МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дипломная работа: Современное состояние рынка пластиковых карт

    Дипломная работа: Современное состояние рынка пластиковых карт

    Введение

    Актуальность темы исследования в современных условиях развития мирохозяйственных связей происходит процесс интеграции экономик отдельных государств и изменение условий функционирования платежных систем, что находит свое проявление, прежде всего, в развитии безналичных форм расчетов. Одним из инструментов безналичных расчетов, бурное развитие которого наблюдается в течение последних лет, является банковская карта, его широкое применение одновременно характеризует степень интегрированности банковской системы и общества, развития банковских операций и платежного оборота.

    Очевидно, что уровень развития платежных систем позволяет решать весьма актуальную для банковского сектора проблему — поддержание ее ликвидности. В то же время в условиях глобализации мирового финансового пространства происходит втягивание национальных экономик различных стран в мировой финансовый кризис. В этой связи, на современном этапе следует применять экстренные меры, направленные на укрепление устойчивости казахстанской банковской и платежной систем. Нехватка ликвидности, ощущаемая в последнее время, снижает доверие к банковскому сектору, приводит к оттоку депозитов и сворачиванию деловой активности. Все это обуславливает потребность в перестройке денежно-кредитных отношений, в том числе и платежного оборота.

    Платежные карты, являющиеся по своей сути инструментом расчетов высокой ликвидности, в полной мере подвержены воздействию кризисных явлений. В связи с этим вопрос о перспективах развития платежного оборота, в том числе на базе широкого применения банковских карт, приобретает особую значимость в современных условиях.

    В научном мире платежную карту называют одним из ключевых элементов технологической революции в банковском деле. В этой связи изучение проблем функционирования и расширения границ использования пластиковых карт в Казахстане представляется особенно актуальным и приобретает в настоящее время практическую значимость.

    Экономисты называют платежную карту одним из ключевых элементов технологической революции в банковском деле. Поэтому изучение проблем использования и более обширного внедрения пластиковых карт в Казахстане представляется особенно актуальным и приобретает в настоящее время конкретную значимость.

    Платежная карта - один из самых динамично развивающихся инновационных банковских продуктов во всем мире, с каждым годом обнаруживаются новые возможности использования данного инструмента расчетов. Стоит отметить, что для Казахстана важны не только изменения самого продукта и новые возможности его использования, но и макроэкономический аспект внедрения платежных карт в оборот. Ведь платежная карта - это не только средство для формирования устойчивых пассивов, она также является одним из самых мощных инструментов, оказывающих влияние на структуру платежного оборота. Поэтому изучение карточных платежных систем на макроуровне и развитие соответствующих теоретических исследований приобрело важное значение для развития экономической науки. Кроме того, стоить отметить высокий уровень интеграции платежных карт в международное экономическое сообщество и непосредственную связь с многочисленными банковскими продуктами: от текущих счетов до паевых инвестиционных фондов. Постоянное расширение использования платежных карт на практике обуславливает необходимость дополнительного теоретического.

    В Казахстане, где остро стоит проблема зависимости от международных карточных платежных систем и недостаточной разработанности нормативной базы, регулирующей использование платежных карт, особую актуальность приобретают исследования, направленные на изучение перспектив развития карточного платежного оборота и направлений его совершенствования.

    Цель работы - является изучение современного состояния рынка пластиковых карт, исследование зарубежных платежных систем.

    Для достижения цели были поставлены следующие задачи

    -рассмотреть теоретические основы платежного оборота на базе банковских карт;

    -сравнить характеристики зарубежных платежных систем на базе банковских карт;

    -рассмотреть и обосновать рекомендации по совершенствованию платежного оборота посредством использования банковских карт.

    Объектом исследования является платежный оборот на базе банковских карт.

    Предметом исследования являются экономические отношения между субъектами карточных платежных систем, современное состояние и перспективы развития карточного платежного оборота.

    Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, список использованной литературы и приложений.


    Глава 1. Теоретические основы платежного оборота на базе банковских карт

    1.1 Экономическая природа платежного оборота

    Пластиковая карта – это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий владельцу возможность безналичной оплаты товаров и услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Принимающие карточку предприятия и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть). Банковская карточка – понятие для нашей страны еще новое, а поэтому многие до конца не понимают, что же это такое. Одни говорят о кредитных карточках, другие называют их банковские, третьи – пластиковыми. Однако это далеко не одно и то же.

    Скажем, пластиковые карточки называются так из-за материала, из которого они изготовлены. Называя их банковскими, уточняем, кто их эмитирует, т.е. выпускает, их выпускает банк, потому они и называются банковскими. А когда заходит речь о кредитных картах, то подразумевается схема расчетов между держателем карточки и эмитентом.

    Считается, что первыми возникли именно кредитные карточки.

    Идею кредитной карточки первым выдвинул Эдуард Беллами (Edward Bellamy) в книге "Взгляд в прошлое: 2000--1887" (Looking Backwards: 2000--1887), а первые попытки практического внедрения кредитных карточек из картона делались в США еще в 1920-е гг. предприятиями розничной торговли и нефтяными компаниями. Картонные карточки были недолговечными, поэтому десятилетием спустя начали появляться первые металлические, а затем и пластиковые карточки с тиснением (рельефной печатью). Их обслуживание можно было частично автоматизировать, используя оттиски с вытисненных символов и перенося информацию с карточки на заранее отпечатанные чеки (слипы).

    В послевоенные годы появились пластиковые кредитные карточки, которые стали использоваться при покупке бензина и автомобилей, авиабилетов и холодильников и др. В 1958 г. фирма American Express выпустила кредитные "карточки для богатых", и в том же году кредитные карточки пришли, наконец, в банковский мир. Первым эмитентом стал Bank of America из Сан-Франциско, приступивший к выпуску карточек BankAmeriсard. До середины шестидесятых годов система BankAmeriсard была монополистом в этой сфере банковской деятельности, предоставляя на договорной основе свои услуги и другим банкам. Затем чуть ли не все банки США бросились выпускать собственные кредитные карточки. Начался настоящий хаос, в результате которого банки понесли убытки в сотни миллионов долларов. Однако постепенно выкристаллизовались два центра: система Bank of America, впоследствии преобразованная в многоэмитентную систему с широко известным названием Visa, и банковское объединение, получившее после ряда переименований название Mastercard. Не последнюю роль в преодолении хаоса сыграл бурный рост возможностей вычислительной техники и программного обеспечения, благодаря которому удалось создать эффективную автоматизированную систему взаиморасчетов.

    Однако такой авторитетный исследователь банковского дела, как Льюис Мэнделл, считает что первой массовой платежной карточной системой стала Diners Club (Дайнерс Клаб ) созданная в 1949 году. В 1950-е годы свыше 100 американских банков начали свои программы кредитных карточек. Именно эта особенность позволила стать Diners Club первой массовой универсальной картой. Впервые возникает посредническая организация, берущая на себя проведение расчетов между клиентами и предприятиями торговли. Всего за год работы компания заключила договоры с 285 коммерческими точками и 35 тысячами держателями карт, с которых взималось 3 доллара в год. Уже в 1951 году годовой оборот составил 6,2 млн. долларов, а чистая прибыль — 61222 доллара. В 1952–1953 годах карточки Diners Club появились в Великобритании, Канаде, Мексике, Кубе.

    В шестидесятые же годы появились пластиковые карточки с магнитной полосой, несущей информацию "магнитные карточки", а для обслуживания таких карточек с использованием этой информации были созданы интеллектуальные электронные терминалы, размещаемые в магазинах и на предприятиях сферы услуг. Немного позднее появились банкоматы для выдачи купюр и монет. Удобство этих устройств привлекло к ним клиентов, число которых стало быстро расти, что привело даже к созданию специальных банкоматных карточек без рельефной печати, например Visa Electron для обслуживания в банкоматах и в торговых терминалах и Visa Plus для обслуживания только в банкоматах.

    В семидесятые годы платежные системы на основе пластиковых карточек появились в странах Европейского сообщества (система Europay, практически тождественная системе Visa) и Японии, а затем распространились по всему миру, проникнув в конце восьмидесятых годов и в Советский Союз.

    Географическая экспансия сопровождалась развитием технологии. Так, в восьмидесятых годах было создано оборудование, позволяющее печатать на карточках цветные рисунки и тексты, а также черно-белые фотографии, а в девяностых годах на карточках стали печатать цветные фотографии и графические изображения в красках, светящихся при облучении в ультрафиолетовой области спектра, и были созданы сканеры для получения цифрового представления подписей и отпечатков пальцев.

    Еще в 1974 г. бывший журналист Ролан Морено (Roland Moreno) из Франции запатентовал идею пластиковой карточки с микросхемой, или смарт-карточки, и основал для пропаганды своего изобретения фирму Innovatron. Четырьмя годами раньше аналогичная идея была запатентована в Японии, однако международного патента ее автор, доктор Кунитака Аримура (Kunitaka Arimura) не получил. При поддержке правительства Франции выпуск смарт-карточек был налажен рядом французских фирм еще в конце прошлого десятилетия.

    Изобретение, не оцененное вовремя по достоинству в Северной Америке, пришлось как нельзя более, кстати, в других странах. Одна из важнейших характеристик любой системы на базе пластиковых карточек - ее безопасность. А в странах, где платежи с помощью пластиковых карточек уже давно стали повседневностью, потери от разного рода криминальных действий достигают огромных сумм. В целом для магнитных кредитных и дебетовых карточек крупнейших компаний Visa и Mastercard эти потери составляют от 5,5 до 6% общей стоимости операций. Значительная доля таких потерь связана с подделками и кражей карточек. Именно здесь смарт-карточка ставит практически непреодолимый барьер на пути злоумышленников. Поэтому комбинированные карточки с магнитной полосой и микросхемой (национальная система CarteBleu) выпускаются во Франции уже несколько лет.

    В странах Центральной (бывшей Восточной) Европы первые международные карточки появились в 1991 году в Венгрии. С тех пор жители этих стран обзавелись более чем 300 тысячами карточек систем Europay International и VISA International.

    Работа по созданию в Казахстане платежных систем на основе пластиковых карточек началась в начале 90-х годов крупнейшими банками — Народным банком, Казкоммерцбанком, Алембанком.

    Первый банковский «карточный проект» был реализован в г. Ермаке в 1992 году. Ермаковский ферросплавный завод выступил инициатором и инвестором зарплатного проекта для снятия социального напряжения, связанного с недостатком наличных денег. Бала запущена первая программа «Иртыш-карт». Она предназначалась для обслуживания дебитных зарплатных карточек с магнитной полосой. Заработная плата держателям «Иртыш-карт» начислялась на специальные счета в Народном банке.

    Это был первый в Казахстане опыт создания региональной карточной системы, позволяющей держателям карточки обслуживаться не только в своем городе. В 1993–1995 годах Народный банк внедрил данную систему в других городах Восточно-Казахстанской области, а процессинговые центры, созданные в этих городах, вошли в единую коммуникационную сеть этого банка. Определенный этап в жизни казахстанцев занимают и карточные программы AlemCard и «Алтын-Карт», через которые реализовались зарплатные проекты для студентов и бюджетников, но которые так и не смогли стать основой национальной платежной карточной системы. Сегодня казахстанские банки засертифицировали в системах Mastercard и Visa возможность эмиссии и эквайринга совместимых карт VSDC и Mchip Lite, и основной банковской карточкой казахстанцев стала Visa с ее модификациями для разных категорий клиентов.

    Считается, что внедрение банковских карточек в качестве одного из основных средств безналичных расчетов является важнейшей задачей так называемой “технологической революции” банковской деятельности.

    Это средство расчетов безусловно обладает множеством несомненных достоинств как для владельцев карт, так и для кредитных учреждений, занимающихся их выпуском и обслуживанием. Для владельцев карт преимущества такие – удобство, надежность, практичность, экономия времени, отсутствие иметь при себе крупные суммы наличных денег.

    Для кредитных организаций – повышение конкурентоспособности и престижа наличие гарантий платежа, снижение издержек на изготовление, учет и обработку бумажноденежной массы, минимальные временные затраты и экономия живого труда.

    На сегодняшний день казахстанский банковский рынок наполнен всевозможными типами пластиковых карт, как международных, так и чисто внутренних, выпуском которых банки Казахстана занимаются самостоятельно. Международный “пластиковый бизнес” держится на трех “китах” – это Visa International, EuroCard/MasterCard и American Express. Это крупнейшие международные организации, объединивших под своими крышами огромное число кредитных организаций разных стран. Для того что бы стать эмитентом одной из перечисленных карт, банк должен стать членом любой из этой организации.

    Практически всем знакомы и доступны дисконтные карты типа IAPA, ETN, STB-Card, Union, “Золотая Корона”, по которым представляют скидки на авиабилеты, гостиничное обслуживание, рестораны, телефонные переговоры и т.д. Эти карточки можно приобрести так отдельно, так и в качестве “нагрузки” к платежным банковским картам.

    Банковские карточки VISA, EuroCard/MasterCard и American Express в этом плане являются универсальными. Их можно использовать как средство платежа, а кроме того, получить всевозможные льготы и скидки предоставляемые эмитирующими их платежными системами, то есть банками.

    При выборе пластиковых карт следует предварительно решить, где она будет использоваться: в Казахстане или за рубежом. Если большая часть предполагаемых транзакций будет совершена в Казахстане , то лучше приобрести теньговую пластиковую карточку любой из наиболее распространенных систем в РК. Она, во первых значительно дешевле международных , а во вторых, не придется терять деньги на конвертацию.

    Если карта будет использоваться за рубежом , то целесообразней будет приобрести карточку со счетом международной валюты.

    Банк заинтересован работать с карточками исходя из следующих соображений:

    - Они позволяют увеличивать объемы привлеченных ресурсов. Имеются в виду, во-первых, те суммы, которые владельцы карточек должны положить на свои спец. счета в банке. Во-вторых, это могут быть страховые депозиты, к которым банки прибегают для обеспечения большей надежности «карточных» операций.

    - За все операции с карточками (покупка, обналичивание, конвертирование) банк, как правило, взимает комиссионные. Кроме того, клиент платит за получение самой карточки.

    - Повышается конкурентный потенциал банка с учетом общемировой тенденции вытеснения из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков, растет авторитет банка как участника инновационных процессов.

    Что касается менее приятной стороны «карточного» бизнеса, то для банка она связана с весьма высокими затратами, особенно в начале работы с карточками (вступление в уже существующую систему или организация собственного процессингового центра, затраты на техническое и программное обеспечение, налаживание связи с магазинами и т.д.).

    Высокие затраты, а также слабое развитие современных средств связи, без которых нельзя вести обслуживание карточек, и некоторые другие обстоятельства делают крупные инвестиции в карточный бизнес в условиях переходной экономики рискованными.

    Важным направлением обслуживания клиентов банков с использованием новейшей электронной техники является предоставление им электронных услуг в магазинах. В системах межбанковских электронных переводов денежных средств в торговых организациях осуществляется перечисление средств со счета покупателя на счет продавца в момент покупки или в отдельных случаях с отсрочкой платежа по желанию клиента. Большинство операций выполняется при помощи пластиковых карточек, которые вышли на передовые позиции в организации платежного оборота высокоразвитых стран Запада, чеки и чековые книжки. В последние годы ведутся работы по внедрению многоцелевых карточек, которые можно использовать как кредитные, платежные, чековые гарантийные карточки.

    Механизм выпуска пластиковых карт следующий. Банк-эмитент принимает письменное заявление от клиента на открытие счета. Положительное решение по заявке клиента на получение карточки выносится после тщательного изучения его финансового положения и оценки риска неплатежа. Клиент (или работодатель работнику, иные лица) перечисляет деньги на счет.

    Банк-эмитент выпускает пластиковую карту, обеспечивая при этом технические, персональные и иные ее характеристики и выдает ее клиенту под личную роспись.

    Банк-эмитент ведет учет выданных пластиковых карт и операции при помощи пластиковой карты по зачислению на счет средств, их списания и по детализированию счета, взимая за обслуживание пластиковой карты от 0,5 – 1,5 % от сделки.

    При выдаче карточки клиенту осуществляется ее персонализация - на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать карточку и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Процесс утверждения продажи или выдачи наличных по карточке называется авторизацией. Для ее проведения точка обслуживания делает запрос платежной системе о подтверждении полномочий предъявителя карточки и его финансовых возможностей.

    Технология авторизации зависит от схемы платежной системы, типа карточки и технической оснащенности точки обслуживания.

    При осуществлении расчетов держатель карточки ограничен рядом лимитов. Характер лимитов и условия их использования могут быть весьма разнообразными. Однако в общих чертах все сводится к двум основным сценариям. Например, держатель дебетовой карточки должен заранее внести на свой счет в банке-эмитенте некоторую сумму. Ее размер и определяет лимит доступных средств. При осуществлении расчетов с использованием карточки синхронно уменьшается и лимит. Контроль лимита осуществляется при проведении авторизации, которая при использовании дебетовой карточки является обязательной всегда. Для возобновления (или увеличения) лимита держателю карточки необходимо вновь внести средства на свой счет.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.