МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дипломная работа: Проблемы правового регулирования обязательного страхования в РФ

    Подводя итоги этой концепции, можно сказать, что страхование имеет черты, соединяющие его с категориями “финансы” и “кредит”, и в то же время как экономическая категория имеет характерные только для нее функции, выполняет присущую только ей роль. Причем в качестве функций можно выделить:

    Формирование специализированного страхового фонда денежных средств. Этот фонд может формироваться как в обязательном, так и в добровольном порядке. Через эту функцию решается проблема инвестиций временно свободных средств в банковские и другие коммерческие структуры, вложения денежных средств в недвижимость, приобретения ценных бумаг и так далее.

    Возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. Право на возмещение ущерба имеют только юридические и физические лица, которые являются участниками формирования страхового фонда. Посредством этой функции получает реализацию объективного характера экономической необходимости страховой защиты.

    «Предупреждение страхового случая и минимизация ущерба. Предполагается широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий стихийных бедствий, несчастных случаев. В целях реализации этой функции страховщик образует особый денежный фонд предупредительных мероприятий. Источником формирования фонда служат отчисления от страховых платежей»[37].

    Вторая теория, поддерживающая идею о том, что страхование является часть категории “финансы”.

    - наличие вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий (страховых случаев), замкнутая раскладка ущерба и т.п. являются лишь специфическими признаками страхования;

    - выполняются все специфические признаки финансов: страхование всегда имеет денежную форму выражения, распределительную функцию и связаны с формированием страхового фонда и использованием его на цели общественного характера»[38].

    Известно, что категория финансов выражает свою сущность прежде всего через распределительную функцию. Эта функция находит свое конкретное, специфическое проявление в функциях, присущих страхованию рисковой, предупредительной и сберегательной, а также - контрольной.

    Страхование имеет ряд предупредительных функций, связанных с применением определенной части средств страхового фонда на снижение уровня и последствий страхового риска.

    В страховании жизни категории страхования в большей мере сближаются с категориями кредита при накоплении по договору страхования на дожитие обусловленной страховой суммы. Сбережение денежных сумм с помощью страхования на дожитие связано с необходимостью в страховой защите достигнутого семейного достатка. Тем самым страхование может иметь и сберегательную функцию.

    Контрольная функция страхования выражает свойство этой категории к строго целевому формированию и использованию средств страхового фонда. Данная функция вытекает из указанных выше специфических функций страхования и проявляется одновременно с ними в конкретных страховых отношениях, в условиях страхования. В соответствии с требованием контрольной функции осуществляется финансовый страховой контроль за правильным проведением страховых операций.

    Вывод по второй главе: подводя итог вышесказанному, можно сказать, что практически все функции страхования в обеих теориях не просто имеют что-то похожее, а практически одинаковы. Кроме того обе стороны имеют как особую и наиболее важную функцию - рисковую. Она представляет собой определяющую, поскольку страховой риск, как вероятность ущерба, тесно связан с главным назначением страхования по оказанию денежной помощи пострадавшим хозяйствам или гражданам. Именно в рамках действия рисковых функций происходит смена некоторого рода денежной формы стоимости среди участников страхования в связи с последствиями случайных страховых событий.

    Глава 3. Реализация законодательства об обязательном страховании

    3.1 Проблемы правового регулирования обязательного страхования

    Система законодательства, которая регулирует в настоящее время страховую деятельность в России, основывается на Гражданском Кодексе РФ и Федеральном Законе "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 1997 года)[39]. Основную часть этой системы, помимо сугубо страхового законодательства, составляют подзаконные акты органов надзора и ведомственные нормативные документы[40].

    Гражданский Кодекс Российской Федерации, регулируя общие обязательственные стороны осуществления страхования, определяет суть правоотношений, которые возникают по договору страхования. Законодательство о страховании определяет форму (добровольное или обязательное) проведения вида страхования, порядок и механизмы регулирования страховой деятельности, требования к участникам страхового процесса. Подзаконные акты органов надзора и ведомственные нормативные документы координируют страховую деятельность компаний по конкретным вопросам ее осуществления.

    К обязательным видам страхования относятся:

    - обязательное медицинское страхование;

    - обязательное государственное личное страхование военнослужащих, сотрудников Государственной налоговой службы, Службы внешней разведки, работников таможенных органов, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, государственных служащих и депутатов Совета Федерации и Государственной Думы, медицинского персонала, оказывающего психиатрическую помощь, проводящего диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, граждан, проживающих и работающих в закрытых административно-территориальных образованиях, граждан, призванных на военные сборы, работников государственной охраны и инспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков;

    - обязательное личное страхование за счет работодателя граждан, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью, работников ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения радиоактив ных материалов, космонавтов и работников космической инфраструктуры;

    - обязательное личное страхование доноров за счет средств службы крови, спасателей за счет органов исполнительной власти, а также некоторых других категорий работников;

    - обязательное страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна;

    - обязательное личное страхование пассажиров;

    - обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами;

    - обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажирами, грузоотправителями и грузополучателями;

    - обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

    - обязательное страхование ответственности за причинение вреда при строительстве или эксплуатации гидротехнического сооружения;

    - обязательное страхование профессиональной ответственности нотариуса, таможершого брокера;

    - обязательное противопожарное страхование предприятий, перечень которых устанавливается Правительством РФ.

    Данные виды деятельности осуществляются на основании законов или иных правовых актов и договоров страхования. Исключением является обязательное государственное страхование, которое осуществляемое непосредственно на основании законов и иных правовых актов и не требующее заключения договора страхования. Остальные виды страховой деятельности определены в качестве добровольных и проводятся только на основании договоров добровольного страхования.

    Особенностью страховой деятельности в РФ является наличие, порой неявное, института уполномоченных страховых компаний. Механизмом придания статуса уполномоченной страховой компании являются, как правило, конкурсы и тендеры. Процедура и механизмы конкурсного отбора уполномоченных компаний не решены законодательством в общем случае, что предоставляет прекрасную возможность консервации неконкурентных форм распределения объемов страхового рынка между страховыми компаниями.

    Главным недостатком правового регулирования страховой деятельности является ничтожно малая проработка порядка проведения некоторых моделей страхования. Начало работы отечественного страхового рынка перед зарубежными страховщиками подводит к тому времени, когда уже просто придется серьезно задуматься о проблеме развития данного участка страхового законодательства.

    Определенные законодательством механизмы регулирования деятельности страховых компаний по своим принципам в целом соответствуют мировой практике, но их неактивное применение не способствует эффективному росту качественных показателей отечественных страховщиков. Основное внимание в нормативах контроля и регулирования уделяется управлению активами и обязательствами страховой компании.

    Устройство надзора и контроля охватывает в себе регулирование ряда показателей и процедур деятельности страховой компании:

    - уставный капитал;

    - лицензирование;

    - формирование тарифов страховых взносов;

    - формирование и структура резервов;

    - соответствие нормативам платежеспособности;

    - перестрахование;

    - ограничение размеров единичных рисков;

    - инвестиционная политика[41].

    Все системы страховой деятельности в Российской Федерации осуществляются на основании лицензии, очерёдность выдачи которой заведомо регулируется законодательством, а проведение лицензирования входит в компетенцию органов страхового надзора. В соответствии с нынешним порядком прохождения процедуры лицензирования выдачи лицензий страховым и перестраховочным компаниям по существу идентичны. Различия заключаются только в списке документов, представляемых для получения лицензии на страховую деятельность. Сроки рассмотрения документов на лицензирование составляют в среднем шесть месяцев. За выдачу лицензии взимается плата в федеральный бюджет в размере, установленном действующим законодательством. Лицензия может быть выдана па проведение обязательного и добровольного страхования, на виды, перечисленные в Классификации по видам страховой деятельности.

    Одним из необходимых условий для прохождения лицензирования является оплаченный уставный капитал. В настоящее время существующие квоты на оплаченный уставный капитал и иные собственные средства страховой компании определяются Условиями лицензирования. Помимо того, Законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации" определены минимальные размеры уставных капиталов страховых организаций. Согласно закону минимальный уставный капитал должен составлять:

    не менее 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни;

    не менее 35 тыс. - при проведении страхования жизни;

    не менее 50 тыс. - по перестрахованию.

    Ранее этот норматив не устанавливался, что не позволяло обеспечить необходимый уровень платежеспособности страховои компании не только в процессе ее работы, но и на этапе создания.

    Основой финансовой устойчивости страховщиков при проведении страховой деятельности является наличие у них оплаченного уставного капитала, достаточных страховых резервов, проведение надежной инвестиционной и тарифной политики, а также создание эффективной системы перестрахования.

    Для проведения выплат своевременно и в полном объеме страховщикам необходимо формировать страховые резервы по всем видам страхования. Часто недостаточность страховых резервов порождает проблемы в страховой компании вплоть до банкротства. Страховщики также могут создавать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества. Порядок формирования страховых резервов по иным видам страхования, чем страхование жизни установлен приказом Росстрахнадзора № 02-02/04 от 18 марта 1994 г. В сфере страхования жизни не имеется подобного нормативного акта, регламентирующего процесс формирования резервов, поэтому в настоящее время этот вопрос регулируется письмом Росстрахнадзора № 09/2-12 р/02 "О резервах по страхованию жизни" от 5 апреля 1995 г. и изменениями к нему от 24 апреля 1995 г.

    Еще одним немаловажным фактором, который поможет избежать проблем с выплатами, является тарифная политика страхового общества. Надзор за ней осуществляется с той целью, чтобы пресекать все виды конкурентной борьбы на рынке страхования путем установления демпинговых тарифов. Страховые тарифы по обязательным видам страхования устанавливаются в законах об обязательном страховании, а страховые тарифы по добровольным видам личного страхования, страхования имущества и страхования ответственности могут рассчитываться страховщиками самостоятельно. Для регулирования этой процедуры 28 июня 1996 года был издан приказ Росстрахнадзора № 02-02/18 О методике расчета страховых тарифов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни", а распоряжением № 02-03-36 от 8 июля 1993 г. утверждены методики расчетов тарифных ставок по рисковым видам страхования.

    Сформированные страховые резервы страховщики могут использовать в качестве своего инвестиционного ресурса, что также дает возможность страховщику избежать ряд серьезных проблем. Инвестиционная деятельность страховых компаний наравне с деятельностью организаций из других сфер бизнеса регулируется Законом РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" от 26 июня 1991 г. (с изменениями от 19 июня 1995 г.). Специальные вопросы инвестиционной деятельности страховых компаний регулируются приказом Росстрахнадзора № 02-02/06 от 14 марта 1995 г. ("Правила размещения страховых резервов").

    С целью снижения проблем инвестиционных рисков в указанных Правилах установлены ограничения по объектам инвестиций и их величине. В частности, объектами инвестиций могут являться:

    - государственные (не менее 10% от общей суммы резервов для резервов по страхованию жизни и не менее 20% по «нежизненному» страхованию) и другие ценные бумаги;

    - банковские вклады;

    - недвижимое имущество (в том числе квартиры) и валютные ценности;

    - права собственности на долю участия в уставном капитале.

    Оговорена также квота на размещение страховых резервов за рубежом: под такие инвестиции отводится не более 20% от общей суммы вложений, если иное не предусмотрено действующим законодательством и международными соглашениями, заключенными Российской Федерацией. Этими же правилами вводятся запреты на некоторые направления инвестиционной деятельности страховщиков. К ним относятся ссуды, договоры купли-продажи (за исключением предусмотренных этими правилами), биржевая деятельность, определенные ценные бумаги, совместная и посредническая деятельность, а также деятельность, которая подразумевает участие в интеллектуальной собственности. Страховые резервы не должны служить предметом залога или источником уплаты кредитору денежных сумм по обязательствам гаранта.

    В соответствии с законом "Об организации страхового дела Российской Федерации" для обеспечения гарантии платежеспособности страховщики, принявшие обязательства в определенных объемах, которые превышают возможности их применения за счет собственных средств и страховых резервов, обязаны застраховать у перестраховщиков риск исполнения соответствующих обязательств. Для регулирования расчетов между страховыми компаниями и перестраховщиками письмом Росстрахнадзора № 08/2-32 р/02 от 3 июля 1995 г. "Об определении доли перестраховщиков в страховых резервах и формировании резерва предупредительных мероприятий" (с изменениями от 13 марта 1996 г.) были выявлены определенные принципы в области расчета доли перестраховщиков в различных видах технических резервов и размеров премий, которые преданны в перестрахование.

    Отечественные страховщики имеют обязанность соблюдать нормативные соотношения между рядом активов и принятых ими страховых обязательств. Расчеты показателей платежеспособности компании осуществляются сопоставлением фактических и нормативных соотношений активов и обязательств страховщиков. Для регламентации данного расчета приказом Росстрахнадзора № 02-02/20 от 30 октября 1995 г. была утверждена "Инструкция о порядке расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков".

    Для снижения рисков и увеличения уровня платежеспособности существует ограничение на максимальную величину единичного риска. С данной целью в Условиях лицензирования установлена максимальная ответственность по отдельным рискам по договору страхования. Нормативы зафиксированы на уровне 10% собственных средств страховщика.

    3.2 Проблемы применения норм об обязательном страховании

    Год назад на страницах газет поднимался вопрос о противоречиях в законодательстве об обязательном страховании. Обсуждение проблемы продолжается, однако законодательных решений в данной области пока нет. В то же время данная проблема сейчас получила особую актуальность, прежде всего в связи с решениями Президента РФ, которые направлены на ликвидацию административного ограничения при осуществлении предпринимательской деятельности, а также из-за планов по пересмотру смене действующих законодательных документов в сфере обязательного страхования.

    Касательно понятия «обязательное страхование» постоянно ведется полемика, среди политических деятелей законодательных органов, цель которой состоит в поиске ответа на вопрос: обязательное страхование является возложенной на лицо обязанностью по заключению договора страхования или имеются какие-либо другие критерии для отнесения страхования в сферу обязательного?[42].

    В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента РФ от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» поставлена задача замены лицензирования отдельного вида деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий. На пути реализации указанных задач есть барьеры, которые будет необходимо вовремя устранить.

    Кроме того постоянно о себе напоминает правовая коллизия между нормами ГК РФ, Закона от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 29.11.2007) и НК РФ. В ходе применения законодательства об обязательном страховании стало ясно, что критерии для разграничения добровольных и обязательных процедур страхования выявить не так-то непросто. Казалось бы, что в сфере правового регулирования разговор об отличии добровольного от обязательного не должен вызывать вопросов, но в целом это так. 

    Речь идет об отличии субъективных прав от юридических обязанностей, а в этом вопросе в принципе не может быть затруднений. В то же время как раз в области, которая связанна с налогообложением при обязательном страховании, страхователям бывает тяжело. Налоговые органы также не считают нынешние правила регулирования полноценными, поскольку страховое законодательство, которое должно быть простым и надежным инструментом для работы проверяющих лиц из налоговых служб, в существующем виде допускает взаимоисключающие варианты трактовок.

    Законодательное определение понятия «обязательное страхование» описано в двух нормах ГК РФ. Когда закон возлагает обязанности по выплате на страхователей, то процедуры по страхованию жизни, здоровья или имущества других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), осуществляются путем заключения договоров в соответствии с правилами главы 48 ГК РФ (п. 2. ст. 927 Кодекса).

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.