Дипломная работа: Кредитование малого бизнеса в Республике Казахстан
Малое
предпринимательство Казахстана в своем становлении прошло два этапа и находится
накануне вхождения в новый, третий, этап. Первый и наиболее яркий из них
наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех
видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное
положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как
к "золотому веку" малого бизнеса. Действительно, происходило очень
быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров
широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых
услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.
Изнанкой "золотого века" было, однако, то, что малые
предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно управляемых
госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто
криминального псевдорыночного бизнеса. Самое печальное последствие такой перекачки
заключалось и заключается в том, что средства, накапливаемые в малом
предпринимательстве методом "доразграбления" госсектора, за небольшим
исключением практически навсегда уходили из сферы накопления и не
использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.
Конечно, в развитии малых предприятий имели место не только
негативные процессы. В годы перестройки малый бизнес включился в общий,
всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного
движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам
бизнеса происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.
Однако нельзя
не заметить, что "золотой век" малого бизнеса и вменяемые ему функции
ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с другими
направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной попыткой
проведения реформ сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой исключительно
на аппарат государственной власти и управления. Попытки центрального
правительства как-то ограничивать возможности получения дутых доходов от
разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными ценами
негосударственных предприятий, регламентировать деятельность МП, использовать рычаги
налогообложения наталкивались на явную недееспособность государственного
аппарата.
Необходим был
кардинально иной экономический курс, который воплотился уже в реформах типа
шоковой терапии. Начался новый, второй, этап и в развитии казахстанского малого
бизнеса. Малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения к
новой системе внутри кооперационных связей в казахстанской экономике. Кроме
того, он спасал многие предприятия от немедленного краха из-за разрыва прежних,
хотя и неэффективных, но все же работавших хозяйственных связей.
В экономике
Республики Казахстан стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной
концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной
деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее
рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений.
В Казахстане
важным направлением деятельности по поддержке субъектов малого
предпринимательства является оказание им содействия в решении проблемы
финансирования. По мере достижения макроэкономической стабилизации,
сбалансированности рынка товаров и услуг, снижения уровня инфляции, процентных
ставок по кредитам и повышения доходности государственных ценных бумаг этот вопрос
постепенно потеряет свою актуальность. Но сейчас проблема состоит в том, что
крупные банки, располагающие свободными ресурсами, не заинтересованы в
кредитовании малого бизнеса и продолжают вкладывать средства в менее
рискованные проекты.
В результате
введения квоты по обязательному кредитованию малого бизнеса для всех
коммерческих банков, его кредитование в областях расширилось.
С
целью создания благоприятного климата для развития малого бизнеса были
разработаны программа поддержки и развития малого предпринимательства на 2003 -
2005 годы и программа развития малого предпринимательства на 2006-2008 годы.
Развитие малого предпринимательства - это наименее затратный для государства способ
создания новых рабочих мест, стимулирующий насыщение рынка товарами и услугами,
стабильная база налоговых поступлений. Опыт государственной поддержки малого
предпринимательства на территории области в течение 2006 - 2008 годов
подтверждает это. За 2006 год в области было зарегистрировано 33375 субъектов
малого предпринимательства (далее - СМП), из них 28298 индивидуальных
предпринимателей, в том числе крестьянских хозяйств, и 5077 предприятий,
имеющих статус юридического лица. В 2007 году количество СМП составило 37010
единиц, темп роста к 2006 году составляет 110,9%. На 1 октября текущего года в
области зарегистрировано 39014 СМП, из них 33193 осуществляют свою деятельность
в форме индивидуального предпринимательства, 5821 - в форме юридического лица. Количество
действующих субъектов малого бизнеса за годы действия этих программ выросло
более чем в 3,5 раза, причем основной рост произошел за счет увеличения
количества индивидуальных предпринимателей. Если в 2000 году соотношение
юридические лица - индивидуальные предприниматели было 45 на 55, то к концу
2008 года это соотношение изменилось на 35 на 65. Это говорит о качественном
росте частного сектора в городе. По состоянию на начало 2009 года, наибольшее
число предприятий малого бизнеса сосредоточено в сфере торговли (48,5%) и в
операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг потребителям
(22,2%). По показателю «плотности» малых предприятий (4000 МП на 100 тыс.
жителей) Алматы находится на уровне среднеевропейских городов (4 - 6 тыс. малых
предприятий на 100 тысяч жителей).
кредитование малый бизнес кредитоспособность
|
Зарегистрировнные
|
Юридич. лица
|
Крестьянские (фермерские хозяйства)
|
Активные
(юр.лица)
|
Численность
занятых, тыс.чел
|
Юридич. лица
|
Крестьян-е (фермер-е хозяйства)
|
2004
|
76 743 |
76743 |
105 170 |
30 172 |
340,7 |
340,7 |
|
2005
|
193 165 |
87995 |
119 080 |
33 778 |
650,5 |
385 |
265,5 |
2006
|
221 262 |
102182 |
137 870 |
39 590 |
742,8 |
428,8 |
314 |
2007
|
254 794 |
116924 |
149 357 |
42 516 |
831,4 |
467,4 |
364 |
2008
|
280 136 |
130779 |
176 110 |
46 194 |
859,2 |
482,5 |
376,7 |
2009
|
321 197 |
145087 |
|
51 339 |
933,6 |
524,6 |
409 |
Источник: Агентство по статистике Республики Казахстан.
В настоящее время:
- упрощен порядок регистрации субъектов малого бизнеса - введены типовые
уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в четыре раза;
- упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого бизнеса;
- введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю;
- сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов
и платных услуг, осуществляемых ими;
- проводятся тендеры по передаче субъектам малого бизнеса, занимающимся
производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также
объектов незавершенного строительства;
- введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов
малого бизнеса.
Разработаны и утверждены следующие схемы кредитования субъектов малого бизнеса:
- для обеспечения кредитными средствами развития малого бизнеса,
фермерских хозяйств, создания рабочих мест в объеме 100 млн. долл. США получены
средства Азиатского Банка Развития в объеме 50 млн. долл. США и 50 млн.
долл.США Европейского Банка Реконструкции и Развития;
- микрокредитование, предусматривающее выдачу кредитов в объеме до 400 долларов
США 30 тысячам семьям села;
- софинансирование сельскохозяйственных проектов, предусматривающее
кредитование сельскохозяйственных проектов на условиях софинансирования, как со
стороны банков второго уровня, так и государства.
В Стратегии развития Казахстана малое предпринимательство является одним
из приоритетных направлений. В соответствии с Постановлением Правительства РК от 6 ноября
2007 года №1039 «Об утверждений Плана первоочередных действий по стабильности
социально-экономического развития Республики Казахстан» из средств местного
бюджета на второе полугодие 2008 года выделено 200 млн. тенге.[4] для кредитования проектов субъектов
малого предпринимательства в рамках Программы софинансирования АО «ФРП «Даму» с
местными исполнительными органами.
В рамках реализации Государственной программы развития и поддержки малого
бизнеса в Республике Казахстан было создано три кредитных товарищества в
Алматинской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областях. В ряде регионов
утверждены перечни объектов коммунальной собственности для залогового
обеспечения кредитов. С целью активизации развития бизнеса начато создание
технопарков и бизнес-инкубаторов. В Астане создано открытое акционерное
общество "Астанатехнопарк".
Для достижения
поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|