях Д.Лонгенеке, К.Моора, У. Петти подход с позиций отдельных показателей совмещается с поиском более принципиальных различий и предлагаются следующие критерии для определения малого бизнеса:

    - финансирование бизнеса осуществляется одним или небольшой группой инвесторов. Только в исключительных случаях бизнес может иметь более 15-20 инвесторов;

    - реализуя свою маркетинговую программу, фирмы функционируют в географически ограниченных зонах;

    - количество работников в бизнесе обычно не превышает 100 человек;

    - в сравнении с крупными фирмами, бизнес может считаться малым.

    На основе анализа мнений зарубежных и отечественных ученых-экономистов можно дать следующее определение малым формам предпринимательской деятельности: это наименьший элемент системы экономических отношений рыночной экономики осуществляющее на основе спроса и предложения, обеспечивающий инновационную активность и поддержание конкурентной среды.

    В Казахстане согласно Закону Республики Казахстан от 17.07.09 N 188-4
    "О частном предпринимательстве" (ст.6) субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше шестидесяти тысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

    При этом, данным Законом (п. 4 ст. 6) определено, что субъектами малого предпринимательства не могут быть признаны индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие:

    - деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

    - производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;

    - деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;

    - проведение лотереи;

    - деятельность в сфере игорного и шоу-бизнеса;

    - деятельность в области сертификации, метрологии и управления качеством;

    - деятельность по добыче, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов, газа, электрической и тепловой энергии;

    - деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;

    - банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);

    - аудиторскую деятельность;

    - профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.

    Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников свыше пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников свыше пятидесяти, но не более двухсот пятидесяти человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 325-тысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год (п. 7 ст. 6 Закона).

    Характерной чертой малого бизнеса является то обстоятельство, что он основывается на частной собственности, имея в виду, что частная собственность существует в разновидностях: личной, семейной, групповой и акционерной, то есть коллективной. Возможность эффективного функционирования малых фирм предпринимательства объясняется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством. В приложении А представлен анализ различий между малым и крупным бизнесом.

    1. Эти преимущества определяются: близостью к местным рынкам сбыта продукции и быстрым приспособлением к запросам потребителей; производством продукции малыми партиями, что невыгодно делать крупным фирмам, простотой и эффективностью управления фирмой и другими. Малому бизнесу под силу дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

    2. В силу массовости производства развитие малого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создается много дополнительных рабочих мест; расширяется потребительский сектор, активнее и эффективнее идет структурная перестройка производств, отраслей и экономики страны в целом, лучше используются местные сырьевые ресурсы; быстрее происходит насыщение рынка товарами и услугами, возрастает экспортный потенциал экономики страны.

    3. Кроме того, малый бизнес является своеобразной школой овладения знаниями, методами и формами организации бизнеса, разнообразной сферой приложения труда и развития творческих способностей предпринимателей, эффективным способом использования свободных производственных мощностей. Малые предприятия эффективны не только в сфере потребления, но и как производители отдельных узлов, деталей, полуфабрикатов, малых механизмов и других предметов труда, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых экономически невыгоден крупным фирмам, и они по договору поручают их производство малым предприятиям, создавая на основе франчайзинга им выгодные условия.

    4. Малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход, и национальное богатство.

    Становление и развитие предпринимательства в Казахстане происходило в сложных и не всегда благоприятных социально-экономических и политических условиях транзитного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и снижения жизненного уровня людей. Процесс формирования негосударственного сектора экономики и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному развитию.

    Развитие малого бизнеса в бывшем Советском Союзе началось, по существу, с выхода "Закона о кооперации" (1987 г.), который создал правовую основу для легальной трудовой деятельности в негосударственном секторе экономики, и возникновением частных малых предприятий. В теневой экономике малый бизнес в строительстве, в бытовых и строительных услугах существовал и процветал и в условиях полного господства планового хозяйства. Однако еще около пяти лет понадобилось, чтобы сложилось сколько-нибудь массовая база предпринимательства.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.