Дипломная работа: Совершенствование управления рисками в коммерческом банке
Для более полной оценки
кредитного риска и эффективностью его управления рассмотрим методику оценки
кредитоспособности заемщика на примере ООО «Пивооптторг».
Рассмотрим систему
управления кредитными рисками банка.
Система управления
рисками банка «Возрождение» позволяет в условиях интенсивного роста сохранять
прочный запас ликвидности и осуществлять деятельность в интересах наших
акционеров, инвесторов и клиентов. Эффективность риск-менеджмента банка была
наглядно продемонстрирована во второй половине 2008 года, когда перед
большинством российских банков остро встала проблема дефицита ликвидности.
Благодаря качественному риск-менеджменту, нашему банку удалось пройти его без
потерь и показать по итогам года высокие темпы прироста показателей по всем направлениям
бизнеса.
Политика банка по
управлению рисками осуществляется в целях предотвращения (предупреждения)
возникновения рисков или их минимизации, а также смягчения (возмещения)
неизбежных рисков.
Банком утверждено
«положение о системе оценки и управления рисками Банка «Возрождение» (ОАО)»,
которое определяет цели, задачи и принципы системы оценки и управления рисками,
в котором проведена классификация и определены основные виды рисков (данные
положения представлены в приложении 4). В рамках данного положения разработан
ряд внутренних документов, описывающих методы управления рисками в структурных
подразделениях банка.
В целях минимизации
кредитного риска банк регулярно проводит оценку финансового состояния
заемщиков, экономической эффективности кредитуемых проектов ликвидности и
достаточности обеспечения, а также проводит страхование этого обеспечения в
аккредитованных оценочных и страховых компаниях. Также для минимизации
кредитного риска портфель кредитов Банка диверсифицирован по территориальной и
отраслевой принадлежности заемщиков. Кроме того, банка тщательно контролирует
соблюдение ограничений кредитного риска на одного заемщика и на группу
связанных заемщиков.
Банк проводит
взвешенную политику при создании резервов на возможные потери по ссудам,
ссудной и приравненной к ней задолженности. Создание резервов и их
регулирование осуществляется в филиалах банка и соответствующих подразделениях
Центрального аппарата. Контроль за созданием резервов по продуктам, несущим
кредитный риск, осуществляется ответственными подразделениями Центрального
аппарата, а также Службой внутреннего контроля и аудита.
В целях
совершенствования системы внутреннего контроля в январе 2008 года создано
Управление по контролю за кредитным риском, основными задачами которого являются
предупреждение, выявление и минимизация ущерба, который может быть нанесен
банку в результате воздействия кредитного риска. Также приоритетными задачами
нового подразделения являются контроль за совокупным уровнем кредитного риска с
учетом всех финансовых инструментов, прогнозирование его величины на
определенные периоды в будущем, а также оперативное информирование руководства
банка с целью принятия надлежащих управленческих решений.
Установление клиенту
лимита кредитного риска означает, что клиент имеет право на получение и использование
в течение обусловленного срока различных кредитных продуктов:
·
кредитов;
·
кредитных
линий;
·
кредитов
в виде «овердрафт»;
·
банковских
гарантий.
Предоставление
инвестиционных кредитов и кредитных линий в рамках лимита риска не предусмотрено.
Кредитные продукты в рамках установленного лимита риска предоставляются на стандартных
условиях, определенных для каждого кредитного продукта в банке «Возрождение»,
на срок до 12 месяцев.
2.3 Анализ кредитоспособности
заемщика на примере ООО «Пивооптторг»
Анализ
кредитоспособности ООО «Пивооптторг» проводиться в соответствии с методикой
«Оценки кредитоспособности заемщика» применяемой в банке «Возрождение»
(приложение 3) на основе данных бухгалтерской отчетности ООО «Пивоопторг» за 1
полугодие 2009 года.
Оценка
кредитоспособности с использованием показателей ликвидности представлена в
таблице 2.9.
Таблица 2.9 Показатели кредитоспособности
ООО «Пивооптторг» в 1 полугодии 2009 года
Показатель |
Нормативное значение |
На 30.06.2009 г |
Изменение, (+,-) |
К1 |
0,1 |
0,18 |
0,08 |
К2 |
0,8 |
0,31 |
-0,49 |
К3 |
1,5 |
4,12 |
2,62 |
К4 |
0,4 |
0,83 |
0,43 |
К5 |
0,1 |
0,046 |
-0,05 |
К6 |
0,06 |
0,041 |
-0,02 |
Как видно из таблицы
2.9 в 1 полугодии 2009 года по сравнению с нормативными показателями на начало
2009 года наблюдается отклонение по показателям К2 – на 0,49; К5 на 0,05; К6 –
0,02.
Для оценки
кредитоспособности ООО «Пивооптторг» проведем разбивку показателей на категории
в зависимости от их фактических значений.
Таблица 2.10 Определение
категории коэффициентов ООО «Пивоопторг»
Коэффициенты |
1 категория |
2 категория |
К1 |
Х |
|
К2 |
|
Х |
КЗ |
Х |
|
К4 |
Х |
|
К5 |
|
Х |
Кб |
|
Х |
Как видно из таблицы
рассчитанные показатели по К1, К3, и К4 – относится к первому категории
заемщиков, по К2, К5, К6 – относится ко второй категории.
Для оценки класса
кредитоспособности проведем расчет суммы баллов, для определения оценочного
коэффициента.
Таблица 2.11 Расчёт
суммы баллов оценочных коэффициентов ООО «Пивоопторг»
Показатель |
Фактическое значение |
Категория |
Вес показателя |
Расчет суммы баллов |
К1 |
0,18 |
1 |
0,05 |
0,009 |
К2 |
0,31 |
2 |
0,10 |
0,031 |
КЗ |
4,12 |
1 |
0,40 |
1,648 |
К4 |
0,83 |
1 |
0,20 |
0,166 |
К5 |
0,046 |
2 |
0,15 |
0,0069 |
Кб |
0,041 |
2 |
0,10 |
0,0041 |
Итого |
X |
X |
1.00 |
1,865 |
Расчет суммы баллов ООО
«Пивооптторг» составляет 1,865.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|